Научная статья на тему 'Конкурсы исследовательских работ как средство развития самореализации студентов колледжа культуры и искусств'

Конкурсы исследовательских работ как средство развития самореализации студентов колледжа культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие творческой самореализации / студенты колледжа культуры и искусств / конкурс. / development of creative self-realization / students of the College of culture and arts / competition.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д. Н. Павлов

В статье рассматривается проблема развития творческой самореализации студентов колледжей культуры и искусств средствами конкурсов исследовательских работ. Автор обобщает собственный педагогический опыт решения данной проблемы, накопленный им в Сургутском колледже русской культуры им. А.С. Знаменского. Он приходит к выводу о том, что в результате проведения конкурсов у обучающихся развивалось личностное самоопределение через становление и активизацию субъектных позиций, производилось углубленное получение знаний по дисциплинам музыкально-теоретического цикла, развивались исследовательские способности и ориентация на успех, и как следствие – развитие их личностной самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д. Н. Павлов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research competitions as a means of self-realization development students of the College of culture and arts

The article deals with the problem of development of creative self-realization of students of colleges of culture and arts by means of competitions of research works. The author generalizes his own pedagogical experience of solving this problem, accumulated by him in Surgut College of Russian culture A. S. Znamensky. He comes to the conclusion that as a result of competitions students developed personal self-determination through the formation and activation of subjective positions, made in-depth knowledge of the disciplines of the musicaltheoretical cycle, developed research abilities and focus on success, and as a result – the development of their personal self-realization.

Текст научной работы на тему «Конкурсы исследовательских работ как средство развития самореализации студентов колледжа культуры и искусств»

Каждый из компонентов выполняет определенные функции, которые направленны на достижение конечного результата. Методы, формы и средства обучения напрямую зависят от того, какой результат должен быть в конце обучения, это может быть, как поверхностное ознакомления с материалом, так и более детальное обучение определённым навыкам. В зависимости от целей подбирается материал, который будет использовать в процессе обучения [3].

Разрабатываемую на базе системы «умный дом» методическую систему обучения будет возможно использовать в обучении учащихся с разными уровнями подготовки.

Основным преимуществом данной системы является то, что она позволяет учащимся увидеть свой результат как в процессе обучения, так и в повседневной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аппаратная платформа Arduino [Электронный ресурс] // Arduino.ru. - Режим доступа: http://arduino.ru.

2. Беляева, Е.В. Основные компоненты методической системы обучения информатике будущего гражданского авиатора [Электронный ресурс] / Е.В. Беляева // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 3. - Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/2015_3/19.pdf.

3. Умный дом - общая архитектура системы [Электронный ресурс] // Ресурс для IT-специалистов «Хабр». - Режим доступа: https://habr.com/ru/post/223163/.

REFERENCES

1. Apparatnaya platforma Arduino [Elektronnyi resurs] [Hardware platform Arduino]. Arduino.ru. URL: http://arduino.ru.

2. Belyaeva E.V. Osnovnye komponenty metodicheskoi sistemy obucheniya informatike budushchego grazhdanskogo aviatora [Elektronnyi resurs] [The main components of the methodical system of teaching informatics of the future civilian aviator]. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik [Yaroslavl pedagogical bulletin], 2015, no. 3. URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2015_3/19.pdf.

3. Umnyi dom - obshchaya arkhitektura sistemy [Elektronnyi resurs] [Smart home - common system architecture]. Resurs dlya IT-specialistov «Khabr» [Resource for IT-specialists "Habr"]. URL: https://habr.com/ru/post/223163/.

УДК 378

Д.Н. Павлов,

кандидат педагогических наук, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин и

композиции

БУ «Сургутский колледж русской культуры им. А.С. Знаменского»

г. Сургут, Россия Pavlov-DNS @yandex.ru ORCID: 0000-0001-7230-3324

Конкурсы исследовательских работ как средство развития самореализации студентов колледжа культуры и искусств

В статье рассматривается проблема развития творческой самореализации студентов колледжей культуры и искусств средствами конкурсов исследовательских работ. Автор обобщает собственный педагогический опыт решения данной проблемы, накопленный им в Сургутском колледже русской культуры им. А. С. Знаменского. Он приходит к выводу о том, что в результате проведения конкурсов у обучающихся развивалось личностное самоопределение через становление и активизацию субъектных позиций, производилось углубленное получение знаний по дисциплинам музыкально-теоретического цикла, развивались исследовательские способности и ориентация на успех, и как следствие - развитие их личностной самореализации.

Ключевые слова: развитие творческой самореализации, студенты колледжа культуры и искусств,

конкурс.

D.N. Pavlov,

Ph. D. in Pedagogy, Teacher of Musical-Theoretical Subjects and Composition Surgut College of Russian Culture named after A. S. Znamensky

Surgut, Russia

Research competitions as a means of self-realization development students

of the College of culture and arts

The article deals with the problem of development of creative self-realization of students of colleges of culture and arts by means of competitions of research works. The author generalizes his own pedagogical experience of solving this problem, accumulated by him in Surgut College of Russian culture A. S. Znamensky. He comes to the conclusion that as a result of competitions students developed personal self-determination through the formation and activation of subjective positions, made in-depth knowledge of the disciplines of the musical-theoretical cycle, developed research abilities and focus on success, and as a result - the development of their personal self-realization.

Keywords: development of creative self-realization, students of the College of culture and arts, competition.

Среди основных ориентиров модернизации отечественной системы образования, которые определены в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.», можно выделить создание благоприятных условий для самореализации человека, свободного развития его творческих способностей, механизмов стимулирования профессионального и личностного развития молодежи.

В условиях современной общественно-культурной ситуации от обучающихся образовательных учреждений сферы культуры и искусства, сущность деятельности которых заключается в освоении и распространении культурных и художественных ценностей, требуется творческий поиск, создание художественных продуктов и оригинальных проектов. Однако это осуществимо при условии развитых у них способностей к саморазвитию и самореализации в различных видах творческой деятельности [3].

Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, Федеральным государственным требованиям дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы, обучающиеся по специальностям «Вокальное искусство», «Инструментальное исполнительство», «Музыкальное звукооператорское мастерство», «Сольное и хоровое народное пение», «Хоровое дирижирование» студенты должны овладеть:

- общекультурными компетенциями - способностью решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием;

- профессиональными компетенциями - умением выполнять теоретического и исполнительского анализа музыкального произведения, применением базовых теоретических знаний в процессе поиска интерпретаторских решений, планированием и анализом результатов деятельности; навыками письменного изложения мыслей о музыке, жизни и творчестве композиторов, включая исторический обзор с применением музыкальных терминов.

Но это невозможно осуществить без развитых у него способностей к саморазвитию и самореализации в различных видах творческой деятельности.

Однако анализ содержания учебных планов, программ, состояния современной практики обучения студентов колледжей культуры, обучающихся по специальностям, связанным с музыкальным искусством, свидетельствуют о недостатке внимания педагогов к проблеме творческой самореализации обучаемых. Данный процесс осуществляется спонтанно и не всегда эффективно [6].

Участие обучаемых в конкурсах исследовательских работ может способствовать развитию самореализации студентов.

Современными исследователями подчеркивается, что механизм самореализации в процессе освоения обучающимся музыкальной культуры осуществим именно через музыкальную деятельность, в нашем случае - исследовательскую (в рамках музыкально-теоретической), выступающей средством обработки информации, заложенной в музыкальном произведении, являющегося многоуровневой информационной структурой [4, 2013]. Сама музыкальная культура посредством образных ассоциаций способна воздействовать на воображение, эмоции и подсознание, а эмоциональное внушение влечет нацеленность обучающегося на отождествление собственных возможностей с содержанием аксиологических установок. Значимо то, что постижение музыкальной

культуры служит средством освоения обучающимися культурных и художественных ценностей в процессе развития самореализации [1, с. 203].

Конкурсы исследовательских работ «Этюды о музыке и музыкантах», которые проводились в Сургутском колледже русской культуры им. А.С. Знаменского, имеют своей направленностью:

- развитие музыкальной грамотности участников;

- расширение у них представлений о закономерностях музыкального искусства и его природе, формах бытования музыки, творчестве композиторов и исполнителей;

- приобретение обучающимися навыков написания исследовательских работ, мотивации углубленного изучения музыкально-литературных источников и самостоятельной работы с ними;

- формирование навыков анализа нотно-текстового материала рассматриваемых музыкальных сочинений;

- освоение возможностей музыкально-компьютерных технологий, связанных с набором нотного текста, работой со звуковыми/визуальными материалами.

В трижды проведенных конкурсах «Этюды о музыке и музыкантах» с 2017 по 2019 гг. на базе Сургутского колледжа русской культуры им. А.С. Знаменского участие приняли обучающиеся из разных образовательных учреждений сферы культуры и искусства, таких как: Калининградский музыкальный колледж, Нижнетагильский колледж искусств, Орский колледж искусств, Саратовский музыкальный колледж, Свердловское музыкальное училище, Сургутский музыкальный колледж; детские музыкальные школы и школы искусств Екатеринбурга, Орска и др.

Известно, что общение с музыкальным произведением в процессе его эмпирического познания и теоретического анализа - исследования, ведет к формированию ценностно-смыслового пространства у каждого обучающегося. Именно при условии направленной деятельности осуществляется перевод художественных ценностей в индивидуальную систему ценностей, имеющих личностный смысл, - художественно-эстетическое отношение, которое лежит в основе сознания личности, и объединяет в себе смысложизненные ценности, принципы, отношение к действительности, самому себе [4, с. 71]. Так, становление индивидуальной системы ценностей обучающегося напрямую воздействует на развитие его самореализации в процессе исследовательской работы в рамках конкурсной деятельности.

Проводимые конкурсы «Этюды о музыке и музыкантах», являющиеся формой организации исследовательской работы во время занятий и во внеурочное время, служили развитию самореализации обучающихся, что характеризовалось наличием ценностных установок, определяющих процесс самореализации, мотивацией их личностного достижения как ценности, увлеченностью исследовательской работой, стремлением к самосовершенствованию, инициативностью и самостоятельностью, оригинальностью решений исследовательских вопросов.

Данные конкурсы служили и развитию изобретательских способностей обучающихся, через создание ими приложений - набранные в программах нотного редактирования нотные примеры, отредактированные аудио/видео-примеры, аудиовизуальные презентации; служили приобретению обучающимися опыта участия в конкурсной деятельности, самовыражению через личностно-значимое компьютерное творчество и развитию самореализации посредством дальнейшего применения этих работ в учебном процессе музыкально-теоретических дисциплин, поскольку каждый последующий конкурс позволяет учитывать опыт предыдущих участников, через ознакомление с их работами (банком работ) в электронном виде.

В зависимости от возраста и интеллектуальных возможностей общий состав участников конкурсов «Этюды о музыке и музыкантах» подразделялся на несколько возрастных групп: I группа - учащиеся до 12 лет, II группа - учащиеся от 13 лет, Ш группа -студенты до 1б лет, IV группа - студенты от 17 лет. Было установлено целесообразным присуждение наград по номинациям в зависимости от наиболее перспективных сторон исследований: для учащихся за - «глубокое раскрытие темы», «качественную работу со звуковыми материалами» и др.; для студентов за - «музыкально-исследовательские достижения», «анализ оркестровой партитуры», и др. Среди исследовательских тем,

представленных учащимися в I и II возрастных группах: «Странный» танец ригодон» (Гарри С., Сургутский колледж русской культуры, г. Сургут), «Музыка колоколов» (Христина М., Детская музыкальная школа № 1, г. Екатеринбург), «Среди соловьиных трелей» (Ульяна М., Детская школа искусств № 4, г. Орск), и др. Студентами колледжей культуры и искусств -участниками III и IV возрастных групп были представлены такие темы, как: «Оркестрово-изобразительные приемы А. Лядова в симфонической картине «Баба Яга» (Павел Ш., Сургутский колледж русской культуры, г. Сургут); «Долой рутину с оперных подмостков» (Карина Ю., Свердловское музыкальное училище, г. Екатеринбург); «DanielRobert «Danny» Elfman. Жизнь и творчество «непростого» композитора» (Дарья М., Нижнетагильский колледж искусств, г. Нижний Тагил).

Участникам конкурса был предложен тест на выявление отношения к исследовательской работе в рамках музыкально-теоретической деятельности (модификация теста В.И. Петрушина) [7]. Тест проводился дважды - на этапе реализации идеи при выборе исследовательских тем и на этапе анализа результатов при подведении итогов, - что служило выявлению динамики развития положительного отношения к исследовательской работе обучаемых, находящегося в зависимости от роста их профессионализма в исследовательской работе.

При выполнении теста на этапе реализации идеи общий средний результат составил в 2017 г. - 13 баллов, в 2018 и 2019 гг. - 14 баллов, так обучающиеся показали средний уровень положительного отношения к исследовательской работе. Однако при выполнении теста на этапе анализа результатов общий средний результат составил в 2017 г. - 19 баллов, в 2018 г. - 20 баллов, в 2019 г. - 20,5 баллов, что свидетельствовало о высоком уровне у обучающихся положительного отношения к исследовательской работе. Сравнение результатов тестирования на двух этапах показал: разница в количестве баллов по среднему результату оценок свидетельствовала о динамике развития положительного отношения к исследовательской работе и о росте профессионализма обучающихся в музыкально-теоретической деятельности.

В организации конкурсной работы использовались рефлексивные процедуры, в которые вовлекались обучающиеся. После подведения итогов - распределения награждений, обучающимся был предложен тест для рефлексивной самооценки собственных исследовательских возможностей в музыкально-теоретической деятельности (модификация теста Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина [5]).

При оценивании результатов один балл ставился в случае совпадения ответа с тем, который есть в ключе. Для выявления индивидуальных результатов подсчитывалась общая сумма баллов: 1-8 - начальный уровень, 9-12 - средний, 13-15 - высокий; производился расчет среднего результата оценок для всех конкурсантов. Средний результат в 2017 г. составил 13 баллов, в 2018 г. - 13,5 баллов, а в 2019 г. - 14,5 баллов, что свидетельствовало о высоком уровне у обучающихся рефлексивной самооценки их исследовательских возможностей в музыкально-теоретической деятельности. При выявлении уровня у обучающихся рефлексивной самооценки их исследовательских возможностей в музыкально-теоретической деятельности было установлено следующее: осмысляя собственные действия относительно письменного анализа музыкального произведения и систематизации информации о музыкальном творчестве, обучающиеся узнают о себе что-то новое; для достижения убедительности в словесном описании музыкальных персонажей обучающимся важно перевоплощаться в них с полным сочувствием - входить в их жизнь, становиться на их точку зрения, смотреть на мир их взглядом; обучающиеся фантазируют о том, как их творческая жизнь могла бы сложиться иначе, если бы продолжали заниматься исследовательской работой; расхождение взглядов однокурсников/педагога относительно созданного студентом исследовательского продукта с его собственными служат для него источником ценной информации; студенты склонны переживать в случае, если им не удалось выразить определенные мысли в письменном анализе музыкального произведения.

Конкурсы «Этюды о музыке и музыкантах» мотивировали обучающихся к исследовательской работе. В рамках конкурсной деятельности реализовался принцип интеграции, являющийся для современного образования необходимым требованием и

определяющийся взаимопроникновением и единством целей, задач и содержания учебного процесса [2]. Интеграция при этом осуществлялась на уровне межпредметных связей, урочной и внеурочной деятельности.

Для создания исследовательских работ обучающиеся знакомились с композиторской техникой, ее приемами и средствами, что позволило им проявлять творческую активность, рассуждать, осознать значение саморазвития в исследовательской работе для своей будущей профессиональной деятельности.

В результате проведения конкурсов исследовательских работ «Этюды о музыке и музыкантах» у обучающихся развивалось личностное самоопределение через становление и активизацию субъектных позиций; производилось углубленное получение знаний по дисциплинам музыкально-теоретического цикла; стимулировалось развитие социальной активности при эмоциональном обогащении жизни; развивались исследовательские способности и ориентация на успех, и как следствие - развитие их личностной самореализации в конкурсной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Кашина, Н.И. Методика освоения подростками традиционных культурных и художественных ценностей [Текст] / Н.И. Кашина // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 6 (55). - С. 203-205.

2. Кашина, Н.И. Методологические основы музыкального образования в казачьих учебных заведениях [Электронный ресурс] / Н.И. Кашина // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8266. - 16.05.2019.

3. Кашина, Н.И. Проблема развития творческой самореализации студентов колледжа культуры и искусств в процессе музыкально-композиционной деятельности [Текст] / Н.И. Кашина, Д.Н. Павлов // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2016. - № 3. - С. 11-15.

4. Кашина, Н.И. Психологические предпосылки освоения личностью традиционных культурных и художественных ценностей [Текст] / Н.И.Кашина, Н.Г. Тагильцева // Мир науки, культуры, образования. -2014. - № 5 (48). - С. 71-73.

5. Леонтьев, Д.А. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин // Психология : журн. высш. шк. экономики. - 2014. - № 4. -С. 110-135.

6. Павлов, Д.Н. К проблеме развития творческой самореализации студентов колледжа культуры и искусств в процессе музыкально-композиционной деятельности [Текст] / Д.Н. Павлов, Н.И. Кашина // Философия и искусство : материалы V Междунар. конф. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2016. - С. 259-265.

7. Петрушин, В.И. Музыкальная психология [Текст] : учeб. пособие для вузов / В.И. Петрушин. - 3-е изд. - М. : Академ. проект : Гаудеамус, 2009. - 400 с.

REFERENCES

1. Kashina N.I. Metodika osvoeniya podrostkami tradicionnykh kul'turnykh i khudozhestvennykh cennostei [Methods for the development by adolescents of traditional cultural and artistic values]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, education], 2015, no. 6 (55), pp. 203-205.

2. Kashina N.I. Metodologicheskie osnovy muzykal'nogo obrazovaniya v kazach'ikh uchebnykh zavedeniyakh [Elektronnyi resurs] [Methodological foundations of music education in Cossack schools]. Sovremennye problem nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2013, no. 1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8266 (Accessed 16.05.2019).

3. Kashina N.I., Pavlov D.N. Problema razvitiya tvorcheskoi samorealizacii studentov kolledzha kul'tury i iskusstv v processe muzykal'no-kompozicionnoi deyatel'nosti [The problem of the development of creative self-realization of students of the College of Culture and Arts in the process of musical compositional activity].

Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii [Innovative projects and programs in education], 2016, no. 3, pp. 11-15.

4. Kashina N.I., Tagil'ceva N.G. Psikhologicheskie predposylki osvoeniya lichnost'yu tradicionnykh kul'turnykh i khudozhestvennykh cennostei [Psychological prerequisites for the development of individual traditional cultural and artistic values]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, education], 2014, no. 5 (48), pp. 71-73.

5. Leont'ev D.A., Osin E.N. Refleksiya «khoroshaya» i «durnaya»: ot obyasnitel'noi modeli k differencial'noi diagnostike [Reflection "good" and "bad": from the explanatory model to the differential diagnosis]. Psikhologiya: zhurn. vysshei shk. ekonomiki [Psychology], 2014, no. 4, pp. 110-135.

6. Pavlov D.N., Kashina N.I. K probleme razvitiya tvorcheskoi samorealizacii studentov kolledzha kul'tury i iskusstv v processe muzykal'no-kompozicionnoi deyatel'nosti [To the problem of development of creative self-realization of students of the College of Culture and Arts in the process of musical compositional activity].

Filosofiya i iskusstvo: materialy V Mezhdunar. konf. [Philosophy and art]. Moscow: RAM im. Gnesinykh, 2016, pp. 259-265.

7. Petrushin V.I. Muzykal'naya psikhologiya: ucheb. posob. dlya vuzov [Musical psychology]. 3-e izd. Moscow: Akadem. proekt: Gaudeamus, 2009. 400 p.

УДК 373.2

С.Ю. Парфенов,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологических и

информационных систем ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

г. Москва, Россия 998047@mail.ru ORCID: 0000-0002-1649-9796 С.С. Останин,

студент 2 курса магистратуры по направлению «Робототехника и электроника в

образовании»

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

г. Москва, Россия

Разработка адаптивной методической системы обучения программированию с помощью технических компонентов

системы «умный дом»

В работе представлен процесс разработки адаптивной методической системы обучения программированию с помощью технических компонентов системы «умный дом». Описаны результаты анализа комплектов Arduino и системы «умный дом», как средства обучения программированию. Так же представлена модель адаптивной методической системы и описано ее содержание.

В статье описаны 5 основных компонентов, из которых состоит адаптивная методическая система обучения. Основными компонентами являются целевой, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный. Кроме этого, в построенную модель входит адаптация методической системы обучения. Механизмом адаптации является разделение практических заданий на три уровня сложности (базовый, технический, продвинутый).

Кроме того, в статье представлены результаты проведенной опытно-поисковой работы. По результатам которой была оценена результативность и эффективность разработанной адаптивной методической системы обучения.

Ключевые слова: программирование, Arduino, умный дом.

S.Yu. Parfenov,

Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of Technological and Informational

Systems

Moscow State Pedagogical University Moscow, Russia S.S. Ostanin, Master's student Direction Robotics and Electronics in Education Moscow State Pedagogical University Moscow, Russia

Development of an adaptive methodical system for teaching programming with the help of technical components of the smart home system

The paper presents the process of developing an adaptive methodological system for teaching programming using the technical components of the smart home system. The results of the analysis of sets of Arduino and the system of "smart home", as a means of learning programming, are described. The model of the adaptive methodical system is also presented.

The article describes 5 main components of which the adaptive methodical training system consists. The main components are targeted, informative, operational-activity, control and regulation, estimated and effective. In

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.