Научная статья на тему 'Инфографика как способ визуализации учебной информации'

Инфографика как способ визуализации учебной информации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОГРАФИКА / INFOGRAPHIC / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / НАГЛЯДНОСТЬ / VISUALIZATION / OBVIOUSNESS / POWERPOINT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермолаева Жаннетта Евгеньевна, Лапухова Оксана Витальевна, Герасимова Ирина Николаевна

В статье описываются возможности использования инфографики в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермолаева Жаннетта Евгеньевна, Лапухова Оксана Витальевна, Герасимова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PowerPoint Infographic as the way to visualization the learning information

In the article there is description of possibilities to use infographic for learning process.

Текст научной работы на тему «Инфографика как способ визуализации учебной информации»

Инфографика как способ визуализации учебной информации

Жаннетта Евгеньевна Ермолаева,

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Академии государственной противопожарной службы МЧС России, zhannetta13@gmail.com

Оксана Витальевна Лапухова,

директор Учебно-консультационного центра «Олимп», г. Москва Ирина Николаевна Герасимова,

подполковник внутренней службы, старший преподаватель кафедры экологической безопасности Академии государственной противопожарной службы МЧС России, meegend@mail.ru

• инфографика • наглядность • визуализация • PowerPoint •

В условиях организации высшего образования в России на основе компетентностно-i го подхода и информатизации образования стремление разработать более эффективные способы представления учебной информации обучающимся является злободневной научной задачей.

Примеры наглядности и визуализации всегда широко применялись в образовании: опорные схемы и таблицы, оперативные схемы действий, семантические модели, фреймовые модели, дидактические наглядные пособия, «педагогический рисунок» на доске, метапланы.

Проблемами методологии наглядности и визуализации учебной информации занимались классики мировой и отечественной дидактики: Я.А. Коменский, Дж. Дьюи, К.Д. Ушинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов. Вопросы проектирования визуально-информационной модели рассмотрены в пе-

1 Аранова С.В. К методологии визуализации учебной информации. Интеграция художественного и // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология . 2011. № 2. С.18-24; Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высш. шк., 1991. 207 с.; Мамардашвили М.К. Проблема сознания и философское призвание // Как я понимаю философию. 2-е изд. — М., 1992.

дагогических трудах М.К. Мамардашвили, С.В. Арановой, А.А. Вербицкого и теоретика визуальных исследований Дж. Митчелла1.

Процесс визуализации, по словам А. Вербицкого, — это «свёртывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развёрнут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий».

Главная задача обучения — это формирование и развитие познавательной активности учащихся. Именно поэтому сегодня учёные пытаются развести понятия «наглядный» и «визуальный». Значение понятия «наглядный» всегда означало «демонстративный». То есть в процессе обучения учитель показывает/демонстрирует готовый объект, процесс, явление. А «визуальный» предполагает представление в виде образа. То есть в процессе обучения педагог предлагает осмыслить информацию и представить её в виде фигуры, объекта, картинки. Сам процесс визуализации — это свёртывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развёрнут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий.

ШЖШ.......У.......МША

Одним из способов визуализации информации является инфографика. Инфографи-ка активно используется в печатных и интернет СМИ, в рекламе, маркетинге и PR.

В последнее время она стала популярна и в образовании. Визуальное представление сложной учебной информации ясно, содержательно, эстетически привлекательно, становится требованием современности.

Проблемы рассмотрения способа информатизации и визуализации изучались такими учёными, как Д. Желязны, Э. Тафти, Д. Ланков, В. Лаптев и другими2.

Что же такое инфографика? Более полное определение даёт В. Лаптев: «Инфографика — это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний». На наш взгляд, ин-фографика представляет собой синтетическую форму организации информационного материала, включающего в себя, во-первых, визуальные элементы, а во-вторых, тексты, которые поясняют эти визуальные элементы.

Основная цель инфографики — информирование о какой-либо проблеме, явлении, о ряде фактах. Основное отличие инфогра-фики от других видов визуализации информации — в её метафоричности. То есть это не просто график, диаграмма, построенные на основе большого количества данных, это график, в который вставлена визуальная информация, аналогии из жизни, предметы обсуждения.

Типы инфографики

Существует три типа инфографики:

• статичная — чаще всего одиночный слайд без анимированных элементов. Наиболее простой и распространённый вид инфогра-фики;

• интерактивная — содержит анимирован-ные элементы, пользователи могут (в той или иной степени) взаимодействовать с динамическими данными. Этот вид инфогра-фики позволяет визуализировать большее количество информации в одном интерфейсе;

• видеоинфографика — представляет собой короткий видеоряд, в котором сочетаются визуальные образы данных, иллюстрации и динамический текст.

Примеры различных видов инфографики можно посмотреть на сайте Ыодга3.

Технология и принципы создания инфографики

Принципы создания инфографики: актуальность и востребованность темы; простота и краткость; креативность; образность; точность и организованность информации; эстетическая привлекательность.

Технология создания инфографики:

1-й шаг — определите цели и задачи, которые необходимо достичь с помощью инфог-рафики (в зависимости от предметной сферы). Стоит принять во внимание, что «в графике очень легко отображать существующее в реальности, значительно труднее перенести в визуальную плоскость отвлеченные понятия и почти невозможно — мнения и комментарии»4.

2-й шаг — разбейте информацию на разделы, части, пункты. Каждый раздел представьте отдельным изображением или графиком. Подберите нужные визуальные образы, которые знакомы и часто используются вашей аудиторией.

3-й шаг — создайте фокус, то есть придумайте историю, основную визуальную метафору, вокруг которой будет строиться инфографика. Она должна быть простой и всем известной.

2 Желязны Д. Говори на языке диаграмм.— М.: Манн, Иванов и i Фербер, 2012. 320 с.; Лаптев В. Изобразительная статистика. — М.: ЭйдОс, 2012. 180 с.; Lankow J., Ritchie J., Crooks R. Infographics: the Power iof Visual Storytelling. — New Jersey: John Wiley&Sons Inc. 2012. 263 p.; i Tufte E. Beautiful Evidence. — Cheshire: Graphic Press, 2006. 213 p.; Mitchell W.J.T. What is visual culture?, in Irvin Lavin, ed. Meaning in the Visual Arts: Views from the Outside (Princeton, N.J.: Institute for Advanced Study, 1995).

3 Infogra: [сайт]. М., 2014. URL: http:/infogra.ru (Дата обращения: 21.10.2014).

4 Некляев С.Э. Инфографика: принципы визуальной журналистики. Современное журналистское образование: технологии и особенности преподавания / под ред. С. 138.

Е.Л. Вартановой.

М.: Медиа-Мир, 2008.

Применение инфографики в обучении

Учебная информация активно воспринимается тогда, когда у учащихся возникает необходимость в её восприятии. Одно и то же содержание изучаемого предмета одинаковой степени сложности может усваиваться по-разному, в зависимости от метода его представления, мотивов восприятия и интереса учеников.

Как организовать эффективное и результативное обучение учеников с помощью инфографики? Как учителю построить процесс обучения так, чтобы активизировать творческий потенциал своих учеников?

Инфографика как один из методов визуализации учебной информации может использоваться на уроках для создания проблемных ситуаций и организации эффективной поисковой деятельности.

Рассмотрим применение метода инфогра-фики на практическом занятии в курсе «Обществознание» при подготовке к написанию части С в рамках ЕГЭ.

Фрагмент плана:

1-й этап. Демонстрируем инфографику «Люди и банки под ударом мирового экономического кризиса» и просим учеников выделить тезис, цель, проблему, аргументы, которые отражает данная инфограмма.

Рис. 1

ШЖШ.......У.......ШШШ

2-й этап. Распределяем между учениками роли (или позиции): обычный россиянин, политик, бизнесмен. Роли могут меняться в зависимости от предложенной для анализа визуальной информации.

3-й этап. Просим проанализировать инфог-рафику с точки зрения своей роли (позиции): как эти данные повлияют на дальнейшее изменение жизни? Как данный финансовый расклад может оказать влияние на развитие международных отношений? Какую выгоду эти данные могут принести стране и как на него повлиять?

4-й этап. Просим учащихся создать собственную инфографику в защиту своей позиции.

Полезно, чтобы ученики не только использовали готовую инфографику, но и создавали собственную: рисовали взаимосвязи, алгоритмы и схемы, придумывали символы к идеям. В процессе выполнения инфогра-фики учащиеся должны самостоятельно добывать необходимые сведения и также самостоятельно их обрабатывать; не только систематизировать факты, но и наглядно представлять результат их систематизации.

Активное участие учеников в создании ин-фографики и научение анализу инфогра-фических моделей и схем — первый важный аспект применения визуализации на занятии. Например, с помощью инфог-рафики можно реализовать работу с понятиями при подготовке к Единому государственному экзамену: предложите ученикам из текста, предложенного для анализа, вычленить основные понятия и составить простейшую инфограмму, отражающую связи между понятиями и терминами.

Применяя данный метод, надо точно понимать цель, которую преследует педагог, прибегая к инфографике: вызвать эмоцию, развлечь, показать портфолио или фото, сделать конспект, подготовить к экзамену и т.д.

Следует помнить, что инфографика должна быть точно согласована с содержанием материала. Используя различные виды инфог-рафики, не стоит увлекаться её чрезмерным количеством: это рассеивает внимание учеников и мешает восприятию главного.

Инструменты для создания инфографики

Прежде чем приступать к работе, обязательно создайте прототип вашей будущей инфограммы. Схему элементов можно нарисовать от руки. Затем необходимо определиться с программой, которая поможет вам в создании инфографики. Выделим оптимальные критерии при выборе такой программы:

• доступность. Желательно, чтобы используемая программа была бесплатной и не требовала сложной установки на компьютере;

• простота и удобство использования. Программа должна подходить для человека, не обладающего профессиональными дизайнерскими навыками;

• возможность создавать инфографику быстро: наличие большого количества шаблонов, готовых графических элементов и т.п.;

• поддержка кириллицы в различных шрифтах.

Например, можно использовать доступную программу Powerpoint (пакет Microsoft Office). В ней имеются различные макеты и темы для создания слайдов, однако проще всего воспользоваться шаблонами, специально разработанными для создания ин-фографики в этой программе. Например, на сайте Hubspot5 представлено пять типов таких шаблонов:

• для создания 4-цветной инфографики;

• для создания инфографики с данными статистики;

• для создания сравнительной инфографики;

• для создания плиточной инфографики в духе сайта «Pinterest»;

• базовый шаблон для инфографики.

В последних версиях PowerPoint (2010, 2013 гг.) имеются рисунки SmartArt (вкладка Вставка — кнопка SmartArt). По сути это инструмент для структурирования текстовой информации и _

представления её в графическом виде (в виде понятных схем). Рисунки

5 Hubspot: [сайт]. HubSpot, Inc.., 2014. URL: http://offers.hubspot.com/how-to-easily-create-five-fabulous-infographics-in-powerpoint (Дата обращения: 21.10.2014).

Рисунок SmartArt

Факторы производства

2з)

'4

» 1 ш Л р е д п ри нимательские способности

Рис.2 Образец рисунка SmartArt и инфографики «Факторы производства» (подготовка к ЕГЭ по»Обществознанию»)

SmartArt также можно с успехом использовать как «заготовки» для инфографики. Преподаватель может изменять их по своему усмотрению и добавлять необходимую информацию. На сайте производителя можно найти подробный урок по работе со SmartArt6. Приведём пример инфографики, созданной на основе такого рисунка (рис. 2).

В отличие от презентации, предполагается что инфографика — это один слайд, на котором нужно уместить всю необходимую информацию по теме. Поэтому слайд-основа для инфографики очень часто имеет вид длинного прямоугольника, на котором последовательно расположены все элементы. Размер слайда в PowerPoint можно настроить так: вкладка Дизайн — кнопка Параметры страницы. Мы рекомендуем размер: 10x13 дюймов.

В инфографику, создаваемую в PowerPoint, можно добавить диаграммы, графики, различные иллюстрации и необходимые графические элементы. В программе имеются собственные инструменты для создания графиков и рисования простых объектов, а также довольно большая библиотека готовых картинок (вкладка Вставка — кнопка Картинка). Можно добавить иллюстрации и с внешних источников

6 Microsoft Office: [сайт]. Корпорация Майкрософт! (Microsoft Corporation), 2014. URL: http://office.microsoft.com/ru-ru/ powerpoint-help/RZ102673181.aspx?CTT = 1 (Дата обращения: 21.10.2014).

(вкладка Вставка — кнопка Рисунок).

Таким образом, преподаватель вполне

может воспользоваться PowerPoint для создания инфографики, особенно если хорошо владеет этой программой. Однако имеется ряд затруднений:

• PowerPoint предназначен для создания презентаций. Поэтому все макеты и стилевые темы подходят именно для этой цели. Требуются дополнительные усилия для их переработки под инфографику;

• дизайн шаблонов, графиков и диаграмм, а также рисунков SmartArt необходимо существенно дополнять — для того, чтобы создать достаточно качественную работу;

• панель управления PowerPoint довольно сложная. Для создания инфографики многие инструменты и функции являются просто лишними и утяжеляют работу с программой, тогда как часть необходимых инструментов отсутствует.

Удобнее создавать инфографику в специализированных программах. Можно воспользоваться следующими онлайн-сервисами: Easel.ly, Piktochart.com и Infogr.am.

Преподавателю-новичку в деле создания инфографики можно рекомендовать программу Easel.ly.

Её основные преимущества:

• наличие довольно большого количества бесплатных дизайнерских шаблонов (по сравнению с другими программами);

• возможность изменять любой шаблон по собственному усмотрению: удалять или добавлять элементы, менять их размер, местоположение, цветовую гамму и т.п.;

• обладание сервисом довольно широким функционалом при простом управлении;

• возможность сохранять созданную ин-фографику на компьютер в jpeg. или pdf. форматах или поделиться своей работой в социальных сетях;

• присутствие технологии Drag-and-drop;

• возможность (на данный момент) пользоваться сервисом абсолютно бесплатно.

Основной недостаток программы (и весьма существенный) — нет редактора для построения графиков и диаграмм на основе ре-

ютзоггсз ТРАДИЦИОННАЯ

1ЖГ1-1М> яогомксшоют*

Рис 3. Инфографика, созданная на основе шаблона в Easel.Lу («Основы экономики» курс «Обществознание»)

Рис 4. Мастер диаграмм и графиков в Pictochart.com

альных данных. Однако, на данный момент сервис ЕаэеМу находится в стадии Ьэ1а-тес-тирования и продолжает развиваться: добавляются новые функции, шаблоны, работы пользователей, в том числе планируется реализация мастера диаграмм и графиков (рис. 3).

Онлайн-сервис Piktochart.com (рис. 4), позволяет создавать качественную инфогра-фику, в том числе и на основе шаблонов (часть из них бесплатные). Все шаблоны поддаются редактированию. Имеется удобный мастер диаграмм и графиков с большим количеством визуальных вариантов

отображения данных. Вводить конкретные значения для графиков можно как вручную, так и экспортировав уже существующие таблицы в форматах CSV, XLS и XLSX.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По сравнению с Easel.ly сервис имеет более широкий функционал. Однако освоение данной программы займёт некоторое время. Кроме того, для полноценной работы с сервисом потребуется покупка «Pro-акка-унта». Полученную инфографику можно сохранить на компьютере, разместить на сайте или поделиться ею в социальных сетях.

Онлайн-сервис Infogr.am позволит преподавателю попрактиковаться в создании ин-фографики с интерактивными элементами (диаграммы, графики и карты). Кроме того, программа даёт возможность добавлять в инфограмму такие элементы как текст, изображение, видео. Данный онлайн-сер-вис находится в стадии разработки и пока его возможности довольно ограничены. Следует также отметить, что сохранение получившейся инфографики возможно только в случае покупки «Pro-аккаунта». На сегодняшний момент Infogr.am продолжает активно развивать свой функционал и в ближайшее время на нём появится возможность создания видеоинфографики.

Примеры интерактивных работ, созданных с помощью этого сервиса: http://infogr.am/ featured7.

Иллюстрации для инфографики

Часто для создания качественной инфографики требуются определённые фотографии, объекты и элементы, то есть клипарт. Выделяют два основных вида клипарта:

• векторный рисунок — это рисунок, который состоит из отдельных элементарных геометрических объектов: точек, линий, многоугольников и т.п. Чаще всего векторные рисунки представляют собой довольно простые изображения в формате svg.;

• растровый рисунок — это сетка пикселей. Разность цветов этих пикселей образует графический образ, воспринимаемый человеческим глазом как единая картина. Все изображения, создаваемые фотоаппаратами, сканерами, являются растровыми. Основные растровые форматы: jpeg, gif, png, bmp, tif8.

В описанных выше программах имеются собственные библиотеки клипарта, однако их недостаточно для воплощения всех идей.

Рис. 5. Пример векторной и растровой графики

7 Infogr.am: [сайт]. Infogram, 2014. URL: http://infogr.am/featured (Дата обращения: 21.10.2014).

8 Там же.

Ресурсы для поиска векторных и растровых изображений

Ресурс Описание

Openclipart Большая коллекция бесплатных векторных объектов и элементов. Все изображения переданы авторами в общественное пользование и доступны для свободного скачивания. Работы представлены в форматах.эуд ^png, имеются ссылки для вставки выбранных объектов на сайт. Сегодня в хранилище находится более 50 000 клипартов.

Freepik Ресурс, который позволяет искать бесплатные и платные векторные рисунки, обычные фотографии. Следует обращать внимание на условия использования контента.

Stockvault Ресурс, на котором содержится большое количество бесплатных качественных фотографий. Изображения не могут быть использованы в коммерческих целях. Регистрации не требуется.

Flickr Сервис, предназначенный для хранения фотографий и видеороликов. Можно найти фотографии на любую тему. Часть изображений предоставлены для свободного скачивания — обращайте внимание на условия использования, которые определены автором фотографии (см. значки лицензии в правом нижнем углу фотографии).

Coogle Поисковая система. Для более точного поиска изображений удобно задавать расширение файла. Если вы ищете векторное изображение собаки, то запрос необходимо писать так: dog «svg.». Кроме того, изображения можно отфильтровать по условиям использования: раздел Images — вкладка Search Tools — кнопка Usage rights — фильтр labeled for noncommercial reuse (только для некоммерческого использования).

Istockphoto Известное платное хранилище векторной и растровой графики

Как можно обеспечить инфографику необходимыми объектами? Например, преподаватель может воспользоваться бесплатными и платными хранилищами изображений, различными поисковыми ресурсами и даже создать необходимый клипарт самостоятельно (табл.).

Создать или отредактировать клипарт самостоятельно, преподаватель может в различных графических редакторах. Для работы с векторными рисунками можно порекомендовать следующие программы: Inkscape, Inkpad (для Ipad), CorelDraw, Adobe Illustrator. Для работы с растровыми изображениями — Paint, Adobe Photoshop.

Лицензия Creative Commons

При скачивании изображений из различных источников, будьте внимательны, чтобы не нарушить авторских прав. На изображениях можно встретить значки лицензий Creative Commons (далее — СС), которые сгруппированы различным способом. В настоящий момент используется шесть основных лицензий СС, с различным набором прав. Все они содержат требования указания авторства и могут содержать другие

ограничения, однако все разрешают свободное копирование оригинальной работы в некоммерческих целях. Более подробно ознакомиться с лицензиями СС можно на официальном сайте некомерческой организации Сгеа^е Соттопэ8.

Таким образом, инфографика — это современный метод обучения, позволяющий хорошо усвоить учебную информацию, способствующий развитию поисковой деятельности и формированию позиционного мышления. Применение данного метода даёт возможность организовать интересную совместную работу на занятиях, а также способствует _

повышению уровня подготовки специалистов в вузе. □

8 Creative Commons: [сайт]. URL: http:// creativecommons.org (Дата обращения: 21.10.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.