5. Богословский, В.И. Академическая мобильность: реализация в Болонском процессе / В.И. Богословский, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына. - Методическое пособие для студентов. - СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - С. 29-31
6. Академический английский: языковая подготовка к обучению в университете за рубежом [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ihriga.1v/1/1/ru/159
7. Стернин И.А. Языковые проблемы интеграции образовательных систем // Проблемы и перспективы интеграции высшей школы России в мировую систему образования и науки: Мат-лы междунар. науч. конф. 20-21 февраля 2001 года. - Воронеж, 2001. -Часть 2. - С. 141-142.
8. Обучение за рубежом: English для абитуриента [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.eng1ish.1anguage.ru/abroad/abroad31 .html, свободный.
9. Короткина И.Б. Возможности использования зарубежного опыта развития академических языковых навыков в российском образовании. - Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». - №3. - М.: Изд-во МГОУ, 2009. - С. 82-83.
10. Kelly T., EASE: Essential Academic Skills in English: Volume 1 CD-Rom: Listening to Lectures, Seminar Skills 1: Presentations, Seminar Skills 2: Discussions, the University of Warwick, 2006.
11. Обучение английскому языку специальности в вузах современной России: результаты предпроектных исследований. / Под ред. Л.Б.Кузнецовой и Саймона Вайнтруба. - СПб:
«Петрополис», 2002. - С. 10. -♦ ^-
УДК 811.111:004.738.5:316.628
Кабанова Н.А.
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ИНСТРУМЕНТОВ LMS MOODLE ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
В статье рассматриваются вопросы развития мотивации студентов и её компонентов с использованием открытых Интернет-ресурсов и инструментов LMS Moodle. Автор показывает, какие ресурсы и инструменты являются оптимальными для развития каждого из выделяемых исследователями компонента мотивации (аффективного (эмпатического), личностного, инициирующего, инструментального, когнитивного, продуктивного, рефлексивного и целеполагающего).
Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, мотивация, современные технологии, открытые инструменты электронного обучения.
В современной парадигме образования понятие «личностно-ориентированное обучение» неразрывно связано с так называемым компетентностным подходом, т.е. подходом к развитию личности учащегося путём формирования и развития компетенций - информационной,
коммуникативной, социокультурной, учебно-познавательной. Современные средства обучения, в том числе инструменты сетевого дистанционного обучения, предоставляют педагогу широкие возможности для реализации этого подхода, обеспечивая при методически правильном их использовании комплексное всестороннее развитие личности обучающегося через изучаемые предметы.
Учебно-познавательная компетенция является обязательной составляющей в характеристике учащегося и определяется как «способность управлять своей учебной деятельностью, «принимать роль учителя на себя»». Одним из ключевых компонентов данной компетенции является мотивационный [1].
В процессе овладения иностранным языком мотивация к самостоятельной учебной деятельности формируется у учащегося в результате сближения внешних (социальных) и внутренних (познавательных) мотивов. При этом у «опытного изучающего язык» [3] мотивация носит комплексный характер. Выделяют такие компоненты мотивации, как: аффективный (эмпатический), личностный, инициирующий, инструментальный, когнитивный, продуктивный, рефлексивный (самооценочный), целеполагающий.
Рассмотрим данные компоненты с позиции возможности их развития с использованием доступных (открытых, бесплатных) инструментов электронного обучения - от компьютерных программ до систем управления обучением (таких как MOODLE).
Аффективному (эмпатическому) компоненту мотивации к изучению иностранных языков придают большое значение [1, 4]. Учащийся проявляет интерес к иной культуре, традициям, социальным нормам поведения - таким образом, возникает заинтересованность, эмоциональная вовлечённость в процесс овладения иностранным языком и иноязычной культурой. Формированию данного компонента могут способствовать, например, подборка интернет-сайтов и порталов страноведческой и культуроведческой направленности на языке, организация проектной работы страноведческой тематики в сети (используя инструменты Wiki, google docs, ресурсы и элементы курса MOODLE (веб-страницы, глоссарии, форумы); студенческие проекты, приуроченные к национальным праздникам (создание презентаций и их обсуждение в сети, "виртуальный праздник" - подборка материалов, ссылок, создание мультимедиа на тему праздника и т.п.).
Личностный компонент можно охарактеризовать фразой «У меня всё получится!», т.е. это - уверенность в своих силах и ориентация на успех. Развитию данного компонента способствуют такие приёмы, как: использование дифференцированных (по уровню) заданий (может быть реализован с помощью группового режима в оболочке MOODLE), организация общения на форумах (MOODLE) - мотивирующие сообщения преподавателя, положительные отзывы о работе и т.п., использование цветовой разметки при оценивании заданий (проверка assignments (заданий) - MOODLE),
предоставление нескольких попыток выполнения задания, гибкие сроки их выполнения (настройки MOODLE).
Инициирующий компонент мотивации можно также назвать самомотивацией, которая проявляется как «готовность учащегося брать ответственность за процесс и результат изучения языка на себя»[1]. Развитию такой ответственности будет способствовать участие студентов в обсуждении и оценивании работ (Workshop (семинар) и форумы в MOODLE), доступность своих оценок, отслеживание прогресса ("Оценки" и "Отчёты о деятельности" в MOODLE), возможность сформировать индивидуальный образовательный маршрут (Ссылки на веб-страницы с дополнительными материалами, дополнительные задания).
Инструментальный компонент выражается в удовлетворении от процесса изучения языка, чему, безусловно, способствуют интерактивные упражнения (например, созданные в программе Hot Potatoes); визуальные эффекты, оформление (презентации Power Point, Веб-страницы); аудио и видео материалы (Медиацентр в MOODLE, подкасты); ссылки на интересные сайты, англоязычные чаты, языковые клубы; участие в деятельности сообществ и групп, связанных с изучением иностранных языков, в социальных сетях.
Когнитивный компонент мотивации можно описать как удовлетворённость достигнутым результатом. Сформировать такую удовлетворённость можно, прежде всего, грамотно используя инструменты оценивания, а также обеспечивая возможность применения полученных знаний на практике (общение с носителями языка в чатах, Skype и т.п.).
Рефлексивный компонент заключается в способности учащегося осознать свои проблемы и найти способы их решения. Чтобы помочь ему в этом, можно использовать развёрнутые отзывы о работах (assignments (задания) в MOODLE), цветовую разметку при проверке работ, совместно создать FAQ (Часто Задаваемые Вопросы), использовать дифференцированные задания и ссылки на справочные материалы в сети, а также поддерживать постоянный личный контакт (обмен сообщениями в MOODLE, группы в социальных сетях).
Целеполагающий компонент выражается в стремлении к созданию собственного речевого продукта, т.е. личностно-значимого образовательного продукта [2]. Для этого в электронном обучении используются творческие задания (Web-quest, тематические форумы и чаты, индивидуальные и групповые проекты - Power Point, Wiki, глоссарий).
Современные технологии предоставляют педагогу возможность широкого выбора средств обучения, но только грамотное их применение и тщательный отбор способствуют достижению результата в соответствии с поставленными целями и задачами. Развитие мотивации учащихся - всего лишь пример такой цели, достижению которой способствует использование инструментов LMS MOODLE и других вышеупомянутых средств электронного обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам. Продуктивные образовательные технологии. - М., 2010.
2. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников. Методика продуктивного обучения. - М., 2000.
3. Stern, H. What can we learn from a good language learner? // Canadian Modern Language Review. - 1975. - №31.
4. Ushioda, E. Learner Autonomy. Motivation. - Dublin, 1998.
УДК 811.111'232:378.147
Бойцова Е.М.
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
К ВОПРОСУ О ПРЕОДОЛЕНИИ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
В связи с тем, что Россия стала частью глобального мира, появилась необходимость в обучении специалистов, способных с лёгкостью говорить и понимать речь собеседника, так как всё чаще и чаще встречается спонтанная речь в публичном общении. В данной статье рассматриваются фонетические особенности спонтанной речи, затрудняющие ее адекватное восприятие, и обсуждаются способы преодоления этих трудностей.
Ключевые слова: аудирование, английский язык, обучение, спонтанная речь, фонетическая организация текста.
Одной из основных проблем современной системы образования является противоречие между быстрыми темпами распространения информации в современном мире и ограниченными возможностями ее усвоения индивидом. Решением этой проблемы занимаются ученые различных направлений. Одной из актуальнейших задач современной методики является обучение восприятию иноязычной речи. Известны имена следующих авторов, которые, занимались этой проблемой в нашей стране: М.Л. Вайсбурд, Н.В. Елухина, И. А. Зимняя, Н.И. Гез, Я.М. Колкер, Е.С. Устинова и ряд других.
Несмотря на значительный интерес к проблемам аудирования этот предмет всегда проигрывал чтению в смысле времени и усилий, которые тратятся на занятиях на обучение этим рецептивным аспектам. Это связано с тем, что чтение представляется более важным предметом, нежели аудирование, в связи с наличием большого числа письменных документов, связанных с