ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
ВИРТУАЛЬНЫЕ МИРЫ: ИСКУССТВО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Григорьева Ирина Витальевна
Кандидат педагогических наук, доцент, Московский инновационный университет (г. Москва), e-mail: [email protected]
Поветкин Антон Сергеевич
Аспирант, Московский инновационный университет (г. Москва), e-mail: [email protected]
DOI: 10.24412/1029-3388-2024-1-64-70 Аннотация:
Введение: Данная статья посвящена игровым образовательным технологиям. За последние годы модернизации системы образования в сторону цифровой трансформации активно используются компьютерные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и разнообразные электронные средства обучения (ЭСО), включая цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) и электронные образовательные ресурсы (ЭОР). С развитием интернета и компьютерных технологий стали доступными онлайн-платформы и виртуальные классы для изучения иностранного языка, эти инновационные платформы предоставляют обучающимся возможность обучаться в интерактивной среде, выполнять увлекательные задания и участвовать в языковых играх. Популярные приложения и веб-сайты, такие как Duolingo, Rosetta Stone и Babbel, предлагают захватывающие учебные материалы и тренировки. Мобильные приложения также стали неотъемлемым инструментом для изучения иностранных языков, они предлагают разнообразные уроки, учебные игры и обучающие карточки с визуальными и аудио-подсказками, что делает обучение более интерактивным и увлекательным.
2) Материалы и методы: Проведен анализ применения игровых методов и приемов в процессе обучения иностранному языку и их воздействие на мотивацию и активность учащихся.
3) Результаты исследования: В статье представлены рекомендации по интеграции игровых образовательных технологий в учебный процесс на уроках иностранного языка.
4) Обсуждение и заключения: Обучение становится эффективным, если ученики активно вовлечены в процесс. Применение игровых образовательных
технологий в учебном процессе стимулирует учащихся к активности, в контексте игры, учащиеся становятся активно вовлеченными в процесс запоминания, применения, адаптации и усвоения информации. Это также активизирует интеллектуальную и познавательную активность учащихся. Другим важным аспектом игровых технологий является возможность немедленно применить полученные знания на практике, что стимулирует мотивацию к обучению, использование игр позволяет развивать все аспекты речевой деятельности у учащихся.
Ключевые слова: игровые образовательные технологии, игровые методы, обучение иностранному языку, методы обучения, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные средства обучения (ЭСО), цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), электронные образовательные ресурсы (ЭОР), мотивация, активное обучение, ролевые игры, соревновательные игры.
VIRTUAL WORLDS: THE ART OF LEARNING THROUGH GAME TECHNOLOGIES
Grigorieva Irina Vitalievna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Moscow Innovative University (Moscow), e-mail: [email protected]
Povetkin Anton Sergeyevich
Postgraduate student, Moscow Innovative University (Moscow), e-mail: grigoirina@ mail.ru
DOI: 10.24412/1029-3388-2024-1-64-70
Abstract:
1) Introduction: This article is devoted to game-based educational technology. In recent years of modernizing the education system towards digital transformation, computer-based information and communication technology (ICT) and a variety of electronic learning tools (ELTs), including digital educational resources (DERs) and electronic educational resources (EERs), have been actively used. With the development of the Internet and computer technology, online platforms and virtual classrooms for learning a foreign language have become available; these innovative platforms provide learners with the opportunity to learn in an interactive environment, complete engaging tasks and participate in language games. Popular apps and websites such as Duolingo, Rosetta Stone and Babbel offer engaging learning content and training. Mobile apps have also become an indispensable tool for learning foreign languages, they offer a variety of lessons, learning games and learning cards with visual and audio prompts,
making learning more interactive and engaging.
2) Materials and Methods: The application of game methods and techniques in the process of teaching a foreign language and their impact on students' motivation and activity were analyzed.
3) Results: The article presents recommendations for the integration of game-based educational technologies into the teaching process at foreign language classes.
4) Discussion and Conclusions: Learning becomes effective if students are actively involved in the process. The application of game-based educational technology in the learning process stimulates students to be active, in the context of the game, students become actively involved in the process of memorizing, applying, adapting and assimilating information. It also activates the intellectual and cognitive activity of students. Another important aspect of game technologies is the opportunity to immediately apply the acquired knowledge in practice, which stimulates motivation for learning, the use of games allows the development of all aspects of speech activity in students.
Keywords: game-based educational technologies, game-based methods, foreign language teaching, teaching methods, information and communication technologies (ICT), electronic learning tools (ELT), digital educational resources (DER), electronic educational resources (EER), motivation, active learning, role-playing games, competitive games..
Современный процесс обучения характеризуется широким привлечением различных компьютерных информационных систем и технологий. На протяжении ряда лет в образовательных учреждениях всех уровней подготовки, начиная с дошкольного образования, среднего и до высшего образования, широко используется применение различных компьютерных информационных и телекоммуникационных технологий и средств в процессе обучения. За последние годы модернизации системы образования в сторону цифровой трансформации активно используются компьютерные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и разнообразные электронные средства обучения (ЭСО), включая цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) [1, с. 39-40].
Понятие "педагогическая игровая технология" включает в себя довольно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в различных педагогических играх. Педагогическая игра имеет существенную особенность и четко определенную цель обучения, и соответствующий педагогический результат, который может быть обоснован и выделен явно и охарактеризован по учебно-познавательной направленности [2].
Изучение иностранного языка - это увлекательное и одновременно вызывающее трудности занятие, ученики сталкиваются с множеством испытаний, включая запоминание новой лексики, освоение грамматики и усовершенствование произношения. Благодаря использованию игровых
технологий на уроках иностранных языков, процесс обучения приобретает новый уровень захватывающей и эффективной активности.
С развитием интернета и компьютерных технологий стали доступными онлайн-платформы и виртуальные классы для изучения иностранного языка, эти инновационные платформы предоставляют обучающимся возможность взаимодействия с носителями языка, обучаться в интерактивной среде, выполнять увлекательные задания и участвовать в языковых играх. Популярные приложения и веб-сайты, такие как Duolingo, Rosetta Stone и Babbel, предлагают захватывающие учебные материалы и тренировки, позволяя ученикам окунуться в атмосферу языка, не выходя из дома [3, с. 325]. Мобильные приложения также стали неотъемлемым инструментом для изучения иностранных языков, они предлагают разнообразные уроки, учебные игры и обучающие карточки с визуальными и аудио-подсказками, что делает обучение более интерактивным и увлекательным. Ученики могут погружаться в мир иностранного языка в любом месте и в любое время, что придает изучению гибкость и доступность, ролевые игры на уроках иностранного языка позволяют ученикам переживать разнообразные сценарии, используя язык в практических ситуациях. Это способствует улучшению навыков общения, расширению словарного запаса и совершенствованию грамматики. Учитель может создавать реалистичные обстановки для учеников, играя с ними в ролевые сценарии, что способствует более эффективной практике. Такие игры как кроссворды и головоломки, помогают ученикам расширять словарный запас и развивать логическое мышление на иностранном языке, учитель может создавать кроссворды с вопросами и подсказками на изучаемом языке, способствуя активному использованию языка при разгадывании головоломок. Интерактивные доски, такие как SMART Board или Promethean, предоставляют учителям и ученикам возможность участвовать в языковых играх, решать задачи и даже рисовать, что делает процесс обучения более увлекательным и результативным.
Игровые технологии на уроках иностранного языка сегодня являются неотъемлемой частью образовательного процесса, они не только содействуют усвоению материала, но и делают изучение иностранного языка увлекательным, помогая развивать навыки общения, расширять словарный запас и совершенствовать грамматику. При использовании виртуальных классов, мобильных приложений, ролевых игр, кроссвордов и интерактивных досок, учитель способен сделать обучение более увлекательным и мотивирующим. Игры не только способствуют обучению, но и превращают процесс освоения иностранного языка в увлекательное приключение.
Обучение становится эффективным, если ученики активно вовлечены в процесс. Есть разные способы стимулировать учащихся к активности, но самыми эффективными являются игра и творчество [3, с. 86].
Игровые технологии играют фундаментальную роль в процессе освоения иностранных языков, такой метод учебы оказывает положительное воздействие на учащихся, вызывая у них больший интерес к предмету и разбивая сложные
концепции на более усвояемые фрагменты. Освоение иностранного языка приобретает наиболее эффективное измерение, пока ученики полностью погружены в игровой процесс.
Существуют разные способы стимулирования учащихся к активности, но самыми эффективными являются игра, творчество и любопытство [3, с. 397]. Существует множество методов мотивации учащихся, но игры и творчество, пожалуй, наиболее мощные средства - захватывающие упражнения, интересные задачи и увлекательные игры помогают учащимся легче усваивать языковой материал, развивая при этом навыки разговорной речи, неотъемлемые для успешного изучения иностранного языка.
На сегодняшний день игры стали ключевым инструментом в обучении английскому языку, в контексте игры, учащиеся становятся активно вовлеченными в процесс запоминания, применения, адаптации и усвоения информации. Другим важным аспектом игр является возможность немедленно применить полученные знания на практике, что стимулирует мотивацию к обучению, использование игр позволяет развивать все аспекты речевой деятельности у учащихся. Они могут быть включены в учебный процесс как стимулирующий элемент в начале курса, как средство закрепления новых материалов в конце, и как способ снять напряжение и разнообразить занятия после выполнения контрольных работ. Коммуникативные аспекты игр также значимы, так как они позволяют детям взаимодействовать как в командах, так и в группах, способствуя развитию навыков сотрудничества и соревновательного духа.
Игры предоставляют возможность решать множество задач, которые обогащают обучение иностранному языку, они способствуют психологической подготовке учащихся к успешному общению на иностранном языке, обеспечивают надежное закрепление и повторение предыдущих уроков и развивают умение выбирать наиболее подходящий тон и стиль речи. Игровой процесс разнообразен и охватывает несколько ключевых аспектов, таких как словарный запас, грамматика, уровень уверенности в устной речи, правописание и развитие творческого мышления. Еще одной положительной стороной игры является то, что она дает возможность применить полученные знания на практике, что также способствует повышению интереса учащихся к изучению английского языка [3, с. 86].
Обучающие игры можно разделить на две большие группы и выделяют в них подгруппы: подготовительные, включающие в себя грамматические, лексические, фонетические и орфографические, которые способствуют формированию речевых навыков, и творческие игры, способствующие дальнейшему развитию речевых навыков и умений [4, с. 5]. Игры на уроках английского языка усиливают навыки аудирования, учат монологам и диалогам, а также способствуют развитию навыков чтения и письма, это также активизирует интеллектуальную и познавательную активность учащихся, одновременно поднимая интерес к английскому языку как предмету обучения.
Также игры делятся на два основных типа: соревновательные, где игроки
или команды соперничают друг с другом, и коллективные, где цель игры достигается совместными усилиями. Это позволяет учителям выбрать наиболее подходящий формат для конкретных целей урока [4, с. 154]. Основной задачей учителя является сделать учебный процесс увлекающим и увлекательным для учащихся, однако важно помнить, что сама игра не должна стать конечной целью. Если игры используются исключительно в качестве развлечения, без учета образовательных целей, их потенциальные преимущества остаются невостребованными, подход к играм должен быть обдуманным и направленным на достижение конкретных образовательных целей.
Игры стимулируют познавательную деятельность учащихся, при этом учитывая их врожденное стремление к активности и саморазвитию. Учителя, проводя игры на уроках, могут также использовать психологические методы развития, позволяя каждому ученику испытать себя в роли лидера, развивая важные лидерские навыки, необходимые для успешной командной игры. Игра - это источник активности и познания для учащихся, который закладывается в их природе, собственной активности и потребности в развитии. Во время игры, педагоги должны учитывать психологические методы детского развития, обеспечивая возможность каждому ученику попробовать себя в роли организатора, что способствует развитию важных лидерских навыков, необходимых для участия в совместных играх.
Педагогам всегда важно помнить, что игра - это всего лишь внешняя форма, а настоящее значение и цель должны заключаться в образовании, точнее, в успешном освоении речевой деятельности как средства общения. Современные игровые технологии не должны превращаться в бессмысленное развлечение, они должны быть разумными, методологичными и эффективными, помогая учащимся достигать заданных целей.
Игры на уроках английского языка позволяют учащимся развивать навыки аудирования, монологической и диалогической речи, а также навыки чтения и письма, они активизируют образовательную и когнитивную деятельность учеников, при этом существенно увеличивая интерес к предмету. Современные игровые технологии не должны просто развлекать, они должны быть обучающими, ориентированными на цели и эффективными в достижении заранее поставленных задач, которые требуются школам в рамках современных образовательных стандартов.
Литература
1. Костенко, М. И. Современные направления цифровизации образования / М. И. Костенко, И. В. Григорьева // Инновационные технологии обучения в вузах. Секция "Инновационные технологии обучения в сфере высшего экономического образования": Сборник статей национальной научно-практической конференции,
Сочи, 27-28 апреля 2022 года / Под общей редакцией А.С. Квасова. - Сочи: Образовательное частное учреждение высшего образования "Международный инновационный университет", Образовательное частное учреждение высшего образования «Московский инновационный университет», 2022. - С. 39-48. -EDN TJQXJJ.
2. Mikhailenko T.M. Game technologies as a type of pedagogical technologies // Pedagogy: traditions and innovations: materials of the Intern. scientific conf .(Chelyabinsk, October 2011). - T. I.- Chelyabinsk : Two Komsomolets, 2011. - P. 140-146.
3. Бочкарева Т.А. Игровые технологии на уроках английского языка / Вестник науки и образования. - 2020. - № 4 (82). Часть 1. - М.: Издательство «Проблемы науки». - 104 с.
4. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин. - М.: Просвещение, 2001. - 370 с.
5. Мухиддинова С.А. Роль игры в процессе изучения английского языка в школе / С.А. Мухиддинова, Д.С. Уралова // Молодой ученый. - 2013. - №7. - С. 397 - 399.
References
1. Kostenko, M. I. Modern directions of digitalization of education / M. I. Kostenko, I. V. Grigorieva // Innovative technologies of education in universities. Section "Innovative learning technologies in the field of higher economic education»: Collection of articles of the National Scientific and practical conference, Sochi, April 27-28, 2022 / Under the general editorship of A.S. Kvasov. - Sochi: Educational private institution of higher education «International Innovative University», Educational private institution of higher education «Moscow Innovative University», 2022. - pp. 39-48. - EDN TJQXJJ.
2. Mikhailenko T.M. Game technologies as a type of pedagogical technologies // Pedagogy: traditions and innovations: materials of the Intern. scientific conf. (Chelyabinsk, October 2011). - T. I.- Chelyabinsk : Two Komsomolets, 2011. - P. 140-146.
3. Bochkareva T.A. Game technologies in English lessons / Bulletin of Science and Education. - 2020. - № 4 (82). Part 1. - M.: Publishing house "Problems of science". - 104 p -
4. Stronin M.F. Educational games in the English language lesson / M.F. Stronin. - M.: Enlightenment, 2001. - 370 p
5. Mukhiddinova S.A. The role of play in the process of learning English at school / S.A. Mukhiddinova, D.S. Uralova // Young scientist. - 2013. - No.7. - pp. 397-399.