Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОНЛАЙН ПЛАТФОРМ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОНЛАЙН ПЛАТФОРМ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
онлайн платформы / иностранные языки / мотивация / цифровые технологии / самообучение / коммуникативные навыки / online platforms / foreign languages / motivation / digital technologies / self-learning / communication skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулиева М. Ч., Султанов К. Г.

Статья посвящена исследованию использования ресурсов образовательных онлайн-платформ при обучении иностранному языку на старшем этапе обучения. Рассматриваются возможности онлайн-платформ для повышения эффективности освоения языковых навыков, а также их влияние на развитие самостоятельности и мотивации учащихся. Особое внимание уделено анализу конкретных образовательных платформ, таких как Duolingo, Coursera, и Italki, и их роли в формировании навыков аудирования, чтения, письма и устной речи. Выявлены преимущества и ограничения использования данных инструментов в образовательном процессе. Описаны примеры интеграции онлайн-платформ в учебный процесс для подготовки к международным экзаменам и повышения академической успеваемости. Отмечается необходимость комплексного подхода к внедрению цифровых технологий для максимальной пользы учащихся. В заключение предложены рекомендации по оптимизации использования онлайн-ресурсов в обучении иностранным языкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF EDUCATIONAL RESOURCES ONLINE PLATFORMS FOR LEARNING FOREIGN LANGUAGE LANGUAGE AT SENIOR STAGE OF LEARNING

The article is devoted to the study of the use of the resources of online educational platforms in teaching a foreign language at the senior stage of education. The possibilities of online platforms for improving the effectiveness of language skills development, as well as their impact on the development of independence and motivation of students, are considered. Special attention is paid to the analysis of specific educational platforms such as Duolingo, Coursera, and Italki, and their role in the formation of listening, reading, writing, and speaking skills. The advantages and limitations of using these tools in the educational process are revealed. Examples of the integration of online platforms into the educational process for preparing for international exams and improving academic performance are described. It is noted that there is a need for an integrated approach to the introduction of digital technologies for the maximum benefit of students. In conclusion, recommendations are proposed for optimizing the use of online resources in teaching foreign languages.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОНЛАЙН ПЛАТФОРМ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 371 Кулиева М. Ч., Султанов К.Г.

Кулиева М.Ч.

студентка 3 курса Дагестанский государственный университет (г. Махачкала, Россия)

Султанов К.Г.

к. фил. н., доцент кафедры английского языка Дагестанский государственный университет (г. Махачкала, Россия)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОНЛАЙН ПЛАТФОРМ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация: статья посвящена исследованию использования ресурсов образовательных онлайн-платформ при обучении иностранному языку на старшем этапе обучения. Рассматриваются возможности онлайн-платформ для повышения эффективности освоения языковых навыков, а также их влияние на развитие самостоятельности и мотивации учащихся. Особое внимание уделено анализу конкретных образовательных платформ, таких как Duolingo, Coursera, и Italki, и их роли в формировании навыков аудирования, чтения, письма и устной речи. Выявлены преимущества и ограничения использования данных инструментов в образовательном процессе. Описаны примеры интеграции онлайн-платформ в учебный процесс для подготовки к международным экзаменам и повышения академической успеваемости. Отмечается необходимость комплексного подхода к внедрению цифровых технологий для максимальной пользы учащихся. В заключение предложены рекомендации по оптимизации использования онлайн-ресурсов в обучении иностранным языкам.

Ключевые слова: онлайн платформы, иностранные языки, мотивация, цифровые технологии, самообучение, коммуникативные навыки.

Использование ресурсов образовательных онлайн-платформ при обучении иностранному языку на старшем этапе обучения становится все более актуальной и значимой темой в условиях стремительного развития цифровых технологий и глобализации образовательных процессов. В последние годы наблюдается существенное изменение традиционных подходов к обучению иностранным языкам, что связано с необходимостью адаптации учебных процессов к цифровому пространству и требованиям современного общества, ориентированного на знания и владение информационными технологиями. В условиях старшего этапа обучения, который охватывает учащихся средней и старшей школы, а также студентов высших учебных заведений, ключевая задача преподавателей заключается в развитии у обучающихся не только языковой компетенции, но и самостоятельных навыков работы с информацией, критического мышления и цифровой грамотности [1, с. 293].

В условиях современной цифровой эпохи, где доступ к информации значительно упрощен, образовательные платформы, такие как Duolingo, Babbel, Rosetta Stone, Coursera, EdX и Memrise, предлагают широкие возможности для изучения иностранных языков, особенно для старшеклассников и студентов вузов, где требуются углубленные знания языка для академической и профессиональной деятельности.

Одним из ключевых преимуществ онлайн-платформ является гибкость обучения. Например, платформа Duolingo предлагает упражнения на основе принципов геймификации (gamification), где обучающиеся выполняют задания в форме увлекательных игр, что позволяет поддерживать высокий уровень мотивации и вовлеченности. Благодаря адаптивному обучению (adaptive learning), платформа автоматически корректирует уровень сложности упражнений в зависимости от прогресса учащегося, обеспечивая индивидуализированный подход и тем самым минимизируя риск демотивации. Например, если студенту сложно усвоить определённые грамматические конструкции, система предлагает дополнительные задания и повторение до тех пор, пока материал не будет усвоен [2, с. 244].

Еще одним важным преимуществом является возможность развития навыков аудирования (listening skills). Платформы, такие как Rosetta Stone и Babbel, интегрируют в свои курсы множество аудиоматериалов, записанных носителями языка. Учащиеся могут слушать диалоги на различные темы и сразу же повторять услышанное, что позволяет улучшить произношение (pronunciation) и развить восприятие на слух. Например, Rosetta Stone использует методику погружения (immersion method), где новый материал подаётся полностью на изучаемом языке, что помогает студентам быстрее привыкнуть к естественному звучанию речи и улучшить понимание контекста.

Платформа Quizlet является незаменимым инструментом для запоминания новой лексики (vocabulary acquisition). С помощью создания наборов карточек (flashcards), студенты могут систематически изучать новые слова и фразы, используя разные методы запоминания, такие как спейсед повторение (spaced repetition), что позволяет укрепить долговременную память. Например, если студенту необходимо подготовиться к экзамену, он может создать набор карточек с терминологией по теме и повторять их в режиме «тест» или «письмо» для закрепления знаний. Memrise также использует флешкарты, но дополняет их интерактивными видео с участием носителей языка, что помогает лучше ассоциировать новые слова с их реальным использованием.

Онлайн-платформы активно способствуют развитию навыков письма (writing skills) и чтения (reading skills). Например, на Coursera и EdX представлены курсы от ведущих университетов мира, такие как "Academic English: Writing" или "English for Career Development", которые помогают учащимся не только развивать языковые навыки, но и готовиться к академическим и профессиональным вызовам. Курсы включают в себя эссе, письменные задания и проверку грамматики с обратной связью от преподавателей и других учащихся. Это позволяет студентам совершенствовать свои навыки написания структурированных текстов и анализа прочитанного материала [3, с. 114].

Для развития коммуникативных навыков (communication skills) и умения вести диалог (speaking skills) платформы, такие как Italki и Tandem, предлагают возможность общения с носителями языка через видео- и аудиочаты. Например, на Tandem студенты могут выбрать партнера для обмена языками (language exchange), где один помогает улучшать язык другого. Это позволяет учащимся практиковать разговорную речь в реальных ситуациях, что особенно полезно для подготовки к международным экзаменам, таким как IELTS или TOEFL, где проверяются навыки устного общения.

EdX и Coursera также способствуют развитию академических навыков на английском языке через курсы, посвященные узкоспециальным темам, таким как "English for Science, Technology, Engineering, and Mathematics (STEM)". Эти курсы помогают студентам освоить профессиональную терминологию и научный язык, что является необходимым для успешного написания научных статей и подготовки к международным конференциям. В условиях глобализации и развития междисциплинарных исследований такие навыки становятся критически важными для студентов старших курсов и аспирантов.

Одним из самых значительных аспектов использования образовательных платформ является их способность формировать навыки самостоятельного обучения (self-directed learning). В условиях старшей школы и вуза учащиеся должны уметь самостоятельно находить и анализировать информацию, а также организовывать своё время для эффективного изучения материала. Например, студенты могут самостоятельно выбирать курсы на Coursera, настраивать расписание занятий и отслеживать свой прогресс, что развивает навыки тайм-менеджмента и ответственности [4, с. 141].

Подводя итог, использование образовательных онлайн-платформ при обучении иностранному языку на старшем этапе обучения предоставляет широкие возможности для углубленного освоения языка, развития самостоятельности и подготовки к академической и профессиональной деятельности. Платформы, такие как Duolingo, Coursera, Italki, EdX и Memrise, позволяют интегрировать язык в повседневную жизнь обучающихся,

обеспечивая доступ к аутентичным материалам и коммуникативным практикам. Это, в свою очередь, способствует подготовке учащихся к вызовам XXI века, где знание иностранных языков является неотъемлемой частью успешной карьеры и социальной активности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Атаманова А.Г. Применение Интернет-технологий в учебном процессе на примере обучения английскому языку Fundamental science and technology: Сборник конференции, Уфа, 14 апреля 2023 года. С. 293-298;

2. Древина А.Е. Применение интернет-технологий в обучении английскому языку // Лингвистика и лингводидактика в свете современных научных парадигм: Сборник конференции. Иркутск, 2021. - С. 244-249;

3. Катермина В.В. Роль интернет-технологий в обучении иностранному языку // Актуальные вопросы преподавания иностранного языка в высшей школе: Сборник конференции, Чебоксары, 2022. - С. 114-118;

4. Коротина А.С. Использование современных Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в школе // Инновационные технологии в науке и образовании: сборник конференции, 2017. - С. 141-143

Kuliyeva M. Ch., Sultanov K. G.

Kuliyeva M.Ch.

Dagestan State University (Makhachkala, Russia)

Sultanov K.G.

Dagestan State University (Makhachkala, Russia)

USE OF EDUCATIONAL RESOURCES ONLINE PLATFORMS FOR LEARNING FOREIGN LANGUAGE LANGUAGE AT SENIOR STAGE OF LEARNING

Abstract: the article is devoted to the study of the use of the resources of online educational platforms in teaching a foreign language at the senior stage of education. The possibilities of online platforms for improving the effectiveness of language skills development, as well as their impact on the development of independence and motivation of students, are considered. Special attention is paid to the analysis of specific educational platforms such as Duolingo, Coursera, and Italki, and their role in the formation of listening, reading, writing, and speaking skills. The advantages and limitations of using these tools in the educational process are revealed. Examples of the integration of online platforms into the educational process for preparing for international exams and improving academic performance are described. It is noted that there is a need for an integrated approach to the introduction of digital technologies for the maximum benefit of students. In conclusion, recommendations are proposed for optimizing the use of online resources in teaching foreign languages.

Keywords: online platforms, foreign languages, motivation, digital technologies, self-learning, communication skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.