2. Куулар, Л.Л., Куликова, М.П. Синквейн метод - средство реализации метапредметных результатов реализации освоения основных образовательных программ // Современные проблемы науки и образования. М. - 2014. - № 3. [ Электронный ресурс] - URL: www.science-education.ru/117-13439 . (дата обращения: 02.09.2014).
3. Куулар, Л.Л. Элементы дидактических синквейнов на уроках химии // Башкы (учитель). - 2013. - № 4. - С. 67-68.
4. Федеральный государственный стандарт по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.09. 2011 г., № 46;
5. Новиков, А.М. Профессиональное образование России. Перспективы развития / А. М. Новиков. - М.: ИЦПНПО РАО, 1997. - С. 24.
6. Дьякович, С.В., Качалова, Г.С. Практические занятия по методике преподавания химии. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000. 118 с.
7. Пак, М.С. Дидактика химии. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2004. - 315 с.
8. Щадриков, В.Д., Кузнецова, И.В. Профессиональные компетенции педагогической деятельности // Справочник заместителя директора. №8. 2012. С. 58-69.
Bibliograficheskiy spisok:
1. Privalova, G.F. Aktivnye i interaktivnye metody obucheniya kak factor sovershenstvovaniya uchebno-posnavatelnogo protsessa v vuse / // Sovremennuye problemy nauki I obrasovaniya- 2014. - № 3. [elektronnuy resurs ] - URL:www.science-education.ru/117-13161(data obrasheniya: 12.12.2015).
2. Kuular, L.L., Kulikova, M.P., Sinkveyn metod - sredstvo realizatsii metapredmetnyh rezultatov osvoeniya osnovnyh obrazovatelnyh program //. М. - 2014. - № 3. [elektronnuy resurs] - URL: www.science-education.ru/117-13439 . (data obrasheniya 02.09.2014).
3. Kuular, L.L. Elementy didakticheskih sinkveynov na urokah himiyi // Bashky (uchitel). - 2013. - № 4. - С. 67-68.
4. Federalnuy Gosudarstvennuy standart po napravleniyu podgotjvki 44.03.05 Pedagogicheskoye obrazovaniye, ulverzhdennyu prikazom Ministerstva obrazovaniya I nauki RF ot 17.09. 2011 г., № 46;
5. Novikov, A.M., Proffesionalnoye obrazovaniye, Rossiyi. Perspective / А. М. Novikov. - М.: ITSIPNPO RAO, 1997. - С.
24.
6. Dyakovich, S.V., Kachalova G.S. Prakticheskiye zanyatiya po metodike prepodavaniya himii. Novosibirsk. Izd-vo NGPU., 2000. 118 с.
7. Pak, МБ. Didaktika himii - М.: Gumanit. Izd. tsentr. VLADOS, 2004. - 315 с.
8. Shadrikov, V.D., Kuznetsova I.V. Professionalnuye kompetentsii pedagogicheskoy deyatelnosti // Spravochnik zamestitelya direktora №8. 2012. С. 58-69.
Куулар Лариса Лопсановна - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой химии, Тувинский государственный университет, Кызыл, E-mail: Kuular-Larisa@mail.ru
Kuular Larisa - PhD of Pedagogical Sciences, associate professor, head of Chemistry department of Tuvan state university, E-mail: Kuular-Larisa@mail.ru
УДК 378
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОБЛЕГЧЕННОМУ ЗАПОМИНАНИЮ НАЗВАНИЙ ХИМИЧЕСКИХ
ФОРМУЛ
Мягмарын Жаргалсайхан Монгольский государственный университет образования, Улаан-Баатор
TEACHING METHODS OF FACILITATED MEMORIZATION OF CHEMICAL FORMULA NAMES
Myagmaryn Zhargalsaikhan Mongolian State University of Education, Ulan-Bator
Автор данной статьи рассматривает возможности использования программированных элементов обучения на уроках химии в общеобразовательной школе, а также приводит разработанные алгоритмы и примеры тестов для эффективного обучения некоторых групп тем.
Ключевые слова: алгоритм, химические формулы, методика обучения, эффективное обучение.
The author of this article examines the possibility of using programmable elements of learning the lessons of chemistry in secondary school, as well as leads developed algorithms and examples of tests for effective training of certain groups of subjects.
Key words: algorithm, chemical formulas, methods of teaching, effective teaching.
Использование программированных материалов в процессе обучения дает возможность для учащихся, опираясь на раннее усвоенные знания и навыки, в течение короткого времени самостоятельно, системно, поочередно усваивать новые знания, также дает возможность преподавателю работать с каждым учеником [1].
В процессе исследования было выявлено, что размещение алгоритмов в кабинетах химии и предоставление возможности их использования облегчает обучение учащимися написанию формул элементов, уравнений реакций, химических названий.
Алгоритм написания молекулярных формул веществ _Алгоритм написания формулы оксидов_
1 Написать по одному атому сначала знак элемента, затем знак кислорода P O
2 Над знаком элемента поставить его валентность римскими цифрами PVOII
3 Найти наименьшее кратное число знаков элементов PV OII 5 * 2 = 10
4 Написать общее кратное число арабской цифрой между валентностью PV 10 OII
5 Общее кратное число разделить на каждую валентность и написать индексы /число атомов/ 10 / 5 = 2 10 / 2 = 5
6 Написать найденные индексы у каждого элемента справа снизу P2 OI5
Алгоритм написания формулы кислоты
1 Написать атом водорода и кислотный остаток HSO4
2 Написать наверху валентность кислотного остатка I II HSO4
3 Написать валентность кислотного остатка справа внизу водорода в виде индекса H2SO4
4 Если кислотный остаток имеет валентность равную единице, формула пишется сразу. HNOз, HCl, HBr
Алгоритм написания формулы основания
1 Написать символ атома металла и гидроксильный остаток NaOH CaOH
2 Написать над металлом и гидроксильной группой валентность римскими цифрами I I II I NaOH CaOH
3 Написать индексы атома металла и гидроксильной группы справа снизу I I II I NaOH Ca(OH)2
Алгоритм написания формулы соли
1 Написать один атом металла и кислотный остаток NaSO4 CaCl
2 Написать наверху валентность атома металла и кислотного остатка римскими цифрами I II II I NaSO4 CaCl
3 Написать индексы атома металла и кислотного остатка справа снизу. Na2SO4 Caa2
Алгоритм написания химических реакций
А. Реакция соединения двух отдельных элементов
1 Написать элементы, входящие в реакцию и молекулярную формулу вещества, образующегося в результате реакции + O2 = ^ + S = ^
2 Проставить валентность элементов вещества, образующегося в результате реакции II II + O2= I II ^ + S = ^
3 Указать индексы молекулярной формулы вещества, образующегося в результате реакции. + O2 = ^ + S = Cu2S
Задания для проверки знаний учащихся
Главный принцип для проверки знаний при программированном обучении учащихся замена устного ответа письменным заданием с использованием цифр, различных обозначений, учетных карточек.
Это дает преподавателю возможность быстрой правильной проверки усвоения пройденного материала учащимися.
Здесь я привожу пример заданий для проверки знаний уроков по химии у учащихся для преподавателей-коллег.
Тема: Химическая связь
Найти вид химической связи следующих соединений и обозначить знаком "+"
Формула Вид химической связи
Ковалентная связь
Связь ионная Полярная Неполярная
Вариант 1 O2 N2 MgO
Вариант 2 ВГ2 HCl CCl4
Написать формулу элементов
Обозначить знаком "+" химические соединения, которые могут образоваться между указанными элементами и в соответствующей графе
Вариант А SO4 CO3 PO4 Cl NO3 Вариант Б
AI Na
Ag Fe (III)
Mg Ca
В нижеуказанной таблице обозначить знаком "+" вещества, которые могут вступить в химическую реакцию
НС1 CO2 Na O2 Fe2O3 KOH CuCl2 Mg(NO3)2 CI2 Вариант Б
AI Ca
AI2O3 CaO
AI(OH)3 Ca(OH)2
В нижеуказанной таблице обозначить знаком "+" вещества, которые могут вступить в химическую реакцию
Вариант А Fe BaCl2 CaSO4 Na2CO3 Zn(OH)2 Cu Mg(NO3)2 Li Вариант Б
KOH НС1
Cu Zn CaSO3 NaOH AgNO3 Cu(OH)2 FeCl3 H2O
В нижеуказанной таблице обозначить знаком "+" вещества, которые могут вступить в химическую реакцию
Вариант А H2O HCl ZnSO4 AgNO3 Pb(NOa)2 MgSO4 K2CO3 H2SO4 Вариант Б
K Na
Ba Ca
Fe Al
Библиографический список:
1. Чернобелская, Г.М Опыт использования программированных материалов // Химия в школе. 1982. № 41.
2. Бор, Б., Оюун, Ц., ЧYЛTЭMжамцJ Ш. Сурган XYMYYЖYYЛЭX ЗYЙ 1981 он 182
3. Денек, К. Программированное обучение // Современная высшая школа. 1976. № 2.
4. Дулина, И.Л Об использовании элементов безмашинного программирования // Химия в школе. 1974. № 1.
5. Емельяненко, СМ., Хижнях, П.Д., Шекина, А.А. О программированном контроле знаний при изучении углеводов // Химия в школе 1979. №42.
6. Колдашев, А.М., Колдашева, Э.В., Цэрэндулам Программчилсан сургалт гэж юу вэ? // Сурган XYMYYЖYYЛэгч
1974 он
7. Боловсролын хeгжYYЛЭX мастер телевлегее. Улаан-Баатор, 2007
8. Боловсролын талаар тереес баримтлах бодлого. Улаан-Баатор, 2006 он
9. ЕБС-ийг 12 жилийн тогтолцоонд шилжYYЛэх бодлого, телевлелт, арга зам. Улаан-Баатор, 2008
10. 1990 оноос хэрэгжиж ирсэн ХYYXДийн эрхийн конвенциос Шинэчлэлийн Засгийн газрын Боловсролын чанарын шинэчлэл , 2013-2014 оны хичээлийн жилийн зорилт.
11. Улсын Их Хурлаас баталсан Монгол Улсын Засгийн газрын 2012-2016 оны Yйл ажиллагааны хетелбер. Bibliograficheskij spisok:
1. Chernobelskaya ,G.M Opyt ispolzovaniya programmirovannykh materialov // Khimiya v shkole. 1982. 41.
2. Bor, B., Oyuun, Ts., Chultemzhamts Sh. Surgan khumuuzhuulekh zuj 1981 on 182
3. Denek, K. Programmirovannoe obuchenie // Sovremennaya vysshaya shkola. 1976. 2.
4. Dulina, I.L Ob ispolzovanii elementov bezmashinnogo programmirovaniya // Khimiya v shkole. 1974. 1.
5. Emelyanenko, S.M., Khizhnyakh, P.D., Shekina, A.A. O programmirovannom kontrole znanij pri izuchenii uglevodov // Khimiya v shkole 1979. 42.
6. Koldashev, A.M., Koldasheva, E.V., Tserendulam Programmchilsan surgalt gezh yuu ve? // Surgan khumuuzhuulegch
1974 on
7. Bolovsrolyn khogzhuulekh master tuluvluguu. Ulaan-Baator, 2007
8. Bolovsrolyn talaar toroos barimtlakh bodlogo. Ulaan-Baator, 2006 on
9. Ebs-ijg 12 zhilijn togtoltsoond shilzhuulekh bodlogo, tolovlolt, arga zam. Ulaan-Baator, 2008
10. 1990 onoos kheregzhizh irsen Khuukhdijn erkhijn konventsios shinechlelijn zasgijn gazryn bolovsrolyn chanaryn shinechlel, 2013-2014 ony khicheelijn zhilijn zorilt.
11. Ulsyn ikh khurlaas batalsan mongol ulsyn zasgijn gazryn 2012-2016 ony ujl azhillagaany khotolbor.
Мягмарын Жаргалсайхан - докторант кафедры Управления Монгольского государственного университета образования, Улаан-Баатор, Монголия, E-mail: magaa62@yahoo.com
Myagmaryn Zhargalsaikhan - doctoral student in the Managing Department of Mongolian State University of Education, Ulan-Bator, Mongolia, E-mail: magaa62@yahoo.com
УДК 371.3:78 (077)
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ В КУРСЕ БИОЛОГИИ РАЗДЕЛА«РАСТЕНИЯ»
Монгуш О.С.
Тувинский государственный университет, Кызыл
FEATURES OF THE ORGANIZATION OF LABORATORY CLASSES IN THE COURSE OF BIOLOGY IN SECTION "PLANTS"
Mongush O.S.
Tuvan state university, Kyzyl
В статье выделяются и описываются характерные особенности проведения лабораторных занятий по школьному курсу биологии путем включения работы с определителями для активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности, ответственности ученика.
Ключевые слова: определитель растений, теза, антитеза, клевер, карагана, строение цветка, морфолого-биологический анализ, карточка - определитель.
The article highlighted and described characteristics of the labs at school biology by integrating with determinants to enhance the cognitive activity, the development of self-reliance, responsibility for their affairs student.
Key words: determinant plants thesis, antithesis, clover, Karagan structure of the flower, morphological-biological analysis, the card - determinant.
В современной дидактике и предметных методиках в последнее время признание и развитие получила идея активного воздействия на ученика путем деятельностного включения его в учебный процесс.
Все качества, свойства личности, интересы и желания, способности проявляются в делах, в разных видах личностной деятельности. В зависимости от того, что школьник делает, т.е. каково содержание его деятельности, как делает, от организации и условий этой деятельности формируются определенные склонности, способности, сознание, черты характера и закрепляются знания.
Практические и лабораторные занятия занимает особое место в содержании образования.
Программа предусматривает проведение лабораторных занятий по определению растений. Этот очень важный вид работы может быть использован при изучении нового материала, при закреплении и проверке его. Для определения растений вполне достаточна работа с определителями. Для примера предлагаем рассмотреть особенности проведения лабораторного занятия по разделу «Растения».
Лабораторное занятие: Многообразие и практическое значение семейства бобовых.
Задачи: Ознакомить учащихся с многообразием бобовых растений; научить их определять растения.
Оборудование: гербарий (клевер ползучий, клевер розовый, карагана алтайская, карагана Бунге, карагана карликовая, карагана гривастая, солодка уральская), таблицы, лупы и т.д.
Лабораторное занятие рекомендуем провести по следующему плану:
1. Ознакомление со строением цветка караганы.
2. Морфолого-биологический анализ клевера и укрепление понятий «вид», «род», «семейство». Беседа о разнообразии видов клевера.
3. Составление схемы «Семейство бобовых».
4. Составление таблицы «Хозяйственно-ценные растения из семейства бобовых».
5. Запись в тетради представителей семейства бобовых, занесенных в Красную книгу
Тувы.
Учащиеся рассматривают розданные им цветки караганы. Под руководством учителя заключают, что цветок караганы алтайской неправильный, лепестки венчика разной величины и формы, имеет формулу цветка Ч5, Л5, Т 9+1, П1, плод - боб, корни с клубеньками.
Далее раскрываем морфолого-биологический анализ клевера. Для этого начнем исследование цветка клевера. Для этого учащиеся рассматривают клевер, а также крупное изображение цветка караганы на таблице. Морфолого-биологический анализ клевера ползучего проводится в сравнении с караганой алтайской.
Рис. 1. Цветок караганы Рис. 2. Цветок клевера
В результате заключают, что клевер ползучий, так же как и карагана алтайская имеет:
Таблица 1
Морфолого-биологический анализ клевера
Клевер: Карагана:
1. неправильный венчик; 2. формула цветка - Ч5, Л5, Т 9+1, П1 3. плод - боб, с одним семенем; 4. корни стержневые, с клубеньками. 1. неправильный венчик; 2. формула цветка - Ч5, Л5, Т 9+1, П1 3. плод - боб, многосемянный; 4. листья сложные, тройчатые; 5. корни стержневые, с клубеньками.
Морфолого-биологический анализ завершается выводом: клевер с караганой относятся к семейству бобовых. И все же клевер резко отличается от караганы.
Учитель предлагает назвать отличительные черты клевера: соцветие головку и тройчатые листья. Учащиеся делают вывод, что клевер и карагана нельзя отнести к одному роду. Это два различных рода: род карагана, род клевер.
И после этого учащиеся определяют бобовые растения по прилагаемой карточке. Прежде чем приступить к определению растений, необходимо объяснить учащимся инструкцию по определению растений.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РАСТЕНИЙ
В определительной таблице за каждой цифрой и знаком «О» перечислены разные признаки.
Признаки, перечисленные за цифрой, составляют «ТЕЗУ» - положение.
Признаки, перечисленные за знаком «О», составляют «АНТИТЕЗУ» - противоположное.