3. Lukomskaya S. V., Reznichenko A. V. K voprosu o vnedrenii innovatsionnykh tekhnologiy v obuchenii inostrannomu yazyku. [To the issue of implementing innovative technology to teach a foreign language] Vestnik nepreryvnogo obrazovaniya, 2010, № 1, pp. 27-30.
4. Mezhakova E. L. Ispol'zovanie tehnologii clil pri obuchenii inostrannomu jazyku magistrantov nelingvisticheskogo profilja [CLIL technology implementation while teaching a foreign language to the non-linguistic master's degree students] // Materialy nauchno-prakticheskoj internet-konferencii "Teoreti-cheskie i metodologicheskie problemy inojazychnogo obrazovanija i mezhkul'turnoj kommunikacii" -
Blagoveshhensk, Blagoveshhenskij gos.ped.un-t., 2016, pp. 1-5.
5. Savel'eva M. V. Mezhdistsiplinarnoe sotrudniches-tvo dlya kachestvennoy podgotovki vypusknikov tekhnicheskogo vuza [Interdisciplinary cooperation to technical university graduates' training of high-quality]// Reshetnevskie chteniya : materialy XVIII Mezhdunar. nauch. konf. (11-14 noyabrya 2014, g. Krasnoyarsk) : v 3 ch. / pod obshch. red. Yu. Yu. Loginova ; Sib. gos. aerokosmich. un-t. Krasnoyarsk, 2014, pp. 266-268.
© Савельева М. В., Савельев А. Н., 2016
УДК 378.14
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ КОМПЛЕКС
В. Г. Сидоров, Т. В. Ткачева, М. А. Шкловец*
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: sibgau-sau@yandex.ru
За последние несколько лет прототипирование с помощью плат и шилдов Arduino доказало свою значимость и привлекательность при продвижении проектов.
Ключевые слова: Arduino, прототипирование.
AUTOMATED LABORATORY COMPLEX
V. G. Sidorov, T. V. Tkacheva, M. A. Shklovets*
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: sibgau-sau@yandex.ru
Over the past few years prototyping boards with the help of Arduino Shield have proved their value and attractiveness for the promotion projects.
Keywords: arduino, prototyping.
Для подготовки технически грамотных и качественных специалистов в области систем управления необходимо большое количество практических и лабораторных работ, проводимых на реальных физических установках. Различные компании активно развивают и поддерживают отношения с ведущими мировыми инженерными школами, ставя перед собой основной задачу сделать учебную и исследовательскую деятельность студентов максимально эффективной.
Создание в университете лабораторий для технических специальностей по таким дисциплинам как «Теория автоматического управления», «Управляющие ЭВМ и комплексы» или любой другой, способной максимально эффективно использовать материально-технические, кадровые ресурсы и потенциал вуза для организации обучения и отработки современных алгоритмов управления и систем различного назначения, является дорогостоящей задачей. Однако за последнее
время с развитием технологий прототипирования появилась возможность значительно снизить затраты на разработку автоматизированных комплексов с помощью платформы на базе плат и модулей Arduino (рис. 1, 2) [1-2]. Несмотря на свою простоту, платы Arduino могут сыграть ключевую роль в превращении любых технических идей в нужный законченный продукт.
Каждая плата Arduino имеет стандартный аппаратный интерфейс, позволяющий подключать практически любую электронику: драйверы двигателей, исполнительные механизмы, датчики, экраны или любое другое оборудование. Разработчику предоставляется возможность эффективно использовать платформу Arduino для взаимодействия с коммерческими устройствами, использующими протоколы и шины: CAN, SPI, RS-485, Ethernet, I2C.
Arduino - это больше, чем аппаратура, это еще и полная система аппаратного и программного макети-
<Тешетневс^ие чтения. 2016
рования. Использование языка С/С++ позволяет разработчику использовать в полной мере накопленный опыт и возможности, предоставляемые платформой к быстрому прототипированию. Программное обеспечение является открытым и может использоваться для достижения любых целей, чтобы доказать работоспособность системы.
Для создания автоматизированного комплекса предлагается следующая типовая структура [3-5]:
- платформа АМшпо;
- монтажная площадка для АМшпо;
- макетная плата;
- набор датчиков;
- набор исполнительных механизмов;
- соединительные провода;
- батарейный блок питания.
На основе предлагаемого комплекса возможно проведения широкой гаммы лабораторных работ, обеспечивающей закрепление теоретических знаний непосредственно в процессе лекций, практических занятий, лабораторных занятий. Особенностью этих работ будет являться модульный принцип.
В заключение следует отметить, что применение лабораторного практикума, основанного на автоматизированной платформе Айшпо, позволит автоматизировать снятие данных и повысить качество восприятия курса. Вуз получит также возможность существенно расширить тематику лабораторных работ и курсовых проектов при минимальных финансовых вложениях.
Рис. 1. Виды плат АМшпо
Рис. 2. Модули-сенсоры для Айшпо
Библиографические ссылки
1. Arduino? [Электронный ресурс]. URL: http://arduino.ru/ (дата обращения: 16.09.2016).
2. Jacob Beningo. Prototype to production: Arduino for the professional [Электронный ресурс]. URL: http://www.edn.eom/electronics-blogs/embedded-basics/4 442018/Prototype-to-production--Arduino-for-the-pro-fe-ssional (дата обращения: 16.09.2016).
3. Столяров В. С. Автоматизация физического эксперимента в среде LabVIEW [Электронный ресурс]. URL: http://www.physchem.msu.ru/assets/prak_ automatisation_1.pdf (дата обращения: 16.09.2016).
4. Евзютин А. А. Автоматизация школьного и вузовского физического эксперимента с использованием многоканальной платы аналого-цифрового преобразования [Электронный ресурс]. URL: http://www. physics.uni-altai.ru/Metodist/?issue=3&article=4 (дата обращения: 16.09.2016).
5. Малышева Ю. М., Тягунин А. В., Копосов Г. Д. Применение Arduino для автоматизации лабораторной установки по изучению принципа работы тензодатчи-ка преобразования [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/9963.pdf (дата обращения: 16.09.2016).
References
1. Arduino? Available at: http://arduino.ru/ (accessed: 16.09.2016). (In Russ.)
2. Jacob Beningo. Prototype to production: Arduino for the professional. Available at: http://www.edn.com/ electronics-blogs/embedded-basics/4442018/Prototype-to-production--Arduino-for-the-professional (accessed: 16.09.2016).
3. Stolyarov V. S. Avtomatizatsiya fizicheskogo eksperimenta v srede LabVIEW [Automation of physical experiment in LabVIEW] Available at: http://www. physchem.msu.ru/assets/prak_automatisation_1 .pdf (accessed: 16.09.2016). (In Russ.)
4. Evzyutin A. A. Avtomatizatsiya shkol'nogo i vuzovskogo fizicheskogo eksperimenta s ispol 'zovaniem mnogokanal'noy platy analogo-tsifrovogo preobrazo-vaniya [Automation school and high school physics experiment with the use of a multi-board analog-to-digital conversion]. Available at: http://www.physics.uni-altai.ru/ Metodist/?issue=3&article=4 (accessed: 16.09.2016). (In Russ.)
5. Malysheva Yu. M., Tyagunin A. V., Koposov G. D. Primenenie Arduino dlya avtomatizatsii laboratornoy ustanovki po izucheniyu printsipa raboty tenzodatchika preobrazovaniya. [Arduino application to automate laboratory setup for the study of the principle of operation of the strain gauge]. Available at: http://www.scienceforum. ru/2015/pdf/9963.pdf (accessed 16.09.2016). (In Russ.)
© Сидоров В. Г., Ткачева Т. В., Шкловец М. А., 2016
УДК 159.9:62
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
И. С. Сизых
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: belezy@mail.ru
Обоснование использования потенциала инженерной психологии как учебной дисциплины для формирования профессионализма как интегральной личностной характеристики.
Ключевые слова: инженерная психология, профессиональная зрелость, компетентностный подход.
USING THE POTENTIAL OF ENGINEERING PSYCHOLOGY TO THE ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION
I. S. Sizih
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: belezy@mail.ru
The research substantiates using the potential of engineering psychology as an academic discipline for the formation of professionalism as integral personality characteristics.
Keywords: engineering psychology, professional maturity, competence-based approach.
Особенное значение имеет для высшего учебного заведения формирование такой интегральной личностной характеристики, как профессионализм. Хотя
формирующее профессионализм влияние обучающей среды изучается в психологии и педагогике, для успешного формирования данного качества необходимо