Научная статья на тему 'Использование прав социального обеспечения будущими юристами как основа формирования их правовой культуры'

Использование прав социального обеспечения будущими юристами как основа формирования их правовой культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
190
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и жизнь
Ключевые слова
социальная политика / субъекты социальной политики / право на социальное обеспечение / социальные пособия / временная нетрудоспособность / правовая культура / формирование правовой культуры будущих юристов. / social policy / subjects of social policy / right for social security / social benefits / temporary disability / legal culture / formation of legal culture of future lawyers

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бахалбашян Астхик Рубеновна

в статье рассматриваются вопросы социальной политики постсоветского времени в Республике Армения. Уделяется особое внимание изучению социальных механизмов и институтов социальной политики, а именно: социальным характеристикам, интересам, деятельности и поведению субъектов политики; приводится несколько примеров социального обеспечения резидентов и не резидентов РА; рассматриваются вопросы, касающиеся социальных пособий, выдающихся государством РА. Также рассматриваются вопросы о знаниях прав социального обеспечения будущих юристов как основа формирования их правовой культуры. Формирование правовой культуры будущих юристов обусловлено системными изменениями, происходящими в сфере социальных и духовных ценностей армянского общества, процессами интеграции, происходящими в современном мире и образовании. Это вызвано возросшим значением роли права и требований законности в совершенствовании правовой основы государственной и общественной жизни общества, а также модернизацией высшего юридического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бахалбашян Астхик Рубеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF SOCIAL SECURITY RIGHTS BY FUTURE LAWYERS AS THE BASIS FOR THE FORMATION OF THEIR LEGAL CULTURE

the article deals with the issues of social policy in the post-Soviet period in the Republic of Armenia. Special attention is paid to the study of social mechanisms and social policy institutions, namely social characteristics, interests, activities and behavior of political subjects. Several examples of social security for residents and non-residents of RA arer presented, some issues related to social benefits granted by RA are considered. Further, the questions of the knowledge of social security rights by future lawyers are considered as the basis for the formation of their legal culture. The formation of the legal culture of future lawyers is conditioned by the systemic changes taking place in the sphere of social and spiritual values of the Armenian society, by the integration processes taking place in the modern world and education. This is caused by the increased importance of the role of law and the requirements of legality in improving the legal basis of state and public life of society, as well as by reforming of Higher legal education

Текст научной работы на тему «Использование прав социального обеспечения будущими юристами как основа формирования их правовой культуры»

ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

LABOUR LAW; SOCIAL SECURITY LAW

УДК-349.3

Бахалбашян Астхик Рубеновна

преподаватель кафедры юриспруденции Гюмрийского государственного университета им. М. Налбандяна (г. Гюмри)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БУДУЩИМИ ЮРИСТАМИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Bakhalbashyan Astghik Rubenowna

Lecturer of Department of Jurisprudence of Gyumri State University named after M. Nalbandyan (Gyumri)

THE USE OF SOCIAL SECURITY RIGHTS BY FUTURE LAWYERS AS THE BASIS FOR THE FORMATION OF THEIR LEGAL CULTURE

Аннотация:

в статье рассматриваются вопросы социальной политики постсоветского времени в Республике Армения. Уделяется особое внимание изучению социальных механизмов и институтов социальной политики, а именно: социальным характеристикам, интересам, деятельности и поведению субъектов политики; приводится несколько примеров социального обеспечения резидентов и не резидентов РА; рассматриваются вопросы, касающиеся социальных пособий, выдающихся государством РА. Также рассматриваются вопросы о знаниях прав социального обеспечения будущих юристов как основа формирования, их правовой культуры. Формирование правовой культуры будущих юристов обусловлено системными изменениями, происходящими в сфере социальных и духовных

Abstract:

the article deals with the issues of social policy in the post-Soviet period in the Republic of Armenia. Special attention is paid to the study of social mechanisms and social policy institutions, namely social characteristics, interests, activities and behavior of political subjects. Several examples of social security for residents and non-residents of RA arer presented, some issues related to social benefits granted by RA are considered. Further, the questions of the knowledge of social security rights by future lawyers are considered as the basis for the formation of their legal culture. The formation of the legal culture of future lawyers is conditioned by the systemic changes taking place in the sphere of social and spiritual values of the Armenian society, by the integration processes taking place in the modern world and education. This is caused by the increased importance of the role of law and the

ценностей армянского общества, процессами интеграции, происходящими в современном мире и образовании. Это вызвано возросшим значением роли права и требований законности в совершенствовании правовой основы государственной и общественной жизни общества, а также модернизацией высшего юридического образования.

Ключевые слова:

социальная политика, субъекты социальной политики, право на социальное обеспечение, социальные пособия, временная нетрудоспособность, правовая культура, формирование правовой культуры будущих юристов.

Так как социальная политика является одним из основных направлений экономического развития страны, государство очень большое внимание уделяет социальному обеспечению граждан Армении.

В армянской и мировой науке разработаны различные подходы к изучению социальной политики страны: юристами, социологами, экономистами, политологами и философами. Наиболее известны и широко представлены исследования социальной политики и процессов социальной сферы, выполняемые обычно в рамках традиций социологии и экономики. В зарубежных и армянских исследованиях доминируют две традиции:

1) экономико-социологическая - преимущественно социологические и в небольшой части экономические теории (социоэкономи-ки, институциональной экономики и др.), уделяющие особое внимание изучению социальных механизмов и институтов социальной политики, а именно: социальным характеристикам, интересам,

деятельности и поведению субъектов политики, институциональ-

76

requirements of legality in improving the legal basis of state and public life of society, as well as by reforming of Higher legal education.

Keywords:

social policy, subjects of social policy, right for social security, social benefits, temporary disability, legal culture, formation of legal culture of future lawyers.

ному воздействию культуры общества и других факторов и выявлению результатов этого воздействия на социальную структуру, социальную мобильность, человеческий потенциал;

2) социологические и экономические управленческие теории, рассматривающие социальную политику как «черный ящик», учитывающие его устройство как нечто заданное, устойчивое и оценивающие воздействие внешних факторов (сигналов) на «черный ящик» через изменение рассматриваемых социальных процессов, динамику социальной сферы.

При анализе особенностей социальной политики особое внимание исследователи уделяют субъектам социальной политики, т. е. тем, кто ее формирует и реализует, поскольку именно от них в значительной степени зависит качество социального управления, его конечный результат. Большинство исследователей к субъектам социальной политики относят все социальные группы и их организации, активно взаимодействующие в социальной сфере, т. е. формирующие, предъявляющие и отстаивающие интересы общества, отдельных социальных групп, индивидов в рассматриваемой сфере, а также формируемые на этой основе социальные институты. Выбор модели социальной политики, ее целей, методов и средств и результаты их реализации во многом зависят от того, какие общественные силы управляют социальной жизнью.

Считаем нужным привести несколько примеров социального обеспечения лиц граждан Республики Армения.

Пособия по болезни, пенсионные пособия

В Статье 83 (Социальное обеспечение) Конституции РА говорится: «Каждый в соответствии с законом имеет право на социальное обеспечение при материнстве, по многодетности, болезни, инвалидности, при несчастных случаях по месту работы, в случае наличия нужды в уходе, потери кормильца, по старости, безработице, в случае потери работы и других случаях» [5].

В Республике Армения на пособия, в том числе по временной нетрудоспособности, болезни, имеют право проживающие и прибывшие иностранные граждане (вид на жительство), лица без гражданства, а также лица, имеющие статус беженца в Республике Армения (далее - гражданина). Двойной гражданин Республики Армения имеет право на получение пособий равноправными гражданами Республики Армения, если международные соглашения Армении или иное не предусмотрено настоящим законом. Правовые отношения, связанные с болезнью и материнством, временной нетрудоспособностью, регулируются Конституцией Республики Армения, законами РА «О временной нетрудоспособности, беременности и пособия материнства» [1], международными договорами Республики Армения, законами «О государственных пособиях» [2] и «О подоходном налоге» [3] и другими законами и нормативными актами РА.

Статья 8 закона РА «О временной нетрудоспособности, беременности и родах'' предусматривает, чтобы работник получил временный больничный, сертифицированный по временной нетрудоспособности в течение рабочих дней со второго дня на медицинское обследование инвалидности компетентным официальным органом определения инвалидности. В случае продолжительной болезни - медицинский осмотр работников не позднее, чем через 3 месяца со дня запуска - называется инвалидность. Если решение компетентного государственного органа, осуществляющего медицинское обследование работника, не признается недействительным, но по-прежнему продолжает быть выведенным из строя, его право на получение пособия по болезни может продолжаться, но не более чем на 3 месяца, или по закону освобождается от работы [2].

Пособие по болезни выплачивается только по общим правилам по налогу на прибыль, льготы социального страхования не сохраняются. Налог на прибыль - это прямой налог, уплачиваемый в

бюджет, который взимается с налогооблагаемого дохода физических лиц отчетного периода [3].

Отдельные граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе зарегистрированные у одного индивидуального предпринимателя, уплатой Республики Армения подоходного налога, если он является резидентом в налоговом году, начинающемся или заканчивающемся в любой период двенадцати месяцев, показало, что из общего числа 183 дней или более или находится в центре жизненно важных интересов своего налогооблагаемого дохода, полученного на территории или за ее пределами, и нерезидент налогооблагаемый доход, полученный от армянских источников.

Работник получает пособие от протезного амбулаторного медицинского учреждения в течение всего периода лечения (статья 9).

Пособие на санаторно-курортное лечение выделяется пациенту медицинского учреждения (больницы) немедленно, предоставляется наемному работнику для завершения лечения, а также туберкулезный санаторий в курортном месте сотрудник получает в течение всего периода лечения (статья 10).

Право на курортное лечение предоставляется лицам с заболеваниями: туберкулез, постинфарктное состояние, если пациент в настоящее время находится на лечении, по крайней мере месяц, в больнице в послеоперационный период; желудка, двенадцатиперстной кишки и т. д.

Работникам предоставляется отпуск по беременности и родам - 140 дней за период (беременность, по 70 календарных дней до и после родов). Дополнительные пособия по беременности и родам: выдается 155-дневный период (беременность, 70 календарных дней до и 85 календарных дней после родов) [10].

В случае если рождается более одного ребенка, пособие по беременности и родам рассчитывается за период 180 дней (период беременности - 70 дней, после родов - 110 дней) [10].

Сотруднику, или назначенному опекуну, или усыновителю новорожденного ребенка детское пособие будет выплачиваться только на период отпуска. Пособие должно быть рассчитано датой принятия новорожденного до 70 дней (в случае двух или более новорожденных - до 110 дней).

Пособие по материнству подлежит изменению в случае ранних или поздних родов. Если роды будут обычной процедурой, то пособие рассчитывается на 140 дней для сложных родов; более чем один ребенок - пособие предоставляется на 155 дней [10, ст. 172].

Беременность 154-й день или после того, как «недоношенного ребенка в случае беременности отпуск короткий, если пособие дается только период отпуска по беременности и родам (70 дней в случае нормальных родов, 85 дней в случае осложненных родов и 110 дней, если родится более одного ребенка).

До 154 дней беременности путем искусственного или самопроизвольного аборта в случае беременности и пособие при рождении ребенка за весь период временной нетрудоспособности больной получает пособие по болезни.

Пенсионные пособия по уходу за больным членом семьи предназначены в следующих случаях [5]:

• домашний (амбулаторный) уход за пациентом с взрослым членом семьи, не более 7 календарных дней;

• домашний (амбулаторный) уход за больным ребенком, в случае необходимости, в течение максимум 24 календарных дней; из-за инфекционных заболеваний и необходимости ухода за детьми, в течение максимум 28 календарных дней,

Анализируя вышесказанное, приходим к следующему выводу: как показывают исследования, после 1991 года в РА произошло

много изменений в социальной политике, увеличились размеры пособий в пользу граждан РА. Это говорит о положительной стороне социальной политики. И в связи с этими подходами знания будущих юристов усовершенствовались.

Мы считаем, что с улучшением социальной политики страны, а также и права социального обеспечения, у будущих юристов углубляется формирование правовой культуры.

Формирование правовой культуры будущих юристов обусловлено системными изменениями, происходящими в сфере социальных и духовных ценностей армянского общества, процессами интеграции, происходящими в современном мире и образовании, вызвано возросшим значением роли права и требований законности в совершенствовании правовой основы государственной и общественной жизни общества, а также модернизацией высшего юридического образования. Оно также состоит в смене приоритетов, когда в центре внимания становится личность будущего юриста, его профессионализм, культура, а умения и знания, которыми он обладает, превращаются из самоцели в средство его профессионального развития и самосовершенствования.

Формировать правовую культуру способен лишь такой специалист, который сам обладает указанными характеристиками и убеждён в социальной значимости своей деятельности. В связи с этим возрастает потребность общества в юристе, обладающем гуманистической направленностью и способном обеспечить взаимодействие субъектов на правовых началах.

Процесс формирования правовой культуры направлен на осознание будущими юристами своей роли в трансляции культуры будущему поколению, что делает его ответственным за свое образование и свой личностный облик не только как человека образованного, но и культурного.

Каждый исторический этап развития общества, формируя свой правовой идеал, предъявляет новые требования или модифицирует прежние актуальные проблемы, переориентируя человека в его оценках правовой действительности. Анализ правовой культуры невозможен без философской рефлексии. Во-первых, это уточнение содержания самих понятий «право» и «культура», характера их взаимосвязи, развития представлений о праве как феномене культуры. Во-вторых, необходимо осмысление тех факторов -явлений, которые «провоцируют» то или иное состояние правовой культуры, формируют ее характер [6]. Сопоставляя понятия «культура» и «право», отметим их неодинаковое историческое соотношение с явлениями, которые они отражают.

Культура и право берут свое начало в глубокой древности. Однако человечеству потребовались многие столетия для осознания того факта, что страны и народы существуют в некой духовной «системе координат», являющейся результатом исторического развития общества. Именно этим объясняется парадоксальная ситуация, когда явление и термин, используемый для его обозначения, имеют столь разный исторический возраст. Однако понятие права формируется еще в глубокой древности, а понятие культуры возникает уже в Новое время - в XVIII веке, представляя по сути попытку реконструкции соответствующего явления. При этом оба понятия отличает необычайная широта и многоаспектность содержания, что обусловливает возможность множества их определений.

Исходя из первой - теоретической - задачи нашего исследования, прежде всего рассмотрим сущность культуры в свете основных подходов гуманитарного знания к анализу данного понятия и гуманитарного видения феномена культуры. Термин «культура» употребляется в европейской историко-философской литературе со второй половины 18 века в качестве понятия, которым «схватываются» особенности людского, культурного бытия, в противополож-

ность природному, стихийному бытию. Данное понятие связано с аспектами развития «человеческого начала в человеке» - его способностей, разума и духовного мира, обусловливающими характер и содержание практической деятельности людей [4, с. 512].

Сейчас культура является одним из фундаментальных понятий социально-гуманитарного познания и насчитывает несколько сотен определений и их содержательных уровней. Среди таких уровней, в частности, выделяются: культура как сфера духовной жизнедеятельности общества, включающая систему духовного творчества, образования, воспитания; культура как совокупность материальных и духовных ценностей, выражающих определённый уровень исторического развития данного общества и человека; культура как уровень овладения человеком той или иной областью знаний или деятельности; культура как формы социального поведения человека, обусловленные уровнем его воспитания и образования; культура как способ преобразовательной деятельности человека в мире и способ самопреобразования [8, с. 448].

Вряд ли можно найти другое понятие с таким обличием оттенков смысла, как культура. Это порождает сложность его использования в качестве научной категории. В этой связи не лишено оснований мнение французского профессора П. Леграна, считающего культуру неопределенной концепцией.

В отечественной научной литературе также имеется немало сходных и даже более резких высказываний. Так, по мнению российского ученого А.Е. Чучина-Русова, «сотни существующих определений культуры, к сожалению, не охватывают ее конструктивно и целиком» [9, с. 136-141].

По существу, ту же мысль высказывал ранее А.Г. Спиркин, считающий, что целостного, сущностного, универсального определения культуры, которое имело бы общепризнанное распространение, не существует. Он допускал лишь возможность разнообразных

функциональных описаний культурной области, которые всякий раз формулируются в зависимости от конкретных целей исследования [11, с. 139].

B свою очередь В.М. Боер полагает [9], что, возможно, такого определения и быть не может, «ибо нелегко заключить в конечную форму нечто непрерывно развивающееся» [7].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон РА Временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, принятый 27.10.2010, Ереван, http://www.ssss.am/files/ 1541/2017/ORENQNER/Mayrutyan-npastneri-masm.pdf:

2. Закон РА О государственных пособиях, на 12.10.2013, Ереван, http://www.ssss.am/ffles/1542/2017/ORENQNER/Petakan-npastneri-masin.pdf:

3. Закон РА О подоходном налоге, принятый 22.10.2010, Ереван, http://www.ssss.am/ffles/1543/2017/ORENQNER/Ekamtayin-harki-masin.pdf:

4. Кармин,А.С. Основы культурологии: морфология культуры; A.C. Кармин - СПб.: Изд-во Лань, 1997. 512 с.

5. Конституция РА; принятый 05 .07.1995, с изменениямы 06.12.2015, Ереван.

6. Крамарук,С.В. Правовая культура как предмет философской рефлексии; C.B. Крамарук. Электронная версия на: http://www.nauka. spravkanv.ru/pravo/pr0006.htm

7. Сластенин, B.A. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений; B.A. Сластенин. M.: Школа Пресс, 1997. -512 с.

8. Социологический энциклопедический словарь; Под ред. Г.В. Оси-пова. M.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998. - 448 с.

9. Спиркин А.Г. Основы философии; А.Г.Спиркин. - M., 1988. -551с

10. Трудовой кодекс РА, принятый НС РА 09.11.2004.

11. Чучин-Русов, A.E Природа культуры; Общественные науки и современность. - 1995. -№ 6- С. 136 - 141.

REFERENCES

1. Zakon RA Vremennoj netrudosposobnosti i posobiya po beremennosti i rodam»., prinyatyj 27.10.2010, Erevan, The law RA [Temporary incapacity for work and maternity benefits], adopted on October 27, 2010, Yerevan, http://www.ssss.am/files/1541/2017/ORENQNER/Mayrutyan-npastneri-masin.pdf:

2. Zakon O gosudarstvennyx posobiyax, na 12.10.2013, Erevan, Law on State Benefits, as of 12.10.2013, [Law on State Benefits], 12.10.2013, Yerevan, http://www.ssss.am/files/1542/2017/ORENQNER/Petakan-npastneri-masin.pdf]

3. Zakon RA O podoxodnom naloge, prinyatyj 22.10.2010, Erevan, The Law of the Republic of Armenia [On Income Tax], adopted on October 22, 2010, Yerevan, http://www.ssss.am/files/1543/2017/ORENQNER/Ekamtayin-harki-masin.pdf:

4. Karmin,A.S. Osnovy kul'turologii: morfologiya kul'tury / A.C. Karmin - SPb.: Izd-vo Lan, 1997. - 512 s. Carmine, A.S. [Fundamentals of Cultural Studies: the morphology of culture] / A.C. Carmine - St. Petersburg .: Publishing house Lan, 1997. - 512 p.

5. Kramaruk,S.V. Pravovaya kul'tura kak predmet filosofskoj refleksii; C.B. Kramaruk. Kramaruk, S.V. [Legal culture as an object of philosophical reflection]; C.B. Kramaruk. Electronic version on: http://www.nauka. spravkanv.ru/pravo/pr0006.htm

6. Konstituciya RA.; prinyatyj 05 .07.1995, s izmeneniyamy 06.12.2015. [The Constitution of the Republic of Armenia]; Adopted on 05 .07.1995, with the modification of 06.12.2015.

7. Slastenin, B.A. Pedagogika: Ucheb. posobie dlya studentov ped. uchebnyx zavedenij; B.A. Slastenin. M.: Shkola Press, 1997. -512 s. Slastenin, B.A. Pedagogy: [Textbook for students of pedagogical educational institutions]; B.A. Slastenin. M.: School - Press, 1997. 512 p.

8. Sociologicheskij enciklopedicheskij slovar'; Pod red. G.V. Osipova. M.: INFRA-M-NORMA, 1998. 448 s. [Sociological Encyclopaedic Dictionary] ; Ed. G.V. Osipova. M .: INFRA-M-NORM, 1998. 448 p.

9. Spirkin,A.G. Osnovy filosofii; A.G.Spirkin. M., 1988. 551s. Spirkin,

A.G. [Fundamentals of Philosophy], M., 1988.-551c

85

10. Trudovoj kodeks RA, prinyatyj NS RA 09.11.2004. [The Labor Code of RA], adopted by the National Assembly of the Republic of Armenia on 09.11.2004.

11. CHuchin-Rusov, A.E Priroda kul'tury; A.E. Chuchin-Rusov ; Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 1995. -№ 6- S. 136 - 141. Chuchin-Rusov, A.E [Nature of Culture]; A.E. Chuchin-Rusov ; Social Sciences and Modernity. 1995. № 6- P. 136 - 141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.