УДК 378
ДЕБАТЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
Н.Ю. Нежурина
В данной работе рассматриваются дебаты как технология формирования коммуникативно-речевой компетенции учащихся, выявляется структура дебатов и описывается алгоритм их использования
Ключевые слова: дебаты, технология, формирование, коммуникативно-речевая компетенция
Ускоряющиеся процессы
интернационализации и глобализации образования, введение компетентностного подхода и установление тесного международного
сотрудничества требуют дальнейшего
совершенствования и формирования
коммуникативно-речевой компетенции, что обеспечит способности обучающихся к общению с представителями разных культур, как основы их саморазвития и самосовершенствования в зарубежных поездках, в процессе обучения в международных языковых школах за рубежом.
Процесс глобализации и
интернационализации в России отражается в программных документах «Стратегия
государственной молодежной политики Российской федерации до 2016 года, Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, Стратегия инновационного развития на период до 2020 года», на развитие и внедрение новых концепций и подходов. Эти изменения отражены в Федеральном стандарте о среднем образовании.
В этих условиях особое значение приобретает развитие личности обучающегося как субъекта диалога культур, что требует формирование таких личностных качеств, как подготовка компетентного творческого специалиста, способного
адаптироваться в любой меняющейся обстановке, принимать любое ответственное решение. Особенно важно средствами «Иностранного языка» формирование таких личностных качеств, как мобильность, креативность, открытость к инновациям, готовность к постижению другой культуры, к эффективному взаимодействию с ее представителями в процессе международной коммуникации.
В связи с этим становление личности обучающегося как субъекта диалога культур невозможно без использования инновационных технологий, одной из которых является технология дебатов. Она позволяет овладеть учащимся культурой речевого общения, коммуникативно-речевыми формами делового общения, различными жанрами, способами вербального воздействия на адресат.[7,8]
Нежурина Надежда Юрьевна - ВГТУ, аспирант, e-mail: [email protected]
В процессе анализа психолого-педагогической литературы (Е.Г. Калинкина, М.В. Кларин, М.В. Короткова, О.Л. Петренко, Т.В. Светенко, Н.Е. Щурова) прослеживается определение понятия «дебаты» в образовательном контексте. Дебаты:
• Это соревнование слов и аргументов, формальное обсуждение какой-либо темы в соответствии с определенными правилами [1].
• Игра с четкой организацией, наличием соответственных правил и ориентаций на выявление истины, особое внимание уделяется голосованию участников дебатов и их уровню развития речи. [2].
• Это обмен мнениями, в основе которого лежит соблюдение трех основных принципов: принцип честности, уважение к сопернику, отсутствие проигравших. [3].
• Это форма обучения общению, позволяющему тренировать навыки работы с литературой, умение вести дисскусию и отстаивать собственную точку зрения, поскольку противоположная позиция тоже имеет право на существование [4].
• Это прием, активизирующий умственную деятельность и творческие способности человека, отстаивать свою точку зрения. Особенность дебатов состоит в том, что они позволяют сторонам лучше понять позиции друг друга [5].
• Это форма проведения учебного занятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информации, с целью углубления или получения новых знаний, развития коммуникативных умений, культуры ведения коллективных диалогов. [6].
Опираясь на исследования разных авторов (Б.Г. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко) были выделены классические и модифицированные дебаты. Классические дебаты проводятся в следующих форматах: командные (дебаты Карла Поппера), дебаты парламентские.
Модифицированные дебаты включают: отдельные элементы формата классических дебатов (определение темы, набор аргументов, доказательств, перекрестные вопросы от «группы поддержки», «группы экспертов», сокращение регламента выступления, изменение роли ведущего (учитель может быть экспертом, ведущим, судьей)).
Обращение к дебатам как к новой образовательной технологии обусловлено
возрастанием интереса к технологическому подходу в образовании. Была выявлена структура дебатов: определение темы спора, утверждающая, опровергающая сторона, аргументы, доказательство (корректные и некорректные суждения, перекресные вопросы(простые и сложные), отношение к дебатеру (благожелательное, неблагожелательное,
нейтральное)). Был отработан алгоритм проведения дебатов:
• Определение темы;
• Формирование команд;
• Распределение ролей в команде;
• Выполнение заданий о подготовке к проведению дебатов;
• Построение проекта проведения дебатов;
• Подведение итогов.
Таким образом дебаты рассматриваются нами, как формализованное обучение, которое строится на заранее спланированных выступлениях участников, имеющих прямо противоположное мнение по теме обсуждаемого выступления. Для проведения дебатов нами была определена цель на развитие комплекса компетенции:
1. Общекультурная подготовка (формирование мотивации обучения и интересы к языку);
2. Интеллектуальное формирование критического мышления, умение обобщать и анализировать, умение обобщать;
3. Организаторские способности (собирать, анализировать, оценивать материал, подбирать аргументированную базу);
4. Развитие креативных способностей (иметь свое видение решение проблемы);
5. Развитие коммуникативных умений (проявление терпимости к различным взглядам, иным точкам зрения, способности работать в команде, навыкам ораторского искусства, интонации, жесты, мимика)
Для реализации указанной цели был разработан проект, включающий восемь тем на английском языке и составлено учебное пособие «Дебаты: форматы, механизмы и пути их развития». ТемаодногоразделаWritten vs Unwritten Constitutions включаетPre-reading activity; After reading activity; Comprehension activity.
Comprehensionactivityнаправленно на
развитие различных форматов дебатов в Британском парламентк, в Думе Российской Федерации. Покажемпрактическуюреализациюпроектанаанглий скомязыке:
Further practice
You are going to practice the points of information. Study the strategies expressed below.
Strategy 1 Seeking understanding:
You need to know what the other side is talking about. Forexample:
• You said that you think it is a good idea for the United States to send peacekeeping troops to the Middle East. How many troops and to which countries will they go?
• You argued that television is a bad influence on children. Which TV programs are you describing? Alltelevisionprograms, includingnewsprograms?
Strategy 2 Making issues clear: You do not have to challenge all your opponent's arguments. Focus your attention on the important issues about which you disagree. For example: if the topic were lowering the voting age to sixteen, you might agree that getting more people to vote is a good idea. Then you can concentrate on the issue of having 16 and 17-year-olds vote.
• Can you agree that voting is a good idea and more people should vote?
Strategy 3 Advancing Your Own Arguments: You can use POIs to set up later arguments. For example: "You claimed that increased prosecution of drug offenses will reduce drug use. That's not the case; it's never been true. Every time the government increases penalties, drug use and drug crime increase".
Strategy 4Making your opponent confused: you may deceive you opponent about the line of arguments. For example: your opponent proves the case that the government should expand school breakfast and lunch.
• "The state breakfast and lunch doesn't provide a well-balanced diet. Itdoesn'tincludedairy, doesit?"
• Your opponent responds "Yes, it does include dairy. It provides all necessary components of daily nutrition.
• You explain "Dairy products reduce immunity to bacterial infections because farmers add antibiotics to livestock feed. As a result, eating dairy products lead to the devotement of serious infections in the future".
Strategy 5 undermining Your Opponent's Argument: use POIs to prove that your opponents' arguments don't make sense or have no factual support. Forexample:
• You have made the claim that the sale of organs for donation should be legalized because it will reduce the shortage of organs. But it will kill the medical insurance because it will make patients pay twice.
Task 1 Prepare speeches (3 minute) for or against the following motions and deliver them in class. Askyourclassmatestopracticethepointsofinformation.
• This House would tax the monarchy.
• This House would dissolve the House of Lords.
• This House would abolish the Commonwealth.
• The Government should adopt a program of compulsory health insurance for all citizens.
• This House would introduce proportional representation in Britain.
• This House would privatize the BBC.
• This House would ban all private donations to political parties.
Task 2. Suppose you are given the motion "This House would give Britain a written constitution". Divide the class into 2 teams ("the Government" and "the Opposition"). Appoint the first proposition speaker who shall be referred as the Prime Minister and the first opposition speaker who shall be referred as the Leader of the Opposition.
You may also want to appoint the chair or presiding adjudicator who shall be referred to as Mister or Madam Speaker (this pole may be played by a teacher as well). All remarks are addressed to the chair or presiding adjudicator NOT the other debaters.
(3rd speaker of the Opposition) 1st and 7th minute s are protect ed time opposing speaker. Highlight the weakest point of the government and focus on the costs rather than the benefits. Questionthereasonsofthegover nment.
GovernmentW hip (4thspeaker) 7 минут Rebuttal speeches. No more new arguments
OppositionWh , Ф (4th speaker) 7 минут Rebuttal speeches. No more new arguments
For practical reasons, the teacher or the presiding adjudicator may reduce the speaking time keeping in mind the protected time.
The judges fill in the flow sheet (see the Appendix) and set the points.
Task 3. For further practice, use the motions given in task 11.
Таким образом использование дебатных технологий на уроках английского языка развивает обучение дебатам способствует:
1. Структурировать речь, формулировать идеи, спонтанно подобрать необходимые языковые средства;
2. Развивать коммуникативные навыки аудирования, говорения, чтения, письма;
3. Создавать опорные конспекты, аннотации, рефераты, подбирать цитаты, фиксировать структуру речи;
4. Использовать различные формы дебатов: экспресс-дебаты - работа с писменным и устным текстом учебника: скоростные или мини-дебаты (участники задают вопросы своему оппоненту по каждой мини проблеме, заслушивается конкурируещие спикеры, вконце можно провести конкурс «Турнир спикеров»).
Суммируя, можно констатировать, что дебаты это эффективные технологии использующие различные форматы дебатов, направленные на различное формирование учащихся к самостоятельному применению английского языка в коммуникативных ситуациях.
Литература
1. The Merrian - Webster - Dictionary // Merrian - Webster, / 1998 - 720 pp.
2. Zalevski M. Using Debate in Second Language Teaching // International Debate Association - 2004. Vol I, - Issue 2.- pp 32-41
3. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: концепция развития индивидуальности в диалоге культур - Липецк: ЛГПИ, 2000 г. - 204 с.
4. Галицких Е.О. Диалог в образовании, как способ становления толерантности. - М.: Академический проспект, 2004 г. 240 с.
5. Гурвич П.Б. Основы обучения устной речи на языковых факультетах - Владимир, 1972 г. - 156 с.
6. Вахрушева Л.Н., Савинова С.В. Дебаты в системе методической работы в школе //
For more details, see the
table Time Functions
belowSpeaker s
thePrimeMinis ter 7 минут 1st and minute s are protect ed time Define the motion of the debate. Propose a course of action and support it with philosophical, practical and consequential arguments (benefits)
the Leader of the Opposition. 7 минут 1st and 7th minute s are protect ed time Respond to the interpretation of the motion Respond to the main arguments of the proposition You can use the following techniques 1. The problem doesn't exist 2. The importance of the problem is exaggerated 3. The proposed decision won't work 4. Cost and benefits are not well proportioned
Deputy Prime Minister (2nd speaker) 7 минут 1st and 7th minute s are protect ed time Respond to arguments of the opposing speaker. Extend the case and add new arguments. Maintain their relevance during the debate.
Deputy Leader of the Opposition (2nd speaker of the Opposition) 7 минут 1st and 7th minute s are protect ed time Respond to the case extension Focus on the refutation
Member for the Government (3rd speaker) 7 минут 1st and 7th minute s are protect ed time Focus on new facts and examples. Maintain their relevance during the debate.
Member for the Opposition 7 минут The most difficult moment of the debate. Respond to the
Справочник заместителя директора школе - 2009 -№1 - 21-31 с.
7. Нежурина, Н.Ю., Комарова Э.П. Специфика формирования коммуникативно-речевой компетенции на основе дебатной технологии / Н.Ю. Нежурина, Э.П.Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета, -Воронеж. - 2013. - Т. 9. - №5.2. -С. 80-85
8. Нежурина Н.Ю., Комарова Э.П. Технология организации и проведения дебатов в процессе формирования коммуникативно-речевой компетенции. // Вестник Воронежского государственного технического университета. -Воронеж. - 2014. - Т.10. - №3.2, С. 171-174
9. Комарова Э.П. Психолого педагогические особенности развития интеллекта обучающихся в контексте компетентностной парадигмы / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского Государственного Технического Университета. -2012. - Т.8. - №10.2 - С 25-27.
10. Комарова Э.П. Эмоциональный контекст общения как фактор социально-нравсвенного развития личности / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Т.10. - №3.2 - С.43-46.
BopoHe^CKHHrocygapCTBeHHbiHTexHHHecKHHyHHBepcHTeT
THE DEBATEAS THE TECHNOLOGY OF COMMUNICATIVE SPEECH COMPETENCE
FORMING OF PUPILS N. Yu. Nezhurina
This paper explores the debate as the technology of communicative speech competence forming of pupils, reveals the structure of the debate and the algorithm
Key words: debate, technology, communicative speech competence, forming