Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Ольга Анатольевна, Бойко Александр Иванович, Колдашов Александр Игоревич, Стеценко Михаил Васильевич, Колдашова Анна Алексеевна

Введение - перед преподавателем стоит задача научить студентов мыслить творчески и мотивировать их к занятиям физической культурой. Методика - для мотивации необходимо ставить цель, чтобы вовлечь студентов в процесс обучения и заинтересовать их. Одним из средств мотивации является проектная деятельность. Полученные результаты - Проектная деятельность позволяет студентам проявлять свои творческие способности, использовать накопленные знания в процессе образовательной деятельности по предмету, а так же способствует улучшению коммуникативных навыков. Так же проектная деятельность мотивирует студентов к самостоятельному изучению теоретического материала по физической культуре, и в последствии применять полученные знания на практических занятиях. Выводы - Метод проектной деятельности является одним из мотивирующих для студентов и позволяет разнообразить занятия физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисова Ольга Анатольевна, Бойко Александр Иванович, Колдашов Александр Игоревич, Стеценко Михаил Васильевич, Колдашова Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF STUDENTS' PROJECT ACTIVITIES AS ONE OF THE CONDITIONS FOR INCREASING MOTIVATION TO ENGAGE IN PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY

Introduction - the teacher has a task to teach the students to think creatively and motivate them to be engaged in physical education. Methodology - for motivation, it is necessary to set the goal to involve students in the learning process and to interest them. One of the means of motivation is project activity. The results obtained - project activity allows students to show their creative abilities, use the accumulated knowledge in the process of educational activities on the subject, as well as it contributes to the improvement of communication skills. Project activity also motivates students to independently study theoretical material on physical culture, and subsequently to apply the knowledge gained in practical classes. Conclusions - the method of project activity is one of the motivating ones for students and it allows them to diversify physical education classes.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ»

REFERENCES

1. Golubeva, A.A. and Demchuk, E.E. (2021), "Theory and methodology of physical education, sports training of health-improving and adaptive physical culture ", Eurasian Scientific Association, No.5-6 (75), pp. 437-438.

2. Ilicheva, O.V., Sirakovskaya. Ja.V. and Laptev. A.V. (2018), "Functional training of basketball players aimed at increasing the reserves of the cardiovascular system and physical performance", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 3(157), pp. 157-160.

3. Karagodina, A.M., Klychkova, O.V. and Brykina, V.A. (2018), "The use of the conjugate impact method in the sports training of students to improve throws in basketball", Primo Aspectu, No.4( 36), pp. 151-157.

4. Solopov I.N. (2019), "Functional fitness of athletes (theoretical and practical aspects)", Physical education and sports training, No.1 (27), pp. 109-122.

Контактная информация: amkara2737@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 06.12.2021

УДК 378.147.88 +796/799

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ

Ольга Анатольевна Борисова, доцент, Александр Иванович Бойко, доцент, Александр Игоревич Колдашов, старший преподаватель, Михаил Васильевич Стеценко, старший преподаватель Московский государственный областной университет, Москва; Анна Алексеевна Колдашова, учитель физической культуры, Образовательный центр № 1,

Московская область, г. Ивантеевка

Аннотация

Введение - перед преподавателем стоит задача научить студентов мыслить творчески и мотивировать их к занятиям физической культурой. Методика - для мотивации необходимо ставить цель, чтобы вовлечь студентов в процесс обучения и заинтересовать их. Одним из средств мотивации является проектная деятельность. Полученные результаты - Проектная деятельность позволяет студентам проявлять свои творческие способности, использовать накопленные знания в процессе образовательной деятельности по предмету, а так же способствует улучшению коммуникативных навыков. Так же проектная деятельность мотивирует студентов к самостоятельному изучению теоретического материала по физической культуре, и в последствии применять полученные знания на практических занятиях. Выводы - Метод проектной деятельности является одним из мотивирующих для студентов и позволяет разнообразить занятия физической культурой.

Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, мотивация, проектная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p34-37

APPLICATION OF STUDENTS' PROJECT ACTIVITIES AS ONE OF THE CONDITIONS FOR INCREASING MOTIVATION TO BE ENGAGED IN PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY

Olga Anatolievna Borisova, the senior lecturer, Alexander Ivanovich Boyko, the senior lecturer, Alexander Igorevich Koldashov, the senior teacher, Mikhail Vasilyevich Stetsenko, the

senior teacher, Moscow State Regional University, Moscow; Anna Alekseevna Koldashova, the teacher of physical culture, Educational Center No. 1, Moscow Region, Ivanteevka

Abstract

Introduction - the teacher has a task to teach the students to think creatively and motivate them to be engaged in physical education. Methodology - for motivation, it is necessary to set the goal to involve

students in the learning process and to interest them. One of the means of motivation is project activity. The results obtained - project activity allows students to show their creative abilities, use the accumulated knowledge in the process of educational activities on the subject, as well as it contributes to the improvement of communication skills. Project activity also motivates students to independently study theoretical material on physical culture, and subsequently to apply the knowledge gained in practical classes. Conclusions - the method of project activity is one of the motivating ones for students and it allows them to diversify physical education classes.

Keywords: students, physical education, motivation, project activity.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема мотивации в физическом воспитании всегда остается актуальной. Совершенствование учебного процесса по физической культуре в ВУЗе в первую очередь должно опираться на те методы и средства, которые позволят формировать личность студента, формировать мотивационно-целостное отношение к физической культуре, установок на здоровый стиль жизни, душевное и физическое самосовершенствование, привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом [1].

Поступив в ВУЗ, студенты оказываются в совершенно иной обстановке. Одной из задач является работа со студентами-первокурсниками. Формирование мотивационно-целостных ориентиров, которые способствуют изменению отношения студенческой молодежи к занятиям физической культурой и спортом. Перед педагогами встает задача формировать у студентов-первокурсников социальные и коммуникативные умения, необходимые не только для взаимодействия с ними, но и с однокурсниками. Одной из задач преподавания физического воспитания в ВУЗе является научить студентов мыслить творчески, а так же сформировать у них лично-значимую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.

МЕТОДИКА

Мотивация к физической активности - особое состояние личности, нацеленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и трудоспособности. Группы мотивов к занятиям физической культурой и спортом представлены в таблице. Таблица - Основные группы мотивов_

№ Виды мотивов Характеристика

1 Оздоровительные Направлены на укрепление и совершенствование своего здоровья, а так же профилактику заболеваний

2 Эстетические Направлены на желание изменить внешний вид, совершенствование телосложения

3 Коммуникативные Направлены на общение с окружающими, налаживание отношений с другими студентами

4 Двигательно-деятельностные Это систематическая двигательная активность, характеризующая применением деятельности систем организма человека

5 Соревновательно-конкурентные Они базируются на желании студентов улучшать свои спортивные результаты, достигать определенных результатов

6 Познавательно-развивающие Эти мотивы связаны с желанием студентов узнавать свой организм и исследовать конкретные знания для улучшения своего физического состояния и физической подготовленности

7 Профессионально-ориентированные Профессионально прикладная физическая подготовка содействует развитию психофизической подготовки к будущей профессии

8 Творческие Занимаясь физическими упражнениями, человек ищет новые возможности в своем духовном развитии

9 Психолого-значимые Занятия физической культурой положительно влияют на их психическое состояние, снимают эмоциональное напряжение

10 Административные Занятия физической культурой в ВУЗах являются частью федерального образовательного стандарта

11 Воспитательные Помогают совершенствовать навыки самоподготовки и самоконтроля, влекут за собой развитие морально-волевых качеств, а так же воспитание патриотизма

12 Культурологические Позволяют формировать у студентов потребность в двигательной активности под воздействующим влиянием средств массовой информации, общества

№ Виды мотивов Характеристика

13 Статусные Повышают личностный статус при возникновении конфликтных ситуаций, активирует участие молодежи в физкультурно-спортивной деятельности

У студентов-первокурсников повышается престиж знаний. Мотивировать их к совместному выполнению заданий дает возможность оказать, а так же получить помощь, обменяться информацией. Для того, чтобы студенты-первокурсники включились в учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления. Для повышения мотивации учения целесообразно использовать конструктивные знания. Одной из составляющих мотивации-умение ставить цель [2].

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение путем самообразования.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Типология проектов очень обширна - исследовательские, прикладные, творческие, информативные проекты и т.д. в создании проектов может участвовать, как один студент, так и группа. Меняется и позиция преподавателя физической культуры к своим студентам. Из носителя готовых значений он превращается в организатора учебно-познавательной деятельности своих студентов.

В зависимости от цели проектная деятельность может решать следующие задачи:

- умение работать в коллективе;

- способность ставить цели и задачи в процессе занятий физкультурной деятельностью;

- овладевать различными методиками для сбора информации, владеть способами обработки полученных данных;

- делать выводы по результатам проведенных исследований, выступать на научно-практических конференциях с работами, используя презентации.

Совместный опыт реализации проектов в физкультурной деятельности на протяжении трех лет занятий позволяет решать комплексное решение образовательных задач, а именно:

- воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, в физическом самосовершенствовании;

- формирование профессионального подхода к использованию средств физической культуры в научно-исследовательской деятельности;

- овладение методами оценки физического состояния и самоконтроля;

- приобретение теоретических знаний, умений и навыков в области физической культуры;

- овладение основами профессионально-прикладной физической подготовкой;

- формирование коммуникативных компетенций и личностного самосовершенствования.

Каждый проект реализуется в несколько научных журналов. Л. А. Семенов выделяет три этапа конструирования логики исследования [3].

Первый этап - постановочный, от выбора темы до определения цели, задач и разработки исследования. Преподаватель помогает студентам выбрать тему, изучаемую по дисциплине физическая культура, он становится организатором этой деятельности, помогает студентам самостоятельно добывать и использовать новые знания. После определения темы, описывается выбранная проблема, осуществляется постановка целей, задач, ожидаемых результатов.

Второй этап - собственно исследовательский, где производится отбор методов, проверка гипотезы, конструирование предварительных выводов, опытная проверка и уточнение, построение заключительных выводов.

Третий этап - оформительно-внедренческий. Он включает оформление работы, обсуждение результатов на конференции и публикация работ.

Данная деятельность позволяет студентам проявлять свои творческие способности, использовать накопленные знания в процессе образовательной деятельности по предмету, а так же данная деятельность носит практический характер.

По нашему мнению такой вид деятельности позволит:

- использовать приобретенные знания не только на теоретических занятиях, но и научит приобретать эти знания самостоятельно;

- развить коммуникативные навыки и умения у студентов;

- использовать полученную информацию в процессе своей деятельности.

ВЫВОДЫ

Метод проектов действительно можно рассматривать как один из методов, позволяющих повышать мотивы к занятиям физической культурой и спортом. Этот метод позволяет разнообразить занятия физической культурой и научить студентов самостоятельно

заниматься научной деятельностью и анализировать свои занятия по физической культуре.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисова О. А. Изучение внимания в процессе занятий физической культурой / О. А. Борисова. // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта. - 2019. - №4 (170). - С.55-58.

2. Борисова О.А. Физическое развитие и адаптационные возможности студентов-первокурсников Московского государственного областного университета / О.А. Борисова, А.И. Бойко, А.И. Колдашов. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 10 (188). -С. 47-51.

3. Семенов Л.А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта : учебное пособие / Л.А. Семенов. - Москва : Советский спорт, 2011 - 200 с.

REFERENCES

1. Borisova, O.A. (2019), "The study of attention in the process of physical education", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 4 (170), pp. 55-58.

2. Borisova, O.A., Boyko, A.I. and Koldashov, A.I. (2020), "Physical development and adaptive capabilities of first-year students of the Moscow State Regional University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (188), pp. 47-51.

3. Semenov, L.A. (2011), Introduction to research activities in the field of physical culture and sports: textbook , Soviet sport, Moscow.

Контактная информация: olga-borisova-202@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.12.2021

УДК 796.071.4

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОСЛЕ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПЕРЕДНЕЙ КРЕСТООБРАЗНОЙ СВЯЗКИ КОЛЕННОГО СУСТАВА В РАННЕМ ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ

Лизавета Васильевна Бортникова, старший преподаватель, Александр Дмитриевич Лифанов, кандидат химических наук, доцент, Альберт Гадильевич Хайруллин, старший преподаватель, Альфия Фаридовна Халилова, кандидат педагогических наук, доцент, Павел Михайлович Гусев, старший преподаватель, Назаров Валерий Николаевич, старший преподаватель, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казанский государственный энергетический университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.