Научная статья на тему 'Кейс-технология как средство развития критического мышления у студентов'

Кейс-технология как средство развития критического мышления у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2806
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CRITICAL THINKING / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / CASE SITUATION / КЕЙС-СИТУАЦИЯ / КОМАНДНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / BUSINESS GAME / ДИСКУССИЯ / DISCUSSION / CASE-TECHNOLOGY / COMMAND FORMS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ионова Наталья Владимировна

В статье раскрывается проблема формирования у студентов различных компонентов критического мышления посредством кейс-технологии. Автор предлагает комплекс эффективных приемов развития у студентов навыков интерпретации учебного материала, гибкости, самостоятельности и рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ионова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кейс-технология как средство развития критического мышления у студентов»

Литература

1. Анисимова, Г.И. Логопедическая ритмика / Г.И. Анисимова. - СПб., 2010.

2. Гогоберидзе, А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Современные педагогические технологии / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. -СПб., 2008.

3. Егорова, И.В. Особенности развития музыкальных способностей дошкольников с общим недоразвитием речи / И.В. Егорова // Развитие научного наследия М.Е. Хватце-

ва в отечественной логопедии: Материалы Междунар. на-уч.-практ. конф. 20 янв. 2009. - СПб., 2009. - С. 53 - 55.

4. Егорова, И.В. Соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре общего недоразвития речи у старших дошкольников / И.В. Егорова // Международная научно-практическая конференция, посвящ. 80-летию со дня рождения проф. Л. С. Волковой: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. 15 сент. 2010. - СПб., 2010. - С. 74 - 77.

5. Егорова, И.В. Музыкальное воспитание как средство коррекции общего недоразвития речи у дошкольников: Учеб.-метод. пособие / И.В. Егорова. - СПб., 2012.

УДК 378

Н.В. Ионова

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ

В статье раскрывается проблема формирования у студентов различных компонентов критического мышления посредством кейс-технологии. Автор предлагает комплекс эффективных приемов развития у студентов навыков интерпретации учебного материала, гибкости, самостоятельности и рефлексии.

Критическое мышление, кейс-технология, кейс-ситуация, командные формы обучения, деловая игра, дискуссия.

The problem of formation of students' various components of critical thinking with the help of case-technology is considered in the article. The author proposes the set of efficient methods of development of students' interpretation skills of educational material, flexibility, autonomy and reflection.

Critical thinking, case-technology, case situation, command forms of training, business game, discussion.

В современных условиях стремительно возрастают требования к качеству подготовки специалистов. На рынке труда конкурентоспособными оказываются выпускники, обладающие не только высоким уровнем профессиональных навыков, но и такими важными личностными качествами, как инициативность, мобильность, гибкость, потребность к саморазвитию. Между тем в начале трудовой деятельности выпускники ВУЗа оказываются неготовыми проявить свои деловые качества в реальной деятельности, не могут «перестроиться на работу в стремительно изменяющейся профессиональной среде, не желают проявлять инициативу и не готовы рефлексировать результаты своего труда» [1, с. 150]. В связи с этим для педагогической науки становится актуальным вопрос о поиске новых средств и методов обучения, направленных на активизацию критического и рефлексивного мышления у студентов.

Проблема критического мышления впервые была затронута в работах американских исследователей Д. Стилла и Ч. Темпла. На современном этапе вопрос получил дальнейшую разработку в трудах западных ученых (К. Мередит, С. Уолтер и др.), а затем и у отечественных педагогов (М.В. Кларин, И.О. Зага-шев и др.). Под критическим мышлением авторы понимают «совокупность умений и навыков мыслительной деятельности, предполагающих высокий уровень сформированное™ исследовательской культуры преподавателей и студентов» [2, с. 6]. Д. Хал-перн сформулировала шесть основных критериев критического мышления: «настойчивость, гибкость,

осознание, готовность к планированию, поиск компромиссных путей решения проблемы, готовность исправлять свои ошибки» [3, с. 26].

Критическое мышление отличается максимальной логичностью и целенаправленностью. Человек, обладающий навыками данного типа мышления, использует когнитивные стратегии, увеличивающие вероятность получения максимального результата в любой деятельности. Критическое мышление позволяет объективно интерпретировать информацию, выделять в тексте противоречия, аргументировать свою собственную точку зрения, принимая многополярность окружающего мира. Именно эти качества необходимо развивать у будущих специалистов.

На наш взгляд, одним из эффективных средств совершенствования мыслительных навыков и развития критического мышления у студентов может стать использование в практике современного высшего образования кейс-технологии. Кейс-технология - это метод активно-проблемного обучения на основе анализа реальных ситуаций. Основная задача учащихся заключается в анализе информации по конкретной проблеме, выборе оптимального решения. Метод впервые был применен в начале XX в. преподавателями Гарвардской школы бизнеса с целью коллективного решения проблемы, с которой столкнулась реальная организация. На основе переводных кейсов данная технология начала использоваться и в России только к концу XX столетия.

Существует несколько различных обозначений данной технологии. В некоторых западных публика-

циях можно встретить такие термины, как: метод деловых историй, метод кейсов, метод изучения ситуаций. В отечественных работах чаще встречаются названия: метод анализа деловых ситуаций, кейс-метод, кейс-стади, ситуационные задачи.

На современном этапе развития высшего образования кейс-технология применяется в основном при обучении экономистов и управленцев с целью обучения принятию решений (О.В. Козлова, О.А. Овсянников и др.). Между тем, поскольку основное предназначение данной технологии - обучение навыкам работы с информацией, анализу проблемы с различных точек зрения, очевиден потенциал кейс-технологии для развития критического мышления у студентов с целью повышения конкурентоспособности выпускников на современном рынке труда.

Главное предназначение кейс-стади - совместными усилиями коллектива учащихся проанализировать конкретную ситуацию, разработать варианты решения проблемы, оценить предложенные алгоритмы и выбрать один, самый оптимальный, из них. Метод отличается необходимостью интерпретации большого количества учебного материала, главный акцент при этом делается не на получение готовых знаний и не на их воспроизведение, а на отработку навыков анализа информации, принятия решений и сотрудничество студентов и преподавателя.

На наш взгляд, кейс-технология может стать способом повышения эффективности обучения, если для развития основных компонентов критического мышления (настойчивость, гибкость, осознание, готовность к планированию, поиск компромиссных путей решения проблемы, готовность исправлять свои ошибки) использовать различные варианты этого метода.

Первый критерий критического мышления - настойчивость, или готовность решать задачи, требующие напряжения ума. В любой профессиональной деятельности ценятся специалисты, умеющие решать проблемы различных уровней сложности. Студенты, обучающиеся по традиционной системе, предполагающей зачастую принятие и воспроизведение информации, не всегда готовы решать задачи, находящиеся вне уровня их актуальных учебных умений. В связи с этим следует организовать целенаправленную работу по развитию у них такого компонента критического мышления, как настойчивость. Для этого можно использовать такой вариант кейсов как «инсайд», или нахождение проблемы. Суть приема заключается в анализе ситуации, когда проблема неочевидна. Задача студентов - конкретизировать суть проблемы, определить ее вид и обсудить алгоритм ее решения. Сложность заключается в том, что способ решения кейса будет зависеть от правильно сформулированной проблемы.

Второй критерий критического мышления - гибкость, или открытость новым идеям, мыслям, решениям. Консерватизм традиционного обучения зачастую способствует формированию ригидности и догматизма у студентов. Такой выпускник демонстрирует неготовность рассматривать новые предложения, анализировать варианты и идеи. Между тем гибкость, открытость новому является важным каче-

ством любого современного специалиста научной или промышленной деятельности. Так, инженер, стремящий повысить уровень производства, рассматривает новые идеи и технологии, а педагог с целью повышения результативности обучения анализирует современные методы и программы. В любом случае, человек, умеющий критически мыслить, постоянно пересматривает результаты своей деятельности и готов внедрять в работу новые идеи. Для развития гибкости мы рекомендуем использовать кейсы «инцидент», или поиск информации. Этот вид работы предполагает описание ситуации с несколькими неизвестными. Задача студентов - самостоятельно найти все недостающие данные. При этом ситуация может быть изначально выдана не в полном объеме, рассказана как история: «Однажды...», «Случилось...» и т.п. Вариантом метода «инцидент» может быть прием, когда ситуация раздается нескольким студентам по частям. То есть каждый обучающийся получает свою часть текста, по которому он должен разобраться в сути проблемы. Далее студенты должны в процессе обсуждения «достать» недостающую информацию с целью поиска оптимального пути решения вопроса.

Третий критерий критического мышления - осознание, или целенаправленное наблюдение за личными действиями в ходе изучения проблемы. Такой когнитивный мониторинг позволяет анализировать особенности протекания мыслительных процессов по мере достижения цели. Привычка рефлексировать, используя «взгляд изнутри», может помочь студентам быстрее добиваться намеченных результатов, исключая вероятные ошибки и недочеты в работе. Для развития такого компонента критического мышления как осознание мы предлагаем использовать метод «планерка», или разбор деловой документации. Суть данного метода заключается в анализе набора документов, относящихся к определенной ситуации. Задача студентов - занять позицию человека, который отвечает за работу с данным пакетом документов, и справиться с соответствующими профессиональными задачами. Такой метод особенно эффективен при анализе кейсов по экономике, истории или праву, т.е. там, где требуется работа с большим количеством документов и первоисточников.

Четвертый критерий критического мышления -готовность к планированию, или умение сформулировать алгоритм своих действий для достижения оптимального результата. Зачастую студенты начинают решать любую задачу, не подумав над планом работы. При этом они сталкиваются с огромным количеством информации, и не видят главного. Это приводит к необоснованным импульсивным решениям, мешающим критическому мышлению. Естественно, такой выпускник не сможет стать конкурентоспособным на современном рынке труда. Оказывается, упражняясь, можно сформировать «привычку планировать». Для развития такого компонента критического мышления как готовность к планированию мы предлагаем использовать «баскетметод», или почтовая корзина. Студентам предлагается список «входящих» писем конкретного работника. Задача - отобрать самую важную документацию, которая акту-

альна и требует незамедлительного решения. Сложность в том, что необходимо распланировать время для решения срочных профессиональных задач и предложить варианты решения всех вопросов в условиях ограниченного времени.

Пятый критерий критического мышления - поиск компромиссных путей решения проблемы, или умение находить решения, способные удовлетворить большинство. В современном мире коммуникативные навыки, умение работать в команде, высоко оцениваются работодателями. Именно поэтому специалист, умеющий находить компромиссные решения, которые смогут устроить как руководство, так и потребителей, обязательно будет востребован. Научить студентов видеть перспективы сразу нескольких вариантов решения задачи можно с помощью кейс-метода «калейдоскоп», или поиск решения. В этом случае студентам предлагается ситуация, для которой необходимо найти максимально возможное количество решений. Далее в группе следует обсудить все варианты, выбрать оптимальное, приняв единогласное решение.

Шестой критерий критического мышления - готовность исправлять свои ошибки, или умение прислушиваться к чужой точке зрения. Люди, которые умеют понять, где они оказались неправы, признать свои ошибки, способны отвергнуть неэффективные стратегии деятельности, выбрать новые, совершенствуя свое мышление. Развивать навыки «взгляда со стороны» также необходимо, чтобы они вошли в привычку. Для формирования такого компонента критического мышления как готовность исправлять свои ошибки можно использовать метод решения кейс-ситуаций «расследование», или оценка решения. Здесь студентам предлагается ситуация, решение которой уже известно. Задача - критически оценить решение, предложить свое, более оптимальное.

Использование кейс-технологии в практике высшего образования активизирует мыслительные процессы, позволяет раскрыть потенциал каждого студента, стимулируя развитие мыслительной деятельности. Каждая кейс-ситуация моделирует процесс профессиональной деятельности, актуализируя навыки быстрого и грамотного принятия решения. Самостоятельная реконструкция алгоритма ситуации способствует развитию основных компонентов критического мышления, таких как осознанность, гибкость, настойчивость и др.

Для того чтобы кейс-технология стала эффективным приемом развития критического мышления, важно, чтобы работа со студентами строилась на основании определенных требований, предъявляемых к самим ситуациям и к организации групповой работы на занятиях.

Во-первых, ситуация должна включать в себя три составляющих (теоретическую, практическую и эмоциональную). При этом важно, чтобы знания не давались в готовом виде, а требовали от студентов усилий их умственной деятельности. Сюжет кейс-ситуаций можно брать из художественной или педагогической литературы, монографий, научных или публицистических статей. Важно, чтобы ситуация была максимально приближена к реальности, т.е. не

была вымышленной. При этом она должна отличаться проблемностью, «драматичностью» и информативностью, т.е. быть достаточно «прозрачной» для поиска ее решения.

Во-вторых, необходимо наличие различных вариантов презентации ситуации для студентов. Сама суть технологии заключается в усилении мотивации студентов к профессиональной деятельности через решение конкретных ситуаций. Поэтому использование кейс-метода не должно стать со временем обыденным и скучным. Для этого можно использовать различные виды ситуаций: печатный кейс (графики, таблицы, иллюстрации), мультимедиа-кейс (в виде компьютерной презентации), видео-кейс (фильм, видео или аудио материалы). Такое разнообразие наглядной информации позволяет поддерживать интерес студентов, активизируя их творческие и мыслительные способности.

В-третьих, работа над каждым кейсом должна предполагать групповую работу, дискуссию, а также различные варианты игрового моделирования. Кейс-технология может стать эффективным средством развития критического мышления, если работу над ситуацией и презентацию решения организовывать в группах. Алгоритм работы над проблемой, как правило, заключается в знакомстве с кейсом, анализе дополнительной литературы, поиске решений, презентации результата. Работу можно организовывать по подгруппам, когда все студенты делятся на небольшие команды по 5-6 человек. По истечении оговоренного времени каждая группа презентует свою работу, а в конце все результаты обсуждаются совместно. Такой способ подходит для работы над кейсами «инсайд», «планерка», «баскетметод». Другим вариантом может стать организация деловой игры. В этом случае студентам раздаются ситуации, а также распределяются роли, в рамках которых им придется решать ситуацию. Как правило, это коллективная игра-дискуссия, в которой могут принимать участие представители различных «профессий». Этот вариант подходит для ситуаций «инцидент», «калейдоскоп» и «расследование».

В-четвертых, обязательно необходимо подводить итоги, используя элементы самоанализа. В конце работы над каждой ситуацией важно, чтобы студенты осознали, какие знания им помогли решить ситуацию, каких умений не хватило, чтобы справиться с задачей. Необходимо, чтобы каждый студент смог высказаться. Кроме того, нужно учить, чтобы они сами оценивали результаты других и собственные достижения. Например, использовать шкалу оценки: «чье решение было самым лучшим?».

Таким образом, можно сделать вывод, что кейс-технология при организации групповых форм работы может стать эффективным средством развития критического мышления у студентов. Использование вышеперечисленных приемов способствует как оптимизации процесса обучения в ВУЗе, так и повышает уровень профессиональной подготовки выпускников, нацеливает их на дальнейшую работу в команде, развивает такие социально значимые качества как мобильность, инициативность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость и решительность.

Литература

1. Иванова, Н.В. Развитие представлений о среде в педагогической науке / Н.В. Иванова, М.А. Виноградова // Вестник Череповецкого государственного университета. -2011. - № 4. - Т. 3. - С. 150 - 154.

2. Клустер, Д. Что такое критическое мышление / Д. Клустер // Критическое мышление и новые виды грамотности. - М., 2005. - С. 5 - 13.

3. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - СПб., 2000.

УДК 796.078; 372.879.6

А. С. Лопухина

ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

В статье содержатся научно-исследовательские материалы, обосновывающие эффективность применения тестовой технологии на практических занятиях предмета «Физическая культура», направленной на улучшение качества физкультурного образования школьников.

Физкультурное образование, качество физкультурного образования, тестовая технология, задания в тестовой форме.

The article contains the research materials proving the efficiency of application of test technology at the practical classes of "Physical culture" directed on improving the quality of schoolchildren's sports education.

Sports education, quality of sports education, test technology, test tasks.

Педагогическое тестирование является одним из наиболее стандартизированных и объективных методов контроля и оценивания знаний, умений и навыков испытуемого. Оно лишено таких традиционных недостатков как неоднородность требований, субъективность экзаменаторов, неопределенность системы оценок и т.п. Это комплекс стандартизированных методов измерения латентных параметров человека, определяющий его подготовленность и соответствие образовательным стандартам [1].

В современной практике учебных занятий по физической культуре тестирование используется в основном для оценки уровня двигательной подготовленности обучающихся. Тем не менее, зачетные требования по предмету «Физическая культура» наряду с параметрами физической подготовленности включают и теоретическую подготовленность. Поэтому актуальным становится применение тестовых заданий интегрирующих теоретические и практические познания в области физической культуры и спорта.

Успешное решение обучения школьников предмету «Физическая культура» на основе организации занятий по заданиям в тестовой форме, включающих интеграцию специальных знаний и практических умений учащихся зависит от ряда факторов:

- интерес учащихся к учебному материалу;

- степень сложности и насыщенности учебного материала информацией;

- насыщенность дидактическим материалом;

- степень совместимости теоретического материала с практическими действиями.

Таким образом, организация учебных занятий по тестовой технологии позволяет вовлечь каждого обучающегося в активный познавательный процесс, что обеспечивает ему одинаковый доступ к усвое-

нию знаний предмета, максимальном раскрытие своих образовательных способностей.

На первом этапе нашего педагогического исследования нами было проведено анкетирование среди учителей физической культуры общеобразовательных организаций г. Вологды с целью выявления их субъективного взгляда об отношении к тестовой технологии в образовательном процессе школьников по предмету «Физическая культура». Результаты следующие:

На вопрос анкеты - «Считаете ли Вы необходимым внедрять в процесс преподавания физической культуры тестовую технологию?» 90 % респондентов указали на необходимость внедрения, 10 % отметили, что необходимости нет.

На вопрос анкеты - «Вводите ли Вы на своих практических занятиях задания в тестовой форме?» -100 % респондентов ответили, что они вводят итоговые тестовые задания в выпускных классах.

На вопрос анкеты - «По какой теме программного содержания Вы чаще используете тестовые задания?» - 15 % учителей используют по всем темам программного содержания, 40 % - по теме «Баскетбол», 30 % - по теме «Волейбол», по 5 % - темы «Легкая атлетика», «Гимнастика» и «Лыжная подготовка».

На вопросы: «Как Вы считаете, влияет ли применение тестовой технологии на улучшение качества физкультурного образования школьников?»; «Как Вы думаете, тестовые задания влияют только на теоретическую подготовленность обучающихся или и на практическую подготовленность?» 100 % респондентов утверждают, что внедрение тестовой технологии положительно повлияет на уровень интеллектуального и физического развития школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.