Научная статья на тему 'Технология организации и проведения дебатов в процессе формирования коммуникативно-речевой компетенции'

Технология организации и проведения дебатов в процессе формирования коммуникативно-речевой компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1029
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДЕБАТЫ / АЛГОРИТМ / TECHNOLOGY / COMMUNICATIVE SPEECH / COMPETENCE DEBATE / ALGORITHM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нежурина Н. Ю., Комарова Э. П.

В статье описывается технология организации и проведения дебатов в процессе формирования коммуникативно-речевой компетенции, рассматриваются структура дебатов, алгоритм проведения дебатов, действующие лица дебатов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF DEBATE ORGANIZING IN THE PROCESS OF COMMUNICATIVE SPEECH COMPETENCE FORMING

The paper describes the technology of debate organizing in the process of communicative speech competence forming, considers the structure of debate, the algorithm of the debate, debate actors

Текст научной работы на тему «Технология организации и проведения дебатов в процессе формирования коммуникативно-речевой компетенции»

УДК 808.1

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕБАТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Н.Ю. Нежурина, Э.П. Комарова

В статье описывается технология организации и проведения дебатов в процессе формирования коммуникативно-речевой компетенции, рассматриваются структура дебатов, алгоритм проведения дебатов, действующие лица дебатов

Ключевые слова: технология, коммуникативно-речевая компетенция, дебаты, алгоритм

Расширение масштабов межкультурного взаимодействия, вхождение России в мировое образовательного пространство обусловили радикальные изменения к развития коммуникативно-речевой компетенции,

которая становится ведущей характеристикой обучающихся. Именно тесное международное сотрудничество требует дальнейшего совершенствования коммуникативно-речевой компетенции, которая способствует участию обучающихся в зарубежных поездках, обучению в международных языковых школах за рубежом как основа их саморазвития и самореализации.

С введением государственных

образовательных стандартов третьего поколения потребовалось внедрение в обучение проблемных ситуаций, дебатных технологий в процессе формирования коммуникативно-речевой компетенции. Дебаты возникли в спорах, обсуждениях, различных разногласий в Древней Греции. Ее ярким представителем был Сократ и его ученики Антисфен, Ксенофонт, Платон. Вместе с искусством в Афинах вошла в моду философия. Вместо прежних натурфилософов, размышлявших о

происхождении всего сущего, заняли софисты, увлеченные более насущными вещами - как одержать верх в любом споре, ловко исказив доводы собеседника. Некоторые софисты пытались выиграть в дебатах, фокусируясь на стиле и на убеждении аудитории. Аристотель считал, что хорошие аргументы помогают узнать правду. Римляне продолжили традиции, начатые греками. В Средние века в Европе в обучение было включено ораторское искусство, и студенты практиковались в защиту своих идей и критике противоположных взглядов.

В США в Калифорнии к концу 19 века дебаты проводились в университетах и среди

Нежурина Надежда Юрьевна - ВГТУ, аспирант, e-mail: nezhurinanadezda@mail.ru

Комарова Эмилия Павловна - ВГТУ, д-р пед. наук, профессор, e-mail: vivtkmk@mail.ru, тел. (473) 253-10-81

нескольких университетов, слушатели постепенно заменялись судьями, но тогда не было четких критериев для судейства дебатов. Во время выбора президента США в 1960 году была показана первая серия теледебатов между Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном, которая принесла дебатам популярность. Дебатное движение студентов

распространилось по всей стране и постепенно начало проникать в школьную среду. В Начале 1990х годов была создана международная ассоциация дебатеров. Ее представители существуют по всему миру. С 1994г стал использоваться формат дебатов Карла Поппера, предназначенный прежде всего для старшеклассников. С 1998 года активно развиваются американский и британский форматы парламентских дебатов. На современном этапе развития программы «Дебаты» в России используются практически все известные форматы дебатов, а также наблюдается тенденция их совершенствования и модификации.

При обучении английскому языку в школах дебатные технологии используются недостаточно. В то время как они помогают развивать навыки и умения межкультурного общения, способствуют научиться задавать вопросы, мыслить критически, учат как защитить свое решение и как опровергнуть аргументы противника. Суть дебатов заключается в том, чтобы убедить третью, нейтральную сторону, называемую судьями, что ваши аргументы лучше, чем аргументы ваших противников.

В процессе обучения иностранному языку нами была разработана структура дебатов и состав участников:

1) Спикер - нейтральный, не имеющий поддержки других дебатеров

2) Команда, включающая несколько спикеров

3) Судьи - определяют лучшую команду, заполняют протоколы с целью

определения сильных и слабых сторон спикеров в разных командах

4) Таймкипер - следит за соблюдением правил игры

5) Тьютеры - педагоги с опытом тьютерской подготовки

6) Дева - спикер презентирующий команду

7) Кнут - последний выступающий, подводящий итоги

Рис. 1. Структура дебатов 172

Рис. 2. Алгоритм проведения дебатов

Таким образом, дебаты - это формализованное обсуждение, которое строится на заранее спланированных выступлениях участников, имеющих прямо противоположные мнения по обсуждаемой проблеме. В процессе организации проведения дебатов используется метод, получивший название Brainstorming - мозговой штурм, предложенный А. Осборн в конце 1930-х годов в США. Успех проведения «мозгового штурма» зависит от соблюдения двух принципов. Первый принцип ассоциируется с теорией синергетики, под которой понимается сотрудничество, содружество обучающихся в команде. В процессе совместной работы рождаются идеи высокого качества в отличие от индивидуальной деятельности тех же самых людей. Это происходит за счет интерактивного эффекта. Большая степень взаимодействия приводит к «перекрестному опылению». Идея может быть отвергнута в силу недостаточной аргументированности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, становится все более конструктивной и пригодной к применению. Второй принцип состоит в том, что если группа находится в состоянии регенерирования идей, то процесс творческого мышления нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей.

Таким образом, дебатная технология позволяет более успешно по сравнению с традиционной развивать творческие

способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе команды, помогает успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решений. Эта технология способствует развитию технического

мышления, умению свободно ориентироваться в социокультурной ситуации, формирует такие качества как: инициативность,

самостоятельность, креативность.

Литература

1. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) - Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995 - 176 с

2. Калинкина ЕГ Дебаты как диалоговая форма обучения // Философия современного образования и научная педагогическая мысль от исследований к практике Ч I -М АПКиППРО, 2006

3. Калинкина Е.Г. Дебаты как средство формирования коммуникативной компетентности педагогов в условиях повышения квалификации : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08.-Москва, 2007.

4. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. — Исследования мышления в советской психологии. М., 1966 // Введение в психологию. М., 1976.

5. Нежурина, Н. Ю. Разработка модели формирования коммуникативно-речевой компетенции обучающихся на основе дебатной технологии [Текст] / Н. Ю. Нежурина // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. - №3.2. - С. 88-92.

6. Нежурина, Н.Ю. Специфика формирования коммуникативно-речевой компетенции на основе дебатной технологии [Текст] / Н. Ю. Нежурина // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. - №5.2. - С. 88-92.

7 Комарова, Э. П. Психолого-педагогические особенности развития интеллекта обучающихся в контексте компетентностной парадигмы [Текст] / Э. П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. - Т. 8. - №10.2. - С. 25-27.

8 Комарова, Э. П. Эмоциональный контекст общения как фактор социально-нравственного развития личности [Текст] / Э. П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. - №3.2. - С. 160-163.

Воронежский государственный технический университет

TECHNOLOGY OF DEBATE ORGANIZING IN THE PROCESS OF COMMUNICATIVE

SPEECH COMPETENCE FORMING

N.Yu. Nezhurina, E.P. Komarova

The paper describes the technology of debate organizing in the process of communicative speech competence forming, considers the structure of debate, the algorithm of the debate, debate actors

Key words: technology, communicative speech, competence debate, algorithm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.