Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
институт государственно-частного партнерства / технологическая проектная сеть / подготовка кадров для оборонной промышленности / базовые принципы методологии государственно-частного партнерства / institute of public-private partnership / technological project network / personnel training for the defense industry / basic principles of methodology of public-private partnership

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.К. Карпова, В.И. Мареев, Н.П. Петрова

В статье говорится о том, какую роль государственно-частное партнерство выполняет в подготовке кадров для оборонной промышленности. Определена методологическая база исследования. Экономическая социодинамика обусловливает активность государства в функционировании и развитии рыночных процессов как в аспекте участия в проектах с частным бизнесом, так и в финансировании бюджетной сферы. В этом заключается механизм формирования смешанной экономики, обеспечивающей тем самым развитие общества за счет различного сочетания систем и их постоянного обновления. Определены результаты исследования, которые заключаются в определении и обосновании новой институциональной структуры – проектно-технологической сети опережающего характера, призванной решать задачи подготовки кадров для оборонной промышленности. Перспективы исследования связаны с углублением теоретико-методологических оснований в плане концептуализации институциональных комплексов ГЧП, структурно-сформированных в технологическую проектную сеть опережающего характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.К. Карпова, В.И. Мареев, Н.П. Петрова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP RESOURCE IN TRAINING PERSONNEL FOR THE RUSSIAN DEFENSE INDUSTRY

The article talks about the role of public-private partnerships in training personnel for the defense industry. The methodological basis of the study has been determined. Economic sociodynamics determines the activity of the state in the functioning and development of market processes, both in terms of participation in projects with private business and in financing the public sector. This is the mechanism for the formation of a mixed economy, thereby ensuring the development of society through a different combination of systems and their constant updating. The results of the study are revealed, which consist in defining and substantiating a new institutional structure – a design and technological network for solving the tasks of training personnel for the defense industry. The prospects of the study are related to the deepening of theoretical and methodological foundations in terms of conceptualization of institutional PPP complexes structurally formed into a technological project network of an advanced nature.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ»

12. Ганушкевич Т.В. Организация процесса самообразования педагогов. Вестник науки. 2022; № 12 (57): 160-163.

13. Коновалов А.А., Ожиганова Д.А. Приоритетные направления развития профессиональной компетентности педагогов. Профессиональное образование и рынок труда. 2023; Т. 11, № 2: 113-120.

14. Вотинцев А.В. Образовательная среда как инструмент профессионального развития педагогических кадров. Педагогическое образование в России. 2022; № 6: 79-84. References

1. Ivashko M.I. Organizaciya issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov kolledzha v hode izucheniya obscheobrazovatel'nyh disciplin: osobennosti, problemy i puti ih resheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 116-120.

2. Vanyagina M.R. Obschekul'turnye kompetencii uspeshnogo specialista XXI v. VestnikSPbGIK. 2020; № 3 (44): 125-130.

3. Naumov V.P., Shageeva D.I. Metodologicheskie osnovy organizacii proektnoj deyatel'nosti studentov SPO v usloviyah cifrovogo obschestva. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2022; № 4 (36): 33-39.

4. Nedostupenko D.A. Upravlenie professional'nym razvitiem molodyh prepodavatelej kolledzha. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2022; № 2 (116): 83-86.

5. Shvecova A.V., Kuimov V.S. Social'nyj portret pedagoga professional'nogo obucheniya v rakurse sravnitel'nyh sociologicheskih issledovanij. Professional'noeobrazovanieirynok truda. 2022; № 4: 130-143.

6. Ilakavichus M.R. Povyshenie kvalifikacii pedagogicheskih rabotnikov rossii kak sovremennoe obrazovanie vzroslyh. Nauchno-pedagogicheskoeobozrenie. 2020; № 2 (30): 35-43.

7. Slobodchikov V.l., Ignat'eva G.A. Antropologicheskij status dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya pedagogov v kontekste nacional'noj povestki razvitiya obrazovaniya. Nizhegorodskoe obrazovanie. 2020; № 1: 4-10.

8. Kalinina T.V., Busarova N.V., Guseva N.V. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie nepreryvnogo povysheniya professional'nogo masterstva pedagogicheskih rabotnikov. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2023; № 7: 58-64.

9. Yakushina M.S. Vybor individual'nogo puti povysheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya. Chelovekiobrazovanie. 2020; № 3 (64): 11-15.

10. Skochilova E.Yu., Pekarskaya L.V. Rol' stazhirovok v praktiko-orientirovannom podhode realizacii programm povysheniya kvalifikacii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovaniya. 2021; № 1 (12): 136-142.

11. Fedoseeva Z.A. Monitoring kachestva metodicheskoj raboty kak instrument ocenki nauchnometodicheskogo soprovozhdeniya nepreryvnogo professional'nogo razvitiya pedagogicheskih rabotnikov v sisteme SPO. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2022; № 3 (35): 88-96.

12. Ganushkevich T.V. Organizaciya processa samoobrazovaniya pedagogov. Vestnik nauki. 2022; № 12 (57): 160-163.

13. Konovalov A.A., Ozhiganova D.A. Prioritetnye napravleniya razvitiya professional'noj kompetentnosti pedagogov. Professional'noe obrazovanie irynok truda. 2023; T. 11, № 2: 113-120.

14. Votincev A.V. Obrazovatel'naya sreda kak instrument professional'nogo razvitiya pedagogicheskih kadrov. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2022; № 6: 79-84.

Статья поступила в редакцию 12.03.24

УДК 378

Karpova N.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of the Joint Center for Innovative Educational Scientific Research and Production, Don State Technical

University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: karpova_nk@mail.ru

Mareev V.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Advisor to the Rector for Development of Pedagogical Direction, Southern Federal University

(Rostov-on-Don, Russia), E-mail: mareev@sfedu.ru

Petrova N.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Technology and Vocational Pedagogical Education, Academy of Psychology and Pedagogy,

Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: nppetrova@sfedu.ru

USING THE PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP RESOURCE IN TRAINING PERSONNEL FOR THE RUSSIAN DEFENSE INDUSTRY. The article talks about the role of public-private partnerships in training personnel for the defense industry. The methodological basis of the study has been determined. Economic sociody-namics determines the activity of the state in the functioning and development of market processes, both in terms of participation in projects with private business and in financing the public sector. This is the mechanism for the formation of a mixed economy, thereby ensuring the development of society through a different combination of systems and their constant updating. The results of the study are revealed, which consist in defining and substantiating a new institutional structure - a design and technological network for solving the tasks of training personnel for the defense industry. The prospects of the study are related to the deepening of theoretical and methodological foundations in terms of conceptualization of institutional PPP complexes structurally formed into a technological project network of an advanced nature.

Key words: institute of public-private partnership, technological project network, personnel training for the defense industry, basic principles of methodology of public-private partnership

Н.К. Карпова, д-р пед. наук, проф., рук. Объединенного центра инновационных образовательных научных исследований и производств

Донского государственного технического университета, г. Ростов-на-Дону, E-mail: karpova_nk@mail.ru

В.И. Мареев, д-р пед. наук, проф., советник ректора по развитию педагогического направления Южного федерального университета,

г. Ростов-на-Дону. Е-mail: mareev@sfedu.ru

Н.П. Петрова, д-р пед. наук, проф., Академия психологии и педагогики Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, E-mail: nppetrova@sfedu.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

В статье говорится о том, какую роль государственно-частное партнерство выполняет в подготовке кадров для оборонной промышленности. Определена методологическая база исследования. Экономическая социодинамика обусловливает активность государства в функционировании и развитии рыночных процессов как в аспекте участия в проектах с частным бизнесом, так и в финансировании бюджетной сферы. В этом заключается механизм формирования смешанной экономики, обеспечивающей тем самым развитие общества за счет различного сочетания систем и их постоянного обновления. Определены результаты исследования, которые заключаются в определении и обосновании новой институциональной структуры - проектно-технологической сети опережающего характера, призванной решать задачи подготовки кадров для оборонной промышленности. Перспективы исследования связаны с углублением теоретико-методологических оснований в плане концептуализации институциональных комплексов ГЧП, структурно-сформированных в технологическую проектную сеть опережающего характера.

Ключевые слова: институт государственно-частного партнерства, технологическая проектная сеть, подготовка кадров для оборонной промышленности, базовые принципы методологии государственно-частного партнерства

Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью сближения системы профессионального образования прежде всего технической направленности с предприятиями оборонной промышленности, актуализируя создание технологической сети проектов, управление которой осуществимо с использованием механизмов ГЧП. В этой связи необходимо определение методологических основ государственно-частного партнерства в контексте рассмотрения структурологизации систем (Э. Гидденс) теории «среднего уровня» (Р Мертон). В рассмотрении заявленной проблемы значима интерпретация ка-

чества образования как безусловной ценности. Тем самым феномен «качество» определяется ориентиром для обеспечения объединения партнерских организаций, формирующих институт ГЧП, что входит в приоритет государственной политики в области образования [1-7].

Цель исследования: обоснование институциональной структуры, интегрирующей компетенции существующей системы профессионального образования РФ и бизнеса в плане формирования новых моделей науки, образования и производства.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели:

- рассмотреть методологические основы и методы ГЧП, являющиеся одним из основных ресурсов, обеспечивающих подготовку кадров для оборонной промышленности России;

- определить базовые характеристики проектной технологической сети опережающего характера как институциональной структуры, призванной обеспечить интеграцию науки, образования и бизнеса в решении задачи подготовки компетентных специалистов для работы на предприятиях оборонной промышленности;

- обосновать необходимость формирования целевых ориентиров национального проекта «Наука - образование - практика» для оборонной промышленности, цель которого - развитие отечественных предприятий в связке с многопрофильной подготовкой кадров, а также институтом ГЧП.

В ходе исследования автором активно применялись следующие методы:

- изучение специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику;

- анализ опыта работы системы высшего образования, предприятий оборонной промышленности в плане реализации НИОКР инновационной направленности.

Научная новизна статьи заключается в определении и обосновании новой институциональной структуры - проектной технологической сети опережающего характера, призванной решать задачи подготовки кадров для оборонной промышленности.

Теоретическая значимость - в определении методологических основ института ГЧП как интегративной структуры, целеориентированной на формирование новых моделей взаимодействия науки, образования и бизнеса.

Практическая значимость состоит в представлении конкретных предложений для решения задачи преодоления «кадрового голода» на предприятиях оборонной промышленной России.

Государственно-частное партнерство в системе институционального комплекса, интегрирующего компетенции, производственные и финансовые ресурсы системы профессионального образования, производственных предприятий с государственным участием и бизнеса в настоящее время призвано решить задачу подготовки кадров прежде всего для оборонной промышленности.

Предприятия испытывают значительную нехватку кадров, при этом практически нет притока молодых специалистов. Система профессионального образования РФ технической направленности существует изолированно от работающих заводов оборонного сектора. Целевая подготовка провозглашается, но не работает должным образом. Проекты, включая выпускные квалификационные работы, выполняются не по заказам от производственных предприятий, как должно быть. Следует обратить внимание на тот факт, что для преподавателей высших учебных заведений установлены нормативы по привлечению денежных средств от выполнения хоздоговорных работ Однако заводы стараются все работы выполнять самостоятельно и деньги на сторону не отдавать. А именно договор является той формой, в рамках которой студенты могут выполнить собственные проекты, увидеть полученный реальный результат внедрения своей работы, получив при этом и вознаграждение за свой труд. Необходимо на законодательном уровне определить обязательное участие предприятий в реализации совместных с системой профессионального образования проектов прикладного характера, решающих проблемные и перспективные задачи, определив для этих целей требующееся финансовое обеспечение. Денежные средства могут быть привлечены и от различных профильных бизнес-структур в рамках организованной сетевой кооперации.

Предприятия, бизнес-структуры совместно с образовательными учреждениями формируют комплекс проектов, реализуемых в период от полугода до трех лет, выстраивая тем самым технологическую сеть проектов, являющуюся открытой системой для входа и подключения к работе новых участников. В этой связи актуализируется проблема управления. Механизмы ГЧП могут выступить инструментом управления сети, формой - образовательно-инжиниринговое партнерство, реализуемое в условиях формируемой проектной технологической сети.

Обозначим механизмы ГЧП, в числе которых назовем один из основных -управление имуществом, предполагающее долгосрочные партнерские отношения предприятий, бизнес-структур с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку необходимых специалистов. Без соответствующей современным стандартам лабораторно-испытательной базы и ее постоянного обновления выполнять перспективные проекты просто невозможно. И в приоритете - ее создание на базе учреждения системы профессионального образования. Предприятия и бизнес-структуры с участием государства призваны обеспечить необходимую материально-техническую базу, являющуюся важной основой для выполнения совместных договорных работ Механизмы ГЧП соотносимы также с выполнением НИОКР и различного рода технологических задач, обусловливая выстраивание планируемых взаимодействий в аспекте проектирования и реализации научно-исследовательской работы учреждений системы профессионального образования в соотношении с запросами предприятий.

Актуализируется реализация долгосрочных профессиональных образовательных программ ГЧП, ориентированных на сближение с требованиями подготовки и переподготовки кадров, которые выдвигают предприятия. Данное направление помимо образовательного аспекта ориентировано также на реализацию

проектов в части НИР и НИОКР проведение конференций, издания необходимых учебно-методических пособий в печатном виде подготовки совместно с образовательными учреждениями электронных образовательных ресурсов.

Механизмы ГЧП соотносимы также с разноплановой финансовой поддержкой учреждений системы профессионального образования, в том числе с финансированием стипендиальных, грантовых программ, образовательных кредитов.

Институт ГЧП ориентирован на публичную форму осуществления проектов. Именно общественная направленность способствует удовлетворению интересов государства как в области профессионального образования России, так и в сфере развития промышленности, объединяя ресурсы всех участников альянса.

Рассмотрим методологические основы ГЧП. Взаимозависимость индивидуальных и социально ориентированных полезностей характеризует сущностное содержание концепции экономически ориентированной социодинамики, основанной на двух видах процессов, а именно - рыночном развитии и политическом, центрированных на интересах общества. Рыночная линия соотносима с индивидуальными предпочтениями, политическая актуализирует нормативные позиции общества, используя ресурсы существующей политической системы. И каждая линия должна быть обеспечена необходимыми для функционирования ресурсами, а также ресурсным обеспечением, требующимся для реализации не совпадающих интересов. Экономическая социодинамика обусловливает активность государства в функционировании и развитии рыночных процессов как в аспекте участия в проектах с частным бизнесом, так и в финансировании бюджетной сферы. В этом заключается механизм формирования смешанной экономики, обеспечивающий тем самым развитие общества за счет различного сочетания систем и их постоянного обновления. Сложные формы организации функционирования и развития систем смешанной экономики определяют необходимость государственного регулирования деятельности частных отраслевых компаний и экономической сферы, обеспечивая подготовку и «запуск» в работу нормативных документов, регламентирующих деятельность бизнеса в ходе реализации проектов, модифицируя и создавая новые инструменты ГЧП. Обозначим еще одну составляющую методологии ГЧП - это теория общественного сектора экономики, содержание которой характеризуется обеспечением воспроизводства общественных благ Решение вопросов производства и распределения общественных благ возможно посредством четкого определения сфер деятельности всех объектов, входящих в данный сектор, однако следует иметь в виду, что состав системы институциональных образований не является неизменным. При этом в каких-то направлениях роль государственного влияния усиливается или ослабляется в зависимости от экономической политики, фазы хозяйственного развития и других факторов. Государственно-частное партнерство в аспекте правового формата должно соответствовать двум базовым требованиям: обеспечивать для инвесторов привлекательность и безусловную безопасность инвестиций; развивать стратегически необходимую сферу, которая наиболее важна государству.

ГЧП актуализирует интеграционные процессы, что определяет комплемен-тарность методологической основы феномена ГЧП. Появление новых моделей ГЧП, разноплановых сетевых структур, ориентированных на взаимодействие профессионального образования, науки, производства, бизнеса, государства и общества, обусловливают обогащение методологии ГЧП, являющейся постоянно обновляющейся целостной системой за счет развития методологии составляющих ее элементов.

Любая система структурирована. Согласно Э. Гидденсу, взаимосвязь и взаимозависимость деятельности человека и общества определяет такая категория, как структурация (structuration). Процесс формирования структуры любого общества основан как на воспроизводстве имеющегося опыта, так и на производстве нового. При этом оба названных выше понятия составляют единое целое. Структурация (структурологизация) системы общества может быть рассмотрена как феномен аналитического осмысления разного рода структур в контексте существующих теорий социальных институтов. Рассмотрение процесса структуро-логизации общества в аспекте одной из институциональных структур - образования - соотносим с теорией «среднего уровня» Р. Мертона. Содержательная сущность названного понятия определяет направленность обоснования теории в плане логических заключений, позволяющих обнаруживать связи в эмпирическом материале, а также выдвигать и формулировать гипотезы для выполнения новых, предстоящих исследований.

Следует отметить, что процесс структурологизации общества, рассматриваемый в контексте феномена института, обусловливает возможность характеризовать его в плане воспроизводства социальных ролей, характерных для существующей структуры общества. В этой связи институт образования влияет на формирование и постоянное обновление и развитие ролевого потенциала, воздействуя тем самым на процесс формирования структуры общества. Конечная цель образования - структурологизация общества, понятие роли в этом контексте - механизм реализации названной цели.

Таким образом, структурологизация (structurolisation) включает институцио-нализацию, которая решает задачу формирования системы общества, осуществляемую посредством образования

По П. Бурдье, структуры общества обладают объективными и субъективными характеристиками. При этом иерархически субъективные характеристики находятся в подчинении у объективных структурных составляющих. Но в системе образования именно субъективные структуры используются для влияния на

общество, а общество - для накапливания практики, способствует активизации процессов изменений, обусловливая тем самым инновации в образовании. Отметим тот факт, что образование и общество - институциональные образования -существуют постоянно, следовательно, функции вышеназванных институтов в определенной степени постоянны, то есть имеют некое функционально стабильное ядро, инвариант. Так, институт управления качеством образования является таковым ядром, но социально-экономическая ситуация в настоящее время изменяет механизм реализации функционирования института посредством участия бизнеса в реализации программ и проектов государственного уровня. Формируется новый тип взаимодействий, в рамках которого методология ГЧП выступает в качестве базовой основы управления качеством подготовки специалистов, необходимых обществу, государству. Комплекс базовых институциональных образований ГЧП - государство, общество, бизнес, промышленность, образование - составляет технологическую сеть, характеризуемую многообразием взаимодействий и ориентированную на опережающее проектирование формируемых компетенций объектов и субъектов. Цель организуемой структурной институциональной единицы - совершенствование качества подготовки специалистов, осуществляемой системой образования в интеграции с промышленным производством, бизнесом, обществом, в интересах прежде всего оборонной промышленности.

Следует отметить, что одним из основных признаков образования, являющегося социальным явлением, выступает категория «ценность». Ценность соотносима с представлениями государства, общества и каждого человека о качестве образования. Интерпретация качества как безусловной ценности рассматривается нами в качестве единого ориентира, обеспечивающего объединение партнеров, организующих институт ГЧП, при реализации различных проектов. Выделенные ценностные признаки системы образования выступают критериями его качества. В числе таких признаков отметим образованность, самореализацию, личностный и профессиональный рост, корпоративную культуру, рассматриваемые в качестве базовой основы управления качеством подготовки специалистов в формате института ГЧП. Образованность, проявляющаяся в самореализации, является развивающимся свойством. Именно образованность выступает одной из ключевых оснований для личностного и карьерного роста. Партнерство и система образования формирует среду корпоративной культуры института ГЧП, характеризуемую такими качествами, как сложные системные взаимосвязи, открытость, приоритет диалога, а также толерантность, консенсус. Актуализируется поощрение, инициативность, творческий подход к делу, позволяя тем самым обеспечить возможность достаточно быстро управлять изменениями с целью развития партнеров, организующих институт гЧп.

Качество рассматривается основой стратегий развития института ГЧП. В числе таких стратегий - корпоративная, определяющая, что производить, как достичь преимущества, учитывая все возможности элементов, составляющих конкретную технологическую сеть. Развитие бизнеса обусловливает использование стратегии бизнес-единиц, ориентир которой прежде всего, - минимизация издержек.

Функциональная стратегия соотносима с различными направлениями -маркетингом, разработкой новых продуктов, логистикой и др. Корпоративная регулирует действия стратегий бизнес-единиц и функциональной. Постоянный обмен информацией партнеров технологической сети обеспечивает динамическая стратегия, способствуя тем самым минимизации возникающих разногласий.

Технологическая сеть может быть организована на уровне региона. В этом случае осуществляется ее «привязка» к системам образования и научных учреждений. Вертикальная сеть дополняет региональную, соотносима с этапами производственного процесса - от производителя до потребителя и формируется от предприятия или бизнес-структуры. Отраслевая технологическая сеть формируется на уровне агрегации выпускающей продукции партнера-производителя -машиностроительная, химическая, энергетическая и другие. Следует отметить также тот факт, что партнеры, составляющие институциональную единицу - технологическую сеть, также организуют собственные сетевые пространства, расширяя возможности функционирования и развития институциональной структуры технологической сети. При этом управление столь сложной структурой может быть основано на принципах корпоративной культуры, приоритете договора и его выполнения. Выполняемые партнерами в структуре технологической сети проекты, целеориентированные преимущественно на опережающее развитие, организуют проектную сеть, интегрированную в институциональную систему, и выступают фактором, объединяющим деятельность всех партнерских организаций. Таким образом, проект является методологической стратегией институцио-нализации, в частности института ГЧП.

Формируемый институт технологической сети ориентирован на инновационное развитие профессионального образования РФ, определяет методологию управления качеством подготовки и переподготовки специалистов для промышленного производства. Жизненно необходим Национальный проект «Образование - наука - практика» для оборонной промышленности, в котором будет определен перечень мероприятий, обеспечивающих технологическое развитие отечественных предприятий в связке с многопрофильной подготовкой кадров, институтом ГЧП. При этом развитие промышленности обеспечит направленность реализуемых проектов на гражданскую продукцию и продукцию двойного назначения. В настоящее время предприятия осуществляют попытки найти объ-

екты продукции необоронной значимости, однако все заканчивается на уровне обсуждения с представителями научно-образовательной сферы. Технические вузы, в частности, могут предложить перспективные разработки. Но эти проекты требуют совместной доработки с предприятиями, то есть проведение НИОКР, изготовление опытного образца, его испытание, запуск в производство. Требуется финансовая поддержка, следовательно, необходимо проработать в формате национального проекта и этот важнейший аспект. Запуск в производство обусловливает закупку оборудования, его установку и т. д. Это новые рабочие места, для которых нужны специалисты. В настоящее время представителями рабочих профессий являются операторы ЧПУ, специалисты с высшим образованием. Выпускники вузов не торопятся трудоустроиться на завод. Сдерживает невысокая заработная плата, достаточно тяжелые условиях труда в цехах, отсутствие льгот именно для работающих в сфере оборонной промышленности. Престиж рабочей профессии упал, на заводах в основном работают пенсионеры, станки простаивают из-за отсутствия рабочих. Частники платят больше, поэтому рабочие предпочитают работать в частных структурах или выкупить один-два станка и работать «на себя». Качество такой продукции, мягко говоря, оставляет желать лучшего, ОТК ведь нет. Труд мелких и средних предпринимателей, работающих в области изготовления деталей, станков, литья и другого, должен быть регламентирован как минимум проверкой качества продукции. Возможно включение ИП, малых и средних предприятий в формируемый институт технологической сети. Это позволит координировать деятельность малого и среднего бизнеса, использовать имеющиеся ресурсы, выровняв при этом заработную плату персонала государственных предприятий и частных. Если на оборонных заводах появится льготный социальный пакет, то явно кадровый «голод» можно будет преодолеть. Однако ключевым фактором в обеспечении оборонных предприятий, безусловно, выступает образование, инновационную практико-ориентированную направленность которого определяет эффективное управление институциональной структурой ГЧП. Актуализируется персонализация образования. В этой связи в оценке качества образования в приоритете находятся качественные методы оценки работы образовательных учреждений, которые призваны готовить специалистов, обладающих совокупностью личностных характеристик, позволяющих им выполнение профессиональных, а также общественных задач на уровне, соответствующем условиям работы. Важнейшими качествами, необходимыми специалисту в настоящее время, выступают способность работать в команде, находить общий язык с коллегами; энтузиазм, позволяющий работать не прерываясь до момента достижения цели поставленных задач, обретая новые знания, расширяя свои компетенции за счет, прежде всего, постоянного самообучения; инициативность, заключающаяся в поиске новых исследовательских задач и нестандартных, новых решений; надежность, которая во многом проявляется при выполнении достаточно рутинной работы; творческий подход в соотнесении как с предложением новых задач и их путей решений, так и с поиском и расширением области применения предложенных новых идей, решений, способов реализации продукции, которая может быть получена в результате выполнения различного рода проектов; образованность, являющаяся основополагающим средством постоянного совершенствования интеллектуальных и духовных качеств человека.

Образование обеспечивает трансляцию многовековой культурной информации от предшествующих поколений к будущим, то есть имеет информационную природу. В условиях постоянного ускорения жизни современного общества образование, в частности профессиональное техническое, должно развиваться опережающими темпами. И в этом плане это опережение обеспечено во многом сферой производства, выступающим в качестве основы. В настоящее время, как показывает опыт, оборонная промышленность технологически и технически на несколько порядков опережает образование. Перед современным образованием, в частности профессионально-техническим, стоит задача синхронизации со сферой производства и выхода на опережающие позиции, используя потенциал науки. Именно образование должно моделировать информационные сценарии будущего, способствуя тем самым появлению возможности из существующего настоящего управлять будущим. Суть опережения - прогресс, продвижение вперед к лучшему для общества и человека. Базовой основой опережающего образования являются принципы устойчивого развития и приоритет развития личности. Следует отметить, что устойчивое развитие во всех видах социальной деятельности характеризуется настоящим, прошлым, а постоянно осуществляемые преобразования определяются категорией «модель управляемого развития будущим», соответствующей вызовам современной ноосферно ориентированной эпохи, приоритетами которой выступают нравственный разум, интеллектуальные ценности, а также безопасное соразвитие природной и социальной сред в полной гармонии с человеком.

Цель опережающего образования, прежде всего профессионального, заключается в формировании у обучаемого активного отношения к использованию имеющихся знаний, постоянном их пополнении, обретении комплекса навыков и умений, их творческом применении в контексте различных видов деятельности, обусловливая ориентацию личности на инновационное прогнозирование возможных результатов практической реализации нововведений. Тем самым опережающее образование формирует преобразующий интеллект, понимаемый как направленность мышления, позволяющая на основе концептуального осмысления реалий переходить совершенно свободно к решению конкретных прикладных задач. Феномен «опережающее развитие» выступает системообразующим

фактором интеграции всех партнеров формируемой проектной технологической сети ГЧП, определяя необходимость разработки вариативных моделей сетевого развития в контексте опоры на систему непрерывного образования современной России.

В современной социокультурной ситуации представляется целесообразным интеграционное объединение институтов, организующих ГЧП в форме проектной технологической сети, каждый элемент которой может выступить базовым, основным, отойти на второй план, совершенно безболезненно выйти из сетевой формации. Таким образом, институт ГЧП рассматривается как целостный феномен, но организованный не системно, а каждый элемент в котором наделен «ролевой» многофункциональностью. Сетевая форма позволяет осуществлять быструю адаптацию каждого из участников к изменениям, решая при этом поставленные задачи оптимальным способом. Сетевые партнеры имеют быстрый и свободный доступ к имеющимся ресурсам, компетенциям, что позволяет минимизировать издержки при реализации проектов различной направленности.

Рассмотрим жизненный цикл сети. Он представлен следующими этапами: первый соотносим с появлением перспективной идеи в организации, наличием инновационных разработок в этом направлении, далее - с определением возможных партнеров для коммерциализации получаемого продукта и выстраивания сетевого взаимодействия между ними; второй этап - это рост, установление устойчивых технологических цепочек с рядом производственных государственных и частных предприятий, вузом (вузами); третий этап определяется категорией «зрелость - достижение» весьма значимых масштабов, осуществляемой сетевыми партнерами деятельности, получение итогового продукта; четвертый этап соотносим с преобразованием сети, расширением инновационной инфраструктуры, обновлением технологий, выдвижением новой идеи, реализация которой востребует обновления состава участников сети с целью обеспечения устойчивого развития технологической сети.

В качестве интегративной основы, обеспечивающей взаимодействие всех участников сети, представляется оправданным организация Центра опережающего технологического мастерства, цель которого - обеспечение непрерыв-

Библиографический список

ного технико-технологического опережающего образования. Необходима разработка учебной программы, содержание которой обновляется в соответствии с новыми ориентирами технологического развития государства, общества, личности, обеспечение работы Центра-функционала вуза, выступающего обязательным участником проектной технологической сети. Реализуемые в Центре программы, по сути дополнительного образования, должны быть освоены всеми коллективами участников сети, однако при этом процесс обучения необходимо организовать таким образом, чтобы в приоритете была актуализация футурологической роли науки. Научные идеи выступают фактором, дающим импульс развитию разработок прикладного характера. Но и инновационные прикладные разработки, в свою очередь, обусловливают развитие научного знания в аспекте опережения. В числе перспективных стратегий деятельности Центра назовем следующие: концентрация на интеллектуальном развитии личности, обретение востребованных в настоящее время компетентностей, ориентация на реализацию творческого потенциала каждого участника обучения, на интересы личности в соответствии с тенденциями развития современного общества. Итог работы в результате реализации программы, рассчитанной, например, на 72 часа, - проектная модель нового перспективного продукта, предлагаемого для практической реализации в рамках институциональной сетевой структуры ГЧП. Таким образом, Центр выступает генератором инновационных идей опережающего характера, практика осуществления которых позволит «запустить» процесс постоянного обновления производства не в результате указов и распоряжений извне, а изнутри, от непосредственных исполнителей предложенных проектов. В заключение отметим несколько проблем, которые требуют дальнейшего исследования и проработки:

- разработка содержания опережающего образования в блоке «наука -образование - производство» - ГЧП;

- формирование комплекса проектов, реализация которых осуществима в формате вариативных моделей проектной технологической сети;

- проработка Национального проекта «Образование - наука - практика» для оборонной промышленности.

1. Bourdieu P. Le Cens pratique. 1980.

2. Giddens A. Studies Social and Political Theory. New York, 1977.

3. Мертон Р Создание парадигмы структурного функционализма в версии тории среднего уровня. Available at: http://ecosman.hse.ru data/337/641/1219/t15.pdf

4. Галиуллина Г.Ф., Кузнецова С.Б., Мингалеева Л.Б. Проблемы реализации государственно-частных проектов в оборонно-промышленном комплексе страны. Современные исследования социальных проблем. Электронный научный журнал. 2014; № 3: 4-10

5. Глыбин М.Ю. Государственно-частное партнерство в военно-промышленном комплексе. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2014; № 3: 100-110.

6. Байханов И.Б. Государственная политика как фактор развития национальной образовательной системы: базовые аспекты. Этносоциум и межнациональная культура. 2020; № 1 (139): 69-76.

7. Байханов И.Б. Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в наступающем учебном году. Вестник института развития образования Чеченской Республики. 2019; № 17: 5-13.

References

1. Bourdieu P. Le Cens pratique. 1980.

2. Giddens A. Studies Social and Political Theory. New York, 1977.

3. Merton R. Sozdanie paradigmy strukturnogo funkcionalizma v versii toriisrednego urovnya. Available at: http://ecosman.hse.ru data/337/641/1219/t15.pdf

4. Galiullina G.F., Kuznecova S.B., Mingaleeva L.B. Problemy realizacii gosudarstvenno-chastnyh proektov v oboronno-promyshlennom komplekse strany. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2014; № 3: 4-10

5. Glybin M.Yu. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v voenno-promyshlennom komplekse. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. 2014; № 3: 100-110.

6. Bajhanov I.B. Gosudarstvennaya politika kak faktor razvitiya nacional'noj obrazovatel'noj sistemy: bazovye aspekty. 'Etnosocium imezhnacional'naya kul'tura. 2020; № 1 (139): 69-76.

7. Bajhanov I.B. Kachestvo obrazovaniya kak strategicheskaya cel' regional'noj obrazovatel'noj politiki v nastupayuschem uchebnom godu. Vestnik instituta razvitiya obrazovaniya Chechenskoj Respubliki. 2019; № 17: 5-13.

Статья поступила в редакцию 10.03.24

УДК 378

Makarenko Yu.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: makarenkojv@yandex.ru Osadchaya I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: makarenkojv@yandex.ru

A CASE METHOD IN THE PROCESS OF FORMING RESEARCH COMPETENCIES OF UNIVERSITY STUDENTS. The article substantiates the relevance of forming research competence among future teachers, considers the case-study method as a scientific method of student research and as a method of professionally oriented learning. The case method can be used as an effective means of developing students' critical, creative, analytical, and integrative thinking. The components of students' readiness for research activities are noted: motivational, cognitive, activity, reflexive and required competencies. The article concludes that the case-study method should be considered as another tool for applying theoretical knowledge to solving real practical issues and resolving situations where it is necessary to be able to listen to the opinion of all participants in the discussion and express one's own point of view. By uniting teachers as compilers and facilitators of educational practical cases, and students as subjects of the educational process, the case technology method contributes to the formation of research competencies in joint work to solve problem situations and educational tasks.

Key words: case-study method, case method, competence, research activity, students, research competence

Ю.В. Макаренко, канд. пед. наук, доц., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: makarenkojv@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И.В. Осадчая, канд. пед. наук, доц., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: makarenkojv@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.