Научная статья на тему 'Использование потенциала инженерной психологии для организации педагогического процесса в высшем учебном заведении'

Использование потенциала инженерной психологии для организации педагогического процесса в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ENGINEERING PSYCHOLOGY / PROFESSIONAL MATURITY / COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сизых И.С.

Обоснование использования потенциала инженерной психологии как учебной дисциплины для формирования профессионализма как интегральной личностной характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE POTENTIAL OF ENGINEERING PSYCHOLOGY TO THE ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION

The research substantiates using the potential of engineering psychology as an academic discipline for the formation of professionalism as integral personality characteristics.

Текст научной работы на тему «Использование потенциала инженерной психологии для организации педагогического процесса в высшем учебном заведении»

Библиографические ссылки

1. Arduino? [Электронный ресурс]. URL: http://arduino.ru/ (дата обращения: 16.09.2016).

2. Jacob Beningo. Prototype to production: Arduino for the professional [Электронный ресурс]. URL: http://www.edn.com/electronics-blogs/embedded-basics/4 442018/Prototype-to-production--Arduino-for-the-pro-fe-ssional (дата обращения: 16.09.2016).

3. Столяров В. С. Автоматизация физического эксперимента в среде LabVIEW [Электронный ресурс]. URL: http://www.physchem.msu.ru/assets/prak_ automatisation_1.pdf (дата обращения: 16.09.2016).

4. Евзютин А. А. Автоматизация школьного и вузовского физического эксперимента с использованием многоканальной платы аналого-цифрового преобразования [Электронный ресурс]. URL: http://www. physics.uni-altai.ru/Metodist/?issue=3&article=4 (дата обращения: 16.09.2016).

5. Малышева Ю. М., Тягунин А. В., Копосов Г. Д. Применение Arduino для автоматизации лабораторной установки по изучению принципа работы тензодатчи-ка преобразования [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/9963.pdf (дата обращения: 16.09.2016).

References

1. Arduino? Available at: http://arduino.ru/ (accessed: 16.09.2016). (In Russ.)

2. Jacob Beningo. Prototype to production: Arduino for the professional. Available at: http://www.edn.com/ electronics-blogs/embedded-basics/4442018/Prototype-to-production--Arduino-for-the-professional (accessed: 16.09.2016).

3. Stolyarov V. S. Avtomatizatsiya fizicheskogo eksperimenta v srede LabVIEW [Automation of physical experiment in LabVIEW] Available at: http://www. physchem.msu.ru/assets/prak_automatisation_1 .pdf (accessed: 16.09.2016). (In Russ.)

4. Evzyutin A. A. Avtomatizatsiya shkol'nogo i vuzovskogo fizicheskogo eksperimenta s ispol 'zovaniem mnogokanal'noy platy analogo-tsifrovogo preobrazo-vaniya [Automation school and high school physics experiment with the use of a multi-board analog-to-digital conversion]. Available at: http://www.physics.uni-altai.ru/ Metodist/?issue=3&article=4 (accessed: 16.09.2016). (In Russ.)

5. Malysheva Yu. M., Tyagunin A. V., Koposov G. D. Primenenie Arduino dlya avtomatizatsii laboratornoy ustanovki po izucheniyu printsipa raboty tenzodatchika preobrazovaniya. [Arduino application to automate laboratory setup for the study of the principle of operation of the strain gauge]. Available at: http://www.scienceforum. ru/2015/pdf9963.pdf (accessed 16.09.2016). (In Russ.)

© Сидоров В. Г., Ткачева Т. В., Шкловец М. А., 2016

УДК 159.9:62

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

И. С. Сизых

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: belezy@mail.ru

Обоснование использования потенциала инженерной психологии как учебной дисциплины для формирования профессионализма как интегральной личностной характеристики.

Ключевые слова: инженерная психология, профессиональная зрелость, компетентностный подход.

USING THE POTENTIAL OF ENGINEERING PSYCHOLOGY TO THE ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION

I. S. Sizih

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: belezy@mail.ru

The research substantiates using the potential of engineering psychology as an academic discipline for the formation of professionalism as integral personality characteristics.

Keywords: engineering psychology, professional maturity, competence-based approach.

Особенное значение имеет для высшего учебного заведения формирование такой интегральной личностной характеристики, как профессионализм. Хотя

формирующее профессионализм влияние обучающей среды изучается в психологии и педагогике, для успешного формирования данного качества необходимо

<Тешетневс^ие чтения. 2016

использовать интегральный подход, объединяя достижения других наук, изучающих профессионализм как явление. Традиционно используются наработки педагогики и психологии как комплексов наук, также философии, физиологии, этики. Перспективным для психологии и педагогики высшей школы является использование достижений инженерной психологии как отраслевой психологической науки в изучении проблем формирования профессионализма. Инженерная психология изучает психологические аспекты профессиональной деятельности человека оператора, требования, предъявляемые к индивидуально-психологическим качествам человека-оператора, формирование профессионально значимых качеств. Данные исследования помогут составить представление о характеристиках, которыми должен обладать будущий профессионал, исходя из этого, организовывать подготовку к будущей профессии в стенах учебного заведения. Данные исследований инженерной психологии об особенностях труда человека-оператора позволяют составить более точную модель специалиста, в соответствии с которой будет осуществляться процесс образования.

Определение компетентностной модели специалиста по всем направлениям подготовки является актуальной задачей современной педагогики и психологии высшей школы, поскольку от нее будет отталкиваться преподаватель при определении наполнения образовательных программ и организации учебного процесса [1]. Хочется подчеркнуть, что наработки инженерной психологии в области определения требований к качествам человека-оператора могут быть переведены на язык компетенций, послужить отправной точкой для определения компетентностной модели выпускника. И. И. Ткачев анализируя типы деятельности человека-оператора, подчеркивает: «Психологами деятельность трактуется как динамическая система, включающая потребности, мотивы (побуждения, цели), предмет, средства, результат и сам процесс рекомбинации психических уровней (средств деятельности) - чувственного, умственного и мускульного» [2]. Поскольку инженерная психология рассматривает деятельность человека-оператора как сложную систему, анализируя все ее составляющие, ее наработки позволяют получить наиболее полное представление о требованиях, предъявляемых к профессионалу, о возможностях системы образования по подготовке студента к будущей профессиональной деятельности. Можно сказать, что требования к деятельности человека-оператора, сформулированные исследователями по инженерной психологии, представляют собой материал для формулировки компетенций, поскольку представляют собой требования к знаниям, умениям, а также индивидуально-психологическим и личностным качествам человека-оператора.

В частности, изучение проблемы надежности труда человека-оператора поможет выявить требования, предъявляемые к будущему специалисту, и учитывать их в ходе обучения профессии. Инженерная психология подчеркивает различие между обученностью и профессиональной подготовленностью человека-оператора. Профессиональная подготовленность помимо знаний, навыков и умений, т. е. чисто техноло-

гической готовности к труду, предполагает психологическую готовность - сформированность ряда личностных качеств (умение работать в коллективе, готовность к решению задач в ситуации информационной неопределенности, дефицита времени, эмоциональная устойчивость).

С. А. Дружилов подчеркивает: «Профессионализм человека - это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека» [3]. Таким образом, профессионализм, представляя собой системное явление, предполагает не только психологические, но и социальные качества личности: принятие ценностей своей профессиональной группы, этических норм, обязанностей, интеграцию профессионально значимых качеств в собственную Я-концепцию. С понятием профессионализма и профессиональной готовности связано понятие профессиональной идентичности и противоположное ему понятие профессиональной маргинальности [4]. Профессиональная идентичность связана с принятием профессиональных моральных норм, профессиональной культуры, осознанием и стремлением реализовать социальную значимость профессии, ощущением принадлежности к профессиональному сообществу.

Указывает на необходимость стимулировать развитие у личности факторов профессиональной зрелости (автономность, информированность, умение принимать решения, умение планировать свою профессиональную жизнь, эмоциональное отношение) и психолог А. П. Чернявская: «Выделенные факторы профессиональной зрелости (ПЗ) формируются и развиваются у человека не одновременно. Разумеется, выделить их в чистом виде и работать над их развитием в отдельности невозможно. Напротив, развитие одного фактора часто влечет за собой развитие нескольких других» [5].

С данной точки зрения получение знаний о профессии представляет собой начальный этап профессионального самоопределения. Инженерная психология является учебной дисциплиной, в рамках которой студенты получают знания об особенностях профессии инженера, причем, что наиболее важно, они получают сведения о психологических аспектах деятельности человека-оператора, о требованиях, которые предъявляет профессия к психологическим качествам. В ходе изучения дисциплины обретается психологическая готовность к будущей профессиональной деятельности, начинается перестройка Я-концеп-ции, добавляется новый компонент - осознание себя как будущего профессионала. Личностные качества оцениваются с новой позиции - профессиональной значимости. Инженерная психология сообщает знания о требованиях, которые предъявляет деятельность оператора к познавательным и психическим процессам человека. Данная дисциплина поможет оценить развитость этих процессов у студентов при помощи научных психологических методик, даст общие рекомендации по их развитию, познакомит с упражнениями, направленными на развитие познавательных и психических процессов. Сообщается о влиянии дина-

мических характеристик личности на трудовую деятельность, проводится диагностика темперамента студентов, показывается возможность компенсации одних характеристик темперамента другими, дается понятие индивидуального стиля деятельности. Студенты уже в ходе обучения могут продумать свой индивидуальный стиль деятельности с учетом результатов диагностики, рекомендаций инженерных психологов и начать использовать его при организации учебной деятельности.

Для дальнейшего профессионального самоопределения инженерная психология создает предпосылки для успешной интеграции студентов в профессиональное сообщество. Для этого рассматривается понятие коллектива, динамика развития коллектива, внутригрупповые роли, поднимаются вопросы совместимости и сработанности членов коллектива, материал направлен на развитие рефлексии, формирование толерантности.

Библиографические ссылки

1. Алдашева А. А. Профессиональная компетентность: понятие и структура // Вестник Адыгейского гос. ун-та. 2012. № 4 (109). С. 3.

2. Ткачев И. И. Инженерная психология, техника и психика // Известия Южного федер. ун-та. Технические науки. 1995. Вып. 1, т. 1. С. 148-149.

3. Дружилов С. А. Психология профессионализма человека: интегративный подход // Журнал прикладной психологии. 2003. № 4-5. С. 35-42.

4. Ермолаева Е. П. Психология социальной реализации профессионала. М. : Ин-т психологии РАН, 2008. 347 с.

5. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М. : Вла-дос-Пресс, 2001. 96 с.

References

1. Aldasheva A. A. Professional competence: notion and structure // Vestnik of Adyghe state University. 2012. No. 4 (109). C. 3. (In Russ.) '

2. Tkachev I. I. Engineering psychology, engineering and psyche // J. "News of southern Federal University. Technical Sciences". 1995. Iss. 1, vol. 1. S. 148-149. (In Russ.)

3. Drugilov S. A. Psychology of professionalism of the person: an integrative approach // J. of applied psychology. 2003. No. 4-5, рр. 35-42. (In Russ.).

4. Ermolaeva E. P. Psychology of social realization of a professional. M. : Institute of psychology RAS, 2008. 347 с. (In Russ.)

5. Chernyavskaya A. P. Psychological consultations on professional orientation. M. : Publishing house of valados-Press, 2001. 96 p. (In Russ.)

© Сизых И. С., 2016

УДК 377.131.14

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Т. Г. Тарасова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: tarasovatg@bk.ru

Рассматривается значение использования инновационных методов обучения экономическим дисциплинам студентов Аэрокосмического колледжа.

Ключевые слова: инновации в образовательном процессе, инновационные методы обучения, метод конкретных ситуаций.

INNOVATIVE METHODS OF TRAINING COLLEGE STUDENTS

T. G. Tarasova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: tarasovatg@bk.ru

The article discusses the importance of using innovative methods while training Economics to the students of the Aerospace College.

Keywords: innovation in the educational process, innovative teaching methods, the method of specific situations.

В условиях современной России перед образовательными учреждениями встала задача выработки программы адаптации выпускников к жизни в обществе, помочь им стать конкурентоспособными

и профессионально трудоустраиваемыми на рынке труда.

Сегодня трудно представить деятельность любого учебного заведения без различного рода инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.