Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
527
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / PRESCHOOL CHILDREN / ИГРОВЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / GAME HEALTH SAVING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тунегова Наталья Вячеславовна

В данной статье рассмотрена проблема охраны и укрепления здоровья детей. Отмечается, что использование игровых здоровьесберегающих технологий предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе образовательного процесса, создание психолого- педагогических условий, развитие двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.The problem of protecting and promoting the health of children is studied in this article. It is noted that the use of game health saving technologies implies the formation of a meaningful attitude to health as an important life value for preschoolers, the implementation of a complex of health-saving technologies during the educational process, the creation of psychological and pedagogical conditions, the development of motor sphere and the health of children based on their creative activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ»

Педагогика

УДК 37

DOI 10.21661/r-474682

Н.В. Тунегова

Использование игровых здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Аннотация

В данной статье рассмотрена проблема охраны и укрепления здоровья детей. Отмечается, что использование игровых здоровьесберегающих технологий предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий, развитие двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.

I Ключевые слова: здоровье, игровые здоровьесберегающие технологии, дошкольник.

N.V.Tunegova

Game health saving technologies usage in preschool educational institution

Abstract

The problem of protecting and promoting the health of children is studied in this article. It is noted that the use of game health saving technologies implies the formation of a meaningful attitude to health as an important life value for preschoolers, the implementation of a complex of health-saving technologies during the educational process, the creation of psychological and pedagogical conditions, the development of motor sphere and the health of children based on their creative activity.

| Keywords: health, game health saving technologies, pre-school children.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья среди подрастающего поколения. Проблема охраны и укрепления здоровья детей очень многогранна и сложна. Улучшение здоровья детей является одной из самых перспективных направлений оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья дошкольников - важнейшая обязанность дошкольных образовательных учреждений, отдельного педагога и самого ребенка. Дошкольникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно усвоить программный материал, и педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями.

Проблема сохранения здоровья - социальная, и решать ее нужно на всех уровнях образования. Использование

игровых здоровьесберегающих технологий предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью, как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе образовательного процесса, создание психолого- педагогических условий, развитие двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.

Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей. Именно поэтому проблема внедрения игровых здоро-вьесберегающих технологий в образовательный процесс является актуальной.

Цель игровых здоровьесберегающих технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения

Pedagogy

психического и физического здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.

В дошкольном периоде воспитания детей главным видом деятельности является игра и именно поэтому, использование игровых технологий в ходе образовательного процесса помогает выполнению задач, направленных на здоровье сбережение. Игра выступает не только как средство всестороннего (умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического) воспитания личности ребенка, но и помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Игра является основным видом деятельности детей, посредством которого формируются, изменяются и закрепляются психические свойства, интеллектуальные операции и отношение к окружающей реальности, развивается побуждение к активизации самостоятельной познавательной деятельности. Основополагающие принципы применения игровых здоровьесберегающих технологий:

1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессо-образующих факторов учебно-воспитательного процесса, атмосфера доброжелательности, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха.

2. Творческий характер образовательного процесса. Использование в работе активных методов и форм обучения и воспитания.

3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Эмоциональное вовлечение ребенка в процесс социализации, для обеспечения повышения работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.

4. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций.

5. Рациональная организация двигательной активности.

6. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.

Игровые технологии, используемые для стимулирования и сохранения здоровья детей во время учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении:

- подвижные и спортивные игры (обеспечение психологической разгрузки дошкольников) Примеры: «Поезд», «Мы играем», «Слушай команду, не запутайся», «Трамвайчик», «Летает - не летает», «Светофор»;

- релаксация (снятие эмоционального напряжения) Примеры: игра «Солнечный лучик», «Ветерок», «Солнечный лучик», «Цветочек», «Насос и мяч», «Солдат и тряпичная кукла»;

- пальчиковая гимнастика (овладение навыками мелкой моторики, развитие речи, повышение работо-

способности головного мозга, развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение, развитие тактильной чувствительности, снятие тревожности). Примеры: «Кулак-ребро-ладонь», «Колечко», «Лезгинка», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос», «Грустный/веселый гном», «Пальчики в лесу», «Погода», «Прогулка»;

- гимнастика для глаз (предупреждение утомления глаз, укрепление глазных мышц, профилактика нарушений зрения дошкольников) Примеры: «Рисуем круг, квадрат...», «Рисуем фигуры»;

- дыхательная гимнастика (кроме традиционных упражнений, для выполнения дыхательной гимнастики можно использовать нестандартное оборудование: самодельные кораблики, воздушные шарики, ленточки, ветровые игрушки шарики для настольного тенниса и т. п.) Примеры: «Ветер дует на...», «Перышко», «Воздушный шар»;

- физкультминутки (обеспечение психологической разгрузки дошкольников) Примеры: игра «Лесная фигура», «Кричалки-шепталки-молчалки», «Передай мяч», «Построй колонну-шеренгу-круг», «Снежинки-сугробы-сосульки», «Большой - маленький», «Все на места»;

- динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз, для создания благоприятной атмосферы, снятия напряжения, вызванного негативными эмоциями) Примеры: игра «Времена года», «Правильно - неправильно», «Лесные звуки», «Паук и мухи», «Кто к нам пришел»;

- приветствия и ритуалы (создают положительный эмоциональный настрой) Примеры: «упражнения - «Я рад вас видеть!», «Делай как я», «Пропой свое имя», «Подари мне свою улыбку», «Мы здесь!», «Колокольчик»; ритуалы - «Эстафета дружбы», «Костер дружбы», «Дружные сердца», «Молодцы», «Рукопожатие по кругу», «Комплименты»;

- массаж и самомассаж (массаж разных частей тела осуществляется под руководством педагога на занятии: без предметов и с использованием массажных мячиков, валиков и т. п., а также в самостоятельной деятельности: массаж ног осуществляется при хождении по ребристым, корригирующим дорожкам). Самомассаж - это стимуляция точек на кистях рук способствует повышению тонуса и работоспособности всего организма. Примеры: «Массаж ушных раковин», игровые упражнения «Зайкин огород», «Поезд»;

- гимнастика после сна (методика мышечной релаксации Э. Джекобсона);

- СМИ (ситуативные малые игры - ролевая подражательная имитационная игра) чаще всего используется на занятиях в младших и средних группах Примеры: упражнение «Гномик», «Буратино», «Тряпочная кукла»;

- игротреннинги, игротерапия: игры, направленные на улучшение общего психологического самочувствия («Помоги другу, или Самая дружная пара», «До-

Interactive science | 12 (34) • 2018

59

Педагогика

брое животное», «Приветствие с улыбкой», «Доброе тепло», «Присядьте те, кто...», «Комплименты»); -игры, направленные на коррекцию страхов, тревожности;

- игры, направленные на коррекцию агрессии («Добрые приветствия», «Смешная газировка», «Воздушный шарик», «Котенок спит», «Кулачок», «Послушные лошадки», «Волшебное слово», «Зарядка», «Слушай команду» - игры, развивающие коммуникативные навыки «Ищем клад», «Найди себе пару», «Куклы», «Море волнуется», «Зоопарк», «Помогай-ка», «Трамвайчик»).

Коррекционные технологии:

- технологии музыкального воздействия (слушание звуков природы, музыкальное сопровождение в ходе проведения игр со сменой движений, во время проведения упражнений релаксации, в ходе рисования и т. п.);

- арттерапия (выразить свое настроение с помощью рисунка и показать другим);

- сказкотерапия (серия сказки-подсказки Т.А. Шо-рыгина «Добрые сказки», «Общительные сказки» и т. п.);

- психогимнастика («Котята», «Хоровод», «Перевоплощение», «Хрустальная вода», «Корабль и ветер», «Дудочка», «Танцующие руки», «Шалтай-болтай»).

Игровые технологии оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние дошкольников, способствуют развитию внимания, концентрации, усидчивости, снижению нарушений поведения на занятиях, проявлению заинтересованности воспитанников в выполнении своей работы. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе игровых здоровьесбе-регающих игровых технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.

Главное условие при этом - доброжелательное отношение к детям. Если к ребенку проявляют искренний интерес - любое занятие для него будет в радость! Необходимо, чтобы все упражнения и игры выполнялись на позитивной ноте - «Играйте вместе с детьми!».

Литература

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

9.

Алямовская В.Г. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста / В.Г. Алямовская, С.Н. Петрова. - М., 2002.

Антонов Ю.Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии XXI века. - М.: Аркти, 2001. Безруких М.М. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М., 2002. Гришечкина Н.В. 365 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет на каждый день / Н.В. Гришечкина, Н.С. Рымчук. - Ярославль: Академия развития, 2010. - 320 с.

Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов и помощью сказок. - СПб.: Речь; Сфера, 2008. - 169 с. Куражева Н.Ю. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. - Творческий центр «Сфесс», - СПб., 2011.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1995. Лесина С.В. Коррекционно-развивающие занятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии / С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2014. - 164 с.

Сертакова Н.М. Игра, как средство социальной адаптации дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2009. -64 с.

References

1. Aliamovskaia V.G., & Petrova S.N. (2002). Preduprezhdenie psikhoemotsional'nogo napriazheniia u detei doshkol'nogo vozrasta. M.

2. Antonov Iu.E. (2001). Zdorovyi doshkol'nik. Ozdorovitel'nye tekhnologii XXI veka. M.: Arkti.

3. Bezrukikh M.M., & Son'kina V.D. (2002). Metodicheskie rekomendatsii: Zdorov'esberegaiushchie tekhnologii v obshcheobrazovatel'noi shkole: metodologiia analiza, formy, metody, opyt primeneniia. M.

4. Grishechkina N.V, & Rymchuk N.S. (2010). 365 luchshikh razvivaiushchikh igr dlia detei 5-7 let na kazhdyi den', 320. Iaroslavl': Akademiia razvitiia.

5. Kulintsova I.E. (2008). Korrektsiia detskikh strakhov i pomoshch'iu skazok, 169. SPb.: Rech'; Sfera.

6. Kurazheva N.Iu. (2011). Programma psikhologo-pedagogicheskikh zaniatii dlia doshkol'nikov. SPb.

7. Rogov E.I. (1995). Nastol'naia kniga prakticheskogo psikhologa v obrazovanii. M.: Vlados.

8. Lesina S.V, Popova G.P., & Snisarenko T.L. (2014). Korrektsionno-razvivaiushchie zaniatiia: kompleks meropriiatii po razvitiiu voobrazheniia. Zaniatiia po snizheniiu detskoi agressii, 164. Volgograd: Uchitel'.

9. Sertakova N.M. (2009). Igra, kak sredstvo sotsial'noi adaptatsii doshkol'nikov, 64. SPb.: Detstvo-Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.