Научная статья на тему 'Использование правовых казусов на занятиях по правовым дисциплинам'

Использование правовых казусов на занятиях по правовым дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
596
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ КАЗУС / ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PRACTICAL ACTIVITY / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / PEDAGOGICAL PROCESS / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / NORMATIVE ACTS / ОТРАСЛИ ПРАВА / BRANCHES OF LAW / ИМИТАЦИЯ / IMITATION / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / CREATIVE IMAGINATION / САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ACADEMIC DISCIPLINE / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / LEGAL INCIDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ворошилова Оксана Николаевна

Объектом исследования данной работы является использование правовых казусов на практических занятиях по правоведению в Азово-Черноморском инженерном институте. Предметом выступает методика работы на практических занятиях по правоведению. В рамках проведенного исследования автор подробно раскрывает особенности использования правовых казусов на данных занятиях. В работе представлены примеры данного вида деятельности и выявлены результаты знаний студентов. При проведении исследования применялись такие общенаучные методы, как описание, сравнение, анализ, дедукция. Методологической основой выступает системный подход к исследованию. Основной вывод по итогам проведенного исследования заключается в том, что использование правовых казусов на практических занятиях по правоведению активирует любознательность, творческое мышление, подталкивает к самообразованию и положительно влияет на установление хороших взаимоотношений в группе. Практическая значимость исследования определяется повышением интеллектуальной активности студентов АЧИИ в области правовых дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ворошилова Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование правовых казусов на занятиях по правовым дисциплинам»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018 № 3 (33). С. 174-178. УДК 372.834

Использование правовых казусов на занятиях по правовым дисциплинам

Объектом исследования данной работы является использование правовых казусов на практических занятиях по правоведению в Азово-Черноморском инженерном институте. Предметом выступает методика работы на практических занятиях по правоведению. В рамках проведенного исследования автор подробно раскрывает особенности использования правовых казусов на данных занятиях. В работе представлены примеры данного вида деятельности и выявлены результаты знаний студентов. При проведении исследования применялись такие общенаучные методы, как описание, сравнение, анализ, дедукция. Методологической основой выступает системный подход к исследованию. Основной вывод по итогам проведенного исследования заключается в том, что использование правовых казусов на практических занятиях по правоведению активирует любознательность, творческое мышление, подталкивает к самообразованию и положительно влияет на установление хороших взаимоотношений в группе. Практическая значимость исследования определяется повышением интеллектуальной активности студентов АЧИИ в области правовых дисциплин.

Ключевые слова: правовой казус, практическая деятельность, педагогический процесс, нормативные акты, отрасли права, имитация, творческое воображение, самообразование, учебная дисциплина, высшее образование

О. Н. Ворошилова

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 174-178.

0. N. VOROSHiLOVA

The use of legal incidents in the classroom on legal subjects

The object of research of this work is the use of legal incidents in practical classes on jurisprudence in the Azov-Black Sea Engineering Institute. The subject is the method of working in practical classes on jurisprudence. As part of the study, the author details the use of legal incidents in these classes. The work presents examples of this type of activity and reveals the results of students' knowledge. During the research, such general scientific methods as description, comparison, analysis, deduction were applied. Methodological basis is a systematic approach to research. The main conclusion of the study is that the use of legal incidents in practical classes on jurisprudence activates curiosity, creative thinking, encourages self-education and positively influences the establishment of good relationships in the group. The practical importance of the study is determined by the increased intellectual activity of the students of Azov-Chernomorsky Engineering Institute in the field of legal disciplines.

Keywords: legal incident, practical activity, pedagogical process, normative acts, branches of law, imitation, creative imagination, self-education, academic discipline, higher education

современных условиях жизни выпускнику высшего учебного заведения приходиться сталкиваться с множеством трудностей в практической деятельности и наша задача как можно лучше подготовить его к реальной жизни. Одной из проблем современного профессионального образования является обеспечение высокого качества профессиональной подготовки будущих бакалавров. Одним из критериев, определяющих происходящие изменения в системе профессионального образования, является повышение уровня профессионализма выпускников учреждений профессионального образования на основе формирования профессиональной компетентности [1]. Необходимо подготовить выпускника в соответствии с потребностями личности, государства и общества. Данная проблема обусловлена активной инновационной индустриализацией производства и информатизацией общества. В условиях реализации политики импортозамещения будущим выпускникам придется столкнуться с множеством проблем. Современным работодателям требуются квалифицированные кадры, которые знают не только теорию, но и свободно могут применять ее в практическом поле. Конечно, чтобы сделать процесс обучения более эффективным нам необходимо применять различные методики стимулирующие деятельность студентов. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Главная цель состоит в создании педагогических условий обучения в вузе, при которых студент сможет стать уверенным в своей интеллектуальной состоятельности, что делает продуктивным сам процесс обучения. Другими словами, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, а также между самими обучающимися [2]. Этому может помочь введение в преподавание элементов имитации реальной производственной деятельности в виде решения правовых казусов и выполнения тестовых заданий, в процессе решения которых они формируют выводы, высказывают собственные суждения. Другими словами, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учеником и учителем, между учеником и учеником [3]. При организации работы студентов невозможно не использовать «естественную про-блемность» материала юридического предмета: возможность интерпретации и оценки того или иного правового акта; выбор статьи или решения; обоснование наилучшего варианта и т. п.

Учебная деятельность заключается в поиске решения проблемы - задачи, ведь именно к этому мы и должны подготовить будущих про-

фессионалов. Для современных педагогов, особенно в условиях перехода к компетентностной модели образования, важно то, что игровая деятельность дает больше возможностей для развития самостоятельности, творчества, активности и воображения студентов, формирования у них желания деятельностного освоения мира [4].

По программе учебной дисциплины практическим занятиям отводиться гораздо больше времени, чем лекционным, что помогает преподавателю развивать мышление студентов и их практические навыки. Ведь именно на этих занятиях студенты развивают мышление, воображение, активируют поисковую деятельность и отрабатывают практические знания, полученные на лекции.

Цель данного исследования - рассмотреть особенности использования правовых казусов и тестовых заданий на занятиях по правоведению.

В процессе преподавания правовых дисциплин данный вид практической деятельности используется на практических и семинарских занятиях по различным отраслям права: уголовному, административному, трудовому, муниципальному, наследственному, семейному.

Как подойти к подготовке данного практического занятия? Для успешного преподавания курса правоведения требуется значительная предварительная работа педагога по отслеживанию изменений в правовых отраслях, соответствующая переработка лекций, планов семинарских занятий и других учебно-методических материалов [5]. Необходимо определить тему занятия, поставить для себя задачи и подобрать методы решения, разработать правовые ситуации или тесты и предложить студентам их решить. Решение правовых казусов, позволяет закрепить знания на практике, которые особо значимы для подготовки специалиста. На практическом занятии необходимо продумать этапы учебной работы, включающие инструктаж, объяснение, пробное выполнение работы и контроль. Без отработки на практике теоретические познания не будут закреплены и не найдут применения в практической деятельности будущего специалиста [6]. Сам преподаватель направляет студентов в ходе решения правовых задач, преподаватель может оказывать помощь в виде наводящих вопросов, на занятиях разрешается использование лекционного материала. Но самая главная особенность данного вида деятельности у студентов это неизбежность обращения к первоисточнику, то есть к закону. И предположим, что студент прогулял лекцию и не знает данный материал, ему на помощь спешит первоисточник. Он вынужден его изучить. Как спросите Вы, мы его можем заставить? Ведь поиск решения правового казуса предполагает в ответе номер статьи того или иного кодекса, а чтобы ее узнать ему необходимо вникнуть в

Регерес^еБ с^ Science & Education. 2018. 3 (33)

содержание и пусть даже бегло но прочитать статьи, ознакомиться с содержанием данного кодекса. По мнению исследователя В.Н. Крутикова, активное обучение представляет собой такую организацию и ведение образовательного процесса, которые направлены на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого использования, как дидактических, так и организационно-управленческих средств, и методов активизации [7].

В ходе решения правовых задач можно обыграть различные дополнительные обстоятельства, предположить дальнейшее поведение субъектов права и последствий их действий. Это вызывает интерес у обучающихся, иногда возникают споры в решении того или иного задания, активные дебаты, что свидетельствует о заинтересованности студентов. А опыт, полученный таким образом, обладает большой убедительной силой. «Готовое» знание не работает в быстро меняющемся мире, и его место должно, по словам Я.А. Коменского, занять «знание, полученное из опыта» [8].

Рассмотрим на примерах данную методику.

«Уголовное право»

Тема данного практического занятия «Понятие преступление. Виды преступлений». В начале семинара мы рассматриваем вопросы данной темы: понятие и категории преступлений, состав преступления, условия уголовной ответственности и лица, ей подлежащие. Далее студентам предлагается самостоятельно решить правовые казусы, например такого плана: «Васнецов решил совершить ограбление магазина ювелирных украшений. Он тщательно продумал план своего ограбления, решил, что нужен сообщник. Позвонил Гордееву и, предложив принять участие. Но Гордеев отказался. Совершил ли Васнецов преступление? Подкрепите свой ответ статьей из УК РФ».

Еще один пример правового казуса: «Васильев выпивал вместе с Ромашкиным. В середине вечера у них завязалась драка. В темноте Васильев ударил последнего в живот. Скорая помощь прибыла к месту преступления спустя один час после происшествия, но Ромашкин от обильной кровопотери скончался. Квалифицируйте действия Васильева. Подкрепите свой ответ статьей УК РФ».

По мнению Воскресенской Е.В. использование данного метода - а именно решения правовых казусов преследует своей целью формирования у студентов навыков квалификации преступлений и восприятия неразрывной связи теории и практики [9].

Другой вариант задания на данную тему, заполните таблицу по теме «Виды преступлений» где понадобиться не только УК РФ, но и лекционный материал.

Виды преступлений

По УПК По характеру По степени тяжести

1.против личности 2............ 1.корыстные 2............ 3........... 1.небольшой тяжести 2.............

3........... 4........... 3...............

4............ 4................

5..........

Еще один вариант заданий, чтобы разнообразить практическую деятельность студента. Предлагается вставить в определение недостающие слова, например:

«Продолжаемые преступления - это преступления, складывающиеся из ряда ............. преступных действий, направленных к общей цели

и составляющих в своей совокупности ..........

преступление.

Соучастие - умышленное участие................в

совершении умышленного преступления».

«Трудовое право»

Выберем тему: «Прекращение трудового договора» Студенты с особым интересом относятся к этой теме и это обусловлено их будущей трудовой деятельностью. По данной теме предлагается решение следующих казусов:

«Иванов неоднократно прогуливал свою работу, в очередной раз, он отсутствовал в течение пяти часов и за это был уволен в связи с неоднократным неисполнением без уважительных причин своих трудовых обязанностей. Иванов уже имел действующее дисциплинарное взыскание в виде выговора за драку в общежитии. Правомерно ли увольнение работника? При ответе сошлитесь на статью ТК РФ». Очень хорошо использовать тестовые задания по данной отрасли, например на тему «Рабочее время»: .

1. Нормальная продолжительность рабочего времени составляет:

а) не свыше 40 часов;

б) 42 часа при согласии профсоюза;

в) 41 час при согласии при согласии местного органа по труду.

2. Работник по совместительству имеет право работать за пределами нормальной продолжительности рабочего времени на условиях внешнего и внутреннего совместительства:

а) не более трех часов в день;

б) не более четырех часов в день;

в) не более двух часов в день.

Так же можно предложить студентам провести имитацию забастовки и потом вместе разобрать механизм ее проведения с токи зрения законности, в соответствии с ТК РФ. Сформировать общее собрание, выбрать председателя и оформить требования коллектива.

«Семейное право»

В ходе занятий студентам предлагается рассмотреть различные ситуации семейных правоотношений в ходе решения правовых казусов. На данную тему предлагаются следующие варианты правовых казусов: «Забей - Ворота и Волкова решили зарегистрировать брак в органах загса. Какую фамилию они могут взять в качестве общей? Подкрепите свой ответ статьей СК РФ».

Или, например такой: «Родители Егора Семенова за злоупотребление алкоголем судом были лишены родительских прав. Супруги Свистуно-вы, не имеющие детей, через три месяца после этого обратились в суд с просьбой разрешить им усыновление 8-летнего Егора Семенова. Какое решение должен принять суд?»

«Наследственное право»

Несомненно, этот институт права будет очень интересен для учебной аудитории. После изучения раздела гражданского кодекса можно предложить ребятам вот такие правовые казусы: «Марухов был осужден за злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание его несовершеннолетней дочери Татьяны. Через несколько лет Татьяна стала известным художником. После ее гибели в авиакатастрофе встал вопрос о разделе наследства. Марухов претендовал на долю в нем, хотя мать Татьяны считала, что он не имеет права на наследство. Кто из них прав? При ответе укажите статью ГК РФ».

Несомненно, целью использования правовых казусов является отработка практических навыков, более глубокое ознакомление студентов с

первоисточниками, а не развлечение. Каждый педагог старается придумывать интересные задания для своих студентов. В ходе решения студенты могут применять данные нормы закона и в своей повседневной жизни, значит, преподаватель помогает окунуться в реальность, освоиться в ней. В ходе решения правовых казусов студенты демонстрируют знания, полученные на лекции. Что примечательно, на таких занятиях очень легко рассмотреть их человеческие качества, отношения друг к другу. На первых занятиях студенты испытываю некоторое неудобство, страх ошибиться в решении, но далее они уже с заинтересованность могут решать задачи на любые темы, а это и есть развитие самостоятельности, уверенность в себе. При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана [10].

Итак, решение правовых казусов на занятиях по праву помогает решать многие задачи:

- развитие уверенности в себе;

- развитие самостоятельности;

- закрепление нового материала;

- развитие творческого воображения;

- активизация учебной деятельности.

Применение данного вида практической деятельности студентов на занятиях по праву дает хороший результат, помогает образовательному процессу, способствует повышению интеллектуальной активности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Губаренко И. В., Городова Д. В. Интерактивные технологии обучения в формировании профессиональной компетентности специалиста нового времени // Наука. Искусство. Культура. 2013. № 2. С. 209-214.

2. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. Н. Новгород: ННГАСУ. 2013. 97 с.

3. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ЕГПУ, 2006.

4. Крылова М. Н., Ворошилова О. Н. Деловая игра на практических занятиях по правоведению//Политика, государство и право. 2014. № 3. URL: http://politika.snauka.ru/2014/03/1426 (дата обращения: 1.06.2018)

5. Ворошилова О. Н. Мультимедиа в преподавании правовых дисциплин в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 23. С. 11-13. URL: http://e-koncept.ru/2016/56382.htm (дата обращения: 1.06.2018)

6. Бычкова А. Я. Об эффективности обучения при выборе методов и приемов дидактической деятельности [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань: Бук, 2014. С. 252-254. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6155/ (дата обращения: 1.06.2018)

7. Кругликов В. Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика. СПб. : ВИТУ, 1998. 308 с.

8. Аверченко Л. К. Имитационная деловая игра как метод развития профессиональных компетенций /Л.К. Аверченко, И.В. Доронина, Л.Н. Иванова // Высшее образование сегодня. 2013. № 10. С. 35-39.

9. Воскресенская Е. В. Применение новых методов обучения в преподавании юридических дисциплин // Успехи современного естествознания. 2008. № 4. С. 71-72.

10. Чолак В. В. Интерактивное обучение // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 3 (21). С. 102-105.

REFERENCES

1. Gubarenko I.V., Gorodova D.V. Interactive technologies of teaching in the formation of professional competence of a specialist of modern times. Science. Art. Culture. 2013. no. 2. pp. 209-214. (in Russian)

2. Active and interactive educational technologies (forms of conducting classes) in higher education: textbook / comp. T.G. Mukhin. N. Novgorod, NNGASU. 2013. 97 p. (in Russian)

3. Voronin A.S. Dictionary of terms on general and social pedagogy. Ekaterinburg: State Pedagogical University, 2006. (in Russian)

4. Krylova MN, Voroshilova ON Business game in practical classes on jurisprudence. Politics, state and law. 2014. no. 3. URL: http://politika.snauka.ru/2014/03/1426 (accessed 1 June 2018) (in Russian)

5. Voroshilova ON Multimedia in the teaching of legal disciplines in the university. Scientific and methodical electronic journal "Concept". 2016. V. 23. pp. 11-13. URL: http://e-koncept.ru/2016/56382.htm (accessed 1 June 2018) (in Russian)

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

6. Bychkova A. Ya. On the effectiveness of teaching when choosing methods and methods of didactic activity [Text] // Innovative pedagogical technologies: materials of Intern. sci. Conf. (Kazan, October 2014). Kazan: Buk, 2014. pp. 252-254. URL https:// moluch.ru/conf/ped/archive/143/6155/ (accessed 1 June 2018) (in Russian)

7. Kruglikov V.N. Active training in a technical university: theory, technology, practice. Saint Petersburg, VITU Publ., 1998. 308 p. (in Russian)

8. Averchenko L.K. Imitative business game as a method of developing professional competencies / L.K. Averchenko, I.V. Doronina, L.N. Ivanova. Higher education today. 2013. no. 10. pp. 35-39. (in Russian)

9. Voskresenskaya E.V. Application of new methods of teaching in the teaching of legal disciplines. Successes of modern natural science. 2008. no. 4. pp. 71-72. (in Russian)

10. Cholak V.V. Interactive training. Problems of modern science and education. 2014. no. 3 (21). pp. 102-105. (in Russian)

Информация об авторе Ворошилова Оксана Николаевна

(Россия, Зерноград) Доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков Азово-Черноморский инженерный институт E-mail: [email protected]

Information about the author

Voroshilova Oksana Nikolaevna

(Russia, Zernograd) Associate Professor, PhD in Philosophy, Associate Professor of the Department of Humanitarian Disciplines and Foreign Languages

Azov-Black Sea Engineering Institute

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.