Научная статья на тему 'Использование принципов хозрасчета для повышения эффективности работы кредитной организации'

Использование принципов хозрасчета для повышения эффективности работы кредитной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЗРАСЧЕТ / КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ТРАНСФЕРТНАЯ ЦЕНА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ БАНКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко Т. Г., Белоцерковский В. И.

Рассмотрено использование принципов хозрасчета в управлении кредитной организацией, предложены этапы и задачи внедрения принципов, обоснована необходимость оценки эффективности работы подразделений банка, описан механизм трансфертных цен, как инструмент оптимизации распределения ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование принципов хозрасчета для повышения эффективности работы кредитной организации»

- количества обслуживаемых клиентов с последующим выявлением факторов, повлиявших на сложившуюся динамику.

Таким образом, механизм установления индивидуальных тарифов является эффективным инструментом управления взаимоотношениями банка с клиентами, позволяющий решать задачи расширения клиентской базы банка и повышения доходности от операций с клиентами.

T.G. Bondarenko

Individual tariffs as the management method in bank sphere

The purposes of a bank tariff policy are considered, strategy of application of individual tariffs is described, methods of the analysis and estimation of efficiency of tariff policy’s carrying out are resulted.

УДК 336.713

Т.Г. Бондаренко, аспирант, 8-906-629-88-77, error2004@rambler.ru,

(Россия, Тула, ТулГУ),

В.И. Белоцерковский, д-р экон. наук, проф., проф., зав. кафедрой,

(Россия, Тула, ТулГУ)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ХОЗРАСЧЕТА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Рассмотрено использование принципов хозрасчета в управлении кредитной организацией, предложены этапы и задачи внедрения принципов, обоснована необходимость оценки эффективности работы подразделений банка, описан механизм трансфертных цен, как инструмент оптимизации распределения ресурсов.

Ключевые слова: хозрасчет, кредитная организация, бюджетирование, трансфертная цена, эффективность банков.

Целью любой коммерческой организации является получение прибыли. В условиях возрастающей конкуренции и давления экономического кризиса роста прибыли можно добиться, только постоянно повышая эффективность своей работы. Гарантированно решать эту задачу, полагаясь только на профессионализм менеджеров, результаты анализа хозяйственной деятельности и исследования рынка, не возможно. Необходимо, чтобы структура управления банком была нацелена на стабильный рост прибыли и снижение издержек, чтобы целевые показатели всех подразделений были «завязаны» на общую цель — повышение эффективности работы организации.

В качестве идей при построении такой структуры управления можно предложить воспользоваться принципом хозрасчета.

Хозрасчет — это метод ведения хозяйства на основе самоокупаемости, основанный на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с доходами и результатами производственно-хозяйственной деятельности [7].

Использование принципов хозрасчета в организации системы управления кредитной организацией преследует несколько целей:

- во-первых, становится возможным поделить все расходы и доходы между существующими в организации направлениями бизнеса и определить итоги по каждому из направлений;

- во-вторых, становится очевидным потребность в развитии как перспективного или, наоборот, необходимость в сворачивании как неэффективного каждого из направлений бизнеса в кредитной организации, оптимизируя, таким образом, распределение ограниченных ресурсов;

- в-третьих, реализуется возможность оценки эффективности каждой функции выполняемой подразделениями и принятия решения о покупке этой функции на рынке и сокращении собственного штата, чтобы не отвлекаться от основного бизнеса;

- и, наконец, в-четвертых, появляется возможность дать подразделениям инструмент, который позволит определять эффективность их работы и своевременно проводить корректирующие мероприятия, направленные на достижение целевых показателей.

Создание подобной структуры управления невозможно без автоматизации. Автоматизация может быть реализована следующим образом:

- финансовая структура кредитной организации находит свое отражение в системе бюджетов и показателей управленческой отчетности;

- проводится четкая регламентация сроков и ответственных за процесс бюджетирования;

- разрабатываются целевые требования к бюджетам, для держателей бюджетных статей определяются нормативы (лимиты).

Бюджетное управление в банке заключается в планировании, учете, контроле исполнения и анализе отклонений бюджетов активов и пассивов (БАП) и финансового плана (ФП), в рамках которого планируются бюджет операционных доходов и расходов, смета накладных расходов, смета капитальных вложений [3].

Вопросы организации внутреннего хозрасчета и постановки системы бюджетирования как инструментов повышения эффективности работы в коммерческих банках являются весьма актуальными. Потребности клиентов и усиливающаяся конкуренция заставляют российские банки расширять масштабы своего бизнеса, превращаться из банков местного значения в крупные федеральные банки. Это вынуждает банки, с одной стороны, укрупнять сеть филиалов и дочерних банков и, с другой стороны, выво-

дить на рынок принципиально новые продукты. Расширение бизнеса требует детального планирования и контроля эффективности новых точек продаж и результатов продаж новых банковских продуктов.

Использование принципов хозрасчета требует внедрения механизма трансфертных цен на ресурсы. Целесообразность внедрения системы трансфертного ценообразования в банках обусловлена:

- необходимостью управления затратами банка в разрезе подразделений (или центров ответственности или бизнес-направлений банка);

- задачей роста доходности банковских продуктов и доходов банка, а также собственного капитала банка в целом.

Сам механизм трансфертных сделок применяется для получения корректных финансовых результатов бизнес-направлений от операций внешнего привлечения-размещения ресурсов.

Существует несколько подходов к формированию трансфертных

цен.

Традиционный западный подход хорошо изложен в литературе, например, в книге Дж. Синки «Управление финансами в коммерческих банках». При определении трансфертной цены предполагается, что:

- трансфертная цена определяется по каждому счету на момент появления счета и остается неизменной до его закрытия;

- трансфертная цена по центрам привлечения равна стоимости альтернативного замещения ресурса на открытом межбанковском рынке на заданный срок;

- трансфертная цена по центрам размещения равна сумме трансфертной цены по центрам привлечения и спрэда, устанавливаемого центром финансирования (казначейством) в качестве платы за процентный риск;

- все риски изменения трансфертной цены в течение срока инвестирования принимает на себя центр финансирования (казначейство).

Существует проблема аккумуляции рисков в одном подразделении банка, которое несет на себе весь груз ответственности за рыночный риск, при этом встает задача управления процентным риском и риском ликвидности.

Другой вариант трансфертного ценообразования предполагает единство трансфертной цены для ресурсных и активных подразделений банка, он характерен для организации работы российских банков. Его основой является принцип общего фонда средств. В данном случае акцент ставится на координацию финансовых потоков между различными подразделениями банка, занимающимися разноплановыми активными операциями.

Третий вариант трансфертного ценообразования предполагает различие в трансфертной цене при финансировании различных видов активов за счет пассивов разной срочности. Одной из основных задач в данном методе является установление адекватной стоимости ресурсов различной

срочности, что позволяет установить справедливую оплату услуг различных подразделений [5].

Необходимо отметить, что уровень трансфертных цен не является постоянной величиной и требует соответствующих корректировок.

Перевод структурных подразделений банка на хозрасчет обеспечит мобильность и маневренность в решении нестандартных проблем, будет способствовать решению следующих задач управления ресурсами банка:

- увеличение собственного капитала банка;

- эффективное управление активами и пассивами, оптимизация финансовых потоков;

- увеличение объема активных операций и доходов по ним;

- качественное улучшение структуры активов и пассивов банка;

- обеспечение «прозрачности» всех доходных и расходных статей бюджетов бизнес-направлений и банка в целом;

- эффективное управление филиальной сетью банка;

- управление организационной структурой банка и кадрами;

- оценка банковских продуктов и развитие наиболее прибыльных бизнес-направлений [1].

На основе систем оценки и анализа результатов деятельности кредитной организации можно выделить следующие модели управления:

- модель управления по финансовым результатам или модель оценки экономических результатов по прибыли;

- модель управления по маржинальному доходу и затратам.

Каждый из подходов подразумевает варианты с использованием

трансфертных цен.

На практике в банках применяются две основные модели хозрасчета:

- полный хозрасчет;

- частичный хозрасчет.

Полный хозрасчет эффективен для крупных банковских структур, так как позволяет оценивать отдельные и практически независимые друг от друга банковские бизнесы (бизнес-направления). В результате внедрения системы полного хозрасчета в крупном банке увеличение доходов превышает увеличение затрат за счет дополнительных расходов на формирование и поддержку функционирования новой системы управления бизнесом [1].

При частичном хозрасчете каждое бизнес-направление отвечает только за свои прямые доходы и затраты. Общебанковские подразделения существуют как единые функциональные службы, а их затраты подлежат перераспределению в конце отчетного периода на бизнес-направления пропорционально той или иной базе. Основные достоинство системы в том, что менеджмент банка:

- может проводить эффективную политику управления своими «бизнесами»;

- централизованно регулировать стоимость внутренних услуг подразделений банка;

- отслеживать изменения маржинального дохода по банку в целом и по различным банковским продуктам или бизнес-направлениям в частности;

- развивать наиболее рентабельные продукты и направления;

- учитывать корпоративные цели банка при принятии решений [1].

Традиционная технология внедрения хозрасчета ориентируется в

первую очередь на финансовое описание деятельности банка. При этом различаются работы по постановке и исполнению этой технологии.

Анализ доходов и расходов подразделений банка в разрезе банковских услуг и банковских продуктов позволяет получить сравнительную картину эффективности функций разных подразделений. Анализ доходов и расходов от клиентов и групп клиентов в разрезе банковских продуктов дает возможность управлять составом и качеством услуг в клиентской базе. Результаты анализа не менее важны при выполнении работ по ценообразованию на банковские продукты [6].

Получаемая в результате внедрения принципов хозрасчета в банке управленческая отчетность для менеджмента банка разбивается на две части:

- отчеты для оценки финансовых результатов деятельности банка, его сегментов, банковских продуктов;

- отчеты для оценки и минимизации рисков [3].

В качестве примера рассмотрим одно из направлений финансового анализа в банке — анализ доходности клиентов. Банковские отчеты после внедрения в систему управления принципов хозрасчета обладают исторической и текущей информацией о доходности клиентов, а именно:

- какие клиенты и их группы (по отраслям, аффилированности и т. д.) принесли основные доходы;

- какова динамика и тренды доходности по клиентам и их группам;

- как клиенты реагируют на инновационные банковские продукты и услуги;

- какова эффективность работы клиентских менеджеров.

Как правило, доходность банка декомпозируется по следующим объектам управленческого учета (в порядке детализации):

- доходность бизнес-единиц — филиалов, дочерних банков, аффилированных предприятий;

- доходность центров прибыли (точек продаж);

- доходность банковских продуктов и услуг;

- доходность клиентов.

Банковская экономическая модель доходности клиента представляет собой сумму сальдо прямых процентных доходов от клиента, движения резервов по кредитным позициям клиента, комиссионных доходов и расхо-

дов, полученных по клиенту, трансфертных доходов и расходов по привлеченным/размещенным ресурсам клиента за минусом накладных расходов по обслуживанию клиента [4].

Для адекватной оценки доходности клиента необходимо сопоставить полученную экономическая прибыль от клиента с риском неожидаемых убытков по операциям с данным клиентом [2].

Оценка деятельности бизнесов банка подразумевает:

- анализ динамики прибыли соответствующих подразделений;

- анализ рентабельности их активов;

- анализ соотношения величины и динамики их непроцентных доходов и расходов;

- анализ соотношения полученных доходов и фонда оплаты труда;

- выявление расхождений плановых и фактических показателей;

- анализ факторов и причин, повлекших снижение доходности по операциям.

Таким образом, при внедрении принципов хозрасчета банк должен:

- определить модель хозрасчета;

- разработать финансовую структуру, ориентированную на хозрасчет;

- определить методику распределения затрат хозрасчетных центров;

- регламентировать методику расчета трансфертных цен;

- реализовать систему управленческого учета и отчетности для прозрачного распределения затрат, позволяющую оценивать результаты деятельности банка и его подразделений;

- регламентировать проведение факторного анализа по отклонениям от планов и разработку корректирующих мероприятий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- планировать свою деятельность в рамках разработанной финансовой структуры и правил распределения затрат.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ашкинадзе А., Княжеченко Е. Организация хозрасчета в коммерческом банке / А. Ашкинадзе, Е. Княжеченко // Аналитический банковский журнал. 2002. № 7. Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/ Апапсе8/8есйоп_43/агйс1е_883.

2. Ашкинадзе А. Практика финансового управления: расчет доходности клиентов / А. Ашкинадзе // Банки и Технологии. 2005. № 2. Режим доступа: http://www.tconto.ru/1ibrary/8/6.

3. Ашкинадзе А. От бюджетирования к финансовому управлению банком / А. Ашкинадзе // Аналитический банковский журнал. 2002. № 7. Режим доступа: http://www.tconto.rU/1ibrary/8/5.

4. Бондаренко Т.Г. Методика калькулирования себестоимости банковских продуктов: основные требования и пути реализации /

Т.Г. Бондаренко // Вестник ТулГУ. Серия. Экономика. Управление. Финансы. Материалы всероссийской науч.-практ. конф. Тула: Изд-во ТулГУ, 2008. С. 60-65.

5. Зубарев А.В. Внутренний хозрасчет в банке, трансфертное ценообразование / А.В. Зубарев // Банковское дело. 2001. № 1. С. 14-17.

6. Чаусов В. Технология бюджетирования в управлении бизнесом кредитной организации / В. Чаусов // Аналитический банковский журнал. 2001. № 1. Режим доступа: http://www.tconto.ru/library/2/20.

7. Хозрасчет // Википедия — свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Хозрасчёт.

T.G. Bondarenko, V.I. Belotserkovskij

Self-financing principles for increase of any credit organization’s nondeficiently

The use of self-financing principles in any credit organization’s management is considered, stages and problems of these principles’ introduction are offered, necessity of estimation of any bank divisions’ nondeficiently is proved, the transfer prices’ mechanism as the tool of resources distribution’s optimization is described.

УДК 368.042.0.041.4

И.С. Проничева, гл. специалист ГУ - Тул. регион. отд. Фонда соц. страх. РФ, соискатель, (4872) 36-80-57, 8-910-940-31-91, irina-pro.tu1a@ramb1er.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

ПЕРЕХОД К СТРАХОВЫМ ПРИНЦИПАМ — ПЕРВЫЙ ЭТАП РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

В статье рассматривается вопрос реформирования системы социального страхования в России, которое начнется с 2010 года в связи с изменениями в законодательство о социальном страховании. Анализируются последствия замены в 2001 году страховых взносов работодателей в государственные внебюджетные фонды на единый социальный налог (ЕСН) на примере Фонда социального страхования Российской Федерации.

Ключевые слова: социальная защита, социальное обеспечение, социальное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации, страховые взносы, реформа единого социального налога, страховые принципы, страховые выплаты, уровень жизни.

Результатом многолетних дискуссий о необходимости реформирования системы социального страхования в России явилось принятие федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского стра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.