ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЯ-КОДОВ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА Никулина Н.В.1, Третьякова О.С.2
1Никулина Наталья Владимировна - учитель русского языка и литературы;
2Третьякова Ольга Сергеевна - учитель истории и обществознания, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Подсинская средняя общеобразовательная школа, с. Подсинее, Алтайский район, Республика Хакасия
Аннотация: в статье рассматриваются пути достижения предметных результатов на уроках гуманитарного цикла через применение QR-кодов. Приводятся способы осуществления уровневой дифференциации с помощью цифровых средств передачи информации, а именно QR-кодирования. Ключевые слова: предметные результаты, QR-код, уровневая дифференциация, гуманитарный цикл учебных дисциплин.
УДК 372.8
Развитие современных технологий, распространенность различных электронных платформ и обеспечиваемые ими возможности для самовыражения делают цифровые средства передачи информации привлекательными для современной молодежи. Одним из таких способов распространения информации являются QR-коды -штрихкоды, предоставляющие информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне [1].
QR-код позволяет быстро кодировать и считывать тексты, Интернет-ссылки, графические и иные материалы. С помощью QR кодируется информация достаточно большого объёма, при этом для декодирования могут быть использованы личные девайсы учащихся с установленной программой считывания кодов, это значительно облегчает работу в классе, где нет компьютера или он только один [2].
Таким образом, использование QR-кодов на уроках гуманитарного цикла является одним из эффективных способов достижения предметных результатов, а также способствует осуществлению уровневой дифференциации. Такая организация обучения, «при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований» [3] может быть достигнута с помощью цифровых средств передачи информации.
Регламентируя образовательную деятельность, учитель с помощью кодирования «предлагает» и «варьирует» объект информации, полностью сохраняя контроль над ней. Часто на уроках возникает потребность в активном использовании ресурсов, решить данную проблему поможет «проверенная» ссылка-код через QR. Продуктивность достижения планируемых результатов достигается и при использовании на уроках нестандартных приёмов: QR-код можно рассматривать как элемент игры, так как внешне вид QR-кода - это загадка для учащегося, и для того, чтобы узнать, что в нём зашифровано, школьнику необходимо воспользоваться девайсом. Наконец, QR-код предоставляет учащимся возможность создания своего «продукта» по теме урока.
Приведём примеры использования QR-кодирования в процессе обучения.
1. Связь с безопасным онлайн контентом, обеспечивающими доступ в электронные библиотеки (электронная версия литературного произведения).
2. Возможность решения заданий в формате ЕГЭ/ОГЭ/ВПР по русскому языку, истории, обществознанию, в том числе, таких, где есть фото и карты, например, в виде ссылки на альбом в социальной сети, сайт.
3. Выдача учащимся ссылки на мультимедийные источники и ресурсы, содержащие дополнительную информацию по определённой теме.
4. QR-код может использоваться, как электронный вид «работы с карточками». При этом достигается экономия бумаги и вариативность заданий, например, в качестве орфографического практикума.
5. Создание личных электронных визиток (сначала в рамках урока обществознания по теме «Самоопределение», «Профессии», русского языка по теме «Стили речи» и т.д., а затем творческие задания для создания QR-визиток литературного или исторического персонажа).
6. Прохождение по историческим, литературным или лингвистическим маршрутам с заданными цитатами-подсказками и ссылками на дополнительные ресурсы на распечатанной карте или в форме настольной «игры-ходилки» для групповой работы также возможно с помощью QR-кодирования.
7. Выдача разноуровневого домашнего задания (ученики, самостоятельно сканируют нужный код на домашнюю работу в зависимости от уровня сложности).
8. Проведение тематических викторин, квестов с выдачей заданий в виде кода. Современные технологии помогают сделать любой урок занимательным и
интересным, а QR-коды - один из способов объяснения материала, при котором учащимся даётся возможность решать единую познавательную цель и задачи на индивидуальном уровне.
Таким образом, использование QR-кода на уроках гуманитарного цикла решает следующие задачи: даёт возможность обоснованно и эффективно применять личные девайсы в учебной деятельности, способствует повышению интереса к учебе и совершенствованию навыков работы в команде, расширяет культурный кругозор учащихся, тренирует отработку навыков использования приложений для сканирования QR-кодов (на товарных чеках, бланках государственного образца), то есть развивает универсальные учебные действия.
Список литературы
1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://qrcoder.ru/ (дата обращения: 20.04.2019).
2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.eduneo.ru/ispolzovame-qr-kodov-na-urokax-literatury/ (дата обращения: 20.04.2019).
3. Монахов ЯМ., Орлов В.А., Фирсов В.В. Дифференциация обучения в средней школе // Советская педагогика, 1990. № 8. С. 42-47.