Использование персональных данных в самопрезентации личности (старшего поколения) в социальных сетях
Ивченко Алиса Александровна — бакалавр Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону
Кадиева Дарья Руслановна — бакалавр Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону
Конивцова Анастасия Михайловна — бакалавр Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону
Плясова Анастасия Владимировна — бакалавр Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону
Саркисян Нелли Левоновна — бакалавр Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону
В последнее десятилетие ии- ции личности на первый план
тернет и социальные сети раз- выходят самоописания, само-
виваются быстрыми темпами, характеристики личных стра-
Создавая личные страницы на ниц и так далее,
различных ресурсах, пользо- Цель данного исследования
ватели не только формируют заключается в изучении пове-
сообщества внутри них, обща- дения старшего поколения в
ются, обмениваются информа- социальных сетях при само-
цией, но также вынуждены пре- презентации их персональных
зентовать себя. данных.
Информационное простран- Нами была выдвинута гипо-
ство социальных сетей в своем теза о том, что старшее поколе-
виртуальном выражении явля- ние не в полной мере осознаёт
ется вербальным, в нем в виде важность грамотного разме-
опосредованной самопрезента- щения персональных данных
в процессе самопрезентации в социальных сетях.
В интервью, проведённом в рамках данного исследования, принимали участие шесть человек: пять женщин и один мужчина. Все респонденты выделялись по следующим критериям: возраст более 40 лет и использование социальных сетей.
Все опрошенные заявили, что являются пользователями не только социальных сетей, но и интернета в целом. В ответе на вопрос о том, какие социальные сети они используют, респонденты отметили широкий спектр социальных сетей, которыми пользуются. Лидером является социальная сеть «Одноклассники», ею поль-
зуются пять респондентов из шести.
Следующей по популярности социальной сетью является \VhatsApp (хотя фактически это не социальная сеть, а мес-сенджер, но в условиях данного исследования нами принято решение называть \VhalsApp и УШег социальными сетями), ей отдают предпочтение три человека из опрошенной группы. Социальной сетью «ВКонтакте» также пользуются три человека. Наряду с \VhatsApp, респонденты упоминают также УШег, но пользуются им только два человека из шести.
Социальные сети «Мой Мир», РасеЬоок и 1п81а§гат в интервью упоминались по одному разу каждая, что указывает на низкую
пользовательскую заинтересованность ими.
Опрошенные указали, что регистрируются в социальных сетях в основном для общения с родственниками, друзьями и знакомыми, также для того, чтобы узнавать актуальную информацию о событиях, происходящих в жизни родственников, друзей и знакомых. Респонденты пользуются социальными сетями для установления контакта с теми людьми, с которыми они были знакомы когда-то, но потеряли связь.
Несмотря на то, что изначально респонденты регистрируются для общения, они находят и другие способы применения социальных сетей. Например, для поиска информации в тематических группах. Также опрошенные утверждают, что играют в игры в социальных сетях, таким образом «убивая» свободное время. Один из респондентов утверждает, что пользуется социальными сетями в основном по работе, при этом всё же уточняет, что ищет там информацию и может «утонуть» в социальных сетях на долгое время.
Подавляющее большинство респондентов (четверо из шести) при регистрации в социальных сетях попросили помощи у своих родственников: детей или внуков. При этом только двое прошли регистрацию самостоятельно, один из них отмечает, что регистрация заняла у него продолжительное время, то есть вызвала небольшие затруднения.
Все опрошенные отмечают, что по мере знакомства с социальными сетями лучше могут в них ориентироваться. Если регистрироваться впервые им помогали, то в других социальных сетях они завели профиль самостоятельно.
Нельзя дать однозначную оценку паролям респондентов от их страниц в социальных сетях. Трое указывают, что установили несложные пароли. При этом респондент делится конфиденциальной информацией: «У меня, по-моему, стоит номер телефона, что в логине, то и в пароле», - Руслан, 45 лет. Это показывает, что ему не столь важно, взломают его страницу или нет.
Есть и категория людей, старающихся себя обезопасить: они задают пароли, значение которых понятно только им: к примеру, значимые даты, марка первой машины (Светлана, 42 года), особенный набор букв, цифр, понятный только конкретному человеку (Надежда Михайловна, 67 лет).
Та же динамика прослеживается и с указанием своего номера телефона при регистрации. Половину опрошенных этот факт не смутил. Другая половина респондентов нашла в этом возможность для дальнейших мошеннических операций. Респонденты считают, что ввод номера телефона в социальной сети является «каплей в море наших персональных данных» (цитата одного из опрошенных).
Суммируя ответы респондентов на вопрос о том, сколько времени они проводят в соцсе-тях, можно сказать, что они отдают социальным сетям столько времени, сколько позволяет повседневная загруженность. Работающие люди не отвлекаются на социальные сети в рабочее время, но, если есть свободная минута, они могут уделить её социальным сетям. Старшее поколение не затянуто во «всемирную паутину», а рационально подходит к расстановке приоритетов и не ставит нахождение в социальных сетях на первое место.
На вопрос о том, чем респонденты занимаются в социальных сетях, получен широкий спектр ответов. Связано это, прежде всего, с тем, что в настоящее время социальные сети предоставляют широкие возможности для пользователей:
1. В социальных сетях респонденты чаще всего смотрят новости и другую информацию (пятеро) и новости своих друзей (двое).
2. Респонденты прибегают к традиционной функции социальных сетей: четыре респондента общаются с друзьями и родственниками.
3. Два респондента просматривают кулинарные рецепты.
4. Как средство снятия напряжения через игры и смешные видео социальные сети используются двумя респондентами.
5. Работают через социальные сети два респондента.
6. Рубрикой «бесплатные объявления» пользуется один респондент.
7. Просмотр фильмов и прослушивание музыки также находит своё место во время нахождения респондента в социальных сетях. Один респондент указал это в своих ответах.
Ответы на вопрос о скрытии своего аккаунта в социальных сетях разделились среди респондентов. Скрытие профиля в сети объяснялось желанием спрятать личную информацию от чужих глаз, чтобы её могли видеть только те, с кем общается респондент лично. Аккаунт может быть открыт, но в нём не так много информации.
Респонденты сталкивались с личными оскорблениями в сети Интернет, некоторые вынуждены были закрыть свои странички. Чтобы избежать нежелательного общения, респонденты прибегают к смене настоящей фамилии в сети, желая скрыться от навязчивых людей. «Столкнувшись в очередной раз с проблемой «лишних глаз», решила изменить фамилию, чтобы сохранить личное пространство и пользоваться социальными сетями в своё удовольствие», - Светлана, 42 года.
Что касается размещения фотографий в социальных сетях, можно утверждать, что особой угрозы респонденты в этом не видят. Примечательно, что даже у респондентов с закрытым профилем размещена
личная фотография. «У меня стоят мои фотографии, и я не вижу в этом ничего плохого», -Светлана, 42 года.
По мнению респондентов, персональные данные запрашиваются везде и уже не являются секретом. Как правило, они вводят все данные, которые требуются при регистрации. Со временем некоторые убрали личные данные из профиля, либо раскрыли только общую информацию (место обучения, город проживания). «Изначально, при регистрации, я указала практически всё, что предлагалось: и возраст, и город, и место учебы и работы, сейчас же никакой личной информации в моих профилях нет», - Светлана, 42 года.
Что касается характера загруженных фотографий, у взрослой аудитории преобладают семейные снимки. У некоторых пользователей они скрыты, и могут быть доступны только друзьям: «В свободном доступе несколько моих личных фотографий. А фото детей, семьи - в закрытых альбомах, доступны только друзьям», -Арина Вячеславовна, 43 года.
Респонденты размещают мало фотографий в социальных сетях: «Я человек консервативный, мало фотографируюсь, тем более не выкладываю на всеобщее обозрение свои фотографии», - Руслан, 45 лет.
Про отметку геолокации большинство опрошенных не знают и, соответственно, такой функцией не пользуются.
Многие респонденты имеют небольшое количество подписчиков: это, в основном, коллеги по работе, родственники и друзья. По поводу подписки незнакомых людей на свою страницу практически все выразились резко негативно. «Считаю это праздным любопытством, особенно если мы не очень близко знакомы», - Светлана, 42 года. В основном взрослое поколение не понимает, зачем подписываться на людей, с которыми они не знакомы лично.
Все опрошенные среди признаков «активного пользователя социальных сетей» выделяют такой критерий, как «большая продолжительность нахождения в сети». При этом никто не может отнести себя к числу таких пользователей.
«...Активный пользователь -это тот, кто не может без социальных сетей, постоянно в них «зависает», - Надежда Михайловна, 67 лет.
Все респонденты выходят на контакт с другими людьми посредством социальных сетей, но не постоянно, а по необходимости. Это объясняется недостаточным количеством свободного времени у респондентов (двое из шести ведут домашнее хозяйство, остальные работают).
В отношении лайков, комментариев и репостов мнения разделились. Ответы респондентов можно разделить на три группы:
1. «Я в этом плане немного лентяй»: респондентам проще
«лайкнуть» фото, нежели что-то писать самостоятельно;
2. «Я стараюсь»: респонденты оценивают труд других людей (особенно, креативность) посредством лайков, подбадривания, похвалы, репосты бывают редко, лайки — постоянно;
3. Если очень затронет»: пользователи оценивают публикации не часто, только если что-то очень понравится, репостов не делают.
Ответы на вопрос о возможности использования личной страницы в коммерческих целях можно разделить на две категории:
1. «Не хватило фантазии»: не задумывались об извлечении выгоды посредством ведения страницы в социальных сетях;
2. «Хочу, хочу, но руки не доходят»: задумываются об извлечении выгоды, практически это так и не осуществили. Среди причин выделяют лень, неуверенность в товаре, стеснение.
Отношение к покупкам в интернете негативное: пятеро из шести респондентов этим не пользуются и не планируют производить покупки через социальные сети, привязывать карту к аккаунту или заказывать доставку товаров. Среди мер предосторожности выделяют: покупку через проверенные магазины, отзывы знакомых.
Старшее поколение чаще всего использует мобильный телефон для выхода в социальные сети в сравнении с другими видами гаджетов, что можно объяснить желанием подстра-
иваться под существующие достижения прогресса: «Чаще я это делаю с мобильного телефона. Раньше у меня в приоритете был компьютер, но теперь у меня телефон. Он всегда под рукой, это очень удобно», - Надежда Михайловна, 67 лет. Ноутбуком и стационарным компьютером респонденты, как правило, пользуются дома.
Посещая различные странички социальных сетей или просматривая личные блоги, респонденты не задумываются о безопасности своих персональных данных: «...можно сказать, я не принимаю никаких мер безопасности, потому что не задумывалась о возможности взлома камеры именно моего компьютера», - Светлана, 42 года.
В силу недостаточного объема знаний о новейших видах техники и их функционале, респонденты не подозревают о возможных угрозах для их персональных данных.
Размышляя о мерах предосторожности при выходе в интернет с переносных устройств, мы задали респондентам вопрос о подключении к общественным точкам доступа Wi-Fi. Большинство ответивших используют мобильный интернет и просто не знают о том, что существуют способы подсоединения к сетям в публичных местах. Некоторые респонденты при поездках за границу всё-таки пользуются общественным Wi-Fi.
Несмотря на то, что старшее поколение не предпринимает
никаких мер осторожности при выходе в сеть Интернет, они всё же задумываются о том, что их персональной информацией могут воспользоваться злоумышленники.
Надо отметить, что случаи взлома страниц в аккаунтах респондентов были. Важным является то, что после получения негативного опыта респонденты желают обезопасить себя и свои данные, но иногда не знают, какие существуют способы для этого: «А как защищать страницу, я, честно говоря, не знаю. Какие есть возможности защиты страницы?», - Арина Вячеславовна, 43 года.
В первую очередь, респонденты определяют «персональные данные», как имя, дату рождения человека и документы, удостоверяющие его личность. Кроме того, персональными данными опрошенные считают характеристику индивида как единицы в обществе со своими увлечениями, предпочтениями.
Чтобы проанализировать детали исследования и его результаты, было решено провести сравнение со сторонними исследованиями.
В 2015 году в г. Абакане было опрошено 20 пенсионеров, зарегистрированных в социальных сетях [2]. Это исследование подтверждает полученные нами результаты: в большинстве своем респондентам в регистрации помогли дети или внуки, по причине их малой осведомлённости в информационных техно-
логиях. Основными причинами регистрации для старшего поколения (в исследовании 2015 года) в социальных сетях являются общение и любопытство, а также поиск свежей информации. Те же выводы можно сделать и на основе нашего исследования.
Для опрошенных в г. Абакане социальные сети - это источник актуальной информации (40%), способ общения с людьми и свободное времяпрепровождение (по 30%). В нашем исследовании опрошенные ставят на первое место общение, а уже потом получение информации, её поиск и свободное времяпрепровождение.
К негативным аспектам виртуального общения респонденты из г. Абакана отнесли тот факт, что это занимает слишком много времени и вызывает зависимость. Наше исследование не выявило факта зависимости респондентов от социальных сетей.
В исследовании Е.Ю. Крылова [1] прослеживались некоторые черты, характерные и для нашего исследования, например, анонимность участников коммуникаций, что актуально и для нашей группы респондентов, потому что опрошенные тщательно следят за своей анонимностью, скрывают акка-унт от посторонних людей, а в некоторых случаях даже скрывают свою настоящую фамилию.
Подводя итоги, можно сделать ряд выводов. «Однокласс-
ники» и \YhatsApp лидируют по количеству зарегистрированных в них респондентов, почти все опрошенные освоили известные социальные сети Интернет: УШег, «ВКон-такте», «Мой Мир», РасеЬоок, 1п81а§гат. Они регистрируются в социальных сетях в основном для общения с родственниками, друзьями и знакомыми. Также для того, чтобы узнавать актуальную информацию о событиях, которые происходят в жизни родственников, друзей и знакомых. С регистрацией в социальных сетях старшему поколению помогает молодёжь -их дети или внуки. Связано это, в первую очередь, с тем, что старшее поколение хуже ориентируется в информационных технологиях.
Половина опрошенных респондентов не придает значения паролям, выбирают очень простые, в то время как другая половина заботится об этом и устанавливает пароли, которые могли бы обезопасить их от взлома. Запрос телефонного номера смутил половину опрошенных респондентов, в то время как другая половина спокойно предоставляет эту информацию. Социальные сети не являются приоритетным занятием в жизни старшего поколения.
В ходе исследования было выявлено, что старшее поколение предпочитает закрывать свой аккаунт, так как опасается того, что его могут увидеть посторонние люди и использо-
вать информацию в своих целях.
По поводу размещения личных фотографий взрослые люди отзываются нейтрально. Многие не видят в этом ничего плохого, так как в основном их могут увидеть только близкие люди. Взрослые респонденты не заинтересованы в презентации личных фотографий, предпочитая выкладывать фото с семьёй.
Каждый из опрошенных так или иначе задумывался о том, что злоумышленники могут завладеть их личными данными, поэтому они хотели бы оградить себя от нежелательного воздействия, но не всегда знают, как этого достигнуть.
Подводя итоги вышеизложенного, можно смело утверждать, что пользование социальными сетями не является главной целью в жизни старшего поколения. Эта возрастная категория не одержима постоянным присутствием в социальных сетях в режиме online. Вместе с тем, нельзя отрицать факт прочного вхождения информационных технологий в
жизнь старшего поколения. Они, как и другие возрастные группы, стараются презентовать себя в сети Интернет.
Информатизация и компьютеризация охватывает все слои населения, старшее поколение также находится под влиянием этих нововведений. Однако в силу своего возраста и зачастую отсутствия знаний в данной области, старшее поколение не всегда осознаёт важность защиты своих персональных данных в социальных сетях, что демонстрируют ответы респондентов проведённого исследования. Поэтому можно говорить о полном подтверждении гипотезы данного исследования.
Литература:
1. Крылов Е.Ю. Формирование тактик целенаправленной самопрезентации у студентов в виртуальной среде: автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 2012.144 с.
2. Миллер О.В. Социальные сети как способ решения проблемы одиночества пожилых людей //Инновационная наука. 2015. № 7-2. С. 157-158.