Научная статья на тему 'Использование познавательных дидактических карточек с литературным содержанием в процессе гуманитаризации обучения химии в основной школе'

Использование познавательных дидактических карточек с литературным содержанием в процессе гуманитаризации обучения химии в основной школе Текст научной статьи по специальности «Химические науки»

CC BY
168
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / HUMANITARIZATION / ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ / TEACHING CHEMISTRY / ДИДАКТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ / DIDACTIC CARDS / ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ / CHEMICAL REACTIONS IN LITERARY WORKS

Аннотация научной статьи по химическим наукам, автор научной работы — Кунаева Анна Петровна

В данной работе рассмотрены примеры использования познавательных дидактических карточек с отрывками из произведений мировой и отечественной литературы при обучении химии в основной школе. Использование литературных произведений на уроках химии является одним из средств реализации гуманитаризации в обучении химии. Раскрыт смысл гуманитаризации обучения химии в основной школе. В статье показаны примеры использования произведений мировой и отечественной литературы при изучении типов химических реакций, химических свойств веществ и основных к лассов неорганических соединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим наукам , автор научной работы — Кунаева Анна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of cognitive didactic cards with literary content in the process of humanization of education in chemistry at primary school

Considered examples of the use of cognitive didactic cards with excerpts from the works of world and national literature in the teaching of chemistry in primary school. The use of literary works in chemistry lessons is one of the means of humanization in the teaching of chemistry. The author reveals the meaning of humanitarization of chemistry education in primary school. The article shows examples of the use of the world and Russian literature in the study of the types of chemical reactions, chemical properties of substances and the main classes of inorganic compounds.

Текст научной работы на тему «Использование познавательных дидактических карточек с литературным содержанием в процессе гуманитаризации обучения химии в основной школе»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018 № 3 (33). С. 144-147. УДК 37.026.9

Использование познавательных дидактических карточек с литературным содержанием в процессе гуманитаризации обучения химии в основной школе

В данной работе рассмотрены примеры использования познавательных дидактических карточек с отрывками из произведений мировой и отечественной литературы при обучении химии в основной школе. Использование литературных произведений на уроках химии является одним из средств реализации гуманитаризации в обучении химии. Раскрыт смысл гуманитаризации обучения химии в основной школе. В статье показаны примеры использования произведений мировой и отечественной литературы при изучении типов химических реакций, химических свойств веществ и основных классов неорганических соединений.

Ключевые слова: гуманитаризация, обучение химии, дидактические карточки, химические реакции в литературных произведениях

А. П. Кунаева

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 144-147.

A. P. Kunaeva

The use of cognitive didactic cards with literary content in the process of humanization of education in chemistry at primary school

Considered examples of the use of cognitive didactic cards with excerpts from the works of world and national literature in the teaching of chemistry in primary school. The use of literary works in chemistry lessons is one of the means of humanization in the teaching of chemistry. The author reveals the meaning of humanitarization of chemistry education in primary school. The article shows examples of the use of the world and Russian literature in the study of the types of chemical reactions, chemical properties of substances and the main classes of inorganic compounds.

Keywords: humanitarization, teaching chemistry, didactic cards, chemical reactions in literary works

11а необходимость гуманитаризации / / основного общего образования ука-___' V зывают требования ФГОС ООО, разработанные и утвержденные в 2010 году с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации [12]. Эти требования особенно актуальны в контексте обеспечения качества предметных результатов по химии, представляющих собой химические знания, предметные умения и ценностные отношения к химическим объектам.

Гуманитаризация обучения химии как процесс и результат интеграции основного инвариантного содержания обучения химии и вариативного гуманитарного содержания, является одним из эффективных средств формирования у школьников бережного отношения к прошлому и настоящему, к духовной культуре, искусству, природе, философии и к другим гуманитарным наукам.

Химические объекты изучения химии приобретают особые ценностные смыслы в жизни человека, делая уроки химии содержательными, познавательными и интересными для школьников.

Проблему гуманитаризации химического образования и обучения химии в различных ее аспектах исследовали М.С. Пак, Е.Я. Аршанский, А.Н. Лямин, И.А. Орлова и другие [1, 6, 8].

Одним из средств гуманитаризации является использование на уроках химии произведений мировой и отечественной литературы в качестве познавательного иллюстративного материала при изучении химических свойств веществ.

В мировой литературе встречаются описания некоторых химических реакций: в романах Ж. Верна «Опыт доктора Окса», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров». Так о реакции взаимодействия соли серебра с хлоридом натрия можно прочесть в рассказе Ф. Б. Гар-

та «История одного рудника»:

AgNO3 + №С1 ^ AgClф + NaNO3 Другим примером является поучительный рассказ Эдгара По о мальчике, взявшего без спросу кусок негашеной извести[11]: СаО + Н20 ^ Са(ОН)2 В качестве иллюстрации к изучению химической реакции взаимодействия жемчуга и уксусной кислоты, можно привести отрывок из романа Г.Р.Хаггарда «Клеопатра» и предложить учащимся написать соответствующее уравнение реакции, зная, что жемчуг представляет собой по составу карбонат кальция [13]:

« - Сейчас я сама съем и выпью десять тысяч сестерциев одним глотком, - сказала Клеопатра. - Не может быть, прекрасная египтянка! Она засмеялась и приказала рабу подать ей стакан белого уксуса. Когда уксус был принесен, царица поставила его перед собой и снова засмеялась; римлянин, поднявшийся со своего ложа, сел рядом с ней. Все присутствующие нагнулись, желая увидеть, что она будет делать. Она сняла с уха одну из больших драгоценных жемчужин и, прежде чем кто-нибудь мог угадать ее намерение, бросила в уксус... Скоро бесцветная жемчужина растворилась в кислоте. Она подняла стакан и выпила уксус до дна...»:

СаС03 + 2СН3СООН ^ ^ Са(СН3СОО)2 + С02 + Н20 В отечественной литературе описания химических реакций можно извлечь из сказок П. П. Бажова, рассказов Н. Н. Носова, В. Ю. Драгунского, М.М. Пришвина, из романов А.Н.Толстого и А. А. Богданова, из повестей В. Г. Распутина и А. П. Гайдара [2, 3, 4, 5, 7, 9, 10].

При изучении химических реакций в школьном курсе химии важно не просто приводить в качестве примера отрывки из литературных произведений, но и раскрыть ценностный смысл описанного в книге химического явления.

Использование дидактических карточек на уроках химии является не только эффективным средством мотивации учащихся, но и повышает интерес к изучению химии.

В ходе урока учитель раздает учащимся дидактические карточки с отрывками из литературных произведений и просит прочитать их. Учащиеся, соблюдая очередность карточек, работают у доски, записывают с помощью учителя уравнения реакции, определяют реагенты, продукты реакции и их количество, называют, из каких химических элементов состоят вещества, какие по составу эти вещества, расставляют коэффициенты, делают вывод о типе химической реакции. Изучение каждого типа химической реакций рекомендуется завершать демонстрацией химических реакций или соответствующими видео экспериментами.

Приведем примеры разработанных познавательных дидактических карточек (ДК) к урокам «Классификация химических реакций по числу и

составу реагирующих веществ и продуктов реакции», используемых в качестве средства гуманитаризации обучения химии в 8-ом классе основной школы.

ДК №1

В рассказе Н.Н. Носова «Бенгальские огни» описано зрелищное горение самодельных бенгальских огней:

«По целым дням он (Мишка) толок в ступе серу и сахар, делал алюминиевые опилки и поджигал смесь на пробу... Вдруг бенгальские огни вспыхнули, засверкали и рассыпались кругом огненными брызгами. Это был фейерверк!.. Вся ёлка сияла и сыпала вокруг серебром. Мы стояли как зачарованные и смотрели во все глаза... Наконец огни догорели, и вся комната наполнилась каким-то едким, удушливым дымом».

Горение алюминия заворожило ребят, только Мишка не подумал о безопасности, поскольку при горении одновременно образуется не только оксид алюминия, но и оксид серы (IV) с характерным резким запахом.

Задание: напиши уравнение реакций и определи их тип.

4Al + 3O2 1 ^ 2Al2O3 S + O2 ' ^ SO2

ДК №2 2

В повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой» показан непростой труд в изготовлении негашеной извести (оксида кальция) для побелки стен:

«...Известки не было, и взять ее было негде. Пришлось Дарье идти на косу близ верхнего мыса и подбирать белый камень, а потом через силу таскать его, вытягивая последние руки, в ведре, а потом нажигать этот камень, как в старину. Но на диво, и сама начинала - не верила, что управилась: нажгла и добыла известку».

В старину оксид кальция получали обжигом известняка (карбоната кальция).

Задание: напиши уравнение реакции и определи ее тип.

CaCO3 Н CaO + CO2

ДК №3 3 2

П.П. Бажов в рассказе «Хрустальныйлак» писал о талантливых мастерах Нижнего Тагила, железные подносы которых славились во всем мире:

«.Нарисуют что любо на железном подносе и покроют лаком. А лак такой, что через него все до капельки видно, и станет та рисовка либо картинка как влитая в железо. И держится крепко. Коли случится какую домашнюю кислоту на поднос пролить либо вино сплеснуть

— вреда подносу нет. Ну, конечно, ежели царской водкой либо купоросным маслом капнуть

— дырка будет, потому как против них не то что лак, а чугун и железо выстоять не могут».

Задание: напиши уравнение реакции купоросного масла (так называли серную кислоту) с железом и определи ее тип.

Регерес^еБ с^ Science & Education. 2018. 3 (33)

Нужно учесть, что с железом взаимодействует разбавленная кислота:

^ + Н2^4 (р) ^ FeSO4 + Н2

Познавательные дидактические карточки будут небесполезными и при изучении химических свойств веществ. Например, при изучении химических свойств серной кислоты или способах получения кислорода в 9-ых классах основной школы.

ДК №1

В рассказе «Железковые покрышки» П.П. Бажов повествует о встрече Карла Фаберже с тагильскими мастерами малахитчиками:

«...Тут сам Фабержей прибежал, послушал, и велел принести запасные крышки.

— Чем, — говорит, — попусту время терять, давай-ко отпилим у крышек правые уго-лышки, которые на волю, да опробуем их как следует. Крышкам от того изъяну не будет, потому как можно на тех местах закругленье дать либо их украшеньем прикрыть, зато в точности узнаем, какой это камень: природный али сделанный?

Живо опилили уголышки и давай пробовать на кислоту на размол, по весу. На то вышло, что состав малахитовый, а полностью сходства нет».

Задание: какую химическую реакцию использовали для проверки малахита на кислоту, например, серную?

Поскольку малахит, вещество зеленого цвета, представляющее по составу дигидроксокар-бонат меди (II), реагируя с кислотами, изменяет цвет. Например, в реакции с серной кислотой образуется голубой сульфат меди (II):

(Си0Н)2С03 + 2Н2Б04 ^

^ 2СиБ04 + С02 + 3Н20

ДК №2 4 2 2

Получение кислорода разложением бертол-летовой солью (хлората калия) описано в романе А. А. Богданова «Красная звезда» и в повести А. П. Гайдара.

«Это была «кислородная комната». В ней хранились запасы кислорода в виде 25 тонн бертолетовой соли, из которой можно было выделить по мере надобности 10 тысяч кубических метров кислорода».

«Лягушками» назывались бумажные трубочки, сложенные в несколько раз, туго перетянутые бечевкой и начиненные смесью бертолетовой соли с толченым углем. Мы привязывали «лягушку» к концу стрелы, один натягивал бечевку, другой поджигал у «лягушки» шнур. Тотчас стрела взвивалась в небо, и «лягушка», разрываясь высоко в воздухе, металась огненными зигзагами, спугивая галок и ворон».

Задание: напиши уравнение реакции получения кислорода разложением бертоллетовой солью (хлората калия).

Значение химической реакции в жизни человека в «Красной звезде» и «Школе» неоднознач-

ное. В одном случае процесс разложения хлората калия становится нужным в космическом корабле для обеспечения кислородом экипажа, в другом случае служит небезопасным средством для игр:

2КС103 ' ^ 2КС1 + 302

Использование дидактических карточек с литературным содержанием будет занимательным также при изучении в 8 классе основных классов неорганических соединений, например кислот.

ДК №1

В. Ю. Драгунский в «Денискиных рассказах» писал:

«Прежде всего, нам нужно было достать взрывчатку. Это было нелегкое дело, но кое-что все-таки набралось. Во-первых, Андрюшка притащил десять штук елочных бенгальских огней. Потом Мишка тоже принес какой-то пакетик, - я забыл, как называется, вроде борной кислоты. Мишка сказал, что эта кислота очень красиво горит».

Задание: напиши химическую формулу борной кислоты.

ДК №2

М. М. Пришвин в рассказе о волках пишет:

«... Известно ли вам, что в кормлении волчат участвует и самец: у волчицы в молоке не хватает соляной кислоты, и волк-самец должен в добавку к молоку матери отдать волчатам своей пищи, содержащей соляную кислоту...»

Задание: охарактеризуйте кислоту по ее основности и наличию кислорода.

Использование дидактических карточек может решить проблему оптимального соотношения основного программного (инвариантного) химического материала с дополнительным (вариативным) материалом интегративно-гумани-тарного характера. Приведенные отрывки из литературных произведений можно использовать при изучении основных классов неорганических соединений, например по темам «Кислоты», «Соли», «Оксиды» или при изучении химии элементов. Также служат наглядными примерами по темам «Типы химических реакций по числу и составу продуктов и реагентов», «Окислительно-восстановительные реакции».

Обращение к литературным произведениям на уроках химии способствует формированию у школьников положительной мотивации учения и развитию познавательного интереса к химии, эмоциональности восприятия, формирует ценностные смыслы химических объектом в жизни человека, ведь любое вещество может служить как на пользу, так и во вред. Кроме того использование отрывков из художественных произведений в обучении химии делает основной материал привлекательным для восприятия учащихся, помогая увидеть химические явления в окружающей жизни.

Об эффективности использования познавательных дидактических карточек с литератур-

ным содержанием на уроках химии говорят данные анкетирования учащихся 8-ых классов. Учащимся было предложено ответить на вопрос анкеты закрытого типа с ответами «да», «не знаю» и «нет»: привлекают ли тебя сюжеты в книгах, связанные с веществами и их свойствами? Результаты анкетирования по-

казали, что 78% учащихся ответили положительно, 10% затруднились ответить и 12% ответили отрицательно. Можно заключить, что большинство школьников проявляют познавательный интерес к химико-литературному содержанию, а изучение химии приобретает особый смысл.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аршанский Е.Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2002. 176 с.

2. Бажов П. П. Малахитовая шкатулка. М.: Худож. Лит., 1990. 303 с.

3. Богданов А.А. Красная звезда. М.: Директ-Медиа, 2012. 146 с.

4. Гайдар А. П. Собрание сочинений в трех томах. М.: Правда 1986. 448 с.

5. Драгунский В. Ю. Денискины рассказы. Мн.: Юнацтва, 1986. 302 с.

6. Лямин А.Н., Пак М.С. Гуманитарное обновление обучения химии в современной школе // Научно-методический журнал «Концепт. 2012. № 7. С. 2-19.

7. Носов Н.Н. Бенгальские огни [Электронный ресурс] URL: https://www.litmir.me/br/ (дата обращения: 12.03.2018).

8. Пак М.С., Орлова И.А. Гуманитарное обновление химического образования: Учебно-методическое пособие. / Пак М.С., Орлова И.А. СПб.: Издательский дом «МИРС», 2010. 83 с.

9. Пришвин М.М. Рассказы: авторский сборник. М.: Советская Россия, 1980. 24 с.

10. Распутин В. Г. Живи и помни. Прощание с Матёрой: повести. М.: Вагриус, 2004. 446 с.

11. Рюмин В.В. Занимательная химия. М.: Директ-Медиа, 2015. 423 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 09.07.2017) [сайт]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56619643/ (дата обращения: 15.01.2018).

13. Хаггард Г.Р. Клеопатра / Г.Р. Хаггард; пер. с англ. В.Н. Карпинской. М.: Директ-Медиа, 2015. 299 с.

REFERENCES

1. Arshansky E.Ya. Methodology of teaching chemistry in the classes of the humanitarian profile. Moscow, IC Ventana-Graf, 2002. 176 p. (in Russian)

2. Bazhov P. P. Malachite casket. Moscow, Art. Lit., 1990. 303 p. (in Russian)

3. Bogdanov A.A. A red star. Moscow, Direct Media Publ., 2012. 146 p. (in Russian)

4. Gaidar A. P. Collected works in three volumes. Moscow, Pravda Publ., 1986. 448 p. (in Russian)

5. Dragunsky V.Yu. Deniskin's stories. Minsk, Yunatstva Publ., 1986. 302 p. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Lyamin A.N., Pak M.S. Humanitarian renewal of teaching chemistry in a modern school. Scientific and methodical journal «Concept». 2012. no. 7. pp. 2-19. (in Russian)

7. Nosov N.N. Bengal lights [Electronic resource] URL: https://www.litmir.me/br/ (accessed 3 May 2018). (in Russian)

8. Pak M.S., Orlova I.A. Humanitarian renewal of chemical education: Teaching-methodical manual. Saint-Petersburg, MIRS Publishing House, 2010. 83 p. (in Russian)

9. Prishvin M.M. Stories: author's collection. Moscow, Soviet Russia Publ., 1980. 24 pp. (in Russian)

10. Rasputin VG Live and Remember. Farewell to Matyora: the story. Moscow, Vagrius, 2004. 446 p. (in Russian)

11. Ryumin V.V. Entertaining chemistry. Moscow, Direct Media, 2015. 423 p. (in Russian)

12. Federal state educational standard of the basic general education (from 09.07.2017) [site]. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/56619643/ (accessed 1 May 2013). (in Russian)

13. Haggard G.R. Cleopatra / G.R. Haggard; trans. with English. V.N. Karpinskaya. Moscow, Direct Media, 2015. 299 p. (in Russian)

Информация об авторе Кунаева Анна Петровна

(Россия, Санкт-Петербург) Аспирант кафедры химического и экологического образования Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена E-mail: kunaevaanna@yandex.ru

Information about the author

Kunaeva Anna Petrovna

(Russia, St. Petersburg) Post-graduate student of the Department of Chemical and Environmental Education The Herzen State Pedagogical University of Russia (Herzen University) E-mail: kunaevaanna@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.