Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подвижные игры / технология / координация / здоровьесберегающее поведение

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боконяев Ярослав Сергеевич

Данная статья посвящена вопросам использования подвижных игр детей младшего школьного возраста. Рассмотрены особенности реализации здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Боконяев Ярослав Сергеевич, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск

E-mail: rogachevaolga1999@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам использования подвижных игр детей младшего школьного возраста. Рассмотрены особенности реализации здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании учащихся.

Ключевые слова: подвижные игры, технология, координация, здоровьесберегающее поведение.

Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т. д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность [2].

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т. д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм - баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др., которые целесообразно использовать в старшей и подготовительной к школе группах детского сада. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. В работе с дошкольниками их применяют с упрощенными правилами.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, бабочку, волка, гуся, обезьяну и т. д.

Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры типа перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования (например, «Кто скорее добежит к своему флажку?»); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, кегли и т. п.) [5].

Игра в соединении с движениями становится необходимым условием здоровьесбережения и средством разностороннего развития дошкольника, привития любви к физической культуре и потребности в здоровом образе жизни

[4].

Так с целью формирования здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников используются следующие виды игр:

1. Подвижные игры и спортивные игры с правилами направлены на развитие основных видов движений (бег, прыжки, равновесие, ходьба, ползание и лазание, бросание и ловля мяча, метание).

2. Дидактические игры (с предметами, настольно-печатные, словесные) способствуют накоплению знаний детей о здоровье, обретению умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье.

3. Сюжетно-ролевые игры наиболее часто применяются для закрепления ранее полученных знаний. В процессе творческих сюжетно-ролевых игр с валеологической тематикой дети накапливают опыт бережного отношения к своему и чужому здоровью.

4. Игры-имитации имеют оздоровительную направленность, так как в них используются элементы дыхательной и артикуляционной гимнастики, а также психогимнастики.

5. Игровые ситуации применяются для выработки у детей первоначального ситуативного поведения, направленного на охрану и укрепление собственного здоровья.

Значительное место в программе физкультурных развлечений для старших детей занимают игровые задания соревновательного типа (эстафеты, спортивные игры), которые позволяют играющим детям наиболее отчетливо ощутить присутствие друг друга, научиться считаться с игровым поведением партнеров и взаимодействовать с ними. Не менее важна и игровая гимнастика, основной целью которой является поднятие настроения и мышечного тонуса детей, а также обеспечение профилактики нарушений осанки. Воспитание культуры здоровья дошкольников осуществляется параллельно с физическим развитием посредством включения в занятия дидактических и сюжетно-ролевых игр, а также игр-имитаций и игровых ситуаций [1].

Игровой материал валеологической направленности органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении

86

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности и т. д. Развитие психологического здоровья осуществляется посредством применения таких игровых приемов, как:

- пальчиковые упражнения;

- игровая психогимнастика;

- игровые психотерапевтические техники;

- сказкотерапия;

- коммуникативные игры (игры разной степени подвижности, логоритмика, артикуляционная и пальчиковая гимнастика и т. д.);

- дыхательная гимнастика в игровой форме [3].

Исходя из представленного выше, в педагогическую работу, направленную на формирование и развитие здоровьесберегающего поведения школьников, принято включать:

1) дидактические игры, сюжетные игры и игровые ситуации;

2) подвижные игры с музыкальным сопровождением (логоритмика);

3) игры с элементами спортивных игр (эстафеты, игры на прогулках и т. д.);

4) игровую гимнастику и психогимнастику;

5) игровые психотерапевтические техники.

Все эти игры используются комплексно, в течение всего дня.

Таким образом, подвижные игры различной направленности являются эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания и развития детей школьного возраста. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения.

Литература:

1. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания: учебное пособие / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина. - Москва: Просвещение, 1990. - 286 с.

2. Виленская Т.Е. Теория и методика физического воспитания: оздоровительные технологии физического воспитания младших школьников: учебное пособие / Т.Е. Виленская. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2020. -285 с.

3. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 111 классов: программа / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - Москва: Просвещение, 2012. - 126 с.

87

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

4. Съёмова С.Г. Физическое воспитание школьников в современных условиях школы / С.Г. Съёмова. - Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2018. - № 4. - С. 133-136.

5. Чаленко И.А. Современные уроки физической культуры в начальной школе: книга для педагога / И.А. Чаленко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 256 с.

6. Шалаев О.С. Подвижные игры: учебное пособие / О.С. Шалаев, В.Ф. Мишенькина, Е.Ю. Ковыршина; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск, 2019. - 158 с.

88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.