1. Д. Кевин «Книга диаграмм», Эксмо, 2016 г.
2. Д. Желязны «Говори на языке диаграмм», 2011 г.
3. О.А. Рыдзе «Математика. Работа с информацией. Таблицы. Диаграммы. 3 класс», АСТ 2015 г.
УДК 37
ИНФОГРАФИКА КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Манжура Л.Н., 2017 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 93, учитель начальных классов, Санкт - Петербург
Аннотация: статья посвящена применению инфографики как одного из методов визуализации учебного материала в процессе обучения обучающихся, рассмотрены типы инфографики, даны примеры ее применения на занятиях, представлен анализ инструментов для создания качественной инфографики в процессе подготовки к учебным занятиям.
Ключевые слова: визуализация, инфографика, метод, процесс обучения
Что такое Инфографика? Определение и живые примеры.
Изображение — это одна из форм коммуникаций, играющая важную роль в презентации идей. Одно грамотное изображение стоит 1000 слов. Оно способно упростить смысл и в то же время передать всю необходимую информацию.
Изображения делают информацию более привлекательной и убедительной. Визуальные образы определенно имеют неоспоримую ценность в распространении идей. Особенно в тех случаях, когда они грамотно интегрируются в текст.
Уникальный, оригинальный образ может привлечь внимание большого числа зрителей. Одной из популярных форм распространения идей при помощи визуальных образов является инфографика. О ней и поговорим сегодня.
Что же такое инфографика?
Обычно под термином инфографика понимается визуальное представление информации, данных и знаний.
Это такие графики, в которых используется комплексная информация, необходимая для быстрого представления большого количества данных.
Инфографику активно используют в совершенно разных областях, начиная от науки и статистики и заканчивая журналистикой и образованием. В общем, это достаточно универсальное средство для распространения концептуальной информации.
Вы могли уже видеть инфографику в книгах, газетах, инструкциях, отчетах и так далее. Этот инструмент действительно активно используется. Визуально инфографика может быть представлена в разных формах. Например, в качестве карикатуры, диаграммы, иллюстрации, эмблем или простых рисунков. Любой образ подходит, если он эффективно работает для передачи данных, выполняя конкретные цели, поставленные составителем инфографики.
Основная цель инфографики — информирование. При этом часто данный инструмент выступает в качестве дополнения к текстовой информации, которая охватывает тему в полном объеме и содержит некоторые пояснения.
Если говорить о стиле передачи информации, то он может быть очень разным. Все зависит в первую очередь от того, какую цель преследует составитель.
Какие чувства он хочет пробудить в тех людях, которые будут наблюдать за его работой. И вообще кто является целевой аудиторией для данного изображения?
Уже отсюда видно, насколько удобна инфографика. Она позволяет представить большой объем разношерстной информации в организованном виде, который будет удобен для просматривающего. А в сегодняшнем мире это дорогого стоит.
В условиях начальной школы инфографика можно использовать не только в точных науках, когда правила формируются в виде таблиц, но и в других дисциплинах.
Интересными получаются уроки с использованием инфографики: она упрощает процесс восприятия именно информационной составляющей.
Инфографика представляет собой синтетическую форму организации информационного материала, включающую в себя:
- визуальные элементы,
- тексты, которые поясняют эти визуальные элементы.
Основное отличие инфографики от других видов визуализации информации - её метафоричность, то есть это не просто график, диаграмма, построенные на основе большого количества данных, это график, в который вставлена визуальная информация, аналогии из жизни, предметы обсуждения.
Существует три типа инфографики:
• статичная - чаще всего одиночный слайд без анимированных элементов. Наиболее простой и распространенный вид инфографики;
• интерактивная - содержит анимированные элементы, пользователи могут (в той или иной степени) взаимодействовать с динамическими данными. Этот вид инфографики позволяет визуализировать большее количество информации в одном интерфейсе;
• видеоинфографика - представляет собой короткий видеоряд, в котором сочетаются визуальные образы данных, иллюстрации и динамический текст.
Принципы создания инфографики:
- актуальность и востребованность темы;
- простота и краткость;
- креативность;
- образность;
- точность и организованность информации;
- эстетическая привлекательность.
Инфографика держится на трех принципах:
1. Смысл;
2. Сравнение;
3. Управление вниманием.
Существуют различные жанры инфографики:
- инструкция,
- информационный плакат,
- памятка,
- статистические исследования,
- путеводители...
Технология создания инфографики:
1 -й шаг - определите цели и задачи, которые необходимо достичь с помощью инфографики (в зависимости от предметной сферы). Стоит принять во внимание, что «в графике очень легко
отображать существующее в реальности, значительно труднее перенести в визуальную плоскость отвлеченные понятия и почти невозможно - мнения и комментарии.
2-й шаг - разбейте информацию на разделы, части, пункты. Каждый раздел представьте отдельным изображением или графиком. Подберите нужные визуальные образы, которые знакомы и часто используются вашей аудиторией.
3-й шаг - создайте фокус, то есть придумайте историю, основную визуальную метафору, вокруг которой будет строиться инфографика. Она должна быть простой и всем известной.
Учебная информация активно воспринимается тогда, когда у обучающихся возникает необходимость в её восприятии. Одно и то же содержание изучаемого предмета одинаковой степени сложности может усваиваться по-разному в зависимости от метода его представления, мотивов восприятия и интереса учащихся.
Инфографика как один из методов визуализации учебной информации может использоваться на уроках и в работе над учебным проектом для:
- создания проблемных ситуаций;
- организации эффективной поисковой деятельности; развития критического мышления; развития открытой познавательной позиции
Полезно, чтобы школьники не только использовали готовую инфографику, но и создавали собственную : рисовали взаимосвязи, алгоритмы и схемы, придумывали символы к идеям. В процессе создания инфографики обучающиеся самостоятельно должны добывать необходимые сведения и также самостоятельно их обрабатывать. Не только систематизировать факты, но и наглядно представлять результат их систематизации создания мотивации к изучению новой темы.
Инфографика: как создать чудо?
Задание 1. Инфографика к уроку/учебному проекту.
Выберите любимую учебную тему в рамках преподаваемого предмета. Подумайте, какой может быть идея инфографики.
Сформулируйте для себя проблему, которая будет отражена в инфографике. Сформулируйте цель и задачи инфографики. Разбейте выбранную тему на разделы, части, пункты. Подберите образы, картинки.
Подберите текст, который будет сопровождать инфографику. Создайте инфографику с помощью сервиса easel.ly или piktochart.com .
Список литературы:
1. Желязны Д. Говори на языке диаграмм. М.:- Манн, Иванов и Фербер,2012. -320 с.
2. Лаптев В. Изобразительная статистика. М: - Эйдорс, 2012 - 180 с.