Научная статья на тему 'Двигательная деятельность как один из важнейших компонентов формирования здорового образа жизни старших дошкольников'

Двигательная деятельность как один из важнейших компонентов формирования здорового образа жизни старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / PHYSICAL DEVELOPMENT / PRESCHOOLER / BIOLOGICALLY ACTIVE POINTS / CORRECTIVE GYMNASTICS / SELF-MASSAGE / HEALTH-SAVING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багина Любовь Дмитриевна

В статье представлен практический опыт обеспечения дошкольника достаточной двигательной деятельностью посредством использования разнообразных элементов здоровьесберегающих технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the practical experience of providing preschool sufficient motor activity through the use of various elements of health-saving technologies.

Текст научной работы на тему «Двигательная деятельность как один из важнейших компонентов формирования здорового образа жизни старших дошкольников»

4. Луценко В.Е. Духовно-академическая философия в России и европейский теизм второй половины 19 века: дис. ... канд. ф. наук. Благовещенск, 2008. 166 с.

УДК 37.013 Педагогические науки

Багина Любовь Дмитриевна, воспитатель, АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад № 124 «Мотылёк», Россия, Самарская область, г.

Тольятти

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ КОМПОНЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье представлен практический опыт обеспечения дошкольника достаточной двигательной деятельностью посредством использования разнообразных элементов здоровьесберегающих технологий.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, физическое развитие, дошкольник, биологически активные точки, корригирующая гимнастика, самомассаж, здоровьесберегающая среда.

Abstract: the article presents the practical experience of providing preschool sufficient motor activity through the use of various elements of health-saving technologies.

Keywords: health, healthy lifestyle, physical development, preschooler, biologically active points, corrective gymnastics, self-massage, health-saving environment.

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти

в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»

Гиппократ [1]

Слова, сказанные великим древнегреческим мыслителем, не потеряли своей актуальности и по сей день. Парадокс в том, что один из самых доступных способов для человека быть здоровым - двигательная активность - в настоящее время недооценивается и не используется в полной мере. К сожалению, это касается не только взрослых, которые благодаря благам цивилизации «заражены» гиподинамией. Малоподвижный образ жизни стал характерен и для детей, которым по природе своей это не может и не должно быть свойственно. Как результат: нарушение осанки, ожирение, частые инфекционные заболевания и т.д [2].

Одна из главных задач дошкольного учреждения предоставить дошкольнику с раннего возраста все возможности для эффективной двигательной активности.

В нашем детском саду «Мотылёк» режим дня предусматривает разнообразную двигательную деятельность детей в течение всего дня.

Для сохранения и укрепления здоровья воспитанников мы применяем такие формы как:

- физические упражнения, с использованием мини-тренажеров (например, универсальная фитнесс-резинка);

- физкультминутки и паузы; эмоциональные разрядки;

- гимнастика (оздоровительная после сна);

- пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;

- подвижные и спортивные игры; самомассаж.

Утренняя гимнастика должна создать у детей хорошее настроение и поднять мышечный тонус. Комплексы утренней гимнастики составляются на основе имеющегося двигательного опыта детей. При этом необходимо учитывать ряд факторов:

- если погода по сезону теплая, то можно дать общеразвивающие упражнения;

- если ветер: лучше использовать полосу препятствий;

- если погода сырая и снаряды, и оборудование мокрые, скользкие -лучше провести несколько подвижных игр;

- если в этот день физкультурное занятие, то целесообразно ввести в комплекс рекомендованные физоргом подготовительные упражнения;

- если погода не дает возможности провести гимнастику на улице, то лучше подойдут танцевальное ритмические упражнения, которые можно организовать в групповой.

В утреннюю гимнастику обязательно должен быть включен оздоровительный бег. В целом традиционный комплекс утренней гимнастики состоит из:

- разминки, подготавливающей детей к медленному бегу;

- бег в медленном темпе;

- расслабление;

- подвижные игры;

- расслабление.

Эта схема может варьироваться воспитателем с позиций целесообразности, самочувствия и настроения детей.

Побудка имеет цель поднять настроение и мышечный тонус детей, обеспечить профилактику нарушений осанки. Поднятию мышечного тонуса способствуют специальные водные закаливающие процедуры. В основе подбора лежит двигательный опыт и характер предыдущей деятельности. Если в этот день была физкультура, то гимнастика может проводиться в игровой форме; если нет, то в форме мини-спортивной тренировки.

В любой вариант комплекса рекомендуется включать коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Обязательно включается в комплекс разминка в постели, самомассаж. А также (в старшей группе) упражнения, рассчитанные на самостоятельность ребенка.

Оздоровительные приемы в работе с детьми:

- пластиковые гимнастики (с использованием массажных мячиков, палочек разной толщины и разной фактурой поверхностью, грецких орехов -младшие по одному, старшие - по два);

- упражнения с листовым эспандером, медицинским резиновым бинтом (растягивание рукой и кистью);

- пластиковая гимнастика, направленная на развитие умственных способностей (биссерография, оригами, игровые упражнения с белковой резинкой);

- динамическая поза. Традиционная поза «сидя» способствует понижению активности детей за счет угнетения тонуса симпатической нервной системы. Такая поза угнетает деятельность важных функциональных систем организма.

В положении «стоя» без обуви на специальных массажных ковриках, поверхность которых раздражает нервные окончания стопы. Поза «стоя» длится: младшая группа - до 5 мин, средняя группа - до 10 мин, старшая группа - до 15 мин, подготовительная группа - до 20 мин. Длительность «динамической позы» может быть увеличена по желанию ребенка, например, на занятии по живописи. С целью повышения активности детей в процессе непосредственно-образовательной деятельности необходимо проводить периодическую смену позы «сидя» на «стоя», то есть вести учебный процесс в режиме динамической позы [3].

Для предупреждения утомляемости необходимо использовать физкультминутки. Их длительность и частота проведения определяется возрастом детей, видом деятельности и могут использоваться в виде: фрагментов ритмической гимнастики, общеразвивающих упражнений; пальчиковых игр с речитативом; упражнений, способствующих активизации биологически активных точек на стопах.

Важна роль и самомассажа, который необходимо проводить ежедневно. Как результат: в организме за счет расширения сосудов происходит приток

артериальной крови, насыщенной кислородом и усиленное питание массируемого участка. Происходит улучшение метаболизма.

Используя самомассаж, важно учитывать ряд рекомендаций в деятельности с детьми:

1) учитывая специфику детского возраста, самомассаж проводится в игровой форме;

2) важно следовать следующему порядку при самомассаже: начинаем с рук, затем - голова, уши, шея, лицо, горло, грудная клетка, живот, ноги. Таким образом, направление движения - сверху - вниз.

3) для достижения положительного эффекта ребенок должен понимать назначение выполняемых движений;

4) необходимо предлагать дошкольникам наглядные материалы: схемы, алгоритмы, которые четко показывают направление движения при массировании;

5 необходимо учитывать болевой порог ребенка: самомассаж должен доставлять приятные ощущения, без выраженной боли;

6) допускается использование музыкального фона для создания определенного ритма, темпа движений и силы давления;

7) самомассаж лучше выполнять после дневного сна.

Систематическое проведение оздоровительных мероприятий и

рационально организованный двигательный режим позволят добиться улучшения состояния здоровья детей, повысят уровень их функциональных возможностей и моторного развития.

Библиографический список:

1. Цитаты о физической культуре [электронный ресурс] / Сайт: URL: https://sherbakova.com/citaty-o-fizicheskoj-kulture/. (Дата обращения: 19.08.2019).

2. Гаврючина, Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие /Л.В. Гаврючина. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 160с.

3. Полтавцева, Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни /Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. - М.: Просвещение, 2007. - 257 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.