Научная статья на тему 'Использование проектной деятельности для развития навыков критического мышления студентов на занятиях по английскому языку'

Использование проектной деятельности для развития навыков критического мышления студентов на занятиях по английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / PROJECT / НАВЫКИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / CRITICAL THINKING SKILLS / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / INTERPRETATION / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / SELF-REGULATION / INFERENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туласынова Н.Ю.

В статье описывается проект «Восприятие» для развития навыков критического мышления студентов. Разработана модель развития навыков критического мышления студентов. Представлены этапы проведения проекта. Даны рекомендации для преподавателей в использовании проекта в учебной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of projects for integrating critical thinking into the English language classroom

This article describes the Mind Mirror project to develop students critical thinking skills. The model to develop students critical thinking skills is described. The steps of project are presented. Recommendations to help teachers use this project are discussed.

Текст научной работы на тему «Использование проектной деятельности для развития навыков критического мышления студентов на занятиях по английскому языку»

Туласынова Н.Ю.

Использование проектной деятельности для развития навыков критического мышления студентов на занятиях по английскому языку

Умение выразить собственное мнение является сложной задачей в обучении иностранному языку. Анализируя мысли, речь и поступки персонажей рассказа, читатели со временем прослеживают изменения мнений персонажей. Способность понять и проследить чувства, мнения главных действующих лиц помогает студентам не только анализировать героев литературных произведений, но исторических и мировых персонажей.

В преподавании английского языка как иностранного в неязыковых вузах выяснилось, что студенты испытывают затруднения в понимании мыслей для составления собственного мнения о персонаже. Мы разработали проект «Восприятие» по методике М. ДелиКарпини. Цель проекта - организация деятельности студентов для развития навыков критического мышления. По окончанию проекта составлены рекомендации для того, чтобы стать уверенными, осознанными и самостоятельными участниками процесса критического мышления.

Восприятие позволяет преподавателям иностранных языков совместить цели обучения с развитием навыков критического мышления. Согласно П.А. Фачионе [2], обучение критическому мышлению основывается на 6 познавательных навыках: интерпретации, анализе, оценке, заключении, объяснении и саморегуляции.

Несмотря на то, что проект «Восприятие» позволяет обучающимся развить все 6 познавательных навыков, студенты в основном использовали навыки интерпретации, заключения и саморегуляции. Остановимся на данных навыках подробнее:

1. Навыки интерпретации. П.А. Фачионе [2] определяет интерпретацию как понимание и выражение смысла, основанное на опыте, ситуациях, фактах и убеждениях.

2. Навыки заключения. Заключение означает рассмотрение релевантной информации и составление вывода исходя из фактов, утверждений, убеждений и других форм презентации [2]. В качестве умения студентам необходимо идентифицировать персонажа, основываясь на элементах, представленных на рисунках.

3. Навыки саморегуляции. Навык саморегуляции является, возможно, самым значительным навыком критического мышления, так как позволяет участникам улучшить процесс мышления. Саморегуляция возникает тогда, когда мы сознательно прослеживаем и оцениваем собственную работу, подтверждаем или корректируем собственную аргументацию и выводы [2]. Самоанализ и самокоррекция являются подумениями саморегуляции. Студенты использовали самоанализ для напоминания о том, что читателям необходимо видеть ясную и четкую связь между персонажем и соответствующими элементами восприятия. Кроме того, студенты использовали навыки самокоррекции для пересмотра элементов восприятия, а также навыки самоанализа, выражая мнения о связях между заданиями и навыками критического мышления, использованными в процессе проекта.

Согласно методике М. ДеллиКарпини [1] студенты представляют точку зрения персонажа, анализируя и выделяя ключевые элементы стихотворения: 2 цитаты; 2 утверждения; 2 образа; 2 символа. Студенты работают в группах, создавая рисунки,

иллюстрирующие ключевые элементы. Проект, описанный в данной статье, основывается на методике М. Делли Карпини. На основе проекта «Восприятие» мы разработали модель развития навыков критического мышления студентов (рис. 1).

Выбор правильного текста является главным требованием для успешного внедрения проекта «Восприятие». Для проекта, обсуждаемого в данной статье, мы выбрали короткий рассказ «Лотерея», так как тема сопровождается общими ссылками на традиции, лексические и грамматические структуры соответствуют уровню студентов.

Этап 1. Подготовка студентов к проекту «Восприятие».

Предпроектная деятельность преподавателя состояла в проведении предтекстовой работы для ознакомления студентов с идеей и вокабуляром рассказа: основываясь на собственном опыте и знаниях, студенты написали краткие сообщения о популярности и эффекте лотереи в молодежном сообществе; после представления своих сообщений классу, студенты определили будущую лексику рассказа. После работы над лексикой студенты в первый раз прочитали текст «Лотерея» и получили домашнее задание на составление вопросов для обсуждения текста.

Этап 2. Организация работы студентов.

Рассмотрев вопросы для обсуждения, мы раздали задания на восприятие. Для успешного выполнения задания на восприятие мы привели пример того, кого все студенты могут идентифицировать, - это преподавателя. На рисунке были представлены следующие пункты:

- 2 символа - книга и стопка тетрадей;

- 2 образа на заднем плане - студенты, работающие в группе и класс;

- 2 прилагательных, описывающих чувства или действия человека - преданный и энергичный;

- 2 предложения из уст преподавателя: «Я не ожидаю, что студенты совершенны, но я ожидаю, что студенты совершенствуются». «Ты сможешь сделать это»;

- 2 собственных утверждения, описывающих то, что читатель чувствует о персонаже: «Мне кажется, что персонажу нравится его работа». «Несмотря на то, что данный персонаж является строгим, я думаю, он заботится о студентах». Студенты смогли сразу определить, что предметом восприятия был

преподаватель. В процессе идентификации различных символов и фраз один студент сказал: «Я знаю, это преподаватель, потому что он ожидает улучшения работы студентов». Другой студент поделился мнением о том, что он преданный, и студенты работают в группах, поэтому это преподаватель. После того, как класс определил и обсудил пример восприятия, преподаватель дал инструкции:

- при выборе предмета восприятия помните, что студентам необходимо определить персонаж, не называя его имени;

- рисунок вашего восприятия не является рисунком комикса. Работайте в команде для создания общего наброска персонажа;

- студенты не должны относиться к проекту как конкурсу рисунков. Рисунок является продуктом творчества и командной работой. В процессе создания рисунков студентам необходимо свободно использовать символы и слова для изображения глаз, губ, носа и волос.

После инструкций каждый студент выбрал имя персонажа из шляпы (персонажи взяты из рассказа «Лотерея», имя одного и того же персонажа было написано несколько раз, чтобы каждому студенту достался один и тот же персонаж). Преподаватель напомнил студентам, что сообщать остальным имя персонажа нельзя. Данный прием способствовал самостоятельной работе студентов по выполнению задания.

Остальные студенты, повторно прочитавшие текст «Лотерея», заполняли информацию о выбранном персонаже на восприятие. Студенты ответили на задание в качестве самостоятельной домашней работы.

Этап 3. Обмен, обзор и применение информации.

В начале занятия преподаватель попросил студентов с одинаковыми персонажами сесть вместе. Участники группы просмотрели ответы, подготовленные дома, и решили, какие элементы описания они смогут использовать для создания совместного рисунка по восприятию своего персонажа.

Согласно М. Делли Карпини [1], мы предоставили каждому участнику группы фломастер определенного цвета для изображения только своих пунктов и надписи имени на рисунке. Метод цветного кодирования позволяет не только провести мониторинг работы каждого студента группы, но и предоставить равное участие и ответственность каждому студенту в группе.

Этап 4. Презентация рисунков.

Рисунки, выполненные в группах, разместили на стене. Каждый студент идентифицировал персонажи рисунков. Кроме того, студенты заполнили сопроводительную карточку рисунка и вложили в конверт, прикрепленный к стене. Наблюдая за работой студентов, мы отметили, что студенты чувствовали себя комфортно, уверенно и активно. Например, студенты, которые обычно испытывали затруднения во время ответа, выступая перед классом, были намного разговорчивее, обсуждая рисунки в малых группах.

После обсуждения карточек каждый участник группы прокомментировал его вклад в создание рисунка; преподаватель, пользуясь шкалой, оценил ответы студентов по следующим аспектам: грамматика, беглость речи и причины выбора определенных элементов.

Этап 5. Идентификация навыков мышления.

Студенты использовали лист для обсуждения процессов мышления. Устанавливая связи между навыками критического мышления и заданиями проекта, студентка отметила, что использовала навыки категоризации для классификации элементов восприятия, описывающих её персонажа. Другой студент подчеркнул, что группа использовала навыки заключения при анализе символов, образов и цитат для идентификации персонажа, изображенного на рисунке. Некоторые студенты использовали навыки самоанализа для проверки того, смогут ли другие студенты определить персонажа, изображенного ими на рисунке.

Обсудив познавательные процессы, использованные в проекте «Восприятие», студенты почувствовали себя более уверенными участниками процесса критического мышления. Во многих случаях студенты признали, что, не осознавая, использовали навыки критического мышления в прошлом. Определив связи между заданиями проекта и навыками мышления, студенты отметили, что теперь подготовлены провести

мониторинг и улучшить навыки критического мышления.

Данный проект может быть использован преподавателями в разработке собственных проектов. Несмотря на то, что данный проект анализирует персонажей короткого рассказа, преподаватели могут адаптировать проект под темы, касающиеся семьи, друзей, спортсменов, героев фильмов, музыкантов, исторических личностей, этнических групп, героев видеоигр, политических лидеров и других.

Выбор правильного текста и подготовительная работа являются главным условием для определения количества времени, необходимого на осуществление проекта. Предтекстовые задания послужили опорным материалом для знакомства студентов с тематикой и ключевыми словами текста. Возможно также заполнение информации на восприятие не дома, а в аудитории, работая в парах с помощью преподавателя. Указание точной даты выполнения каждой части задания помогло осуществить проект согласно расписанию.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

1. Предпроектная деятельность

2. Организация работы студентов

3. Обмен, обзор и

применение

информации

4. Презентация рисунков

5 .Идентификация

навыков

мышления

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Предтекстовая работа: составление и презентация сообщений о лотерее, определение будущей лексики рассказа. Чтение текста.

НАВЫКИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

категоризация

Т

Разбор примера на восприятие, интерпретация примера. Выбор персонажа. Сбор информации о персонаже. Выполнение задания.

Групповая работа: составление рисунков на восприятие с использованием метода цветового кодирования .

Идентификация персонажей, заполнение сопроводительной карточки рисунка. Обсуждение рисунков персонажей.

Установление связей между навыками критического мышления и заданиями проекта.

интерпретация

1

заключение

1 г

сам оанализ

1

самокоррекция

Рис. 1. Модель развития навыков критического мышления студентов на основе методики М. Делликарпини

Проект «Восприятие» требует огромного сосредоточения и командной работы. Используя методику цветового кодирования, мы смогли проследить вклад каждого студента и работу команды в целом. Преподавателю необходимо организовывать работу, предоставляя четкие инструкции, модели, постоянные рекомендации и возможности для осуществления сотрудничества в процессе проекта.

Предоставляя возможность обсудить процессы мышления, использованные во время выполнения заданий, преподаватель помогает студентам стать самоосознанными, уверенными и самостоятельными обучаемыми.

Представленный в данной статье проект «Восприятие» предлагает студентам разнообразные возможности для демонстрации навыков критического мышления. Данный проект научил студентов понимать информацию для описания мнения персонажа согласно его словам, мыслям и поступкам. Более того, повысив уверенность, самоосознание и самостоятельность студентов, данный проект подготовил к мониторингу и улучшению навыков критического мышления в процессе получения дальнейших академических заданий. Следовательно, проект «Восприятие» подготавливает студентов лучше идентифицировать и понимать различные мнения, существующие в окружающем мире.

Литература

1. DelliCarpini, M. Scaffolding and differentiating instruction in mixed ability ESL classes using a round robin activity// The Internet TESL Journal. - 2006. - №3.

2. Facione, P.A. Critical Thinking: What it is and why it counts. - Millbrae, CA: California Academic Press. Электронный ресурс: www. insightas sessment. com

3. Jackson, S. The lottery and other stories. New York: Farrar, Straus and Giroux, 1982. -320 p.

Хазыкова Т. С.

Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования экологической ответственности у студентов технического колледжа

При изучении сущностных характеристик проектно-исследовательской деятельности как средства формирования экологической ответственности будущего специалиста необходимо проанализировать соответствующий категориальный ряд: деятельность, творческая деятельность, учебная деятельность, проектно-исследовательская деятельность.

Категория «деятельность» является одной из центральных в отечественной науке, она всесторонне изучена, поэтому сущностные характеристики деятельности в настоящее время являются практически хрестоматийными. Научная хрестоматийность деятельности как теоретической категории обусловливает ее методологическое значение для исследований гуманитарной направленности, и это, в свою очередь, актуализирует необходимость рассмотрения наиболее важных понятийных признаков данного явления.

Анализ работ отечественных авторов позволил определить, что деятельность обладает следующими характерными признаками:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.