ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ (PEDAGOGY & EDUCATION) УДК 371.21
Дудина А.А.
студентка кафедры Отечественной истории Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
(г. Уфа, Россия)
Научный руководитель: Шутелева И.А.
кандидат исторических наук
доцент кафедры обществознания, права и социального управления Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
(г. Уфа, Россия)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА ИНФОГРАФИКИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Аннотация: в данной статье рассматривается способ визуализации информации с помощью инфографики на уроках обществознания. Излагаются варианты работы учеников с готовой инфографикой и создание инфографики самостоятельно или в мини-группах по заданной теме.
Ключевые слова: обществознание, прием, инфографика, визуализация, проектирование.
В обществе, где на первый план выходят инновации в обучении, связанные с развитием Интернета и информационных технологий, а также где внимание школьников в основном направлено на социальные сети и Всемирную паутину, вопрос использования методов становится актуальным визуальное
обучение и поиск новых методов наглядного обучения. Одним из таких методов является инфографика.
Ученые пытаются дать разные определения понятиям «визуальный» и «наглядный». Понятие «Визуальное» обозначает представление в виде изображения. Следовательно, процесс визуализации — это складывание мыслительного содержания в зрительный образ; где однажды воспринятый образ может развернуться и служить опорой для умственных и практических действий. Понятие «наглядный» означает демонстративный, то есть в процессе обучения преподаватель показывает/демонстрирует процесс, явление [2, с.30].
Проблемы рассмотрения способа информатизации и визуализации изучались такими учеными, как Д. Желязны, В. Лаптев, Д. Ланков, Э. Тафти и другие. Проблемами наглядности и визуализации учебной информации занимались классики мировой и отечественной дидактики Я. А. Коменский, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов. [1, с.130].
Что же такое инфографика? Существуют разные подходы к определению понятия «инфографика». Например, Ж. Е. Ермолаева характеризует инфографику как синтетическую форму организации информационного материала, включающую в себя, во-первых, визуальные элементы, а во-вторых, тексты, которые поясняют эти визуальные элементы. [3, с.28]. Другое определение дает В.В. Лаптев: «Инфографика - это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний» [5, с.7].
Существует три типа инфографики:
Статичная - чаще всего одиночный слайд без анимированных элементов. Самый простой и распространенный вид инфографики;
Интерактивный — содержит анимированные элементы, пользователи могут (в некоторой степени) взаимодействовать с динамическими данными. Этот тип инфографики позволяет просматривать больше информации в едином интерфейсе;
Видеоинфографика - данный вид представлен в виде короткого видеоряда, в котором присутствует визуальная информация, к примеру, это иллюстрации и динамический текст.
Инфографика как один из методов визуализации учебной информации может использоваться на лекционных, лабораторных и практических занятиях для создания проблемных ситуаций и организации эффективной поисковой деятельности. Принципами разработки инфографики является: актуальность темы, простота и краткость; творческий подход; наглядность; точность и систематизация информации; эстетическая привлекательность.
Н. В. Кубрак дает два способа работы с инфографикой в образовательном процессе. Первый способ - инфографика создается учителем для решения образовательных задач, в первую очередь для активизации познавательной деятельности учеников. Этот вариант не подразумевает участия школьников в создании инфографики. Второй способ - ученик, проведя собственное исследование по теме, анализирует материал, выделяет основные структурные элементы и самостоятельно создает инфографику [4].
Рассмотрим способ работы с готовой инфографикой. Данный способ работы с приемом предполагает обучить умению читать (воспринимать и понимать) тексты, которые представлены в виде инфографики. А для того, чтобы работа была успешной, можно использовать разнообразные типы и формы заданий, при работе на уроке обществознания. К примеру, можно использовать при изучении темы «Государственная Дума РФ и порядок ее формирования», а именно «Распределение мест в Госдуме РФ V созыва».
Следующий пример способа работы - это создание инфографики самостоятельно. На данном способе, прием может быть представлен как итог исследовательской работы учеников, после ознакомления текстового материала. В начале, учитель знакомит учащихся с тем, что такое инфографика, как она устроена, демонстрирует примеры готовых работ, затем уже ученикам может
быть дано задание создать инфографику индивидуально или в группе. При создании инфографики учащиеся должны следовать следующим этапам:
Поставить цель и задачи инфографики, определить проблему;
Сформулировать и систематизировать материал (текст и изображения);
Распределить изображения и сопроводительный текст на макете инфографики;
Например, при изучении темы «Формы государства» учитель, предварительно разделит класс на группы или же мини-группы, для создания инфографики конкретной формы государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим), итогом задания, ученики должны продемонстрировать группой, разработку инфографики.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что инфографика - это современный инструмент визуализации информации, который позволяет усваивать учебную информацию, данный прием способствует развитию поисковой активности и формированию критического мышления. Использование данного средства позволяет организовать совместную работу учащихся в мини-группах на уроках обществознания, а также способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Аранова С. В. К методологии визуализации учебной информации. Интеграция художественного и логического // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. № 2. С.18-24. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. 207 с.
Кубрак Н. В. Инфографика как результат представления ученического исследования.URL:http://digital-edu.info/vyp/4/?ELEMENT_ID=1639.
Лаптев, В.В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику / Владимир Лаптев. СПб,2012. 180с.
Dudina A.A.
student of the Department of National History Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla
(Ufa, Russia)
Scientific supervisor: Shuteleva I.A.
Candidate of Historical Sciences Associate Professor of the Department of Social Studies, Law and Social Management Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla
(Ufa, Russia)
USING THE INFOGRAPHIC TECHNIQUE IN SOCIAL STUDIES CLASSES
Abstract: this article discusses a way to visualize information using infographies in social studies lessons. The options for students to work with ready-made infographies and create infographies independently or in mini-groups on a given topic are presented.
Keywords: social studies, reception, infographics, visualization, design.