Научная статья на тему 'Инновационные методы обучения студентов колледжа'

Инновационные методы обучения студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1335
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INNOVATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS / INNOVATIVE TEACHING METHODS / METHOD OF SPECIFIC SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова Т.Г.

Рассматривается значение использования инновационных методов обучения экономическим дисциплинам студентов Аэрокосмического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасова Т.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE METHODS OF TRAINING COLLEGE STUDENTS

The article discusses the importance of using innovative methods while training Economics to the students of the Aerospace College.

Текст научной работы на тему «Инновационные методы обучения студентов колледжа»

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

мических характеристик личности на трудовую деятельность, проводится диагностика темперамента студентов, показывается возможность компенсации одних характеристик темперамента другими, дается понятие индивидуального стиля деятельности. Студенты уже в ходе обучения могут продумать свой индивидуальный стиль деятельности с учетом результатов диагностики, рекомендаций инженерных психологов и начать использовать его при организации учебной деятельности.

Для дальнейшего профессионального самоопределения инженерная психология создает предпосылки для успешной интеграции студентов в профессиональное сообщество. Для этого рассматривается понятие коллектива, динамика развития коллектива, внутригрупповые роли, поднимаются вопросы совместимости и сработанности членов коллектива, материал направлен на развитие рефлексии, формирование толерантности.

Библиографические ссылки

1. Алдашева А. А. Профессиональная компетентность: понятие и структура // Вестник Адыгейского гос. ун-та. 2012. № 4 (109). С. 3.

2. Ткачев И. И. Инженерная психология, техника и психика // Известия Южного федер. ун-та. Технические науки. 1995. Вып. 1, т. 1. С. 148-149.

3. Дружилов С. А. Психология профессионализма человека: интегративный подход // Журнал прикладной психологии. 2003. № 4-5. С. 35-42.

4. Ермолаева Е. П. Психология социальной реализации профессионала. М. : Ин-т психологии РАН, 2008. 347 с.

5. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М. : Вла-дос-Пресс, 2001. 96 с.

References

1. Aldasheva A. A. Professional competence: notion and structure // Vestnik of Adyghe state University. 2012. No. 4 (109). C. 3. (In Russ.) '

2. Tkachev I. I. Engineering psychology, engineering and psyche // J. "News of southern Federal University. Technical Sciences". 1995. Iss. 1, vol. 1. S. 148-149. (In Russ.)

3. Drugilov S. A. Psychology of professionalism of the person: an integrative approach // J. of applied psychology. 2003. No. 4-5, рр. 35-42. (In Russ.).

4. Ermolaeva E. P. Psychology of social realization of a professional. M. : Institute of psychology RAS, 2008. 347 с. (In Russ.)

5. Chernyavskaya A. P. Psychological consultations on professional orientation. M. : Publishing house of valados-Press, 2001. 96 p. (In Russ.)

© Сизых И. С., 2016

УДК 377.131.14

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Т. Г. Тарасова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: tarasovatg@bk.ru

Рассматривается значение использования инновационных методов обучения экономическим дисциплинам студентов Аэрокосмического колледжа.

Ключевые слова: инновации в образовательном процессе, инновационные методы обучения, метод конкретных ситуаций.

INNOVATIVE METHODS OF TRAINING COLLEGE STUDENTS

T. G. Tarasova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: tarasovatg@bk.ru

The article discusses the importance of using innovative methods while training Economics to the students of the Aerospace College.

Keywords: innovation in the educational process, innovative teaching methods, the method of specific situations.

В условиях современной России перед образовательными учреждениями встала задача выработки программы адаптации выпускников к жизни в обществе, помочь им стать конкурентоспособными

и профессионально трудоустраиваемыми на рынке труда.

Сегодня трудно представить деятельность любого учебного заведения без различного рода инноваций.

<Тешетневс^ие чтения. 2016

Инновации в образовательном процессе являются результатом педагогического опыта отдельных преподавателей и целых педагогических коллективов. Они создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов, способствуют развитию профессиональных качеств будущего специалиста. Использование преподавателями инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании различных дисциплин, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих, креативных способностей студентов [1].

Анализируя научно-педагодическую литературу, можно сделать вывод, что инновационные методы обучения студентов образовательных учреждений основаны на концепции развивающего обучения, предусматривающей активное участие студентов в процессе обучения, акцент делается не на запоминание информации, а на процесс обучения [2].

Наиболее эффективными инновационными методами обучения в колледже являются: проблемное, проектное, а также вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу, являющуюся средством повышения мотивации к обучению.

В процессе обучения студентов колледжа по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» применяю метод case-study (метод конкретных ситуаций) - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).

Метод конкретных ситуаций начал использоваться в начале XX в. в Гарвардском университете для преподавания управленческих дисциплин [3].

Метод конкретных ситуаций - это не повторение за преподавателем, не ответ на его вопрос [4]. Это анализ конкретной ситуации, которая ориентирована на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки. Данный метод развивает способность у студентов самостоятельно мыслить, умения выслушать и учитывать все точки зрения, выбирать альтернативные и аргументировано высказывать свою.

Основная цель метода конкретных ситуаций (метода case-study) - проанализировать ситуацию совместными усилиями группы студентов, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение.

Использование метода case-study в обучении студентов колледжа экономической специальности позволяет повысить познавательный интерес к изучаемым дисциплинам, улучшить понимание законов, регулирующих экономическую деятельность предприятий и организации, способствует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков принятия решений. Отличительной особенностью метода case-study является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Созданный как метод изучения экономических дисциплин, в настоящее время метод case-study нашел

широкое распространение также в изучении медицины, юриспруденции и других наук [5].

Будучи интерактивным методом обучения, метод case-study завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, обеспечивая освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала; он воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Одновременно метод case-study выступает и как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал [5].

Библиографические ссылки

1. Черкасов М. Н. Инновационные методы обучения студентов // Инновации в науке : сб. ст. по материалам XIV Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск : СибАК, 2012. Ч. II. '

2. Колесникова Н. Н. К вопросу об инновационных методах обучения в профессиональной подготовке студентов колледжа // Молодой ученый. 2013. № 10. С. 510-511.

3. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения : метод. пособие / Е. А. Аникушина [и др.]. Томск : В-Спектр, 2010. 212 с.

4. Кейс-технологии [Электронный ресурс]. URL: http://fgos-shkola14nv.narod.ru/37.html (дата обращения: 09.09.2016).

5. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс]. URL: http://www.evo-lkov.net/case/case.study.html (дата обращения: 17.09.2016).

References

1. Cherkasov M. N. Innovacionnie metodi obucheniya studentov [Innovative methods of student learning]: Innovations in science: collection of articles on materials of the XIV international scientific-practical conference. Novosibirsk : SibAK, 2012. Part II.

2. Kolesnikova N. N. K voprosu ob innovacionnih metodah obucheniya v provessionalnoi podgotovke studentov kolledga [To the question about innovative teaching methods in vocational training students College] : Young scientist. 2013. No. 10, рр. 510-511.

3. Anikushin E. A., Bobina O. S., Dmitrieva O. A., Egorova O. N., Kalyanovoy T. A., Mamontov Y. M., Startsev S. P., Fomin S. V. [Innovative educational technologies and active teaching methods: a Methodological guide.]. Tomsk : Spektr, 2010. 212 p.

4. Case studies. Available at: http://fgos-shkola14nv. narod.ru/37.html.

5. Dolgorukov A. Metod case-study kak sovremen-naya tehnologiya provessionakno-orientirovannogo obucheniya [The case-study Method as a modern technology of professionally-oriented training]. Available at: http://www.evolkov.net/case/case.study.html.

© Тарасова Т. Г., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.