Научная статья на тему 'Использование педагогической технологии «Дебаты» в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку студентов-юристов как основополагающий фактор в формировании ключевых компетенций юриста'

Использование педагогической технологии «Дебаты» в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку студентов-юристов как основополагающий фактор в формировании ключевых компетенций юриста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕБАТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / DEBATES / A PROFESSIONALLY-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE / COMPETENCIES / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боровкова Марина Владимировна

В статье рассматривается использование педагогической технологии «дебаты» на занятиях по юридическому иностранному языку как способа формирования ключевых компетенций будущего юриста. Раскрываются основные принципы этой технологии, определяется ее значение для развития иноязычных коммуникативных способностей в условиях информатизации процесса образования и виртуализации жизни молодого поколения. Описывается ход и содержание политических дебатов на примере темы «Политическая система Великобритании».The article deals with the problem of usage of the pedagogical technology of “Debates” at the lessons of Legal English as a method of formation of the core competencies of a future lawyer. The author reveals the main principles of this technology, defines its relevance for the development of foreign language communicative skills in the context of informatization of the learning process and virtualization of the life of the young generation. The course and content of political debates are described by the example of the topic “The Political System of Great Britain”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование педагогической технологии «Дебаты» в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку студентов-юристов как основополагающий фактор в формировании ключевых компетенций юриста»

Использование педагогической технологии «Дебаты» в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку студентов-юристов как основополагающий фактор в формировании ключевых компетенций юриста

Боровкова Марина Владимировна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского, иностранных языков и культуры речи, Уральский государственный юридический университет E-mail: mborovkova@rambler.ru

В статье рассматривается использование педагогической технологии «дебаты» на занятиях по юридическому иностранному языку как способа формирования ключевых компетенций будущего юриста. Раскрываются основные принципы этой технологии, определяется ее значение для развития иноязычных коммуникативных способностей в условиях информатизации процесса образования и виртуализации жизни молодого поколения. Описывается ход и содержание политических дебатов на примере темы «Политическая система Великобритании».

Ключевые слова: педагогические технологии, дебаты, профессионально-ориентированный иностранный язык, компетенции, коммуникативная компетенция.

В условиях новой образовательной парадигмы одним из главных требований времени является высокий уровень сформированности личностных и профессионально значимых качеств и компетенций специалиста, в том числе и юриста. Образование выступает одним из основополагающих векторов профессионально-личностного становления человека. Большое внимание уделяется сегодня в организации учебной деятельности студентов вопросу использования информационно-коммуникационных технологий, мультимедийных средств, но при этом часто стали забывать о важности формирования культуры общения, культуры проведения споров, дебатов. Включив телевизор, мы часто наблюдаем, как специалисты из какой-либо области не умеют вести дискуссии, дебаты, часто переходят на повышенные тона и крик.

В связи с этим целью настоящей статьи является рассмотрение вопроса о формировании профессиональной компетентности специалистов, которые способны решать профессиональные задачи, связанные с организацией дебатов, умением правильно выстроить аргументацию.

На наш взгляд, именно педагогическая технология «дебаты» предлагает развивать в студентах те ключевые компетенции, которые описывает ФГОС: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОПК-5); способность владеть необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОПК-7) [1].

В научных кругах в последние годы неоднократно рассматривался вопрос о педагогической технологии «дебаты» как о средстве развития навыков интеллигентного ведения споров обучающимися (И.В. Галковская, С.В. Лысенко, О.Л. Петренко, Т.В. Светенко и др.), как образовательной технологии, развивающей ключевые компетенции (Д. Заревский, И.В. Галковская, С.В. Наумов, Н.В. Немова, О.Л. Петренко, Т.В. Светенко, А.В. Великанова и др.). «Дебаты» достаточно широко исследуются в работах П.Б. Гурвича, С.И. Курицыной, Е.П. Ермакова, О.В. Усачевой, Е.Г. Ка-линкиной, А.В. Щеколдиной.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

«Дебаты» - это прения, публичный обмен мнениями по какому - либо актуальному вопросу. «Дебаты» берут свое начало из Древней Греции. В Древней Греции спор рассматривали и как средство обучения, и как способ познания, и как один из основных элементов демократии. Впервые телевизионные дебаты были проведены между кандидатами на президентское кресло в США (принято считать, что Дж. Кеннеди победил в своей предвыборной кампании именно благодаря дебатам). Сегодня «дебаты» являются неотъемлемой частью учебного процесса во многих университетах мира [2].

«Дебаты» - это педагогическая технология, которая приобретает особое значение при изучении иностранного языка для юристов, так как является одним из способов развития иноязычной коммуникативной компетенции и позволяет решить следующие задачи:

1. Формирование диалектического мышления:

- «дебаты» обучают рассматривать предмет спора с разных точек зрения, логично представлять аргументацию и убеждать, развивают критическое мышление;

2. Формирование коммуникативных и ораторских навыков:

- умение отстаивать собственную профессиональную позицию; грамотно выстраивать свою монологическую и диалогическую речь, развивают навыки публичного выступления.

3. Развитие проективных умений.

4. Осознание своей социальной и профессиональной роли (в своей профессиональной деятельности юрист постоянно что-то доказывает, аргументирует как в устной, так и в письменной речи). [3, с. 28].

В настоящее время проводятся следующие виды дебатов: Дебаты Карла Поппера, Парламентские дебаты, Дебаты Линкольна-Дугласа [4, с. 5]. К основным элементам дебатов относят: Определение темы. Участники дебатов формулируют тему.

Система аргументации. Каждая команда определяет свод аргументов для доказательства своей позиции, который позволяет отстаивать свою позицию.

Структура аргумента может быть представлена следующим образом: тезис (основная мысль, идея) - доказательство (обоснование и рассуждение) на основе фактов - микровывод.

Перекрестные вопросы. Эффективность дебатов зависит во многом от умения участников корректно формулировать вопросы и отвечать на них, что относится к важнейшим умениям студентов-юристов.

За соблюдением регламента игры следит тайм-кипер (Time-Keeper). Оценку дебатам дает судейская коллегия (Jury), состоящая из 3-5 человек. [5, с. 77]. 5 В УрГЮУ обращаемся на занятии по юридическо-5 му английскому языку к формату «Парламентских дебатов» при работе над темой «Политическая си° стема Великобритании». Данный формат представ-5в ляет особый интерес для студентов в связи с тем,

что они подробно знакомятся с политической системой Великобритании на английском языке, а, в частности, с работой Парламента Великобритании.

«Парламентские дебаты» построены по принципу дебатов в Британском парламенте. В группе создаются две команды: одна команда - Правительство, а другая - Лояльная оппозиция. Команду Правительства составляют Премьер Министр, член правительства, третий и четвертый спикеры Правительства. В команду оппозиции входят лидер оппозиции, заместитель лидера оппозиции, третий и четвертый спикеры оппозиции. Председатель управляет ходом дебатов: объявляет тему дебатов, следит за соблюдением регламента, за очередностью выступления спикеров, побуждает команды на более глубокие рассуждения.

Спикеры начинают свои выступления с приветствия Председателя, участников дебатов с обеих сторон и зрителей [6, с. 53].

Первые спикеры обеих команд в своей конструктивной речи обозначают тему дебатов. Далее они объявляют распределение ролей остальных спикеров, представляют все аргументы, которые будут рассмотрены в течение всей игры. Уже на этом уровне первый спикер одной команды пытается опровергнуть аргументацию первого спикера другой команды.

Вторые и третьи спикеры обеих команд сначала приводят контраргументы, и только потом выступают со своей системой аргументов. Здесь важно правильно выстроить свои контраргументы и адекватно подобрать все необходимые языковые средства английского языка. В качестве примеров языковых клише можно привести: Согласие

1. Exactly

2. Absolutely

3. I couldn't agree with you more

4. I totally/completely/absolutely agree with you

5. I am in favour of your point

6. I have no doubt about what you have said

7. That's exactly what I was thinking

8. There is nothing more to add to this

9. This is perfectly true... 10.I'm with you on this point 11.In my opinion.

12.It is my belief that. 13.I am of the opinion that. 14.I think that. Возражение

1. I completely disagree with that (that = the opinion)

2. I beg to differ- I think that.

3. I think your point is very misleading.

4. I can't say I share your view on this.

5. I feel I must disagree.

6. I respect your opinion of course, but on the other hand.

7. I wouldn't say that, really.

8. Well, taking your point into consideration, I therefore must admit that .

9. I'm afraid I don't see it this way .

10.To tell you the truth I have a different opinion.

Итоги подводит четвертый спикер команд. Весь ход дебатов требует серьезной языковой подготовки, которая включает в себя регулярную аудиторную и внеаудиторную работу над всеми основными языковыми коммуникативными умениями: аудирование, чтение, говорение и письмо. В результате всей подготовительной работы к «парламентским дебатам» студенты развивают как устную, так и письменную формы иноязычной коммуникации, формируют у студентов представление о структуре речи публичных выступлений, развивают речевое критическое мышление, погружают участников в диалог, который вынуждает использовать те или иные языковые структуры, неподготовленную речь на иностранном языке, развивают навыки легкой живой коммуникации, обучают толе-рантно относиться к чужому взгляду на проблему.

На заключительном этапе педагог оценивает работу студентов. При этом необходимо отметить, что иностранный язык имеет свои особенности в оценке «дебатов». Выделяют следующие общие критерии оценки:

• умение аргументированно представить свою точку зрения;

• умение задавать правильно проблемные вопросы;

• умение быстро найти и сформулировать контраргументы;

• соблюдение речевого этикета;

• лексическое, терминологическое и грамматическое оформление речи; [7, с. 20].

При обучении юридическому иностранному языку «дебаты» проводим, как правило, в целях обобщения, систематизации учебного материала и контроля сформированности иноязычной коммуникативной компетенции.

Таким образом, можно утверждать, что «дебаты», как педагогическая технология, является эффективным средством обучения профессиональному иностранному языку студентов-юристов, направлены на развитие иноязычной коммуникативной компетентности, формируют как речевые, так и социальные навыки. Более того, следует отметить, что навык публичных выступлений относится к наиболее важным для дальнейшей карьеры юриста, поскольку на протяжении всей его профессиональной деятельности успешность в работе будет зависеть от яркости устных публичных выступлений в судебных инстанциях, а также правильности использования языковых средств при оформлении письменных юридических документов.

Литература

1. ФГОС// http://fgosvo.rU/fgosvo/92/91/4

2. Инновационные образовательные технологии в преподавании предмета как средство достижения нового образовательного результата// https:// sites.google.com/site/innovobraz/8-metodika-ispolzovania-tehnologii-debaty-i-primenenie-ee-dla-dostizenia-novyh-rezultatov-obucenia/8-1-debaty-kak-obrazovatelnaa-tehnologia

3. Мордвинова Е.А. Использование технологии дебатов в учебном процессе вуза // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. II междунар. На-уч.-практ. Конф. № 2. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2010.

4. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам: Учебное пособие для педагогов и учащихся. [Электронный ресурс] URL: ru.idebate.org/ sites/live/ files/Svetenko_book.pdf с. 123

5. Львова О.В. Использование технологии «дебаты» при обучении иностранному языку//Про-блемы образования, 2014, № 1, с. 76-79.

6. Филичев С.А. Использование дебатов в экологической подготовке бакалавров строительства // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (166). С. 51-56.

7. Сун Лэй Дебаты как средство формирования личностно-значимых позиций будущего специалиста // Вестник СпбГУ. Сер. 12. 2013. Вып. 1, с. 17-22.

THE USE OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGY "DEBATE" IN TEACHING PROFESSIONALLY-ORIENTED FOREIGN LANGUAGES TO LAW STUDENTS AS A FUNDAMENTAL FACTOR IN THE FORMATION OF KEY COMPETENCIES OF A LAWYER

Borovkova M.V.

Ural State Law University

The article deals with the problem of usage of the pedagogical technology of "Debates" at the lessons of Legal English as a method of formation of the core competencies of a future lawyer. The author reveals the main principles of this technology, defines its relevance for the development of foreign language communicative skills in the context of informatization of the learning process and virtualization of the life of the young generation. The course and content of political debates are described by the example of the topic "The Political System of Great Britain".

Keywords: pedagogical technologies, debates, a professionally-oriented foreign language, competencies, communicative competence.

References

1. FGOS // http://fgosvo.ru/fgosvo/92/9174

2. Innovative educational technologies in teaching a subject as a means of achieving a new educational result // https://sites.goog-le.com/site/innovobraz/8-metodika-ispolzovania-tehnologii-debaty-i-primenenie-ee-dla-dostizenia- novyh-rezultatov-obucenia / 8-1 -debaty-kak-obrazovatelnaa-tehnologia

3. Mordvinova E.A. The use of technology debate in the educational process of the university // Personality, family and society: issues of pedagogy and psychology: Sat. Art. by mater. II international Scientific Pract. Conf. № 2. Part I. - Novosibirsk: SibAK, 2010.

4. Svetenko T.V. Debate guide: a manual for teachers and students. [Electronic resource] URL: en.idebate.org/ sites / live / files / Svetenko_book.pdf p.123

5. Lvova OV. The use of technology "debate" in teaching a foreign language // Problems of Education, 2014, No. 1, p.76-79.

6. Filichev S.A. The use of debate in the environmental preparation of bachelors of construction // Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. 2016. No. 1 (166). S. 51-56.

7. Song Lei Debate as a means of forming a personality-significant position of a future specialist // Bulletin of St. Petersburg State University. Ser. 12.2013. 1, pp. 17-22.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о

m О

от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.