Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗРЕШЕНИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗРЕШЕНИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
79
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выявление проблем в детско-родительских отношениях / дети-дошкольники / ОВЗ / identifying problems in parent-child relationships / preschool children / disabilities

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Красова Алёна Владимировна

Статья посвящена актуальному вопросу выявления проблем в детско-родительских отношениях на этапе дошкольного возраста. Для сохранения психического здоровья детей рекомендуются познавательные занятия с детьми, имеющими статус ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) с использованием игры-техники «Почтовое послание». Автор предлагает собственный опыт при использовании данной игры, предназначенной для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Красова Алёна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING A PSYCHOLOGICAL GAME IN RESOLUTION OF CHILD-PARENT RELATIONSHIPS WITH PRESCHOOL CHILDREN

The article is devoted to the topical issue of identifying problems in parent-child relationships at the stage of preschool age. In order to preserve the mental health of children, cognitive activities are recommended for children with disabilities (disabled health) using the game-technique "Post message". The author offers her own experience using this game, designed for individual work with children of senior preschool age.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗРЕШЕНИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9+373.2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗРЕШЕНИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Красова Алёна Владимировна.

Россия, г. Новосибирск, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждене «Средняя общеобразовательная школа № 196», педагог-психолог, krasova-74@mail.ru.

Аннотация. Статья посвящена актуальному вопросу выявления проблем в детско-родительских отношениях на этапе дошкольного возраста. Для сохранения психического здоровья детей рекомендуются познавательные занятия с детьми, имеющими статус ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) с использованием игры-техники «Почтовое послание». Автор предлагает собственный опыт при использовании данной игры, предназначенной для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: выявление проблем в детско-родительских отношениях, дети-дошкольники, ОВЗ.

USING A PSYCHOLOGICAL GAME IN RESOLUTION OF CHILD-PARENT RELATIONSHIPS WITH PRESCHOOL CHILDREN

Krasova Alena Vladimirovna

Russia, Novosibirsk, Municipal Budgetary Educational Institution "Secondary school No. 196", Teacher-psychologist, krasova-74@mail.ru.

Abstract. The article is devoted to the topical issue of identifying problems in parent-child relationships at the stage of preschool age. In order to preserve the mental health of children, cognitive activities are recommended for children with disabilities (disabled health) using the game-technique "Post message". The author offers her own experience using this game, designed for individual work with children of senior preschool age.

Key words: identifying problems in parent-child relationships, preschool children, disabilities.

Необходимость авторской разработки использования игры-техники «Почтовое послание» обусловлена поиском причин недопонимания детей и их родителей по отношению друг к другу. Данная методика поможет уже с

дошкольного возраста выяснять причины размолвки детей и их близких родственников, тем самым помогая налаживать их тесные взаимоотношения, находить ответы и помогать развивать внутреннюю теплоту в семье. Использование данного пособия предполагает возможность психологической помощи семье в целом.

Игра-техника - «Почтовое послание» (рисунок 1).

Рис. 1. Дидактический материал для игры-техники «Почтовое послание»

Цель игры: выявление проблем в детско-родительских отношениях с детьми дошкольного возраста. Задачи игры:

- выразить свое эмоционально-оценочное отношение к каждому члену семьи;

- выявить глубину привязанности к близким родственникам;

- определить необходимость внешнего вмешательства в отношения ребенка с его близкими родственниками.

Предложенная игра-техника рассчитана на старший дошкольный возраст. Продолжительность игры - 15 минут, но все зависит от продолжительности обдумывания каждым ребенком индивидуально.

Ребенку отводится роль почтальона. Его основная задача разнести письма с готовыми посланиями по потовым ящикам для своих родных и близких людей. Письма ребенок распределяет по своему усмотрению, без каких-либо подсказок от взрослого.

При обработке результатов учитывается, как распределились между всеми адресатами письма с положительной и отрицательной направленностью.

В игре участвует Незнакомец - это один из почтовых ящиков с изображением Незнакомца (чужого человека, но которого ребенок считает близким себе по духу - это может быть кто угодно: воспитатель из группы, чужой человек, может быть даже любимое животное и т.д.), он предназначен для тех писем, которые ребенок не хочет отправлять никому из своих родственников или затрудняется сделать выбор. Почтовый ящик Незнакомца хорошо в этом поможет.

Для хранения писем можно использовать сумку почтальона, машину для почты, коробочку для писем.

В игре используются 20 писем: 10 писем - с сообщениями об отношении ребенка к членам своей семьи; и 10 писем с сообщениями об отношении членов семьи к ребенку (на основании представлений и ощущений ребенка), то есть как он сам относится к кому-то, и как, по его мнению, относятся к нему.

Письмо запечатано, существует лишь адрес, который сообщается ребенку в виде фразы, написанной на конверте. Если ребенок не умеет читать, то фразу-адрес зачитывает взрослый и ребенку предоставляется время для выбора почтового ящика.

После того, как все письма разнесены по почтовым ящикам, важно переключить внимание ребенка из тестовой ситуации, которая потребовала от него эмоциональных оценок, на деятельность по счету, в которой отсутствует зримое напоминание о распределении эмоциональных предпочтений. Предложить ребенку посчитать количество писем в каждом почтовом ящике, не называя адрес. «Давай посчитаем сколько писем в этом ящике, теперь в этом и т.д.». Считаем письма и кладем их обратно, для последующей обработки результатов.

После проведения индивидуального занятия «Почтовое послание» важно, чтобы ребенок был переключен в игровую или другую деятельность, чтобы не зациклился на своих мыслях. Можно использовать настольную игру другого содержания или совместную межличностную игру, или подвижную игру, выучить какой-то стих или прочитать содержательную сказку. Ребёнка необходимо отвлечь!

При использовании данной методики необходимо следовать принципу «Не навреди», поэтому при зачитывании посланий взрослому не стоит создавать стрессовых ситуаций либо эмоциональных предпочтений, при которых у ребенка может возникнуть чувство обиды или вины к кому-либо из своих близких, чтобы ребенок не переживал, что письмо определенного содержания положил не тому адресату. Не нужно ребенку также сообщать, что о результатах игры станет известно еще кому-то.

При обработке результатов учитывается как распределились между всеми адресатами письма с положительной и отрицательной направленностью.

Особое значение придается письмам следующего содержания: Этого человека я люблю, Этот человек меня любит (основные положительные фразы), Этого человека я не люблю, Этот человек меня не любит (основные отрицательные фразы), так как эти послания обладают наибольшей эмоциональной окраской. Если к положительным фразам добавляются и другие положительные послания, типа: Этот человек самый добрый и хороший, самый веселый, часто со мной играет и т.д., можно предполагать взаимную симпатию и близость с этим взрослым, доверие ребенка к нему.

Если в какой-либо ящик не отправлено ни одного письма с основными положительными или отрицательными фразами, такой факт говорит об эмоционально-невыраженном отношении к данному лицу. На безразличное и

безучастное отношение к адресату будет указывать и такие послания как: К этому человеку я никогда не обращусь за помощью, Этот человек никогда не играет со мной и т.д.

О негативном отношении ребенка к какому-либо взрослому члену семьи, а также о наличии эмоциональных проблем будет свидетельствовать если ребенок опустит послание с отрицательными фразами не Незнакомцу, а реальному человеку из своей семьи.

Если одному и тому же члену семьи ребенок относит и с положительным отношением, и с отрицательным отношением - это можно расценивать как противоречивость чувств ребенка к этому члену семьи.

Об отсутствии у ребенка объекта любви и привязанности среди числа близких людей может говорить адресованность главных положительных фраз Незнакомцу.

Таким образом, используя данное дидактическое пособие в работе психолога с детьми дошкольного возраста можно на раннем этапе обнаружить проблемы в детско-родительских отношениях и найти пути их разрешения.

Библиографический список. 1. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.