© Ж.И. Айтуганова, М.Н. Винникова, З.И. Павицкая УДК 378
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ " TEAM-TEACHING" В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕРМАНИИ
Ж.И. Айтуганова1, М.Н. Винникова2, З.И. Павицкая3
казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Россия 2Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия 3Поволжская Государственная Академия физической культуры, спорта и
туризма, г. Казань, Россия
karinajhanna@mail. ru
Резюме. В статье рассматриваются методы и педагогические технологии, способствующие формированию у будущих учителей Германии творческого подхода и необходимых компетенций в процессе изучения наук педагогического цикла. Одной из наиболее распространенных педагогических технологий, применяемых в подготовке будущих учителей Германии, является «Team-Teaching» (обучение в команде). На примере методистов Томаса Хартмана и Мартина Нусбаума, работающих в паре в семинарии г. Дуйсбурга, в статье показано, как проходит работа по принципу "Team - Teaching" на общедидактическом семинаре.
Ключевые слова: образовательный процесс, высшее педагогическое образование, образование за рубежом, педагогическая технология, подготовка учителей Германии.
USE OF THE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY "TEAM-TEACHING" IN THE TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN GERMANY
Jh.I. Aytuganova1, М .N. Vinnikova2, Z.I. Pavitskaya3
1Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia 2Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia 3Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia
karinajhanna@mail. ru
Abstract. The article reviews methods and pedagogical technologies which contribute to the formation of a creative approach in the training of future teachers in Germany and the necessary competencies in the process of studying the sciences of the pedagogical cycle. One of the most common pedagogical technologies used in the training of future teachers in Germany is "Team-Teaching" (working in the team). The example of the methodologists Thomas Hartman and Martin Nusbaum, who work at the seminary of Duisburg, shows how the work on the principle of "Team -Teaching" takes place at the general seminar.
Keywords: educational process, higher pedagogical education, education abroad, pedagogical technology, training of teachers in Germany.
Введение
В настоящее время ведущие специалисты Германии в области подготовки учителей выступают за внедрение в этот процесс активных методов и групповых форм обучения с целью формирования творческой личности учителя.
Технология team - teaching очень распространена в европейском мире и хорошо известна еще с первой половины XX века, успешно реализуется в настоящее время в разных странах, с разными целями и разновозрастными аудиториями.
Преимущества внедрения этой педагогической технологии в учебный процесс состоят в том, что она способствует взаимообучению студентов и совершенствованию их методической компетенции, развитию профессионально значимых умений взаимодействовать с другими участниками, вовлечению студентов в учебный процесс и его демократизации, расширяет кругозор и стимулирует креативность будущих учителей.
Методы
В ходе исследования использовались такие методы, как теоретико-методологический анализ, сравнение и обобщение научной и педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов по данной проблематике. Полученный материал по использованию технологии team-teaching может оказать практическую помощь преподавателям в их педагогической деятельности, а также при организации педагогической практики студентов.
Результаты
Ознакомившись с проведением общедидактического семинара методистов Томаса Хартмана и Мартина Нусбаума из семинарии г. Дуйсбурга (Германия) и изучив научную и педагогическую литературу по данному вопросу мы можем сказать, что благодаря инновационным подходам педагогического коллектива данного учебного заведения студенты семинарии получают дополнительные шансы на трудоустройство за счет формирующихся там у них дополнительных компетенций и уровней квалификации:
- компетенций в области своего предмета и инноваций (планирование, проведение уроков и внеклассных дел, анализ и оценка);
- умения работать в команде (кооперация в подгруппах, способность и готовность к коммуникации);
- личной компетенции (умение создать свою концепцию, развитие самостоятельности);
- системной компетенции (способность видеть систему «Начальная школа» во всём многообразии);
- способности к рефлексии (саморефлексия, рефлексия на работу в команде, на процесс).
Данные компетенции позволят на протяжении всей профессиональной жизни развивать в себе самостоятельность и ответственность, что даёт возможность гарантировано работать в данной профессии не менее 30 лет.
Обсуждение
На выбор наиболее типичных и результативных педагогических технологий в подготовке учителя оказывают основополагающее влияние современные подходы к определению цели этой подготовки и условий, в которых предстоит работать будущему учителю, которые, в свою очередь, взаимосвязаны с новым этапом реформирования педагогического образования Германии, начатого в 1997 году [1]:
- обеспечение специальной (предметной) и общедидактической подготовки;
- ориентация в подготовке учителя на повседневную жизнь школы;
- расширение сферы деятельности учителя, введение наряду с традиционными функциями по обучению, оценке знаний и воспитанию дополнительных функций, связанных с организацией работы, управлением, инновациями внутри школы и сотрудничеством с общественными организациями вне школы;
- более тесное сотрудничество работы семинарий и базовых начальных школ в профессиональном становлении кандидатов на учительскую должность;
- развитие самостоятельности и усиление ответственности референдариев (студентов-практикантов) за конечный результат профессиональной подготовки;
- подготовка учителей, способных работать в условиях «открытой школы», в условиях мультикультурного окружения и "усиления европейской интеграции, которая ставит новые задачи перед высшим образованием" [2, С. 338].
Каким образом можно содействовать формированию необходимых компетенций у будущих учителей в процессе изучения наук педагогического цикла, методов, способствующих формированию данных компетенций, - все это указывается в стандарте, рекомендованном для составления программ подготовки учителей в Германии. Среди этих методов О.В. Мартынова выделяет следующие:
- конкретизация теоретических концепций на конкретных устно описанных примерах;
- демонстрация концепций на примерах из художественной литературы или фильмов, а также с помощью ролевых игр и имитации учебных занятий;
- анализ имитированных, снятых на видео или реально наблюдаемых комплексных учебных занятий, ситуаций из школьной жизни и их интерпретация с методической точки зрения;
- использование видеозанятий;
- личная апробация и последующая рефлексия теоретической концепции с помощью письменных упражнений, ролевых игр, имитированных занятий, на реальных учебных занятиях в школе или вне её;
- анализ и рефлексия собственного биографического опыта обучения с помощью теоретических концепций;
- апробация и применение различных методов работы и обучения, а также технических средств в университете, на стажерской практике в школе;
- участие в исследовательской деятельности, связанной с изучением учебных занятий и школьной действительности в целом;
- сотрудничество при планировании посещения уроков других преподавателей и при проведении своих открытых уроков, осуществление совместной рефлексии;
- сотрудничество с учащимися первой и второй фаз обучения [3].
Следует отметить, что это далеко не полный перечень использующихся в вузах Германии методов подготовки будущих учителей.
Теоретической базой развития новых методов и технологий стали гуманистическая педагогическая концепция, новые исследования социальной психологии, наук о коммуникации, изменившие парадигму образования, основой которой стали свобода, активность и сотрудничество, а также и требования к современному учителю [4].
Одной из наиболее распространённых педагогических технологий, применяемы в подготовке будущих учителей является «Team-Teaching» (обучение в команде). Изучение отечественной и зарубежной педагогической литературы позволил выделить различные подходы к определению понятия и толкования технологии team teaching.
Janel Flynn, например, считает, что team-teaching подразумевает такую организацию обучения, при которой один учебный предмет преподается несколькими преподавателями на паритетных условиях и с равной степенью ответственности за результат. При этом предполагается, что партнеры имеют одинаковую профессиональную подготовку [5].
Bradley James Bryant, напротив, считает, что team-teaching предполагает профессиональную неравность партнеров, когда один учит другого. В этом усматривается ценность этой технологии, поскольку она дает преподавателям
возможность незаметно в ходе учебного процесса повысить свое мастерство за счет обмена опытом и заимствования друг у друга эффективных приемов обучения [6]. Выбирая тот вид работы, в котором один из партнеров чувствует себя более квалифицированным, он в ходе его проведения учит другого, как можно сделать это более целесообразно.
Anthony Bynom и Lori Furgerson, в свою очередь, предполагают возможность с помощью этой технологии объединять преподавателей разных предметов в учебном процессе, образуя таким образом межпредметные связи и формируя у студентов более целостное представление об окружающем мире в его синергетике [7; 8]. Как видим, толкования team-teaching самые разные.
Идеальное и типичное обучение в команде можно определить следующим образом: Team-Teaching - это совместная подготовка, проведение и оценка учебного процесса группой обучающихся, находящихся как бы внутри подвижных и меняющихся групп обучаемых. Несколько преподавателей могут кооперировать работу с целым классом, группой учащихся, отдельными учащимися, а также наоборот; но и учащиеся могут работать совместно в парах, группах; и наконец, в итоге сами преподаватели становятся мобильными и переходят от одной группы к другой для активизации общения и кооперации работы.
На примере методистов Томаса Хартмана и Мартина Нусбаума, работающих в паре в семинарии г. Дуйсбурга можно показать, как проходит работа по принципу "Team-Teaching" в главном (общедидактическом) семинаре. Отметим сразу, что руководители семинара сами не определяют тему, над которой в данный день будет работать группа. Практиканты (стажёры) сами составляют круг тем, которые они записывают фломастером на специально прикреплённые к магнитной доске таблички. Перечень проблем включает только те, которые на данный момент действительно актуальны для каждого отдельно взятого практиканта, например: "праздники в классе", "трудные ученики", "оценки" и другие. На следующем этапе формируются микрогруппы, которые проявляют общий интерес к той или иной выдвинутой проблеме. А руководители семинара в этот момент уже отмечают, кто из практикантов какой проблемой занимается в данный момент, чтобы при следующем посещении их в школе оказать конкретную дополнительную профессиональную помощь. Постепенно круг проблем меняется, но порой над отдельными особо трудными темами работа продолжается на протяжении нескольких семинаров.
Руководители семинара при такой работе в команде выступают в роли экспертов - консультантов, и чтобы несколько облегчить своё "подключение" к творческой работе каждой из микрогрупп они в предварительных беседах с практикантами, в том числе при посещении их на практике в школе, пытаются определить для себя возможный круг их интересов и проблем. Однако, это далеко не всегда удаётся, часто пожелания бывают спонтанными, а вернее - это именно те актуальные проблемы, с которыми столкнулись практиканты накануне семинара в своей работе в школе. Опытный руководитель семинара, конечно, в состоянии прогнозировать возможные вопросы и заранее запасается необходимой литературой. На этапе работы в микрогруппах практиканты не только выдвигают круг актуальных для них проблем, но и делятся пусть небольшим, но собственным опытом работы в данном направлении. После дискуссий, длящихся около часа, они выдвигают наиболее рациональные пути разрешения именно данной конкретной проблемы, которые при подведении итогов семинара в общем кругу представители каждой микрогруппы доводят до сведения всех. Руководители семинара могут заранее высказать своё желание поработать с той или иной микрогруппой или практиканты просят экспертов помочь им в выработке решения. Но, как правило, практиканты
работают самостоятельно, а руководители по возможности ненавязчиво, переходя от одной подгруппы к другой, дают советы или просто наблюдают за самостоятельной творческой работой.
Как отмечает Т. Хартманн, саму технологию uTeam-Teaching" руководители семинара объясняют в самом начале обучения на втором уровне. Подавляющее большинство выпускников университета приходят в семинарию после окончания первой фазы обучения профессии учителя, как отмечает Т. Хартман, со следующей, "биографией": "Есть некто, кто меня учит, как мне поступать в той или иной ситуации, я это впитываю, воспроизвожу, иногда дискутирую, если у меня или у профессора есть на то настроение, но я никогда не принимаю решения сам". В семинарии же их учат совсем другой концепции: "С самого начала учиться самостоятельно и самим отвечать за свой процесс становления как учителя" [9].
В целях первичного знакомства с этой концепцией там уже несколько лет практикуется выезд всего курса вместе с преподавателями, директором семинарии в молодёжный лагерь на три дня. Именно там педагогический коллектив представляет свою концепцию, своё понимание совместного обучения и обоюдной ответственности за результат. Уже здесь практикантов учат вести дневники педагогических наблюдений, в которые они в течение 2-х лет обучения в семинарии и базовой школе будут записывать проблемы, интересующие их темы, свои первые успехи и неудачи. Семинария даёт каждому референдарию (практиканту) полную свободу и самостоятельность в освоении профессии на 2 -м уровне подготовки учителя, но в то же время готова всегда оказать квалифицированную помощь со стороны экспертов-методистов. Заключение
В результате изучения опыта семинарии г. Дуйсбурга по применению технологии team-teaching при подготовке будущих учителей следует сделать следующие выводы: данная технология способствует укреплению демократических принципов в учебной деятельности будущих учителей, развитию у них таких профессионально значимых качеств и умений учителя, как : гибкость, терпимость, взаимоуважение и ответственность за общее дело, способность к взаимодействию и взаимовыручке, к поиску путей преодоления трудностей и выхода из кризисных ситуаций. Следует изучить возможности внедрения этой технологии в отечественной высшей школе.
Литература
1. Бауэр В.Э. Теория и практика профессиональной подготовки учителя начальных классов в ФРГ на современном этапе. [Текст]: дис. ...канд. пед. наук. Москва, 1998. С.138.
2. Исаева М.Н. Развитие высшего педагогического образования Германии в XX веке// Вестник татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2011. Вып. 4(26). С. 334-340.
3. Мартынова О.В. Подготовка учителей Германии в условиях создания европейского пространства высшего образования. [Текст]: дис c. .канд. пед. наук. Пенза, 2006. С. 92.
4. Бражник Е.И. Становление и развитие интеграционных процессов в современном европейском образовании. СПб.: БАН. 2001. 200 с.
5. http://www.ehow.com/about_4651920_what-team-teaching.html#ixzz32NDoUMP1
6. http://www.ehow.com/way_5447694_effective-team-teaching.html#ixzz32NGCmkDt
7. Bynom Anthony. TeamTeaching. Plus or Minus ESP // English Teaching Forum. Vol. 38. No. 1. 2000. P. 38-40.
8. http://www.ehow.com/info_7957861_effective-methods-team-teaching.html#ixzz32NIJK1a8
9. Hillekamp W., Hartmann Th., Geissler G., Guth, Chr. Videointerview dem Auto im Studienseminar für das Lehramt für die Primarstufe Duisburg. Juni, 1997.
10. Winkel R. Team-Teaching/ Grundschule von A bis Z// Westermann Schulbuchverlag, Braunschweig, 1993. P. 249-251.
11. Kollegiale Praxi sberatung/ Projekt des Studionseminars für die Primarstufe Duisburg. 1997.
References
1. Bauer V.E. Teoriya i praktika professional'noi podgotovki uchitelya nachal'nykh klassov v FRG na sovremennom etape. [Tekst]: dis. ...kand. ped. nauk. Moskva, 1998. P.138.
2. Isaeva M.N. Razvitie vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya Germanii v XX veke// Vestnik tatarskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 2011. Vyp. 4(26). P. 334-340.
3. Martynova O.V. Podgotovka uchitelei Germanii v usloviyakh sozdaniya evropeiskogo prostranstva vysshego obrazovaniya. [Tekst]: disc. .kand. ped. nauk. Penza, 2006. P. 92.
4. Brazhnik E.I. Stanovlenie i razvitie integratsionnykh protsessov v sovremennom evropeiskom obrazovanii. SPb.: BAN. 2001. 200 p.
5. http://www.ehow.com/about_4651920_what-team-teaching.html#ixzz32NDoUMP1
6. http://www.ehow.com/way_5447694_effective-team-teaching.html#ixzz32NGCmkDt
7. Bynom Anthony. TeamTeaching. Plus or Minus ESP // English Teaching Forum. Vol. 38. No. 1. 2000. P. 38-40.
8. http://www.ehow.com/info_7957861_effective-methods-team-teaching.html#ixzz32NIJK1a8
9. Hillekamp W., Hartmann Th., Geissler G., Guth, Chr. Videointerview dem Auto im Studienseminar für das Lehramt für die Primarstufe Duisburg. Juni, 1997.
10. Winkel R. Team-Teaching/ Grundschule von A bis Z// Westermann Schulbuchverlag, Braunschweig, 1993. P. 249-251.
11. Kollegiale Praxisberatung/ Projekt des Studionseminars für die Primarstufe Duisburg. 1997. Авторы публикации
Айтуганова Жанна Ильевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры "Иностранные языки" Казанского государственного энергетического университета. Винникова Марина Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки для социально-гуманитарного направления» Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Поволжского) федерального университета
Павицкая Зоя Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Поволжской Государственной Академии физической культуры, спорта и туризма.
Authors of the publication
Jhanna I. Aytuganova - cand. sci.(pedag.), associate professor, Department "Foreign languages", Kazan State Power Engineering University.
Marina N. Vinnikova - cand. sci.(pedag.), associate professor, Department of foreign languages, Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan (Volga Region) Federal University.
Zoya I. Pavitskaya - cand. sci.(pedag.), associate professor, Department of foreign languages, Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism.
Дата поступления 06.02.2017.