Научная статья на тему 'Инфографика как один из методов визуализации учебного материала'

Инфографика как один из методов визуализации учебного материала Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3372
589
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ИНФОГРАФИКА / МЕТОД / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Манжура Л.Н.

Статья посвящена применению инфографики как одного из методов визуализации учебного материала в процессе обучения обучающихся, рассмотрены типы инфографики, даны примеры ее применения на занятиях, представлен анализ инструментов для создания качественной инфографики в процессе подготовки к учебным занятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфографика как один из методов визуализации учебного материала»

1. Д. Кевин «Книга диаграмм», Эксмо, 2016 г.

2. Д. Желязны «Говори на языке диаграмм», 2011 г.

3. О.А. Рыдзе «Математика. Работа с информацией. Таблицы. Диаграммы. 3 класс», АСТ 2015 г.

УДК 37

ИНФОГРАФИКА КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Манжура Л.Н., 2017 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 93, учитель начальных классов, Санкт - Петербург

Аннотация: статья посвящена применению инфографики как одного из методов визуализации учебного материала в процессе обучения обучающихся, рассмотрены типы инфографики, даны примеры ее применения на занятиях, представлен анализ инструментов для создания качественной инфографики в процессе подготовки к учебным занятиям.

Ключевые слова: визуализация, инфографика, метод, процесс обучения

Что такое Инфографика? Определение и живые примеры.

Изображение — это одна из форм коммуникаций, играющая важную роль в презентации идей. Одно грамотное изображение стоит 1000 слов. Оно способно упростить смысл и в то же время передать всю необходимую информацию.

Изображения делают информацию более привлекательной и убедительной. Визуальные образы определенно имеют неоспоримую ценность в распространении идей. Особенно в тех случаях, когда они грамотно интегрируются в текст.

Уникальный, оригинальный образ может привлечь внимание большого числа зрителей. Одной из популярных форм распространения идей при помощи визуальных образов является инфографика. О ней и поговорим сегодня.

Что же такое инфографика?

Обычно под термином инфографика понимается визуальное представление информации, данных и знаний.

Это такие графики, в которых используется комплексная информация, необходимая для быстрого представления большого количества данных.

Инфографику активно используют в совершенно разных областях, начиная от науки и статистики и заканчивая журналистикой и образованием. В общем, это достаточно универсальное средство для распространения концептуальной информации.

Вы могли уже видеть инфографику в книгах, газетах, инструкциях, отчетах и так далее. Этот инструмент действительно активно используется. Визуально инфографика может быть представлена в разных формах. Например, в качестве карикатуры, диаграммы, иллюстрации, эмблем или простых рисунков. Любой образ подходит, если он эффективно работает для передачи данных, выполняя конкретные цели, поставленные составителем инфографики.

Основная цель инфографики — информирование. При этом часто данный инструмент выступает в качестве дополнения к текстовой информации, которая охватывает тему в полном объеме и содержит некоторые пояснения.

Если говорить о стиле передачи информации, то он может быть очень разным. Все зависит в первую очередь от того, какую цель преследует составитель.

Какие чувства он хочет пробудить в тех людях, которые будут наблюдать за его работой. И вообще кто является целевой аудиторией для данного изображения?

Уже отсюда видно, насколько удобна инфографика. Она позволяет представить большой объем разношерстной информации в организованном виде, который будет удобен для просматривающего. А в сегодняшнем мире это дорогого стоит.

В условиях начальной школы инфографика можно использовать не только в точных науках, когда правила формируются в виде таблиц, но и в других дисциплинах.

Интересными получаются уроки с использованием инфографики: она упрощает процесс восприятия именно информационной составляющей.

Инфографика представляет собой синтетическую форму организации информационного материала, включающую в себя:

- визуальные элементы,

- тексты, которые поясняют эти визуальные элементы.

Основное отличие инфографики от других видов визуализации информации - её метафоричность, то есть это не просто график, диаграмма, построенные на основе большого количества данных, это график, в который вставлена визуальная информация, аналогии из жизни, предметы обсуждения.

Существует три типа инфографики:

• статичная - чаще всего одиночный слайд без анимированных элементов. Наиболее простой и распространенный вид инфографики;

• интерактивная - содержит анимированные элементы, пользователи могут (в той или иной степени) взаимодействовать с динамическими данными. Этот вид инфографики позволяет визуализировать большее количество информации в одном интерфейсе;

• видеоинфографика - представляет собой короткий видеоряд, в котором сочетаются визуальные образы данных, иллюстрации и динамический текст.

Принципы создания инфографики:

- актуальность и востребованность темы;

- простота и краткость;

- креативность;

- образность;

- точность и организованность информации;

- эстетическая привлекательность.

Инфографика держится на трех принципах:

1. Смысл;

2. Сравнение;

3. Управление вниманием.

Существуют различные жанры инфографики:

- инструкция,

- информационный плакат,

- памятка,

- статистические исследования,

- путеводители...

Технология создания инфографики:

1 -й шаг - определите цели и задачи, которые необходимо достичь с помощью инфографики (в зависимости от предметной сферы). Стоит принять во внимание, что «в графике очень легко

отображать существующее в реальности, значительно труднее перенести в визуальную плоскость отвлеченные понятия и почти невозможно - мнения и комментарии.

2-й шаг - разбейте информацию на разделы, части, пункты. Каждый раздел представьте отдельным изображением или графиком. Подберите нужные визуальные образы, которые знакомы и часто используются вашей аудиторией.

3-й шаг - создайте фокус, то есть придумайте историю, основную визуальную метафору, вокруг которой будет строиться инфографика. Она должна быть простой и всем известной.

Учебная информация активно воспринимается тогда, когда у обучающихся возникает необходимость в её восприятии. Одно и то же содержание изучаемого предмета одинаковой степени сложности может усваиваться по-разному в зависимости от метода его представления, мотивов восприятия и интереса учащихся.

Инфографика как один из методов визуализации учебной информации может использоваться на уроках и в работе над учебным проектом для:

- создания проблемных ситуаций;

- организации эффективной поисковой деятельности; развития критического мышления; развития открытой познавательной позиции

Полезно, чтобы школьники не только использовали готовую инфографику, но и создавали собственную : рисовали взаимосвязи, алгоритмы и схемы, придумывали символы к идеям. В процессе создания инфографики обучающиеся самостоятельно должны добывать необходимые сведения и также самостоятельно их обрабатывать. Не только систематизировать факты, но и наглядно представлять результат их систематизации создания мотивации к изучению новой темы.

Инфографика: как создать чудо?

Задание 1. Инфографика к уроку/учебному проекту.

Выберите любимую учебную тему в рамках преподаваемого предмета. Подумайте, какой может быть идея инфографики.

Сформулируйте для себя проблему, которая будет отражена в инфографике. Сформулируйте цель и задачи инфографики. Разбейте выбранную тему на разделы, части, пункты. Подберите образы, картинки.

Подберите текст, который будет сопровождать инфографику. Создайте инфографику с помощью сервиса easel.ly или piktochart.com .

Список литературы:

1. Желязны Д. Говори на языке диаграмм. М.:- Манн, Иванов и Фербер,2012. -320 с.

2. Лаптев В. Изобразительная статистика. М: - Эйдорс, 2012 - 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.