ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ БАСКЕТБОЛА
Бикбулатов Марат Эльдарович, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск
E-mail: rogachevaolga1999@mail.ru
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам развития ловкости у обучающихся среднего школьного возраста. Рассмотрены особенности использования средств баскетбола при формировании ловкости у учащихся
Ключевые слова: ловкость, баскетбол, координация, выносливость.
Среди двигательных способностей' человека, ловкость занимает особое положение. Она имеет самые многообразные связи с остальными двигательными способностями, поэтому носит наиболее комплексный' характер.
Под ловкостью понимают, во-первых, овладение двигательными координациями; во-вторых, овладение спортивными движениями и их совершенствование; в-третьих, целесообразное применение навыков в соответствии с требованиями быстро меняющейся обстановки, а также рациональное их перестроение [5]. При выполнении двигательной" деятельности, для характеристики координационных возможностей' человека долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с середины 70-х гг. все чаще используют термин «координационные способности».
Ловкость и гибкость относят к числу основных физических качеств. Ловкость достаточно хорошо развивается в процессе индивидуальной жизни человека, в том числе при спортивной' тренировке. Качество ловкости представляет собой' сложный' комплекс способностей. В противоположность этому гибкость находится под значительным генетическим контролем, требуется тщательный' отбор и раннее ее развитие в онтогенезе [6].
Критериями ловкости являются координационная сложность, точность движений и быстрое их выполнение. В основе этих способностей" лежат явления экстраполяции, хорошая ориентация в вероятное среде, предвидение возможной" будущей' ситуации, быстрая реакция на движущийся предмет, высокий" уровень лабильности и подвижности нервных процессов, умение легко управлять различными мышцами.
Баскетбол как средство физического воспитания нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения. В системе
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
народного образования баскетбол включен в программы физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования [2].
Важной' особенностью игры в баскетбол является быстрая смена методов и действий, то есть ситуаций, в которых должна быть продемонстрирована точность, скорость и координация движений. Простейшие технические меры, а также более сложные физические упражнения и комплексы упражнений на основе баскетбола направлены на развитие скорости, координации и гибкости.
Разнообразие технических и тактических действий' игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств.
Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей' его жизни в самостоятельных формах занятий физической' культуры.
Умение быстро и точно выполнять сложные по координации движения называется ловкостью. Игра в баскетбол сама по себе является отличным средством для развития ловкости, однако тренировать и развивать это качество специальными упражнениями необходимо каждому баскетболисту.
Успешное действие игроков во многом определяется развитием навыков. Эта способность зависит от совершенства нервно-моторной регуляции, высокой' точности координат во времени и пространстве, а также от скорости адаптации этой' координации в ситуациях внезапного изменения [1].
Сначала игроки развивают способность контролировать пространственную точность движений, а затем способность точно контролировать движение во времени. Намного позже улучшилось умение выполнять задачи в изменчивых и изменяющихся условиях игры. Это требует наиболее сложной' деятельности верхних отделов головного мозга и связано с заключительными этапами созревания коры головного мозга.
Современный' баскетбол - это спортивная игра, характеризующаяся очень высокой' физической' активностью и интенсивностью игровых действий, требующая от игрока мобилизации функциональных и скоростных качеств.
Ловкость складывается из способности баскетболиста быстро и смело осваивать сложные по координации действия, правильно решать сложные двигательные задачи, а также быстро перестраивать свою деятельность в соответствии с условиями изменяющейся обстановки. Таким образом, условием успешного совершенствования ловкости является систематическое использование таких упражнений, которые всегда в определённой" мере оказываются для игрока новыми и неожиданными.
Для баскетболиста чрезвычайно важны умения, высоко координированные действия в безопорном положении, различные действия с мячом и действия в
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
сложных, быстро изменяющихся условиях, для которых характерны трудные исходные и промежуточные положения тела [2].
С целью развития у игроков умения управлять своим телом в воздухе следует в упражнениях удлинять время безопорной' фазы (время «полета»).
Для этого используются различные пружинные мостики и батут. Высоко выпрыгивая, игрок получает возможность выполнять предлагаемые тренером сложные задания по доставанию ряда подвешенных предметов, выполнению передач и бросков мяча, преодолению препятствий.
Хорошие результаты дают также упражнения в раскачивании на канате, шесте или кольцах с последующими разнообразными соскоками, рассчитанными на преодоление препятствий и на точность приземления [3].
Процесс совершенствования координации движений с использованием мячей' должен как бы обгонять процесс совершенствования в технике игры, идти вперед него, предъявляя к игроку повышенные требования в отношении качества владения мячом.
На эффективность баскетбола у детей влияют их интеллектуальные свойства, природа нервной системы и навыки тактического мышления. Спортивные игры требуют скорости и объема визуального восприятия, скорости обработки информации, развитого оперативного мышления, хорошей кратковременной' памяти, стабильности внимания и невосприимчивости к помехам.
Хорошим помощником в развитии навыка может стать метод освоения упражнений в обоих направлениях. К ним относятся упражнения с левой' и правой руками, левой' и правой сторонами и т. д. Это также относится к методикам улучшения техники [3].
С увеличением точности пространственной' ориентации школьники могут использовать методы, которые выполняют контрастные задачи (например, бросать мяч на разные расстояния (5 и 10 метров) в цель) и временно отключать визуальный" контроль (мяч с завязанными глазами) держать).
Процесс обучения опирается на некоторые общие положения — принципы, которые отражают закономерности педагогического процесса и в связи с этим носят обязательный' характер при решении образовательных и воспитательных задач.
К основным принципам обучения относятся: принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип постепенности, принцип систематичности и последовательности
Таким образом, для развития у баскетболистов координации движений в быстро меняющихся игровых ситуациях с чередующимися трудными исходными и промежуточными положениями рекомендуется использовать поточные комплексные упражнения типа полосы препятствий, выполняемые в быстром темпе одно вслед за другим.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Литература:
1. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания: учебное пособие / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина. - Москва: Просвещение, 1990. - 286 с.
2. Виленская Т.Е. Теория и методика физического воспитания: оздоровительные технологии физического воспитания младших школьников: учебное пособие / Т.Е. Виленская. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2020.
- 285 с.
3. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 111 классов: программа / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - Москва: Просвещение, 2012.
- 126 с.
4. Съёмова С.Г. Физическое воспитание школьников в современных условиях школы / С.Г. Съёмова. - Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2018. - № 4. - С. 133-136.
5. Чаленко И.А. Современные уроки физической культуры в начальной школе: книга для педагога / И.А. Чаленко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 256 с.
6. Шалаев О.С. Подвижные игры: учебное пособие / О.С. Шалаев, В.Ф. Мишенькина, Е.Ю. Ковыршина; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск, 2019. - 158 с.
»
84