Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ БАСКЕТБОЛА'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ БАСКЕТБОЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ловкость / баскетбол / координация / выносливость

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бикбулатов Марат Эльдарович

Данная статья посвящена вопросам развития ловкости у обучающихся среднего школьного возраста. Рассмотрены особенности использования средств баскетбола при формировании ловкости у учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бикбулатов Марат Эльдарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ БАСКЕТБОЛА»



ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ БАСКЕТБОЛА

Бикбулатов Марат Эльдарович, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск

E-mail: rogachevaolga1999@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам развития ловкости у обучающихся среднего школьного возраста. Рассмотрены особенности использования средств баскетбола при формировании ловкости у учащихся

Ключевые слова: ловкость, баскетбол, координация, выносливость.

Среди двигательных способностей' человека, ловкость занимает особое положение. Она имеет самые многообразные связи с остальными двигательными способностями, поэтому носит наиболее комплексный' характер.

Под ловкостью понимают, во-первых, овладение двигательными координациями; во-вторых, овладение спортивными движениями и их совершенствование; в-третьих, целесообразное применение навыков в соответствии с требованиями быстро меняющейся обстановки, а также рациональное их перестроение [5]. При выполнении двигательной" деятельности, для характеристики координационных возможностей' человека долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с середины 70-х гг. все чаще используют термин «координационные способности».

Ловкость и гибкость относят к числу основных физических качеств. Ловкость достаточно хорошо развивается в процессе индивидуальной жизни человека, в том числе при спортивной' тренировке. Качество ловкости представляет собой' сложный' комплекс способностей. В противоположность этому гибкость находится под значительным генетическим контролем, требуется тщательный' отбор и раннее ее развитие в онтогенезе [6].

Критериями ловкости являются координационная сложность, точность движений и быстрое их выполнение. В основе этих способностей" лежат явления экстраполяции, хорошая ориентация в вероятное среде, предвидение возможной" будущей' ситуации, быстрая реакция на движущийся предмет, высокий" уровень лабильности и подвижности нервных процессов, умение легко управлять различными мышцами.

Баскетбол как средство физического воспитания нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения. В системе

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

народного образования баскетбол включен в программы физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования [2].

Важной' особенностью игры в баскетбол является быстрая смена методов и действий, то есть ситуаций, в которых должна быть продемонстрирована точность, скорость и координация движений. Простейшие технические меры, а также более сложные физические упражнения и комплексы упражнений на основе баскетбола направлены на развитие скорости, координации и гибкости.

Разнообразие технических и тактических действий' игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств.

Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей' его жизни в самостоятельных формах занятий физической' культуры.

Умение быстро и точно выполнять сложные по координации движения называется ловкостью. Игра в баскетбол сама по себе является отличным средством для развития ловкости, однако тренировать и развивать это качество специальными упражнениями необходимо каждому баскетболисту.

Успешное действие игроков во многом определяется развитием навыков. Эта способность зависит от совершенства нервно-моторной регуляции, высокой' точности координат во времени и пространстве, а также от скорости адаптации этой' координации в ситуациях внезапного изменения [1].

Сначала игроки развивают способность контролировать пространственную точность движений, а затем способность точно контролировать движение во времени. Намного позже улучшилось умение выполнять задачи в изменчивых и изменяющихся условиях игры. Это требует наиболее сложной' деятельности верхних отделов головного мозга и связано с заключительными этапами созревания коры головного мозга.

Современный' баскетбол - это спортивная игра, характеризующаяся очень высокой' физической' активностью и интенсивностью игровых действий, требующая от игрока мобилизации функциональных и скоростных качеств.

Ловкость складывается из способности баскетболиста быстро и смело осваивать сложные по координации действия, правильно решать сложные двигательные задачи, а также быстро перестраивать свою деятельность в соответствии с условиями изменяющейся обстановки. Таким образом, условием успешного совершенствования ловкости является систематическое использование таких упражнений, которые всегда в определённой" мере оказываются для игрока новыми и неожиданными.

Для баскетболиста чрезвычайно важны умения, высоко координированные действия в безопорном положении, различные действия с мячом и действия в

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

сложных, быстро изменяющихся условиях, для которых характерны трудные исходные и промежуточные положения тела [2].

С целью развития у игроков умения управлять своим телом в воздухе следует в упражнениях удлинять время безопорной' фазы (время «полета»).

Для этого используются различные пружинные мостики и батут. Высоко выпрыгивая, игрок получает возможность выполнять предлагаемые тренером сложные задания по доставанию ряда подвешенных предметов, выполнению передач и бросков мяча, преодолению препятствий.

Хорошие результаты дают также упражнения в раскачивании на канате, шесте или кольцах с последующими разнообразными соскоками, рассчитанными на преодоление препятствий и на точность приземления [3].

Процесс совершенствования координации движений с использованием мячей' должен как бы обгонять процесс совершенствования в технике игры, идти вперед него, предъявляя к игроку повышенные требования в отношении качества владения мячом.

На эффективность баскетбола у детей влияют их интеллектуальные свойства, природа нервной системы и навыки тактического мышления. Спортивные игры требуют скорости и объема визуального восприятия, скорости обработки информации, развитого оперативного мышления, хорошей кратковременной' памяти, стабильности внимания и невосприимчивости к помехам.

Хорошим помощником в развитии навыка может стать метод освоения упражнений в обоих направлениях. К ним относятся упражнения с левой' и правой руками, левой' и правой сторонами и т. д. Это также относится к методикам улучшения техники [3].

С увеличением точности пространственной' ориентации школьники могут использовать методы, которые выполняют контрастные задачи (например, бросать мяч на разные расстояния (5 и 10 метров) в цель) и временно отключать визуальный" контроль (мяч с завязанными глазами) держать).

Процесс обучения опирается на некоторые общие положения — принципы, которые отражают закономерности педагогического процесса и в связи с этим носят обязательный' характер при решении образовательных и воспитательных задач.

К основным принципам обучения относятся: принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип постепенности, принцип систематичности и последовательности

Таким образом, для развития у баскетболистов координации движений в быстро меняющихся игровых ситуациях с чередующимися трудными исходными и промежуточными положениями рекомендуется использовать поточные комплексные упражнения типа полосы препятствий, выполняемые в быстром темпе одно вслед за другим.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Литература:

1. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания: учебное пособие / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина. - Москва: Просвещение, 1990. - 286 с.

2. Виленская Т.Е. Теория и методика физического воспитания: оздоровительные технологии физического воспитания младших школьников: учебное пособие / Т.Е. Виленская. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2020.

- 285 с.

3. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 111 классов: программа / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - Москва: Просвещение, 2012.

- 126 с.

4. Съёмова С.Г. Физическое воспитание школьников в современных условиях школы / С.Г. Съёмова. - Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2018. - № 4. - С. 133-136.

5. Чаленко И.А. Современные уроки физической культуры в начальной школе: книга для педагога / И.А. Чаленко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 256 с.

6. Шалаев О.С. Подвижные игры: учебное пособие / О.С. Шалаев, В.Ф. Мишенькина, Е.Ю. Ковыршина; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск, 2019. - 158 с.

»

84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.