3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования от 6 октября 2009 г. № 413 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578) [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/. -Дата обращения 01.10.2016.
4. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации на период до 2020 года, от 24 апреля 2015 г. № 729-р [Электронный ресурс] // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70895794/. - Дата обращения 01.10.2016.
5. САМБО : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / сост. С.Е. Табаков, С.В. Елисеев, А.В. Конаков. - М. : Советский спорт, 2005. - 240 с.
6. Чумаков, Е.М. 100 уроков САМБО / Е.М. Чумаков ; под ред. С.Е. Табакова. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2005. - 448 с.
7. Шестаков, В.Б. САМБО - наука побеждать. Теоретические и методические основы подготовки самбистов : учебное пособие / В.Б. Шестаков, С.В. Ерегина, Ф.В. Емельяненко. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2012. - 224 с.
REFERENCES
1. The federal state educational standard of the primary general education of October 06, 2009 No. 373 (in an edition. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 31.12.2015 No. 1576), available at: http://base.garant.ru/197127/.
2. The federal state educational standard of the main general education of December 17, 2010 No. 1897 (in an edition. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 31.12.2015 No. 1577), available at: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/documenti/prikaz-ot-17-dekabrya-2010-g-1897.html.
3. The federal state educational standard of the secondary general education of October 6, 2009 No. 413 (in an edition. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 31.12.2015 No. 1578), available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/.
4. The concept of development of additional education of children in the Russian Federation for the period till 2020, of April 24, 2015 No. 729-r, available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70895794/.
5. Tabakov, S.E., Eliseev, S.V. and Konakov, A.V. (2005), SAMBO: Approximate program of sports preparation for children's and youth sports schools, specialized schools of the Olympic allowance, for children and young people, Soviet Sport, Moscow.
6. Chumakov, E.M. (2005), 100 lessons of SAMBO, FAIR-PRESS, Moscow.
7. Shestakov, V B., Eregina S.V. and Emelyanenko, F.V. (2012), Sambo - science to win. Theoretical and methodical bases of training of sambo wrestlers: education guidance, OLMA of Media groups, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.11.2016
УДК 796.323.2
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЛОВКОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ 16-18
ЛЕТ
Борис Ефимович Лосин, доктор педагогических наук, профессор, Аль Анссари Захид Сбхи Абдул Разак, аспирант, Евгений Рафаилович Яхонтов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта)
Аннотация
В работе рассматриваются подходы к оценке специальной ловкости (ручной и телесной) юных квалифицированных баскетболистов. Установлена степень влияния показателей специальной
ловкости юных квалифицированных баскетболистов на эффективность их игровой деятельности.
Ключевые слова: координационные способности, телесная ловкость, ручная ловкость, эффективность соревновательной деятельности баскетболистов.
CORRELATION OF INDICATORS OF DEXTERITY AND EFFICIENCY OF GAME ACTIVITIES OF YOUNG SKILLED BASKETBALL PLAYERS AGED 16-18 YEARS
OLD
Boris Efimovich Losin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Al Anssari Zakhid Sbkhi Abdul Razak, the post-graduate student, Evgeny Rafailovich Yakhontov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article considers the approaches to assessment of the special dexterity (manual and corporal) of young skilled basketball players. Extent of influence of the indicators of the special dexterity of the young skilled basketball players on efficiency of their game activities has been established.
Keywords: coordination capabilities, corporal dexterity, manual dexterity, efficiency of competitive activities of basketball players.
ВВЕДЕНИЕ
Современный баскетбол характеризуется действиями игроков в условиях дефицита времени и жесткого контакта соперников. Повышение интенсивности игровых действий баскетболистов отмечается специалистами уже в течение ряда десятилетий. Для успешной деятельности в такой игре, баскетболисты должны отличаться высоким уровнем развития специальных качеств или способностей, которые в теории спорта связывают с понятием «ловкость».
Относительно содержания этого понятия существуют разные мнения.
Ю.Ф. Курамшин с соавт. [4] отмечает, что термин «ловкость» широко использовался в отечественной теории и методике физической культуры, но, начиная с 70-х гг., все чаще используют термин «координационные способности» (КС). По его мнению, эти понятия близки по смыслу, но не тождественны по содержанию. Различие координационных способностей и ловкости заключается в том, что ловкость проявляется в неожиданных ситуациях, которые требуют «двигательной находчивости», которую Н.А. Берн-штейн [2] считал специфическим и существенным признаком ловкости, т.е. тем, что отличает ее от координации движений.
Координация движений (основной компонент ловкости) - способность точно выполнять двигательные задачи на основе взаимодействия нервной и мышечной систем.
Л.П. Матвеев относит понятие координационные способности к разделу технической подготовки спортсменов. Так, в пособии «Основы спортивной тренировки» автор отмечает: «Кроме освоения навыков существенной стороной раздела технической подготовки должно быть воспитание координационных способностей, от которых в решающей мере зависит степень спортивно-технического совершенствования» [7, С. 111]. В раздел физической подготовки автор включает силовую подготовку, воспитание скоростных способностей, воспитание гибкости и воспитание выносливости.
Е.Н. Захаров с соавт. в своей Энциклопедии физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) [3], также не включает понятия ловкость и координация в перечень компонентов физической подготовки.
Райнер Мартенс [3], придерживаясь принятого в западной теории спорта подхода, рассматривает ловкость в тесной связи с равновесием. Равновесие, по его мнению, характеризует способность поддерживать определенную позу или передвигаться без падений, а ловкость понимается как способность быстро и с высокой точностью наращивать, гасить и изменять скорость и направление движения. Чтобы быть ловким спортсменом, вы
должны обладать силой, выносливостью, скоростью, равновесием и развитыми моторными навыками.
Таким образом, обсуждаемые термины «ловкость» и «координационные способности» в силу отличительных особенностей своего содержания сохраняются в лексике специалистов.
Ловкость неоднородна по своей уровневой структуре. Еще в 40-х гг. Н.А. Берн-штейн [2] предложил различать два «разряда» ловкости: (1) телесную ловкость, и (2) предметную, или ручную ловкость.
Несмотря на кажущуюся теперь очевидной пользу этого теоретического положения применительно к практике спортивной подготовки баскетболистов, понадобилось еще 40 лет, чтобы в литературе по баскетболу начали появляться методические публикации по этим вопросам [8, 9]. Отметим что в США в 70-х гг. была выпущена серия учебных фильмов с упражнениями для развития ручной ловкости баскетболистов легендарного Пита Маравича, которая до сих пор не потеряла своей актуальности.
Телесная ловкость тесно связана с равновесием. В баскетболе телесная ловкость (маневренность) является способностью изменять направления движения без снижения скорости.
Ручная (предметная) ловкость баскетболиста - это способность игрока максимально быстро и эффективно выполнять игровые действия с мячом.
Известно, что в силу возрастных морфологических изменений в постпубертатном периоде у баскетболистов 16-18 лет нарушается координация движений (основной компонент ловкости, понимаемой как способность точно выполнять двигательные задачи на основе взаимодействия нервной и мышечной систем). Центральной нервной системе требуется время, чтобы адаптироваться к новым размерам тела игрока (рост и вес). Особенно остро это относится к игрокам высокого роста, которых каждый тренер мечтает иметь в своей команде. Однако именно эта возрастная группа баскетболистов больше других обойдена вниманием специалистов-исследователей.
Приходится констатировать, что недостаточно исследованы вопросы взаимосвязи отдельных компонентов специальной ловкости с эффективностью игровых действий квалифицированных баскетболистов 16-18 лет. Используемые тесты при оценивании ловкости баскетболистов не всегда специализированы для баскетбола. Достаточно привести пример из учебника по баскетболу для вузов физической культуры, под редакцией Ю.М. Портнова: «Для развития ловкости в быстро меняющихся игровых ситуациях рекомендуются упражнения типа преодоления полосы препятствий, выполняемые в быстром темпе один за другим, например:
- акробатический прыжок - кувырок через препятствие, после короткого разбега прыжок «в окно», далее, отталкиваясь от пружинного мостика, вспрыгнуть на канат, влезть по нему до определенной отметки и соскочить на точность приземления; упражнение заканчивается рывком к финишной черте;
- старт лежа на спине с набивным мячом в руках - пробежать 4-5 м, перепрыгнуть через барьер, затем перелезть через гимнастическое бревно, выполнить рывок на 6-8 м и с ходу вспрыгнуть на гимнастическую стенку, влезть по ней, коснуться рукой стены над верхним брусом; упражнение заканчивается спрыгиванием и заключительным рывком к финишной черте» [1, С. 196].
Вызывает сомнение, что такого рода упражнения могут способствовать развитию «ловкости в быстро меняющихся игровых ситуациях». Они не могут оценивать специальную (баскетбольную) ловкость.
Целью исследования была попытка выявить наличие и степень взаимосвязи телесной и ручной ловкости с эффективностью игровых действий квалифицированных баскетболистов 16-18 лет.
При этом предполагалось решение следующих задач:
1. Модифицировать тесты для оценивания специальной (телесной и ручной) ловкости баскетболистов, с учетом современных представлений об их содержании.
2. Оценить степень эффективности игровых действий квалифицированных баскетболистов 16-18 лет.
3. Выявить уровень взаимосвязи результатов тестовых испытаний телесной и ручной ловкости у квалифицированных баскетболистов 16-18 лет с эффективностью их игровой деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследования проводились в стандартном баскетбольном зале с применением научного оборудования и специальных приспособлений. В этих исследованиях приняли участие 22 баскетболиста, в возрасте 16-18 лет - учащиеся отделения баскетбола колледжа олимпийского резерва № 1 (Санкт-Петербург). Все участники эксперимента были квалифицированными баскетболистами и являлись кандидатами в сборные команды Санкт-Петербурга по своим возрастным категориям, из них 4 игрока были кандидатами в сборные команды России.
Для оценки телесной ловкости баскетболистов использовался тест «шестиугольник» [9, 10].
Процедура: На площадке лейкопластырем размечается равносторонний шестиугольник (размер сторон - 60 см). Игрок располагается в середине шестиугольника в стойке баскетболиста. По сигналу он перепрыгивает «переднюю» сторону вперед и назад, затем перепрыгивает следующую сторону и впрыгивает обратно в шестиугольник, далее - следующую сторону и т.д. Упражнение заканчивается, когда испытуемый выполнит один полный круг по часовой стрелке.
Наша модификация: При выполнении каждого прыжка (кроме первого) игрок должен сделать разворот в фазе полета на 180 градусов. При этом он должен сохранить равновесие и четко соблюсти направления движения. Фиксируется время выполнения упражнения.
Критерии: Чем быстрее баскетболист выполняет это упражнение, тем выше уровень его телесной ловкости.
Для оценки ручной ловкости баскетболистов использовался «тест с хлопками за спиной». Это одно из упражнений Пита Маравича, модифицированное нами для процедуры тестирования.
Процедура: В исходном положении игрок держит мяч двумя руками перед собой в основной стойке баскетболиста. По сигналу руководителя он подбрасывает мяч до уровня головы, делает хлопок ладонями за спиной и ловит мяч до того, как он коснется пола. Необходимо за 20 секунд выполнить как можно больше хлопков руками за спиной, рассчитав высоту подбрасывания мяча перед собой, при этом, не дав ему упасть на пол.
Критерии: Чем больше хлопков успеет баскетболист сделать за 20 секунд, тем выше уровень его ручной ловкости.
Оценка эффективности игровой деятельности баскетболистов осуществлялась в ходе педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью. Фиксировались следующие игровые показатели:
- количество выполненных «двухочковых» бросков;
- количество точных «двухочковых» бросков;
- количество выполненных «трехочковых» бросков;
- количество точных «трехочковых» бросков;
- количество выполненных штрафных бросков;
- количество точных штрафных бросков;
- количество потерь мяча (из-за различных ошибок); количество перехватов и «накрываний» мяча;
- количество «результативных передач»;
- количество подборов мяча, отскочившего от щита;
- время участия каждого баскетболиста в игре.
Педагогические наблюдения проводились с использованием объективных методов регистрации: видеозаписи, стенографирования и хронометрирования. Результаты педагогических наблюдений регистрировались в специальных протоколах. Для оценки эффективности индивидуальных игровых действий использовалась видоизмененная нами шкала Сэндса [5], рассчитываемая как число результативных действий в единицу времени пребывания на площадке.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Представленные в таблице 1 результаты корреляционного анализа показателей тестирования телесной и ручной ловкости баскетболистов свидетельствует об их высокой степени связи, что можно объяснить общими физиологическими механизмами управления движениями игроков. Это означает, что более маневренный баскетболист, будет отличаться и более виртуозным владением мячом.
Таблица 1 - Взаимосвязь между показателями ловкости и эффективности соревновательной деятельности юных квалифицированных баскетболистов 16-18 лет (п=22)_
Показатели Показатели
Тест «шестиугольник» с поворотом на 180 град. Показатель ручной ловкости КЭИД
Тест «шестиугольник» с поворотом на 180 град. 1 -0,630** -0,603**
Показатель ручной ловкости 1 0,576**
КЭИД 1
Примечание: * - коэффициент корреляции статистически значим (а=0.05); ** - коэффициент корреляции статистически значим (а=0.01); КЭИД - коэффициент эффективности игровых действий.
Это очень важно, на наш взгляд, в понимании стратегии отбора и универсализации подготовки баскетболистов на различных этапах становления спортивного мастерства игроков. Тем не менее, есть основание считать, что полученные результаты имеют дискуссионный характер. Предметом для размышлений может служить широко распространенное мнение о том, что ловкость - специфическое качество, по-разному проявляющееся в разных видах спорта. Человек может отличаться высокой степенью развития ловкости в гимнастике, но недостаточной для спортивных игр, хотя и в том, и в другом случае физиологические механизмы управления движениями будут одинаковы.
Примерно равную степень связи оба этих показателя имеют с коэффициентом эффективности игровых действий.
Установлена также статистически существенная связь между показателями ручной ловкости и эффективностью игровых действий квалифицированных баскетболистов 1617 лет. Коэффициент корреляции составил - 0,576.
Такое значимое влияние ручной ловкости на эффективность игровых действий, на наш взгляд, объясняется тем, что уровень владения этим видом ловкости во многом определяет успешность работы баскетболиста с мячом. И, в частности, влияет на эффективность ведения мяча, выполнения передач и бросков мяча в корзину. Эти игровые действия являются чрезвычайно важными в баскетболе и в значительно степени влияют на значения интегрального показателя эффективности игровых действий (КЭИД).
ВЫВОДЫ
1. Получены материалы, свидетельствующие о статистически существенной корреляционной связи между показателями эффективности игровой деятельности баскетболистов и показателями их телесной (г=0,603) и ручной ловкости (г=0,576). Это свидетельствует о высокой степени влияния показателей специальной ловкости квалифицирован-
ных баскетболистов 16-18 лет на эффективность их игровой деятельности.
2. Апробированное нами специальное упражнение баскетболистов - хлопки ладонями за спиной при одновременном подбрасывании мяча за 20 секунд, на наш взгляд может быть с успехом использовано для оценки ручной ловкости баскетболистов. При выполнении этого упражнения на максимальной скорости возникают многочисленные неожиданные изменения и осложнения двигательной задачи, требующие от игрока проявления специальной «находчивости». Этот тест дает количественную оценку уровня ручной ловкости баскетболистов и является весьма информативным.
3. Информативным и оперативным способом оценки телесной ловкости баскетболистов может служить модифицированный нами тест «шестиугольник» с разворотами на 180 градусов в каждой фазе полета (кроме первой).
ЛИТЕРАТУРА
1. Баскетбол : учебник для вузов физической культуры / под ред. Ю.М. Портнова. - М. : Физкультура и спорт, 1997. - 480 с.
2. Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. — М. : Медгиз, 1947. - 225
с.
3. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств) / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. - М. : Лептос, 1994. - 368 с.
4. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры : учебник / Ю. Ф. Курамшин. - М. : Советский спорт, 2007. - 464 с.
5. Лосин, Б.Е. Оценка соревновательной деятельности баскетболистов : учебно-методическое пособие / Б.Е. Лосин ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б. и.], 2003. - 32 с.
6. Мартенс, Р. Успешный тренер / Р. Мартенс. - М. : Человек, 2014. - 440 с.
7. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки : учебное пособие для ин-тов физической культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - 271 с.
8. Яхонтов, Е.Р. Индивидуальные упражнения баскетболиста / Е.Р. Яхонтов, Л.С. Кит. -М. : Физкультура и спорт, 1981. - 71 с.
9. Яхонтов, Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов : учебное пособие / Е.Р. Яхонтов ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта ; Высшая школа тренеров по баскетболу. -4-е изд., стереотипное. - СПб. : Олимп, 2008. - 134 с.
10. Brittenham, G. Complete Conditioning for Basketball / G. Brittenham. - Champaign, Ill. : -Human Kinetics, 1996. - 247 p.
REFERENCES
1. Ed. Portnov, Yu.M. (1997), Basketball: the textbook for higher education institutions of physical culture, Physical culture and sport, Moscow.
2. Bernstein, N. A. (1947), About creation of movements, Medgiz, Moscow.
3. Zakharov, E.N., Karasev, A.V. and Safonov, A.A. (1994), Encyclopedia of physical training (Methodical bases of development of physical qualities), publishing house Leptos, Moscow.
4. Kuramshin Yu.F. (2007), Theory and technique of physical culture, Soviet Sport, Moscow.
5. Losin, B.E. (2003), Assessment of competitive activities of basketball players: Educational and methodical benefit, Lesgaft University, St. Petersburg.
6. Martens, R. (2014), Successful trainer, Person, Moscow.
7. Matveev, L.P. (1977), Bases of a sports training. The education guidance for in-t of physical culture, Physical culture and sport, Moscow.
8. Yakhontov, E.R. and Keith, L.S. (1981), Individual exercises basketball player, Physical culture and sport, Moscow.
9. Yakhontov, E.R. (2008), Physical training of basketball players: Educational benefit, Lesgaft University, The higher school of trainers on basketball, publishing house Olimp, St. Petersburg.
10. Brittenham, G. (1996), Complete Conditioning for Basketball, Human Kinetics, Champaign,
Ill.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.11.2016
УДК 378
РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРАВОВОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Никита Васильевич Максимов, адъюнкт, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь
Аннотация
В статье автор раскрывает понятие правовой культуры как одной из разновидностей культуры общества, её функции в социальной и правовой ориентации военнослужащих. Особо рассматривается значение высокой правовой культуры военнослужащих в современном мире. Автор считает, что развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального духа требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть реализованы базовые ценности и принципы жизни общества.
Ключевые слова: правовая культура, высокая правовая культура военнослужащих, общество, правовая жизнь общества, формирование правовой культуры, условия, право.
DEVELOPMENT OF LEGAL CULTURE OF SERVICEMEN IS NECESSARY CONDITION OF LEGAL LIFE OF SOCIETY
Nikita Vasilyevich Maksimov, the graduated in military academy, Perm Military Institute of the National Guard ofRussian Federation, Perm
Annotation
The author reveals the concept of legal culture as cultural aspect, its functions in the social and legal orientation of the military men. Special attention is drawn to importance of high legal culture of the servicemen in the modern world. The author believes that development of the legal state, the formation of the civil society and strengthening of the national spirit demand high legal culture, providing the basic values and principles of the society.
Keywords: legal culture, high legal culture of the military personnel, society, legal life of society, formation of legal culture, condition, law.
Любая культура предопределяет цивилизованный образ жизнедеятельности индивида, являясь результатом совместного труда, ориентиром интеллектуальных, духовных, психологических и поведенческих установок человека, социальных групп и общества. Правовая культура - один из гарантов гармоничного развития личности, важнейший инструмент обеспечения её прав и свобод. Назначение правовой культуры рассматривается в двух аспектах: в широком смысле она аккумулирует все ценности, созданные в сфере права на протяжении всего исторического процесса развития общества (законы, правовая наука, юриспруденция, система правоприменительной деятельности и др.); в узком смысле правовая культура рассматривается как один из элементов общей культуры отдельной личности, которая регламентирует уровень правовых отношений индивида, задаёт ориентиры законопослушного поведения в любых условиях. Эти отношения выражаются в особой форме жизнедеятельности государства, общества, субъектов права. Правовая культура способствует регулированию правовой системы, развивая общую культуру человечества. Правовая система без правовой культуры не способна функционировать. Знания, глубокое понимание роли права в жизни общества, готовность следовать этим знаниям, переориентация своего повседневного поведения в соответствии с требованиями действующего права, поддержание его на всех уровнях закона и порядка через правоприменительную деятельность государственных служащих, уважение к накопленным правовым ценностям - основные характеристики правовой культуры человека.