Научная статья на тему 'Особенности проведения лабораторных занятий в курсе биологии раздела "растения"'

Особенности проведения лабораторных занятий в курсе биологии раздела "растения" Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
726
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ РАСТЕНИЙ / DETERMINANT PLANTS THESIS / ТЕЗА / АНТИТЕЗА / ANTITHESIS / КЛЕВЕР / CLOVER / КАРАГАНА / СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА / KARAGAN STRUCTURE OF THE FLOWER / МОРФОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / MORPHOLOGICAL-BIOLOGICAL ANALYSIS / КАРТОЧКА ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ / THE CARD DETERMINANT

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Монгуш Ольга Сагановна

В статье выделяются и описываются характерные особенности проведения лабораторных занятий по школьному курсу биологии путем включения работы с определителями для активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности, ответственности ученика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF LABORATORY CLASSES IN THE COURSE OF BIOLOGY IN SECTION "PLANTS"

The article highlighted and described characteristics of the labs at school biology by integrating with determinants to enhance the cognitive activity, the development of self-reliance, responsibility for their affairs student.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения лабораторных занятий в курсе биологии раздела "растения"»

УДК 371.3:78 (077)

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ В КУРСЕ БИОЛОГИИ РАЗДЕЛА«РАСТЕНИЯ»

Монгуш О.С.

Тувинский государственный университет, Кызыл

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF LABORATORY CLASSES IN THE COURSE OF BIOLOGY IN SECTION "PLANTS"

Mongush O.S.

Tuvan state university, Kyzyl

В статье выделяются и описываются характерные особенности проведения лабораторных занятий по школьному курсу биологии путем включения работы с определителями для активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности, ответственности ученика.

Ключевые слова: определитель растений, теза, антитеза, клевер, карагана, строение цветка, морфолого-биологический анализ, карточка - определитель.

The article highlighted and described characteristics of the labs at school biology by integrating with determinants to enhance the cognitive activity, the development of self-reliance, responsibility for their affairs student.

Key words: determinant plants thesis, antithesis, clover, Karagan structure of the flower, morphological-biological analysis, the card - determinant.

В современной дидактике и предметных методиках в последнее время признание и развитие получила идея активного воздействия на ученика путем деятельностного включения его в учебный процесс.

Все качества, свойства личности, интересы и желания, способности проявляются в делах, в разных видах личностной деятельности. В зависимости от того, что школьник делает, т.е. каково содержание его деятельности, как делает, от организации и условий этой деятельности формируются определенные склонности, способности, сознание, черты характера и закрепляются знания.

Практические и лабораторные занятия занимает особое место в содержании образования.

Программа предусматривает проведение лабораторных занятий по определению растений. Этот очень важный вид работы может быть использован при изучении нового материала, при закреплении и проверке его. Для определения растений вполне достаточна работа с определителями. Для примера предлагаем рассмотреть особенности проведения лабораторного занятия по разделу «Растения».

Лабораторное занятие: Многообразие и практическое значение семейства бобовых.

Задачи: Ознакомить учащихся с многообразием бобовых растений; научить их определять растения.

Оборудование: гербарий (клевер ползучий, клевер розовый, карагана алтайская, карагана Бунге, карагана карликовая, карагана гривастая, солодка уральская), таблицы, лупы и т.д.

Лабораторное занятие рекомендуем провести по следующему плану:

1. Ознакомление со строением цветка караганы.

2. Морфолого-биологический анализ клевера и укрепление понятий «вид», «род», «семейство». Беседа о разнообразии видов клевера.

3. Составление схемы «Семейство бобовых».

4. Составление таблицы «Хозяйственно-ценные растения из семейства бобовых».

5. Запись в тетради представителей семейства бобовых, занесенных в Красную книгу

Тувы.

Тувинский государственный университет

Учащиеся рассматривают розданные им цветки караганы. Под руководством учителя заключают, что цветок караганы алтайской неправильный, лепестки венчика разной величины и формы, имеет формулу цветка Ч5, Л5, Т 9+1, П1, плод - боб, корни с клубеньками.

Далее раскрываем морфолого-биологический анализ клевера. Для этого начнем исследование цветка клевера. Для этого учащиеся рассматривают клевер, а также крупное изображение цветка караганы на таблице. Морфолого-биологический анализ клевера ползучего проводится в сравнении с караганой алтайской.

Рис. 1. Цветок караганы Рис. 2. Цветок клевера

В результате заключают, что клевер ползучий, так же как и карагана алтайская имеет:

Таблица 1

Морфолого-биологический анализ клевера

Клевер: Карагана:

1. неправильный венчик; 2. формула цветка - Ч5, Л5, Т 9+1, П1 3. плод - боб, с одним семенем; 4. корни стержневые, с клубеньками. 1. неправильный венчик; 2. формула цветка - Ч5, Л5, Т 9+1, П1 3. плод - боб, многосемянный; 4. листья сложные, тройчатые; 5. корни стержневые, с клубеньками.

Морфолого-биологический анализ завершается выводом: клевер с караганой относятся к семейству бобовых. И все же клевер резко отличается от караганы.

Учитель предлагает назвать отличительные черты клевера: соцветие головку и тройчатые листья. Учащиеся делают вывод, что клевер и карагана нельзя отнести к одному роду. Это два различных рода: род карагана, род клевер.

И после этого учащиеся определяют бобовые растения по прилагаемой карточке. Прежде чем приступить к определению растений, необходимо объяснить учащимся инструкцию по определению растений.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РАСТЕНИЙ

В определительной таблице за каждой цифрой и знаком «О» перечислены разные признаки.

Признаки, перечисленные за цифрой, составляют «ТЕЗУ» - положение.

Признаки, перечисленные за знаком «О», составляют «АНТИТЕЗУ» - противоположное.

Каждая теза и антитеза составляют ступень.

1. ТЕЗА 1. СТУПЕНЬ

0. АНТИТЕЗА

1. ТЕЗА 2. СТУПЕНЬ

0. АНТИТЕЗА

Порядок определения растений

Прочитай тезу и антитезу 1-й ступени и реши, что больше соответствует признакам растения, которое определяешь.

В конце выбранной тезы или антитезы стоит цифра новой ступени, на которую и нужно перейти.

На новой ступени продолжай такое же сравнение тезы или антитезы с признаками определяемого растения.

На какой-то ступени выбранная тобой теза или антитеза закончится не цифрой, а названием определяемого растения.

Название растения состоит из двух слов. Первое слово - это родовое название, вместе со вторым оно составляет название данного вида.

После анализа инструкции по определению растений, учащимся предлагают работу с карточкой - определителем. Учащиеся получают карточки - определители по нескольким (3-4 и больше) растениям, например, клевер ползучий, клевер розовый или луговой, карагана Бунге, карагана алтайская, солодка уральская и т.д. Первое растение определяется с помощью учителя.

Пользуясь карточкой, определите местные бобовые растения, цветущие весной:

Карточка - определитель № 1.

1. Листья пятерные - Клевер люпиновый.

• Листья тройчатые...................................................................................................2

2. Цветки крупные (флаг 18-20 мм. дл.) в числе 2 или 4, собран зонтиковидно - Клевер отменный.

• Цветки более мелкие, многочисленные, собраны головки..........................................3

3. Цветки белые, прилистники перепончатые. Побеги стелющиеся, укореняющиеся в узлах - Клевер ползучий.

• Цветки лилово-красные или розовые.

Прилистники листочковидные....................................................................................4

4. Цветки лилово-красные. Стебли слегка опушенные, внутри полностью выполненные тканями - Клевер луговой.

• Цветки бледно-розовые. Стебли голые, внутри полые - Клевер гибридный.

При определении клевера внимание учащихся обращается на положение стебля в пространстве. Он может быть прямостоячим, ползучим. При изучении листа выясняется форма листовых пластинок, опущенность и листоприкрепление.

Два представителя клевера сравниваются по листьям, форме соцветия, окраске лепестков и строению односемянного боба. Выявление этих признаков позволяет определить видовое название клевера.

Далее определяют кустарники с желтыми цветками - Сагадапа - Карагана.

Карточка - определитель № 2

1. Листья перистосложные или пальчотосложные...........................................................2

• Листья всех стеблей сближены основанием, поэтому кажутся сидящими веерообразно или пучком............................................................................................................................5

2. Листья опадают вместе черешками............................................................................3

• Листочки опадают, а черешки одревеснеют и превращаются в колючки................................................................................................................................4

Тувинский государственный университет

3. Листочки в числе 2-4 пар, широкие, толстоватые с выдающимися толстыми жилками, прилистники шиловидные, крепкие, остающиеся, цветки одиночные, реже по 2 на коротких цветоносах...........................................................................................................................7

К. Бунге.

• Листочки в числе 4-8 пар, жестковатые, жилки выдаются слабо, прилистники шиловидные, тонкие обычно опадают (реже остаются), цветки пучками, по 2-5 на длинном цветоложе............................................................................................................................6

К. древовидная

4. Все листья ясно перистосложные, с 4-6 парами прижатоволосистых листочков; черешки листьев превращаются в тонкие, длинные (4-5) см, колючки, побеги и черешки мохнато-волосистые; венчик кремово-белый (редко бледно-розовый).....................................................5

К. гривастая, верблюжий хвост.

• Листья на молодых удлиненных побегах парноперистосложные, с заметно расставленными парами листочков, листочки на коротких побегах сближены своими основаниями (вееобразно расположенные); колючки довольно толстые, 2-4 см длины; венчик желтый.................................................................................................................................4

К. колючая.

5. Кора ветвей зеленовато-бурая, завязь голая............................................................3

К. алтайская

• Кора ветвей желтая или ярко-золотистая...................................................................6

6. Кустарник 0.8-1 и до 2.5 м высоты, кора ярко-золотистая, блестящая, ветви прямые, длинные, вверх направленные, с тонкими отслаивающимися бороздка.......................................1

К. блестящая

• Более мелкий кустарник (обычно не превышающий 0,4-0,5 м высоты), с желтоватой корой и тонкими ветвистыми побегами.....................................................................................2

К. карликовая

При определении карагана внимание обращается на морфологию побега и стебля, на листья, окраску коры, наличие шипов, колючек, высоту кустарника.

После определения растений учащиеся составляют схему: «Семейство бобовые» в тетрадь.

Схема 1. «Семейство бобовые»

Класс Двудольные

Семейство бобовые

Род карагана Род астрагал Род солодка Род клевер

Вид: Вид: Вид: Вид:

Карагана карликовая Карагана алтайская Карагана гривастая Карагана Бунге Карагана древовидная Астрагал узкорогий Солодка уральская Клевер ползучий Клевер люпиновый Клевер красный гибридный

Мир растений велик и разнообразен, и каждое растение ценно в этом сложном организме природы. Поэтому человек должен заботиться и разумно использовать растительное богатство земли. В природе нет растений только полезных или только вредных. Где бы мы не жили, нас окружают растения исключительно интересные, красивые и по-своему полезные.

Следующим этапом урока является закрепление. Для этого предлагаем школьникам составить таблицу №2.

Таблица 2

«Хозяйственно-ценные растения из семейства бобовых»

Кормовые Декоративные Лекарственные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Клевер ползучий Клевер розовый Карагана колючая Карагана карликовая Карагана древовидная Солодка уральская Карагана гривастая Клевер розовый

Последний этап домашнего задания.

5. В тетради учащиеся записывают представителей бобовых, занесенных в Красную книгу Тувы, например, астрагал Положий (Положийнин астрагалы) - редкий вид. Тувинский эндемик, встречается в Овюрском кожууне (окр. с. Ак-Чыраа). Других местонахождений вида не отмечено.

Занесенные в Красную книгу Республики Тыва виды растений подлежат особой охране на всей территории. Сбор растений запрещается законом.

Заключение урока, учащиеся получили различные сведения об этих удивительных растениях. Такие примеры их местного краеведческого материала необходимы для развития познавательного интереса учащихся при изучении курса биологии в школе.

Библиографический список:

1. Ломоносова, М.Н., Красноборов, И.М., Пеньковская, Е.Ф. и др. Определитель растений Тувинской АССР -Новосибирск: Наука, 1984 - С. 140-158.

2. Положий, А.В., Малышева, Н.И. Флора Сибири, том 9. Fabaceae. - Новосибирск: ВО «Наука» - 1994. - С. 13-20.

3. Реймерс, Н.Ф. Основные биологические понятия и термины: Книга для учителя. - М.: Просвещение. 1988. - С.

153.

4. Красноборов, И.М., Шауло, Д.Н., Ханминчун, В.М. и др. Красная книга Республики Тува: растения. -Новосибирск: Изд-во СО РАН, научно-издательский центр ОИГТМ СО РАН, 1999. - 12 с.

Bibliograficheskij spisok:

1. Lomonosova, M.N., Krasnoborov, I.M., Penkovskaya, E.F. i dr. Opredelitel rastenij Tuvinskoj ASSR - Novosibirsk: Nauka, 1984 - s. 140-158.

2. Polozhij, A.V., Malysheva, N.I. Flora Sibiri, tom 9. Fabaceae. - Novosibirsk: VO "Nauka" - 1994. - s. 13-20.

3. Rejmers, N.F. Osnovnye biologicheskie ponyatiya i terminy: Kniga dlya uchitelya. - M.: Prosveschenie. 1988. - S. 153.

4. Krasnoborov, I.M., Shaulo, D.N., Khanminchun, V.M. i dr. Krasnaya kniga Respubliki Tuva: rasteniya. - Novosibirsk: Izd-vo SO RAN, nauchno-izdatelskij tsentr OIGTM SO RAN, 1999. - 12 s.

Монгуш Ольга Сагановна - к.п.н., доцент кафедры биологии и экологии, Тувинский

государственный университет, Кызыл, E-mail: OSmongush@mail.ru

Mongush Olga - PhD, Associate Professor, Tuvan state university, Kyzyl, E-mail:

OSmongush@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.