Моделирование и расчеты показали, что на первом этапе до 2015 года вокруг пяти субъектов глубокой переработки молока Курганской области следует построить по одному промышленному комплексу в первой зоне, в дальнейшем расширяя территорию строительства с учетом влияния транспортного ресурса.
Расчет эффективности производства молока по инновационному сценарию на примере предполагаемого к строительству
Экономика Щф]
комплекса (производственного кооператива) на 800 дойных коров в ЗАО «Путь к коммунизму», интегрированного с ним кооператива по кормообеспечению, ферм и МХС подтверждает наличие значимого эффекта от масштаба преобразования (блок 6). Модернизация отрасли позволит увеличить ежегодную прибыль сельскохозяйственных организаций Курганской области в расчете на корову до 11,12 тыс. руб. в год, при этом срок окупаемости
капиталовложений в инновации не превысит 3 лет.
Предлагаемая ресурсосберегающая система ведения молочного скотоводства и ее инновационные модельные параметры должна стать перспективной формой хозяйствования для субъектов, занимающихся производством молочного сырья и планирующих повысить эффективность своей работы и отрасли в целом.
Литература
1. Семин А. Н. Инновационные и стратегические направления развития АПК: вопросы теории и практики. Екатеринбург : Изд-во Урал. ГСХА, 2006. 960 с.
2. Головина С. Г. Институциональный подход к выбору форм аграрных хозяйств. Куртамыш : Куртамышская типография, 2007. 248 с.
3. Кучина И. А. Оптимизация ресурсного потенциала инновационных систем в молочном скотоводстве // Аграрный вестник Урала. 2009. № 6 (60). С. 80-82.
использование приемов имитационного моделирования при программно-целевом управлении агропромышленным комплексом
региона
н. в. Мальцев,
кандидат экономических наук, уральская ГСХА
620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42
Ключевые слова: стратегия, концепция, продовольственная безопасность, имитационная модель. Keywords: strategy, the concept, food safety, imitating model.
Одной из главных особенностей современного ведения сельскохозяйственного производства является его многовариантный стохастический характер. Отсутствие сбалансированности отраслевой и межотраслевой экономики вследствие «рыночных реформ» привело к структурным изменениям в агропромышленном комплексе Среднего Урала. Нахлынувшая волна либерализма в экономике, безусловно представляющая «большое» достижение в развивающейся рыночной экономике регионов, вследствие отсутствия долгосрочных экономических рычагов регулирования привела к изменению структуры производства в регионе. Стало «невыгодно» заниматься производством молока. Существующие цены не компенсировали затраты. За первые десять лет реформ в регионе поголовье дойного стада сократилось с 280 до 120 тыс. гол. Снизилась потребность в фуражном зерне. Площади зерновых культур сократились с 700 до 450-500 тыс. га. В структуре зерновых культур доля пшеницы как основной товарной культуры возросла до 40 %, площади бобовых зерновых сократились до 3 %. Практически перестали подсеваться многолетние травы. Постепенно начала разрушаться система севооборотов. Снижение объемов внесения минеральных удобрений и применения средств защиты растений, разрушение системы семеноводства усугубило ситуацию.
За весь период реформ урожайность зерновых культур практически не изменилась, оставаясь на уровне 13-17 ц/га, ежегодные посевы снизились с 700 до 350400 тыс. га. Если условно восстановить заброшенные площади в ликвидированных хозяйствах и возобновить в существующих
до размера 1990 г., то средняя урожайность зерновых составит 10-13 ц/га. Аналогичная ситуация и в молочном животноводстве. Средняя продуктивность молочного стада даже возросла до уровня свыше 4500 л на одну фуражную корову, но это также произошло за счет сокращения низкоудойного поголовья. Реальный удой при стаде в 280 тыс. голов сегодня составил бы не более 3500 тыс. л. Себестоимость 1 кг зерна приблизилась к 5, одного литра молока — к 11-12 рублям. Без субсидий аграрное производство стало нерентабельным, зачастую не обеспечивающим свое простое воспроизводство. Конкурентоспособность продукции большинства хозяйств региона стала падать. Около 30-40 % хозяйств оказалось на ступени банкротства.
Нельзя сказать, что законодательные и исполнительные органы региона в этот период бездействовали. В регионе была разработана «Стратегия социальноэкономического развития Уральского федерального округа на период 20082020 гг. и до 2030 г.», «Концепция обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области на период до 2015 г.», «Комплексная программа социально-экономического развития территорий сельских населенных пунктов в Свердловской области на период 20082015 гг. («Уральская деревня»), «Развитие аграрного комплекса Свердловской области на период 2008-2012 гг.» и др. За последнее время разработано множество Постановлений Правительства региона, касающихся развития агропромышленного комплекса, в том числе и документов, в которых отражена система государственной поддержки отраслей АПК. Однако
характерной особенностью всех программ стала их уязвимость к изменениям внешней экономической среды. Они оказались больше декларативными, статичными, чем рабочими.
Безусловно, агропромышленный комплекс — это сфера бизнеса со всеми ему присущими законами. Но основными особенностями этого бизнеса является и то, что он более инертен, нормативная окупаемость инвестиционных затрат в нем может составлять 5-10 лет, и ориентирован на бюджетную составляющую региона, федерации. Он эффективен в том случае, если за этот период не происходит никаких негативных процессов в экономике региона и страны. Нарушение баланса биологических и экономических подсистем в аграрном бизнесе приводит к трудно восстанавливаемым экономическим и социальным последствиям.
В связи с этим все нормативные документы для аграрного сектора экономики должны содержать в себе особую прочность и надежность, быть сбалансированными по тенденциям развития экономики России, по разрешению проблем, накопившихся в аграрном секторе экономики за период его либерализации, обеспечивать конкурентоспособность региональной продукции.
При общем снижении уровня развития АПК в России, на первый план в качестве основного фактора, сдерживающего падение конкурентоспособности производимой регионами продукции, стал естественный уровень производственно-ресурсного потенциала АПК, в особенности, более выгодные природно-климатические условия производства, реализации продукции,
Экономика Ь=^1
Рисунок'
Система формирования экономического механизма программно-целевого управления АПК региона
эффективная поддержка регионального бюджета. В этих условиях хозяйства Среднего Урала в естественном соперничестве не смогли конкурировать с более дешевым зерном Казахстана и южных регионов России, а также молоком, в том числе из завозного порошкового сырья. Не выдержало конкуренции и овощеводство закрытого грунта. Сегодня мы завозим уже и картофель. Региональная политика преимущественной организационно-финансовой поддержки экономически успешных хозяйств принесла определенные плоды: на
Среднем Урале есть хозяйства с урожайностью зерновых культур свыше 40 ц/га, но в целом область испытывает дефицит в фуражном высокобелковом зерне регионального производства; есть несколько высокомеханизированных комплексов с полным циклом производства молока и механизацией отдельных процессов; есть хозяйства с удоем в 8000 л молока на одну фуражную корову, но производство молока в регионе сократилось вдвое и т. д. В целом развитие агропромышленного производства на Среднем Урале в настоящее время следует характеризовать как неустойчивое, имеющее общую тенденцию снижения физических объемов производства.
Безусловно, это требует поиска и разработки новых инструментов для нахождения обоснованных управленческих решений, которые бы позволили за счет многовариантности, непрерывности, быстроты и всестороннего охвата многообразия межотраслевых связей предугадать экономическое аграрное развитие региона, обосновать правильную стратегию и тактику программно-целевого управления отраслью. Возникает необходимость в моделировании экономических процессов.
Использование имитационного моделирования экономических процессов в агропромышленном комплексе Среднего Урала на сегодняшний день достаточно апробировано. На первом этапе формирования
системы «Эксперт» имитационное моделирование нашло свое применение в организации хозрасчетных отношений в сельскохозяйственных организациях на уровне годового планирования. Система позволила, в автоматизированном режиме, корректировать условия производственных договоров при изменении экономических условий их выполнения (например, колхоз им. С. М. Кирова Пышминского района Свердловской области). На втором этапе с помощью системы «Эксперт» формировались системы ведения сельскохозяйственного производства целого ряда аграрных формирований многоотраслевого характера, таких, к примеру, как ООО «Угмк-Агро». Наконец, в настоящее время система нашла широкое применение при формировании концептуальных проектов, стратегических программ развития и бизнес-планов сельскохозяйственных организаций Свердловской области, а также при проведении научно-исследовательских работ в аграрной экономике Урала [1-3].
Имитационное моделирование, основанное на нормативном подходе к формированию информационной среды и научно-обоснованных подходах к определению эффекта от реализации всевозможных стратегических решений, может стать базой для определения объективных размеров государственной поддержки при разработке как целевых комплексных программ, так и в целом программы развития АПК региона. Предусмотренные системой «эксперт» межотраслевые экономические увязки позволяют с интервалом в месяц давать оценку изменения всех экономических параметров при изменении стратего-бразующих факторов в любой последующий период текущего года и давать отражение этих изменений в любой период последующих десяти лет, на которые осуществлен прогноз развития аграрной сферы экономики региона.
Важной особенностью общей
методологии формирования экономического механизма программно-целевого управления региональным АПК (ЭМПЦУ), в основе которой лежит моделирование экономических процессов, отличающей ее от существующих способов формирование целевых комплексных программ региона, должно быть не «сначала общая концепция, а затем частные программы», а «сначала глубокий социально-экономический мониторинг, затем частные программы и концепция одновременно с корректировкой всего комплекса с интервалом в один год и прогнозным периодом не менее 10 лет» (рис. 1).
Замечательно то, что в смежных регионах, а, возможно, и по отдельным отраслям, должны разрабатываться аналогичные методологии формирования ЭМПЦУ, внутренние механизмы которых могут быть отличными друг от друга, но входы и выходы, а также временные составляющие должны совпадать. Это позволит в интерактивном режиме оптимизировать использование производственно-ресурсного потенциала целой группы регионов, получить синергетический эффект в развитии их отраслей, повысит конкурентоспособность региональной продукции, снизит бюджетную нагрузку и будет способствовать выравниванию социально-экономических составляющих аграрного и промышленного труда.
Другими важными чертами ЭМПЦУ являются ее комплексность мотивационная составляющая. Существующие системы формируются по принципу дерева: разрабатывается главная концепция и от нее отпочковываются отдельные комплексные программы, но, как правило, связанные между собой через вершину, а не непосредственно. В этом случае превалируют главные цели, а целевые программы оказываются невольно соподчиненными. Поэтому при дефиците ресурсов отдельные программы просто игнорируются. Система перестает быть сбалансированной. Предлагаемая нами система носит более гибкий характер. В
Аграрный вестник Урала №4 (83), 2011 г.-<^К{^=^
______________________Экономика
Рисунок 2
Структура балансово-экономической имитационной модели региона и ее мотивационные
составляющие
ней нет, очевидно, выдвинутых на передний план подсистем. Каждая подсистема информационно и алгоритмически связана друг с другом, и изменения, хотя бы в одной из них, единовременно приводят к изменениям в других. Но самое главное — движущей силой развития ЭМПЦУ являются мотивационные направления, факторы и формирующие их цели (рис. 2).
К структурным направлениям мотивационного воздействия следует отнести:
— поэтапное экономически и социально обоснованное сокращение ввоза региональных продовольственных товаров, разработка программы продовольственной безопасности региона с порогами продовольственной безопасности производства ключевых видов региональной продукции, приближенных к уровню экономически целесообразного в рамках межрегионального взаимодействия;
— контроль качества импортируемых продуктов питания по группам продукции, производимой в регионе, реализация регламента качества ввозимой продукции, повышение конкурентоспособности региональной продукции.
К направлениям, обеспечивающим поддержку совершенствования и развития технологического развития, относятся:
— предоставление приоритета при субсидировании приобретения семян региональных сортов сельскохозяйственных культур, репродукционного материала в животноводстве, если по своим сортовым и репродукционным качествам они превосходят ввозимые ресурсы;
— предоставление приоритета при субсидировании приобретения не отдельных технических средств, а технологических комплексов, систем удобрений и защиты растений, обеспечивающих повышение продуктивности пашни и сельскохозяйственных животных, сформированных на основе утвержденной региональной системы ведения сельскохозяйственного производства.
К направлениям, обеспечивающим поддержку конкурентоспособности региональной продукции, относятся:
— предоставление права региональным государственным органам совершенствовать правовое регулирование интеграционных процессов, земельных отношений, собственности с учетом региональных особенностей производства;
— законодательное закрепление участия отраслевых союзов в формировании отраслевых комплексных программ развития АПК;
— государственная поддержка инвестиционных проектов кооперирования в АПК; повышение размера федеральной и региональной государственная поддержки развития интеграционных процессов в общей поддержке инвестиционных проектов; выделение сверх нормативного размера государственной поддержки интеграционным формированиям для обеспечения эффекта синергизма и расширенного воспроизводства отраслей, производящих ключевую продукцию сельского хозяйства;
— страхование государственных гарантий краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного кредитования, субсидирования, страхование рисков от невозможности соблюдать государством объявленных гарантий государственной поддержки в финансировании регионального АПК;
— государственная поддержка перерабатывающих организаций внутри интегрированных формирований в целях обеспечения конкурентоспособности региональной продукции;
— использование механизмов льготного налогообложения и кредитования частного бизнеса, оказывающего поддержку АПК, в том числе интегрированным формированиям;
— управление затратами производства, использование премиальных форм оплаты труда от экономии материально-денежных
затрат; создание региональных страховых фондов поддержки выравнивания сезонного дефицита денежных средств, мотивационной поддержки стимулирования экономии материально-денежных средств;
— использование мотивационных факторов в цепочке производства конечного продукта в интегрированном формировании, создание единых фондов конечных результатов производства для коллегиального управления процессами расширенного воспроизводства и потребления.
Совершенствование системы формирования экономического механизма программно-целевого управления АПК региона и перевод ее от декларативной к мотивационно ориентированной направленности позволит повысить эффективность региональной аграрной экономики и конкурентоспособность ее продукции.
Литература
1. Мальцев Н. В. Имитационное моделирование в практике стратегического планирования сельскохозяйственного производства // Аграрный вестник Урала. 2005. № 2. С. 24-27.
2. Семин А. Н., Мальцев Н. В. Научно-практические рекомендации по стратегическому планированию в сельскохозяйственных организациях. Екатеринбург : Изд-во Урал. ГСХА, 2006. 156 с.
3. Семин А. Н., Мальцев Н. В. Научно-практические руководство по освоению имитационного моделирования при стратегическом планировании развития производства. Екатеринбург : Изд-во Урал. ГСХА, 2007. 135 с.