Научная статья на тему 'Использование профессиональных стандартов РФ в области ИКТ и европейской рамки ИКТ-компетенций при разработке рамки квалификаций для области Информатика'

Использование профессиональных стандартов РФ в области ИКТ и европейской рамки ИКТ-компетенций при разработке рамки квалификаций для области Информатика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КВАЛИФИКАЦИЯ / СЕКТОРАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / COMPETENCES / QUALIFICATION / SECTORAL QUALIFICATIONS FRAMEWORK / PROFESSIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харитонова И. Ю.

В статье обоснована необходимость создания секторальной рамки квалификаций (СРК) для повышения эффективности учета требований работодателей при формировании образовательных программ. Предложен алгоритм формирования СРК на основе информации из проектов профессиональных стандартов РФ и международных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харитонова И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE RUSSIAN FEDERATION ICT PROFESSIONAL STANDARDS AND EUROPEAN E-COMPETENCE FRAMEWORK IN DEVELOPING OF THE QUALIFICATIONS FRAMEWORK FOR THE INFORMATICS AREA

In the article the need of creation of the sectoral qualifications framework (SQF) for increasing the efficiency of the employers’ requirements accounting when building educational programs is proved. The algorithm of SQF formation based on information from drafts of the Russian Federation professional standards and the international standards is offered.

Текст научной работы на тему «Использование профессиональных стандартов РФ в области ИКТ и европейской рамки ИКТ-компетенций при разработке рамки квалификаций для области Информатика»

распределители. Тогда, давление воздуха в канале будет снижаться в результате перемешивания и аэродинамических ударов, вызываемых изменением направления движения потока [1].

С учетом выше изложенного можно сделать вывод, что комплекс технологических приемов, которые используются при заготовке кормов для зимнего содержания животных, должен обеспечивать максимально возможное сохранение их полезных питательных веществ, сочетания рациональных схем подвода и удаления тепла. А для этого необходимо совершенствовать технику, используемую при заготовке корма, которая должна быть обусловлена комплексом характеристик материала как объекта сушки, номенклатурой выпускаемого оборудования, особенностями производства, позволяя сократить механические потери при скашивании, ворошении, транспортировке к месту хранения, сушке и раздаче непосредственно скоту.

Литература

1. Тюрин, И.Ю. Совершенствование технологического процесса досушивания сена на стационаре: Дис. ... канд. техн. наук. Саратов, 2000, 180 с.

2. Тюрин, И.Ю. Совершенствование технологического процесса досушивания сена на стационаре [текст] / Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата технических наук/ Саратов, 2000, 24 с.

3. Тельнов М.Ю., Тюрин И.Ю. Задачи и способы сушки зерна и семян культур сельскохозяйственного назначения в процессе их заготовки//Материалы VII Международной научно практической конференции, т.7, София, 2011, с.63

4. Тюрин И.Ю., Тельнов М.Ю. Значение процесса и способы сушки зерна // Научное обозрение, № 4. - Саратов, ООО «АПЕКС-94», 2011., с.Ш...115.

5. Тюрин, И.Ю. Перспективы развития экспериментальных исследований процесса сушки. [текст] / И.Ю. Тюрин //Научное обозрение, № 5. - Саратов, ООО «АПЕКС-94», 2010, с.76.78.

6. Тюрин, И.Ю. К вопросу об искусственных способах заготовки продуктов растениеводства при эксплуатации сушилок [текст] // И.Ю. Тюрин, М.Ю.Тельнов, Ф.В. Лобжа //Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития, Всероссийский научно-практический журнал, № 1, 2012 - Москва, Изд. МИИ Наука, с. 160.164.

7. Комаров, Ю.В. Совершенствование технологического процесса отделения почвенных примесей от корней сахарной свеклы крупноячеистым сепаратором [текст] / Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата технических наук/ Саратов, 1997, 24 с.

8. Комаров Ю.В., Кожинская А.В. Совершенствование рабочих органов агрегата для внутрипочвенного разбросного посева зерновых культур [текст]/ Проблемы экономичности и эксплуатации автотракторной техники. Материалы международного научнотехнического семинара имени В.В. Михайлова, Саратов, 2014, с.83-85.

References

1. Tjurin, I.Ju. Sovershenstvovanie tehnologicheskogo processa dosushivanija sena na stacionare: Dis. ... kand. tehn. nauk. Saratov, 2000, 180 s.

2. Tjurin, I.Ju. Sovershenstvovanie tehnologicheskogo processa dosushivanija sena na stacionare [tekst] / Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchjonoj stepeni kandidata tehnicheskih nauk/ Saratov, 2000, 24 s.

3. Tel'nov M.Ju., Tjurin I.Ju. Zadachi i sposoby sushki zerna i semjan kul'tur sel'skohozjajstvennogo naznachenija v processe ih zagotovki//Materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno prakticheskoj konferencii, t.7, Sofya, 2011, s.63

4. Tjurin I.Ju., Tel'nov M.Ju. Znachenie processa i sposoby sushki zerna // Nauchnoe obozrenie, № 4. - Saratov, OOO «APEKS-94», 2011., s. 112.115.

5. Tjurin, I.Ju. Perspektivy razvitija jeksperimental'nyh issledovanij processa sushki. [tekst] / I.Ju. Tjurin //Nauchnoe obozrenie, № 5. - Saratov, OOO «APEKS-94», 2010, s.76.78.

6. Tjurin, I.Ju. K voprosu ob iskusstvennyh sposobah zagotovki produktov rastenievodstva pri jekspluatacii sushilok [tekst] // I.Ju. Tjurin, M.Ju.Tel'nov, F.V. Lobzha //Narodnoe hozjajstvo. Voprosy innovacionnogo razvitija, Vserossijskij nauchno-prakticheskij zhurnal, № 1, 2012 - Moskva, Izd. MII Nauka, s. 160.164.

7. Komarov, Ju.V. Sovershenstvovanie tehnologicheskogo processa otdelenija pochvennyh primesej ot kornej saharnoj svekly krupnojacheistym separatorom [tekst] / Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchjonoj stepeni kandidata tehnicheskih nauk/ Saratov, 1997, 24 s.

8. Komarov Ju.V., Kozhinskaja A.V. Sovershenstvovanie rabochih organov agregata dlja vnutripochvennogo razbrosnogo poseva zernovyh kul'tur [tekst]/ Problemy jekonomichnosti i jekspluatacii avtotraktornoj tehniki. Materialy mezhdunarodnogo nauchno-tehnicheskogo seminara imeni V.V. Mihajlova, Saratov, 2014, s.83-85.

Харитонова И.Ю.

Кандидат технических наук, доцент, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ РФ В ОБЛАСТИ ИКТ И ЕВРОПЕЙСКОЙ РАМКИ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ ДЛЯ ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКА

Аннотация

В статье обоснована необходимость создания секторальной рамки квалификаций (СРК) для повышения эффективности учета требований работодателей при формировании образовательных программ. Предложен алгоритм формирования СРК на основе информации из проектов профессиональных стандартов РФ и международных стандартов.

Ключевые слова: компетенции, квалификация, секторальная рамка квалификаций, профессиональные стандарты.

Kharitonova I.Yu.

Candidate of Sciences in Technics, assosiate professor, Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev.

USE OF THE RUSSIAN FEDERATION ICT PROFESSIONAL STANDARDS AND EUROPEAN E-COMPETENCE FRAMEWORK IN DEVELOPING OF THE QUALIFICATIONS FRAMEWORK FOR THE INFORMATICS AREA

Abstract

In the article the need of creation of the sectoral qualifications framework (SQF) for increasing the efficiency of the employers’ requirements accounting when building educational programs is proved. The algorithm of SQF formation based on information from drafts of the Russian Federation professional standards and the international standards is offered.

Keywords: competences, qualification, sectoral qualifications framework, professional standards.

Проекты профессиональных стандартов РФ в области ИТ, широко обсуждаемые в настоящий момент, аккумулировали и систематизировали громаднейший объем ценнейшей информации, связанной с требованиями работодателей языке трудовых функций. [1]. Каждой трудовой функции сопоставлены соответствующие ей требования к необходимым знаниям и умениям, что является самой актуальной информацией для образовательных учреждений при формировании образовательных программ.

К сожалению, серьезным недостатком ПС ИТ РФ является не всегда корректное распределение трудовых функций, а значит и соответствующих им знаний-умений-компетенций по квалификационным уровням [2]. Это является одной из главных причин трудности использования их образовательными учреждениями при формировании основных образовательных программ [3]. Другой причиной стало то, что множество трудовых функций, мало отличающихся между собой, внесены в различные профессиональные стандарты и им сопоставлены, соответственно, различные наборы результатов обучения.

80

В настоящее время разрабатывается целый ряд методических рекомендаций по разработке профессиональных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов, применение которых не может быть эффективно. Самый первый пункт методики, предложенной в них, - отбор профессиональных стандартов, на основе которых будет разработана основная образовательная программа - невозможно провести в отведенные сроки ограниченными силами разработчиков ООП -представителей ВУЗов. Для разработки одного документа (ООП, ОПОП) может потребоваться использование нескольких ПС, а значит, разработчики ООП должны досконально знать все профессиональные стандарты, соответствующие направлению подготовки разрабатываемой образовательной программы! Кроме того, прямой перенос формулировок из ПС в ФГОС, ООП, ОПОП невозможен!

Эти причины объясняют необходимость анализа и структурирования информации из профстандартов в Секторальной рамке квалификаций (СРК), которую образовательным учреждениям хотелось бы рассматривать как Банк результатов обучения, классифицированный по квалификационным уровням и по видам деятельности. СРК - это тот инструмент, который позволит согласовать между собой запросы работодателей к выпускнику и планируемые результаты обучения, заложенные в основную образовательную программу. С другой стороны, ИКТ стандарты компетенций и квалификаций России в условиях современного информационного общества обязаны быть гармонизированы с международными и в первую очередь с широко используемыми в европейских странах квалификационными структурами!

Системообразующей основой для секторальной рамки квалификаций в области Информатика с успехом может послужить Европейская рамка ИКТ-компетенций (e-CF) [4]. Это обусловлено тем, что европейская система ИКТ-компетенций, являясь одной из позднейших, широко используемых в Европе разработок, имеет четкую структуру: специфические умения, полученные как результат образовательного процесса, соотнесены в ней с описаниями должностных обязанностей.

Компетенции e-CF можно сопоставить обобщенным трудовым функциям. Таким образом, множество всех трудовых функций, присутствующих в профессиональных стандартах ИТ РФ, в международных стандартах, например, в Европейских ИКТ профилях [5] и др., удастся разбить на непересекающиеся между собой группы трудовых функций. Большим преимуществом e-CF является подробное описание каждого такого класса трудовых функций с примерами и пояснениями. Кроме того, для каждого квалификационного уровня имеются дополнительные пояснения. Таким образом, уровень каждой трудовой функции будет точно определен и согласован с европейскими стандартами.

Требования к знаниям и умениям, сопоставленные каждой трудовой функции в ПС ИТ РФ наполнят собой секторальную рамку квалификаций для всего сектора ИТ, но при этом они автоматически будут разбиты по квалификационным «подрамкам» для каждого укрупненного вида профессиональной деятельности, что в дальнейшем упростит использование информации при формировании основных образовательных программ по каждому из направлений подготовки в области ИТ.

Структурированные требования к знаниям и умениям, к сожалению, не могут еще представлять собой результаты обучения, собранная информация еще требует дополнительной переработки, например, на основе стандарта ECCE для представления результатов обучения в инженерном образовании [6]. Рекомендации по формированию структурных единиц результатов обучения, приведенные в этом документе, учитывают уровни EQF и научно обоснованы для применения в инженерном образовании. Они позволят переформулировать требования работодателей на язык образовательных учреждений и структурировать их по укрупненным группам. Для уровня бакалавриата, например, можно предложить следующие группы результатов обучения: фундаментальные знания, инженерный анализ, инженерная практика, менеджмент и персональные компетенции.

Подытожив все выше сказанное, можно предложить следующий алгоритм построения СРК:

1. Анализ профессиональных стандартов ИТ РФ и выделение классов трудовых функций (ТФ), соответствующих по своему описанию компетенциям e-CF. Использование e-CF как дополнительной систематизирующей структуры позволит преодолеть неравномерность покрытия области рабочих и бизнес-процессов ПС ИТ РФ, и выработать единый подход к определению квалификационного уровня для множества трудовой функции, согласованный с европейским подходом.

2. Сопоставление каждому выделенному классу ТФ соответствующих знаний-умений-компетенций (ЗУК), представленных в профессиональ-ных стандартах. Благодаря тому, что профессиональные стандарты содержат исчерпывающую информацию относительно требований к ЗУК, соответствующих каждой трудовой функции, возможно их использование для построения секторальных «подрамок» квалификаций для каждого отдельного класса трудовых функций.

3. Обработка выделенных подмножеств знаний-умений-компетенций (ЗУК) на предмет удаления повторяющихся и обобщения. Здесь необходимо предусмотреть их статистическую обработку: ЗУК не пользующиеся в текущий момент времени большим спросом работодателей должны быть аккумулированы в отдельной базе для их учета, возможно, на следующей итерации обработки.

4. Структурирование и обработка ЗУК в соответствии с методологией ЕССЕ по укрупненным группам. Этот шаг необходим с одной стороны, чтобы упростить дальнейшее обобщение информации, а с другой позволит более эффективно перейти от ЗУК, записанных на языке работодателей к результатам обучения (learning outcoms), записанным на языке образовательного процесса.

5. Пополнение результатов обучения (LO-s) фундаментальными знаниями - информацией от академического сообщества, имеющего богатейший многолетний опыт традиционного образования, а также информацией из международных образовательных стандартов, например из Свода Знаний CS2013 [7]. Это объясняется тем, что работодатели, мнение которых представлено в ПС, к сожалению, не всегда представляют «технологию» формирования профессиональных знаний. Они хотят получить конечный «продукт» владеющий конкретными профессиональными навыками, отрицая необходимость базовых теоретических, фундаментальных знаний.

6. Получение паспортов результатов обучения для каждого класса ТФ. Множество таких паспортов и будет в дальнейшем представлять собой Банк результатов обучения, используемый при разработке основных образовательных программ. Они же становятся основой рамки квалификаций.

7. Построение начального варианта секторальной рамки, то есть обобщение результатов обучения из структурированных паспортов всех классов ТФ для каждого отдельного уровня квалификации.

Построенная рамка квалификаций может в дальнейшем использоваться для формирования новых профессиональных и образовательных стандартов, а также для построения основных образовательных программ.

Разработке секторальной рамки квалификаций посвящен международный проект TEMPUS "Информатика и менеджмент: квалификационные рамки в Болонском стиле", одной из целей которого является создание информационной системы, которая бы автоматизировала процесс построения СРК. Использование такой информационной системы позволит учесть самые современные требования работодателей, а работа по формированию основной образовательной программы каждым ВУЗом будет значительно упрощена и стандартизована.

Литература

1. Проекты профессиональных стандартов РФ в области информационных технологий [Электронный ресурс] http://www.profstandart. rosmintrud.ru/web (дата обращения 18.10.2014).;

2. Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

3. Письмо Министерства образования и науки РФ «О разработке вузами ООП» от 13 мая 2010 г. №03-956

81

4. European e-Competence Framework 3.0 ( A common European framework for ICT Professionals in all industry sectors);

5. European ICT Professional Profiles (CWA 16458) ICS 35.020 - 2012;

6. ECCE - Engineering observatory on Competence based Curricula for job Enhancement Project Number: 504345-LLP-1-2009-1-IT -ERASMUS-ECUE Agreement number: 2009 - 3314/001 - 001.

7. Международный стандарт преподавания компьютерных наук CS2013 - Computer Science Curricula 2013 (ACM/IEEE-CS)

References

1. Proekty professional'nyh standartov RF v oblasti informacionnyh tehnologij [Jelektronnyj resurs] http://www.profstandart. rosmintrud.ru/web (data obrashhenija 18.10.2014).;

2. Prikaz Mintruda Rossii ot 12 aprelja 2013 g. № 148n «Ob utverzhdenii urovnej kvalifikacij v celjah razrabotki proektov professional'nyh standartov»

3. Pis'mo Ministerstva obrazovanija i nauki RF «O razrabotke vuzami OOP» ot 13 maja 2010 g. №03-956

4. European e-Competence Framework 3.0 ( A common European framework for ICT Professionals in all industry sectors);

5. European ICT Professional Profiles (CWA 16458) ICS 35.020 - 2012;

6. ECCE - Engineering observatory on Competence based Curricula for job Enhancement Project Number: 504345-LLP-1-2009-1-IT-ERASMUS-ECUE Agreement number: 2009 - 3314/001 - 001.

7. Mezhdunarodnyj standart prepodavanija komp'juternyh nauk CS2013 - Computer Science Curricula 2013 (ACM/IEEE-CS)

Хитрова Н.В.1, Хитров С.Н.2

'Кандидат технических наук, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова» 2магистрант, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова» УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕРМОФИКСАЦИИ ПОРШНЕВЫХ КОЛЕЦ В ПАКЕТЕ

Аннатация

В статье рассматривается устройство для мермофиксации поршневых колец. Его использование позволит уменьшить расход материала при изготовлении оправки, а также увеличить производительность труда при производстве поршневых колец методом термофиксации.

Ключевые слова: термофиксация, поршневые кольца, остаточное напряжение, стабилизация.

Khitrova N.V.1, Khitrov S.N.2

'Candidate of technical Sciences, FSBEI HPE “Saratov SAU” named after N.I. Vavilov; 2master student, FSBEI HPE “Saratov SAU”

named after N.I. Vavilov

DEVICE FOR HEAT-SETTING PISTON RINGS IN THE PACKAGE

Abstract

The article considers the device to termofikacij piston rings. Its use will reduce the amount of material in the manufacture of the mandrel, and to increase the productivity in the production of piston rings by heat-setting.

Keywords: thermofixation, piston rings, residual voltage stabilization.

В качестве материала для изготовления уплотнительных и маслосъемных поршневых колец применяют модифицированный серый легированный чугун. По строению своей металлической основы он близок к стали, но чугун весьма существенно отличается от нее своим строением. Его металлическая основа пронизана микропорами, заполненными графитом. Наличие микропор в чугуне несколько снижает его механические свойства по сравнению со сталью, но вместе с тем делает более износостойким, т.к. свободные включения графита служат своеобразной смазкой сопряженных поверхностей.

Готовые кольца проходят термофиксацию. Цель термофиксации: снять остаточные напряжения и произвести стабилизацию заданной формы кольца путем его нагрева в специальном приспособлении. Термофиксация производится при 600° в течение 2 ч. После термофиксации кольца окончательно доводятся и пропитываются маслом. Для этих целей необходимо использовать устройство для термофиксации поршневых колец.

Технической задачей предлагаемой модели является уменьшение расхода материала на изготовление оправки и увеличение производительности труда при производстве поршневых колец методом термофиксации за счет сокращения времени на нагрев и охлаждение пакета поршневых колец, установленных в предлагаемом устройстве для термофиксации поршневых колец.

Задача достигается путем использования устройства для термофиксации поршневых колец в пакете, содержащее цилиндрическую оправку, набранный на оправку пакет поршневых колец, средство осевой стяжки, выполненное в виде двух фланцев, связанных посредством цилиндрического стержня с резьбой и гайки, причем верхний фланец подвижный, а нижний фланец неподвижный и выполнен заодно с оправкой. Оправка состоит из двух цилиндрических частей, одна часть которой формирует половину кольца от спинки (0°) до 90° и 270° радиусом rb равным: ri = d/2 = (tcD + Ska/2sin(a/2))/2^ - t, (1)

где d - диаметр цилиндрической части оправки, мм,

D - номинальный диаметр поршневого кольца, мм,

S - размер замка поршневых колец в свободном состоянии, мм,

k - коэффициент усадки материала кольца, равный 1,15 - 1,25, a - угол, определяющий зону замка S кольца, t - радиальная толщина поршневого кольца, мм,.

Другая цилиндрическая часть оправки состоит из двух дополнительных цилиндрических частей, из которых первая дополнительная цилиндрическая часть оправки формирует часть кольца от 90° до 140° и от 220° до 270°, а центр радиуса цилиндрической части расположен от центра номинального радиуса кольца в сторону замка на расстоянии

А = Rf, (2)

где R - номинальный радиус поршневого кольца, мм,

f - коэффициент, равный для колец с пониженным давлением в зоне замка - 0,026, для колец с равномерной эпюрой давления - 0,036, для колец с повышенным давлением в зоне замка - 0,046, а вторая дополнительная цилиндрическая часть оправки формирует часть кольца от 140° и 210° до замка.

Центр радиуса цилиндрической части расположен от центра номинального радиуса кольца в сторону спинки на расстоянии А1 = Rf1, (3)

где f1 - коэффициент, равный 0,03.

При этом наружная поверхность пакета поршневых колец охвачена по окружности средством радиальной стяжки в виде гибкой упругой стальной ленты, на концах которой выполнены лапки, отогнутые в радиальном направлении наружу. В лапках выполнены отверстия, в которые вставлены стяжные болты с навинченными на их концах гайками, причем ширина гибкой упругой стальной ленты соответствует высоте сжатого в осевом направлении пакета поршневых колец. Оправка должна быть выполнена пустотелой в виде цилиндрического стакана с днищем, обращенным к подвижному фланцу [1].

82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.