Использование проектной деятельности при ознакомлении детей с классической музыкой.
Белоус Л.А.
Музыкальный руководитель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 53 комбинированного вида» г. Кандалакша, Мурманская область, Россия
ok3080@yandex.ru
Аннотация: Целью статьи является показать эффективность применения проектного метода при ознакомлении дошкольников с шедеврами классической музыки на примере проекта «Давай услышим море» для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект был нацелен на развитие интереса к классической музыке через восприятие музыкальной сюиты К. Дебюсси «Море». Его реализация позволила развить у дошкольников их музыкальное воображение, слуховое восприятие. Использование разных видов деятельности способствовало расширению эмоционально-практического опыта общения ребенка с музыкой, позволило проявить индивидуальный творческий потенциал в передаче музыкального образа различными выразительными средствами.
Ключевые слова: классическая музыка, восприятие, проектный метод, интеграция.
В формировании основ музыкальной культуры ребенка важная роль отводится произведениям классической музыки. Это музыкальное направление в наибольшей степени воплощает гуманистические ценности, которые влияют на формирование духовности личности.
Б.М.Теплов, исследуя художественные способности, установил, что в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним. Эстетические переживания и эмоции являются основой эстетического восприятия. Чем раньше ребенок будет иметь возможность познакомиться с произведениями «золотого» фонда мировой классики, тем успешнее будет проходить формирование его музыкального вкуса.
Приобщение к мировому музыкальному наследию должно проходить через овладение, проживание содержания музыкальных произведений. Наиболее эффективно оно осуществляется на действенно-практическом уровне: от первоначального интереса ребенка, через дифференцирование средств выразительности к осознанию и переживанию музыкального произведения в разных видах практической деятельности (игровой, исследовательской, художественно-продуктивной, театрализованной). Это привело нас к необходимости использования проектного метода, позволяющего осуществлять интегрированный подход к ознакомлению дошкольников с музыкальными произведениями.
Проект «Давай услышим море» был нацелен на развитие интереса к классической музыке через восприятие музыкальной сюиты К. Дебюсси «Море». Участниками проекта стали педагоги, дети старшей группы и их родители. В задачи проекта входило: • Обогащение детей музыкальными впечатлениями, развитие активного слухового восприятия.
• Расширение представления дошкольников о море, многообразии его звуков, обитателей.
• Развитие исследовательских способностей детей в процессе наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности.
• Развитие творческих способностей, эмоциональной отзывчивости на яркие музыкальные образы.
Море можно увидеть, почувствовать. А как услышать море? Для большинства детей ответ на этот вопрос казался очевидным - море это шум волн. На решение этой проблемы направлены основные мероприятия исследовательского этапа проекта.
Оживить впечатления детей помогло рассматривание фотоматериалов о летнем отдыхе на море. Вместе с детьми мы совершили виртуальное путешествие на морское побережье, где дети под фонограмму звуков морского прибоя выполняли релаксационные этюды «На берегу моря», «Море».
В группе пополнилась коллекция морских раковин, звезд собранная детьми. Необычные формы и окраска ракушек будили детское воображение, в котором возникали картины подводного царства.
Для просмотра детям была предложена мультимедийная презентация «Обитатели морских глубин». Появление на экране ярких рыбок, причудливых морских коньков, разноцветье подводного мира вызвало у детей ропот восторга и удивления.
После просмотра слайдов дети включились в игру «Изобрази жителя подводного царства», где выбрав из игрушек для театральной деятельности понравившегося морского обитателя, изображали его движениями тела. В группе эти игрушки были использованы детьми в театрализованной игре по сказке «Русалочка». Важной частью проекта стала опытная деятельность детей.
Ученые считают, что звуки, заблудившись в лабиринтах ракушки, отражаются от стенок, и, кажется, мы слышим, как шумит море. Проверить это ребята смогли, приложив к уху морскую ракушку. В ней каждый мог услышать шум далекого морского прибоя и проверить, что крохотный кусочек моря все-таки остался в ракушке.
Из энциклопедии дети узнали, что волны, которые мы привыкли видеть на поверхности воды, образуются главным образом под действием ветра. Однако волны могут вызываться и подводными землетрясениями или извержениями подводных вулканов. Имитируя морскую бурю, дети выдували воздух из коктейльных трубочек в емкость с водой, получая бурлящие пузырьки на поверхности воды.
Изучая природу возникновения звуков моря, дошкольники обращались не только к энциклопедической литературе. Совместно с родителями они искали ответы на свои многочисленные вопросы в сети Интернет, а потом делились друг с другом полученной информацией: например, грохот прибоя объясняется тем, что внутри гребня высокой волны воздух сильно сжимается, а когда волна падает вперед, сжатый воздух резко вырывается и раздается своеобразный «взрыв».
Прослушивая фонограммы с записями звуков, издаваемых морскими обитателями, дети учились определять на слух голоса дельфинов, китов, чаек, а угадав звук, показывали карточку с изображением этого животного.
Главным мероприятием проекта стало знакомство детей с сюитой К. Дебюсси «Море», названной автором «Три симфонических эскиза». Композитор создал полный красок и поэзии музыкальный рассказ из трех различных по характеру частей. При восприятии сюиты в воображении детей возникало живое, изменчивое море, то спокойное, то бурно вздымающее волны.
На повторном прослушивании внимание детей привлекалось не только к художественному воплощению общего замысла композитора, но и к отдельным выразительным средствам. Активизировать детское восприятие помогали музыкально-дидактические игры, зрительные образы. Так, в игре «Настроение моря» дети определяли характер музыки с помощью карточек-моделей: карточки светлых тонов
обозначали тихую, спокойную музыку, карточки насыщенных мрачных тонов -тревожную, взволнованную. Чтобы проиллюстрировать различные настроения, состояния моря, дети подбирали репродукции И. Айвазовского к разным частям музыкального произведения.
Образ музыки, по сути, есть образ движения, который является ассоциацией слуховых, зрительных, временных и пространственных представлений. Поэтому детям предлагалось по-своему передать музыкальный образ в танцевальных импровизациях. С помощью движений с воздушными шарфиками и лентами ребята рисовали картины борьбы двух стихий, моря и ветра, под полный напряженного драматизма финал пьесы «Море».
Воплощение детьми в продуктивной деятельности замыслов, возникших на основе слушания музыкального произведения, способствовало обогащению их слухового восприятия зрительными образами.
На основе накопленной информации по теме проекта мы вместе с детьми определили: звуки моря можно услышать не только в плеске волн, шуме прибоя, но и в рокоте шторма, голосах обитателей морского побережья и морских глубин, и конечно, в звуках музыки. Дети пришли к выводу, что возможности выразительных средств музыкального произведения позволяют в наибольшей степени отразить всю палитру звучания моря.
Презентацией проекта на заключительном этапе стало развлечение «Морское путешествие», для которого дети вместе родителями изготовили маски с изображением различных обитателей подводного мира.
Ребята совершили путешествие в подводное царство, приняли участие в карнавале в честь морского царя - Нептуна и его пластических этюдах, дети рисовали настроение музыки Дебюсси. В дидактических играх «Чудесный мешочек», «Угадай звук», «Море волнуется» закрепили умение узнавать морских обитателей, их голоса, различать состояния моря.
Материализация, «опредмечивание» содержания музыкального произведения в процессе проектной деятельности позволили расширить эмоционально-практический опыт общения ребенка с музыкой, проявить индивидуальный творческий потенциал в передаче музыкального образа различными выразительными средствами. Использование разных видов деятельности развило у дошкольников их музыкальное воображение, способствовало обогащению их слухового восприятия. У детей возрос интерес к классической музыке.
Кроме того, повысилась компетентность педагогов и родителей в вопросах формирования музыкальной культуры и музыкально-эстетического сознания детей.
Данный проект дал возможность каждому ребенку синтезировать полученные знания в области музыки, развить коммуникативные и творческие навыки.
Таким образом, образовательные задачи были нами успешно решены, что подтверждает актуальность и эффективность применения проектного метода в музыкальном образовании дошкольников.
Библиография
1. Ветлугина Н.А. 1958. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М.
2. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. 2012. Образовательная область «Музыка». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие/ науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. СПб. 256 с.
3. Павлова Н.А., Ковалева Н.А. 2002. «Искусство слышать». Опыт освоения: Учебное пособие: Мурманск. 56 с.
4. Слодянкина О.В. 2010. Система проектирования в дошкольном учреждении. Методическое пособие. М. 80 с. (Управление дошкольным учреждением). ISBN 978-5-89415-797-9
5. Теплов Б.М. 1946. Психологические вопросы художественного воспитания. М. С. 10-11.