ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ СИНТАКСИЧЕСКИХ
КОНСТРУКЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Клочко Константин Александрович
канд. филол. наук, доцент кафедры английского языка, филологии и перевода, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: konstklochko@gmail.com
Четвертных Екатерина Ивановна
студентка 752 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь,
E-mail: chetvertnyhkhe@yandex.ru
THE USE OF DIFFERENT TYPES OF SYNTACTIC CONSTRUCTIONS IN TEACHING ENGLISH TO PRESCHOOL CHILDREN
Konstantin Klochko
Ph.D., Associate Professor, English Language Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: konstklochko@gmail.com
Ekaterina Chetvertnykh
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 752 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: chetvertnyhkhe@yandex.ru
Аннотация: естественный подход в обучении иностранным языкам стал популярным среди традиционных методов обучения. Основными качествами данного подхода являются его уникальность (при использовании подхода могут использоваться четыре вида речевой деятельности), его развивающая направленность (при выполнении задания, учащиеся развивают память, мышление, внимание и воображение), его связь с эмоциональным интеллектом и связь с индивидуализацией образовательного процесса, заключающаяся в развитии личности и индивидуальности самого учащегося, его способностей, самостоятельности и самодеятельности. В рамках данного подхода использование различных типов синтаксических конструкций при обучении английскому языку дошкольников является эффективным инструментом для самоконтроля учащихся и повышения их мотивации к изучению иностранных языков.
Ключевые слова: естественный подход, речевой акт, синтаксические конструкции, традиционный подход, эмоциональный фактор, индивидуализация, мотивация.
Abstract: The natural approach to teaching foreign languages has become popular among traditional teaching methods. The main qualities of this approach are its uniqueness (when using the approach, four types of speech activity can be used), its developmental orientation (when completing a task, students develop memory,
thinking, attention and imagination), its connection with emotional intelligence and connection with the individualization of the educational process, which consists in the development of the personality and individuality of the student himself, his abilities, independence and amateur performance. Within the framework of this approach, the use of various types of syntactic constructions in teaching English to preschoolers is an effective tool for self-control of students and increasing their motivation to learn foreign languages.
Key words: natural approach, speech act, syntactic constructions, traditional approach, emotional factor, individualization, motivation.
При обучении иностранным языкам выделяется немалое количество подходов, не только обеспечивающих успешное усвоение программы, согласно которой учащиеся должны овладеть определенными навыками и умениями на данном этапе в одном иностранном языке, но и повышающих их самооценку и мотивацию продолжать дальше заниматься изучением других иностранных языков. В качестве примера такого типа подходов можно выделить естественный подход, основными качествами которого являются его уникальность (при его использовании могут использоваться все четыре вида речевой деятельности); его развивающая направленность; его связь с эмоциональным интеллектом и связь с индивидуализацией образовательного процесса, заключающаяся в развитии личности и индивидуальности самого учащегося, его способностей, самостоятельности и самодеятельности [3].
Основным достоинством данного подхода является то, что язык рассматривается как средство передачи значений и сообщений. Крашен и Террелл, создатели данного подхода, считают, что овладение информацией может происходить только тогда, когда люди понимают сообщения на целевом языке [1].
Различные типы синтаксических конструкций, выделенные британским философом-аналитиком Джоном Остином, также можно использовать в качестве инструмента при осуществлении естественного подхода в обучении иностранному языку дошкольников. Джон Остин считал, что с точки зрения философии любое высказывание можно рассматривать в качестве описания совершаемого или планируемого действия [4]. Данный инструмент довольно эффективен при обучении иностранному языку, так как в совокупности с работой над определенным лексическим и грамматическим материалом (через речевые образцы) данный инструмент помогает обеспечивать самоконтроль учащихся и повышает их мотивацию к изучению иностранных языков. Например, учащиеся могут сами наблюдать за тем, какой лексический материал они уже усвоили и над каким еще стоит поработать. Рефлексия происходит в игровой форме на примере игры «Крокодил», когда учащиеся демонстрируют свои знания, усвоенные на уроке, при воздействии эмоционального фактора и работы ассоциативной памяти.
Джон Остин представил теорию речевых актов, согласно которой речевой акт является минимальной единицей речевой деятельности, выделяемой
и изучаемой в теории речевых актов. Теория речевых актов выделяет три уровня или аспекта анализа речевого акта [4]:
1. Речевой акт можно рассматривать как собственно говорение чего-либо. Рассматриваемый в этом аспекте, речевой акт выступает как локутивный акт. Локутивный акт представляет собой сложную структуру, поскольку включает в себя:
1) произнесение звуков, т.е. акт фонации,
2) употребление слов,
3) связывание их по правилам грамматики,
4) обозначение с их помощью тех или иных объектов (акт референции), и приписывание этим объектам тех или иных свойств и отношений (акт предикации).
2. Речевой акт, который рассматривается с точки зрения его внеязыковой цели, является иллокутивным актом. То есть при коммуникации говорящий совершает некоторое действие, которое имеет какую-то внеязыковую цель: он спрашивает или отвечает, информирует, уверяет или предупреждает, назначает кого-то кем-то, критикует кого-то за что-то и т.п.
3. Речевой акт, рассматриваемый в аспекте его реальных последствий, выступает как перлокутивный акт. Суть данного акта заключается в том, что при коммуникации субъект достигает определенных результатов, производя те или иные изменения в окружающей его действительности, в частности и прежде всего в сознании своего собеседника, причем полученный результат речевого действия может соответствовать или не соответствовать той внеречевой цели, для достижения которой он был предназначен говорящим
[5].
Стоит отметить, что данная теория речевых актов стала стимулом как для развития аналитической философии, так и для логической семантики, лингвистики и лингвистической прагматики. Речевым актам соответствуют особые синтаксические модели, которые в качестве речевых образцов (speech patterns) можно использовать в обучении иностранным языкам [6]:
Констатив - это повествовательное утвердительное или отрицательное предложение, описывающее мир и оцениваемое по шкале истинности.
Промисив и менасив - предложение-обещание и предложение-угроза. Они могут быть выражены посредством повествовательного и восклицательного предложения.
Перформатив - высказывания, представляющие собой совершаемое говорящим действие (обещание, поздравление, просьба и т.п.). Глагол перформативного предложения не может иметь форму прошедшего или будущего времени.
Квеситив - вопросительное предложение, целью которого является вызвать действия учащихся.
Реквистив - высказывание, коммуникативно-интенциональное содержание которого заключается в просьбе по отношению к адресату.
Чаще всего данные типы высказываний используются детьми в дошкольном возрасте, так как средний дошкольный возраст четырех-пяти лет характеризуется возрастающей произвольностью, преднамеренностью, целенаправленностью психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов, благодаря чему ребенок может не только описывать окружающие предметы, но и собственные действия: так при взаимодействии с игрушками в ход идут высказывания перформативного характера, например, «Я наряжаю куклу, чтобы потом она пошла на работу», «Я собираю пазлы», однако данные высказывания не имеют социальной значимости. Они чаще всего встречаются в диалоге с взрослыми и сверстниками [7].
В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии. На примере детской книги If You give a Mouse a Cookie (By: Laura Numeroff) можно увидеть особенности, происходящие в грамматической и синтаксической составляющих высказываний, которые представляют собой непосредственно сам речевой акт: If you give a mouse a cookie He's going to ask for a glass of milk. When you give him the milk, He'll probably ask for a straw. When he's finished He'll ask for a napkin.
Then he'll want to look in a mirror to make sure he doesn't have a milk mustache...
When he looks in the mirror He might notice his hair needs a trim He may even end up washing the floors as well So he'll s probably ask for a pair of nail scissors When he finished giving himself a trim He'll want a broom to sweep up..."
Можно увидеть на примере данной книги, что используются также условные предложения. Говоря о типе высказываний, большинство предложений представляют собой локутивный речевой акт, т.е. непосредственно рассказ без указания на совершение действий. Действия только подразумеваются благодаря использованию грамматической структуры (первый тип условного предложения).
Данную детскую книгу можно использовать при обучении английскому языку дошкольников, но для эффективного обучения необходимо создать дополнительный дидактический материал, например, рабочие листы для выполнения учащимися заданий для работы с лексическим и грамматическим материалом. Ответы на задания будут включать в себя типы прагматических предложений и, таким образом, способствовать самоанализу и рефлексии.
Нельзя не отметить важность эмоционального фактора, который позволяет повысить мотивацию учащихся и значительно улучшает их когнитивные способности. Ввиду того факта, что рефлексия происходит в игровой форме на примере игры «Крокодил», учащиеся демонстрируют свои знания, усвоенные на уроке, при воздействии эмоционального фактора и работы ассоциативной памяти [2].
В ходе проведения урока с использованием вышеупомянутых заданий, были получены следующие результаты:_
"If you Give a Mouse a Cookie"
Part I Part II Part III
1. Work 1. Work with 1. Work with vocabulary:
with vocabulary: a picture
vocabulary: A blanket a photo
A glass of To have a to draw
milk nap to see
A cup of A pillow pencil
tea A little box crayon
A napkin Task: pupils paper
A rag match the a sketchbook
A beard words and a date
A pictures. a pen
mustache a pencil
A straw 2. Mini- a wall
Dialogue (Parts a refrigerator
Task: I, II) a tape
Pupils Task: Pupils a magnet
choose the work in pairs Task: Pupils listen the last part of the story (read by the
pictures and play out teacher) and choose the correct answer.
which a dialogue 2. Task: Pupils ask the mouse to do what they need:
correspond between them e.g. if you want to eat > Please, could you give me soup!
to the and the mouse. if you want to drink>
content of They use the
the text. following if you want to
useful phrases: sing>
• What will if you want to
you do, if you sleep> -
want to ...? if you want to
• What are draw>
you doing when if you want to sweep the
you ...? floor>
• What do 3. Task: Pupils work in pairs. They create a new story and
you like to do ask their partner what you should do...:
when you.?
• I like/ if you want to eat >>>>> to go to the shop>>>to buy a lot
don't like to do, of sweets>>>>>to get a toothache>>>>to go to the
when I... . dentist>>>>to remove your tooth>>>>not to eat for
• I am 5 hours>>>>to get hungry>>>>to want to eat>>>>>....
...ing when I... Задания, выполненные в первой, второй и третьей частях урока и направленные на закрепление лексики, в большей степени упрощают выполнение более сложных заданий, выполняемых в паре.
"If you Give a Mouse a Cookie"
Part I Part II Part III
Количество запомненных и воспроизводимых лексических единиц в ходе выполнения парных и индивидуального заданий равняется 98 процентам. Грамматическая конструкция условного предложения была часто используемой, так как формат последних двух заданий предполагает ее неоднократное повторение. Для рефлексии была использована игра «Crocodile», чтобы дети сами могли проанализировать свои успехи овладения новыми лексическими единицами и использования их в коммуникации. Основным методом исследования было наблюдение, так как этот метод педагогического исследования опирается на получении информации, которая основана на восприятии поведения людей, их переживаний, состояний с целью дальнейшего анализа и обобщения. Целью использования данного метода являлось выявления закономерностей и особенностей усвоения лексического и грамматического языкового материала с использованием различных типов синтаксических конструкций при обучении английскому языку дошкольников.
Таким образом, использование различных типов синтаксических конструкций, осуществляемое в рамках естественного подхода, может стать эффективным инструментом в преподавании иностранного языка, так как так в процессе тренировки и закрепления лексического и грамматического материала данный инструмент помогает обеспечивать самоконтроль учащихся и повышает их мотивацию к изучению иностранных языков. Для того чтобы осуществить данный подход, необходимо проанализировать материал (текст или аудио) и подготовить соответствующий возрастным особенностям дидактический материал с заданиями, включающими ответы с вышеупомянутыми синтаксическими моделями. На примере детской книги «If You give a Mouse a Cookie» можно увидеть грамматические и синтаксические особенности в высказываниях, которые представляют собой сам речевой акт. Данные высказывания позволяют учащимся задавать вопросы главному герою книги и получать в качестве продукта ответы-констативы, ответы-перформативы, ответы-реквистивы и ответы-квеситивы. Это позволяет не только провести первичную тренировку и закрепление лексического
и грамматического материала и получить результат в виде продукта (диалога и монолога), но и повышает мотивацию учащихся за счет создания ситуации, когда они не знают дальнейшего содержания книги.
Список литературы
1. Жданова Г.А. Позитивное влияние эмоций на овладение иностранным языком [Электронный ресурс] - URL: https://videouroki.net/razrabotki/statya-pozitivnoe-vliyanie-emotsiy-na-ovladenie-inostrannym-yazykom.html (дата обращения: 28.05.2021).
2. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. - СПб. : Союз, 2001. - 192 с.
3. Копылова Н.А. Современные электронные средства обучения иностранному языку [Электронный ресурс] // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2017 - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-elektronnye-sredstva-obucheniya-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 28.05.1021).
4. Остин Дж. Избранное. - М. : Идея-Пресс : Дом интеллектуальной книги, 1999. - 336 с.
5. Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Теория речевых актов. - М. : Прогресс, 1986. - С. 127-129.
6. Серль Джон Р. Что такое речевой акт? // Философия в Америке. -Лондон : Alien and Unwin, 1965. - С. 882-684.
7. Скиннер Б.Ф. Вербальное поведение. - Нью-Джерси : Прентис-Холл, 1957. - 134 с.