МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х
послепродажного обслуживания;
• инновационные: применение в производственной деятельности хозяйствующего субъекта результатов НИОКР;
• культурные: успешное функционирование в странах с близкой культурой.
Фирма может не иметь всех перечисленных конкурентных преимуществ, а может обладать и другими.
Важной целью повышения конкурентоспособности предприятия является достижение наилучших или необходимых условий для воспроизводственной деятельности, завоевание рынка и получение прибыли.
Основными путями повышения конкурентоспособности предприятия являются: использование нововведений в производстве, повышение квалификации сотрудников, улучшение условий труда, анализ конкурентов, использование эффективных рекламных мероприятий, регистрация своего товарного знака и использование фирменных марочных изделий. [1]
Применяя эти пути, предприятие может повысить свою конкурентоспособность и укрепить свою финансовую устойчивость. Устойчивое повышение конкурентоспособности предприятия может быть обеспечено только при условии долгосрочного, непрерывного и поступательного совершенствования всех детерминантов конкурентоспособности.
Под конкурентоспособностью товара подразумевается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.
Успех компании обусловлен способностью предложить продукты и услуги, которые наилучшим образом соответствуют потребностям рынка и потребителей. Только путем выявления сильных и слабых сторон конкурентов, можно правильно оценить свой потенциал, цели и стратегии, которые позволят в будущем стратегической ориентации на точно ту сторону, где слабее конкурента. И это будет лучший способ расширить свои собственные конкурентные преимущества. Поэтому важно уделять пристальное внимание этому аспекту предприятия как конкурентоспособность.
Список использованной литературы
1. Габибова М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия. Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 85-87.
2. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. -Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2014. - 194 с.
© Молодцова С.П., Бусыгина Е.В., 2017
УДК 657
Некрасова Екатерина Анатольевна
Магистрант, ВФ РЭУ имени Г.В.Плеханова
г.Воронеж, РФ, E-mail: oopp-36@mail.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
Реализация товаров завершает кругооборот средств в торговой организации, приводящий к
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_
приращению денежных средств. В связи с этим возникает необходимость проведения анализа себестоимости проданных товаров и продажных цен, а также расчетов и оплаты товаров покупателями. В статье рассмотрены основные направления проведения анализа реализации товаров, в том числе уделено внимание обзору аналитических процедур, используемых при планировании и принятии управленческих решений в области реализации товаров.
Ключевые слова
Реализация товаров, анализ продажи товаров, ассортиментная политики, анализ дебиторской задолженности.
Процесс реализации товаров завершает кругооборот хозяйственных средств в торговой организации. Именно на этой стадии происходит процесс обмена товаров на денежные средства, что в свою очередь определяет необходимость анализа себестоимости проданных товаров и продажных цен, а также расчетов и оплаты товаров покупателями.
Вместе с тем для хозяйствующего субъекта цикл продаж имеет непосредственную взаимосвязь с получением доходов, то есть сопряжен с исчислением расходов на продажу, налогов и прибыли от продажи товаров.
Цикл продажи товаров является основным объектом управленческой деятельности всего административного персонала торговой организации, именно здесь принимаются управленческие решения и протекают процессы, необходимые для обеспечения необходимых объем реализации.
Проанализировав процесс продажи товаров и его отдельные управленческие аспекты автором были определены следующие основные направления проведения анализа процесса реализации товаров:
- анализ оптового товарооборота,
- анализ издержек обращения,
- разработка ассортиментной и ценовой политики с использованием маржинального подхода группировки затрат,
- анализ и планирование бюджета продаж,
- анализ оплаты товаров, то есть анализ дебиторской задолженности покупателей,
- анализ конкурентов.
При анализе оптового товарооборота анализируют:
- на сколько выполняется план по общему объему оптовой реализации товаров, то есть сравнивают фактические полученные показатели с теми, что запланированы по плану, выявляют отклонения и их причины;
- динамику оптового товарооборота, то есть рассматривают как изменяются объемы товарооборота в течение нескольких изучаемых периодов. В качестве отчетных периодов может быть выбран любой период, например, год, квартал, месяц и т.д., что позволяется отследить тенденции изменения изучаемых показателей и на основе этого строить прогнозные планы по реализации товаров;
- состав и структуру оптового товарооборота. При проведении такого анализа товары группируются по номенклатурным группам, и по каждой из них рассматривается изменение за изучаемый период, а также рассчитывается удельный вес каждой группы товаров в общей величине товарооборота. Помимо группировки по номенклатурным группам могут использоваться и другие группировки оптового товарооборота. Например, реализация товаров со склада и транзитом, продажа предприятиям розничной торговли и реализация производственным предприятиям, исходя из способа оплаты за поставленные товары (с предварительной оплатой, по мере отгрузки товаров, отпуск в кредит или рассрочкой платежа) и др.;
- выполнение договорных обязательств перед покупателями по поставке товаров. Причинами недопоставки могут быть нарушения по общему объему поставки, ассортименту, количеству, качеству, срокам отгрузки товаров, условиям транспортировки и др.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_
Анализ издержек обращения начинают с выявления абсолютных отклонений фактических данных от плановых и расчетом темпов изменения уровня расходов на продажу в целом, а также разрезе отдельных статей затрат.
Для оценки издержек обращения может применяться показатель затратоотдачи, определяемой отношением товарооборота к сумме издержек обращения.
Мастеров А.И. [6] полагает, что одним из ключевых направлений при анализе ассортиментной и ценовой политики выступает CVP-анализа (известного также как анализ "затраты - объем выпуска -прибыль") широко распространенный в управленческом учете.
Данный подход можно использовать не только относительно производственных предприятий, но и применительно к торговой деятельности. Так, основываясь на значении показателя маржинальной прибыли по отдельным видам товаров можно разработать оптимальную структуру закупки товаров для обеспечения максимального показателя прибыли от продаж.
При использовании маржинального подхода в процессе оптимизации ассортиментной и ценовой политики затраты на производство и продажу товаров представляются в разрезе постоянных и переменных затрат по отношению к объемам реализации товаров. Для повышения эффективности и упрощения проводимого анализа на основе маржинального подхода из расчетов исключается влияние постоянных затрат, таких, например, как амортизация оборудования, аренда помещения, заработной платой работников в виде оклада.
По мнению автора, применение CVP-анализа в торговой деятельности позволяет реализовать следующие управленческие возможности для повышения эффективности работы организации торговли:
- определение объемов и ассортимента товаров, обеспечивающих безубыточную деятельность организации;
- разработка оптимальной объема и структуры реализации с точки зрения максимизации показателя прибыли,
- проведение анализа влияния изменения структуры товаров и изменений цен реализации на результаты деятельности и безубыточность организации;
- выявление наиболее рентабельных позиций продаваемых товаров и использование данной информации при составлении планов продажи.
Также данный подход предлагается использовать при формировании оптимальной сбытовой программы в условиях наличия ограничивающих факторов ("узких мест"), исходя из показателя вклада в прибыль на единицу ограничивающего фактора для каждого вида продаваемого товара.
Все бюджеты в системе бюджетирования организации составляются на основе прогноза объема продаж. Наряду с бюджетами на предстоящий период в процессе бюджетирования составляются отчеты об исполнении бюджетов за истекший период.
Неразрывно с процессом реализации товаров связаны операции по возникновению и погашению дебиторской задолженности покупателей. Данный вопрос является существенным так как влияет на объем денежных средств, находящихся в распоряжении организации, а, следовательно, и на финансовые возможности предприятия по ведению и расширению деятельности.
Валинуров Т.Р. [3] предлагает использовать для анализа дебиторской задолженности следующие показатели:
- коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности,
- срок погашения дебиторской задолженности,
- коэффициент погашения дебиторской задолженности
- коэффициент инкассации дебиторской задолженности
- доля дебиторской задолженности в объеме оборотных активов
- соотношение темпов роста дебиторской задолженности с темпами роста выручки от продаж.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_
Определение состояния дебиторской задолженности позволяет оценить наличие сомнительных долгов с учетом сроков возникновения, погашения и просрочки задолженности.
Долги признаются сомнительными, если они не погашены в срок, предусмотренный договором или не обеспечены залогом, поручительством или банковской гарантией (ст. 266 НК) [1].
По таким долгам организация может сформировать резерв согласно налоговому законодательству в следующем порядке исходя из срока просрочки:
- до 45 дней - в резерв не включается,
- от 45 до 90 календарных дней (включительно) - в размере пятидесяти процентов от суммы долга;
- более 90 календарных дней - в общей сумме задолженности.
Видно, что аналитическая работа, проводимая относительно дебиторской задолженности покупателей может иметь вполне прикладной характер ее использования.
Булгакова С.В. [2] анализ конкурентов рассматривает как составной элемент внешнего стратегического анализа, то есть анализа внешней окружающей среды, который предполагает: оценку структуры конкурентов (структурный анализ конкурентов) и оценку стратегических конкурентных позиций (анализ стратегических позиций конкурентов).
Для проведения структурного анализа конкурентов применяются следующие методики аналитической работы: анализ сильных и слабых сторон (SWOT-анализ) конкурентов, анализ жизненного цикла продуктов конкурентов; анализ финансовых показателей деятельности конкурентов; анализ расходов (затрат) конкурентов.
Анализ стратегических позиций конкурентов проводится с использованием следующих аналитических инструментов: ассортиментный (портфельный) анализ конкурентов, мониторинг стратегической позиции конкурентов и анализ их стратегического позиционирования, анализ эффекта обучения и эффекта масштаба конкурентов, анализ радикального (кардинального) сокращения затрат, стратегический анализ цепочки ценности [2].
Таким образом, при анализе процесса реализации товаров существует возможность использования не только классических методов экономического анализа (таких как, горизонтальный и вертикальный анализ, расчет коэффициентов), но и методов маржинального подхода, широко используемого в управленческом учете.
Список использованной литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ http : //www .consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/
2. Булгакова С.В. Аналитические инструменты стратегического управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2015. N 20. С. 51 - 65.
3. Валинуров Т.Р., Трофимова Т.В. Специфика оценки дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия // Международный бухгалтерский учет. 2015. N 31. С. 12 - 23.
4. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Магистр, ИНФРА-М, 2015. 448 с.
5. Криган В. Гибкий бюджет и анализ отклонений / В. Криган // Консультант, N 1, январь 2012 г.
6. Мастеров А.И. Управленческий учет и анализ ассортиментной и ценовой политики как инструмент повышения эффективности деятельности организации // Международный бухгалтерский учет. 2015. N 9. С. 27 - 39.
7. Сидорова М.И., Мастеров А.И. Экономико-математические модели в управленческом учете и анализе: Монография. М.: Дашков и К, 2013. 229 с.
© Некрасова Е.А., 2017