Научная статья на тему 'Использование организациями, осуществляющими управление жилищным фондом, пробелов в законодательстве о ЖКХ'

Использование организациями, осуществляющими управление жилищным фондом, пробелов в законодательстве о ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ (ОБЩЕДОМОВЫЕ) ПРИБОРЫ УЧЕТА ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ / РЕСУРСОСНАБЖАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ (ТЕПЛОСБЫТОВЫЕ КОМПАНИИ / ВОДОКАНАЛЫ И ДР.) / ПРИБОРЫ УЧЕТА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ / COLLECTIVE (BLOCK-OF-FLATS) METERS FOR ACCOUNTING THE CONSUMPTION OF ENERGY RESOURCES / RESOURCE SUPPLYING ORGANIZATIONS (HEAT-SELLING COMPANIES / ETC.) / PROVISION OF PUBLIC UTILITIES TO CITIZENS / WATER UTILITIES / METERS OF ENERGY RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шеметова Наталья Юрьевна

Настоящая статья рассматривает проблематику несовершенства нового законодательства о минимизации расходов на ЖКХ, предоставляющей организациям, осуществляющим управление жилищным фондом, возможности извлечения прибылей за счет собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах, а также механизмы, с помощью которых осуществляются такие действия. Кроме того, в статье есть ряд предложений по совершенствованию законодательства, внесению в него дополнительных норм и исключению из него некоторых действующих норм с целью предотвращения совершения таких деяний в будущем и защиты прав собственников жилых помещений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF GAPS IN THE MUNICIPAL HOUSING ECONOMY LEGISLATION BY THE ORGANIZATION OF HOUSING MANAGEMENT

This article examines the problems of imperfection of the new legislation on the minimization of the cost of housing and communal services, which provides the organizations of housing management with the possibilities to profit at the expense of the owners of flats in blocks of flats, as well as with the mechanisms to perform these actions. In addition, the article contains a number of proposals on the improvement of legislation, the introduction of some additional rules of law in it, and deleting certain operating rules from it in order to prevent the commission of such acts in the future and protect the rights of owners of housing units.

Текст научной работы на тему «Использование организациями, осуществляющими управление жилищным фондом, пробелов в законодательстве о ЖКХ»

УДК 349. 444+ 351.778

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ, ПРОБЕЛОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ЖКХ

Н.Ю.Шеметова1

Адвокатская палата Иркутской области, 664011, г. Иркутск, ул. Некрасова, 15/2.

Настоящая статья рассматривает проблематику несовершенства нового законодательства о минимизации расходов на ЖКХ, предоставляющей организациям, осуществляющим управление жилищным фондом, возможности извлечения прибылей за счет собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах, а также механизмы, с помощью которых осуществляются такие действия. Кроме того, в статье есть ряд предложений по совершенствованию законодательства, внесению в него дополнительных норм и исключению из него некоторых действующих норм с целью предотвращения совершения таких деяний в будущем и защиты прав собственников жилых помещений.

Ключевые слова: предоставление коммунальных услуг гражданам; коллективные (общедомовые) приборы учета потребления энергетических ресурсов; ресурсоснабжающие организации (теплосбытовые компании, водоканалы и др.); приборы учета энергетических ресурсов.

USE OF GAPS IN THE MUNICIPAL HOUSING ECONOMY LEGISLATION BY THE ORGANIZATION OF HOUSING

MANAGEMENT

N.Y. Shemetova

Chamber of Lawyers of the Irkutsk region, 15/2, Nekrasov St., Irkutsk, 664011.

This article examines the problems of imperfection of the new legislation on the minimization of the cost of housing and communal services, which provides the organizations of housing management with the possibilities to profit at the expense of the owners of flats in blocks of flats, as well as with the mechanisms to perform these actions. In addition, the article contains a number of proposals on the improvement of legislation, the introduction of some additional rules of law in it, and deleting certain operating rules from it in order to prevent the commission of such acts in the future and protect the rights of owners of housing units.

Key words: provision of public utilities to citizens; collective (block-of-flats) meters for accounting the consumption of energy resources; resource supplying organizations (heat-selling companies, water utilities, etc.); meters of energy resources.

В Российской Федерации уже не первый год идет жилищно - коммунальная реформа, но, к сожалению, у организаций, оказывающих жилищно - коммунальные услуги, осуществляющих управление жилыми домами, до сих пор нет понимания того, что не потребители являются у них жалкими просителями, которым можно отказать в просьбе, а сами эти организации - не более чем обслуживающий персонал, который собственники могут заменить на другую организацию, либо вообще выбрать другую форму управления многоквартирным домом (например, товарищество собственников жилья). Со времен, когда жилищные конторы (ЖЭКи, ЖЭУ, ДЭЗы и т.д.) были государственными учреждениями, в обществе сохранилось отношение к подобным организациям, как к органам власти, или, по меньшей мере, как к их части, со всеми сопутствующими этому положению властными полномочиями. В настоящее же время жилищные конторы, управляющие компании в подавляющем большинстве случаев даже не являются муниципальными (государственными) унитарными предприятиями, а чаще всего работают в организационно - правовой форме ООО или АО (крайне редко), то есть являются коммерческими организациями, преследующими цель извлечения

прибыли. Чаще всего эти ООО и АО создавались на базе тех самых старых советских ЖЭКов и т.д. Экономически условия хозяйствования поменялись, а привычка командовать жильцами, навязывать им свои условия, доставшаяся управляющим компаниям от старых ЖЭКов, до сих пор остается.

Думается, что и законодателю при принятии нормативных актов в данной сфере необходимо учитывать это обстоятельство, исключая неясности, двоякие толкования, не говоря уже о прямых пробелах в законодательстве, которыми одна из сторон гражданского оборота (чаще всего, управляющая компания) не преминет воспользоваться. В силу стереотипов поведения советской поры, граждане привыкли слушаться управляющую компанию. Но ведь управляющая компания - это далеко не тот советский ЖЭК, каким он был несколько десятилетий назад. Это организация, существующая для извлечения прибыли, которую она получает благодаря жильцам (собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, нанимателям по договорам социального найма). К тому же, свою роль играет и неосведомленность граждан во многих вопросах, как правовых, так и технических. В отличие от других сфер бизнеса, где контрагентами предпри-

1Шеметова Наталья Юрьевна, адвокат, тел.: 89501161896,e-mail: natashairkutsk@rambler.ru Shemetova Natalya, lawyer, tel.: 89501161896, e-mail: natashairkutsk@rambler.ru

нимателя, организации являются, чаще всего, такие же предприниматели, юридические лица, где многие аспекты договорных отношений жестко отслеживаются специалистами в своей области, где существует развернутое законодательство об обязательности информирования участников договорных правоотношений, например, акционеров, о состоянии дел в компании, в сфере ЖКХ неосведомленных граждан намного проще ввести в заблуждение. Вследствие всех этих обстоятельств, в сфере ЖКХ стали весьма распространенными нарушения прав граждан, причем не просто нарушения по недосмотру, а нередко и заранее продуманные действия, с целью извлечения из бюджетов всех уровней и конкретно от граждан значительных денежных сумм. К сожалению, на практике реальная экономия от использования приборов учета энергетических ресурсов идет вовсе не в карман потребителей энергоресурсов. И недочеты законодателя, его недоработки здесь используются иногда самым изощренным способом.

Порядок использования общедомовых (коллективных) приборов учета энергии регламентируется Постановлением Правительства РФ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» от 23 мая 2006 г., утвердившим соответствующие Правила. После вступления в силу ФЗ «Об энергосбережении» в это Постановление так и не были внесены изменения в части использования приборов учета энергии, которые столь необходимы для реализации в полной мере положений данного закона. Учитывая же, что согласно закону, мероприятия по энергосбережению становятся обязательными для всех граждан и хозяйствующих субъектов, граждане, на которых теперь возложили бремя расходов по исполнению закона, вполне обоснованно будут требовать предоставления одновременно с этим и дополнительных прав для себя. Без внесения дополнительных изменений в законодательство (не только тех, которые были предусмотрены одновременно с принятием этого закона, прописаны в нем, но и регламентации многочисленных процедурных вопросов, технических и иных нюансов, способных повлиять на права и обязанности субъектов правоотношений), ФЗ «Об энергосбережении» рискует не достичь своих целей. Необходимо отметить, что в данной работе мы не останавливаемся на проблемах применения норм закона, касающихся субъектов предпринимательской деятельности, предприятий, порядка осуществления ими мероприятий по энергосбережению, поскольку это отдельная тема, она сама по себе может послужить основанием для объемного, развернутого исследования. У нас задача намного скромнее: выявить как можно больше проблем в области действующего российского законодательства о жилищно - коммунальной сфер применительно к правоотношениям по теплоснабжению.

В процессе практического использования домовых (коллективных) приборов учета энергетических ресурсов неожиданно выявилась еще одна проблема, в сфере собственно обеспечения теплом потребителей - собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме. Проблема, со всей наглядностью

продемонстрировавшая, что все недочеты в законодательстве молниеносно начинают использоваться для извлечения прибылей, в ущерб правам и законным интересам граждан. Появилась она с того момента, когда управляющие организации после установки общедомовых (коллективных) приборов учета получили возможность осуществлять управление той частью энергетических сетей, которая непосредственно обслуживает жилой дом, а значит, и право собирать платежи за энергетические ресурсы с потребителей, аккумулировать их и лишь затем оплачивать коммунальные ресурсы ресурсоснабжающей организации. После установки приборов учета с ресурсоснабжаю-щей организацией находится в договорных отношениях не сам потребитель, а управляющая компания. И оплачивает ей за коммунальные ресурсы опять же не потребитель, а новый посредник - управляющая компания. Поскольку установка общедомовых (коллективных) приборов учета энергии не предполагает, что в одно и то же время с ними приборы учета будут устанавливаться и в отдельных жилых помещениях, образуется финансовая «вилка» между той суммой, которую выплачивает управляющая компания ресурсоснабжающей организации (чаще всего, Теплосбытовой компании, организации Водоканал и т. д.) за все потребленные в жилом доме энергетические ресурсы (ведь уплачивает она по показаниям приборов учета), и той суммой, которую управляющая компания истребует с потребителей этих ресурсов, поскольку потребители оплачивают не по показаниям приборов учета, а по нормативам, которые чаще всего многократно превышают реальное потребление. Разница между этими двумя суммами очень значительная. Причина, по которой образуется эта «вилка», кроется в принципах расчета размеров платы за коммунальные услуги,

сформулированных в Приложении № 2 к Правилам

2

предоставления коммунальных услуг гражданам и в самих этих Правилах. Пункт 25 Правил устанавливает, что при наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии и наличии во всех или в отдельных помещениях распределителей, размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера оплаты за отопление помещений, оборудованных распределителями. Все формулы расчетов размера платы за коммунальные услуги предполагают, что перерасчет размеров оплаты за теплоснабжение корректируется раз в год. Следовательно, сам по себе факт установки общедомовых (коллективных) приборов учета энергии способен по-

2 Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05. 2006 г. № 307 - ФЗ// КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.

влиять на размер оплаты за отопление только по истечении года с момента установки приборов учета. Исходя из содержания Правил, по истечении года должен быть произведен перерасчет оплаты за прошедший год, с учетом показаний приборов учета. Теоретически можно было бы предполагать, что по показаниям приборов учета размер оплаты будет уменьшен. Но кто сможет поручиться в этом в условиях, когда потребители лишены доступа к приборам учета, не могут сами проконтролировать их показания? Наивно надеяться, что управляющая компания добровольно захочет отказаться от немалых сумм и вернуть потребителям уплаченные ими деньги (или хотя бы зачесть их в счет будущих платежей). И даже если такой фантастический сценарий развития событий возможен, остается неразрешенным вопрос: если в результате перерасчета по показаниям приборов учета будет установлена переплата со стороны граждан, то в этом случае согласно ст. 395 ГК РФ должно производиться начисление процентов за пользование

3

чужими денежными средствами на сумму переплаты . Как в этом случае согласуются между собой норма закона, статья 395 Гражданского Кодекса РФ и норма Правил оказания гражданам коммунальных услуг? Поскольку Правила - акт подзаконный, соответственно норма закона статьи 395 ГК РФ должна применяться преимущественно к нормам Правил. Однако напрямую данный вопрос (о взимании потребителями процентов в порядке ст. 395 ГК РФ в случае осуществления ими переплаты за потребленные энергетические ресурсы) ни Правилами, ни другими нормативными актами не урегулирован. Отсутствие такой нормы в отраслевом законодательстве свидетельствует, что до сих пор сама возможность для гражданина истребовать переплаченные им деньги у организации, оказывающей коммунальные услуги, отсутствует. Гражданам - потребителям по-прежнему отведена роль исключительно бессловесного послушного плательщика, дойной коровы для управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций. Поэтому ничего удивительного, что в местных СМИ появляются статьи, интервью с руководителями, высокопоставленными сотрудниками управляющих компаний, в которых они не исключают возможности, что после перерасчета оплаты за теплоснабжение по окончании года после установки общедомовых счетчиков гражданам придется еще и доплачивать за потребленное тепло4.

Учитывая, что сами по себе тарифы, используемые в течение первого года после установки коллективных приборов учета (поскольку использование приборов в режиме реального времени действующим законодательством не предусмотрено), опираются на показатели, завышенные от реальных статистических показателей потребления, такие заявления могут быть объяснены только разгоревшимся аппетитом управ-

3 Гражданский Кодекс РФ от 30. 11 1994 № 51- ФЗ. Часть 1 (в ред. от 09. 02. 2009) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

4 Зорина А. А у нас в доме счетчик. А у Вас?// Время (газета).

2010. 7 декабря.

ляющих компаний, понимающих, что игра на разнице цен за тепло сулит им огромные прибыли. Ничего удивительного, что управляющие компании в такой ситуации категорически отказываются подпускать потребителей к приборам учета, демонстрировать им показания приборов. В условиях, когда Правила оказания гражданам коммунальных услуг за счет имеющихся в них пробелов фактически открыли управляющим компаниям дорогу к обогащению за счет потребителей коммунальных ресурсов, по меньшей мере, в первый год после установки приборов учета энергоресурсов было бы странно ожидать, что управляющие компании добровольно откажутся от прибылей, сверхприбылей, которые они считают для себя законными и допустимыми (ведь Правила оказания гражданам коммунальных услуг писались без учета такой опасности для рядовых потребителей, никаких дополнительных гарантий защиты прав потребителей не предусмотрели). Утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами5, казалось бы, должен был исключить подобные ситуации. В нем есть нормы предоставления информации о перечне коммунальных ресурсов, которые управляющая компания закупает у ресурсоснаб-жающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы. Предусмотрена в нем и обязанность управляющих компаний (иных организаций, осуществляющих управление жилищным фондом) предоставлять информацию о тарифах (ценах) для потребителей, о нормативных актах, на основании которых приняты эти тарифы, о тарифах (ценах) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией для расчета размеров платежей для потребителей. Но обязанность управляющей компании предоставлять все эти данные и здесь не конкретизирована. Она вправе ограничиться предоставлением общих данных. Например, крупная управляющая компания, у которой на обслуживании находятся сотни домов, будет предоставлять информацию по всему обслуживаемому ею жилому массиву, об объемах закупаемых ею коммунальных ресурсов на сотни домов. Но никак не о конкретном доме, что, конечно, будет интересовать жильцов. Такие масштабные данные об объемах потребления энергоресурсов в целом жилом районе могут представлять интерес, главным образом, для государственных органов, для службы статистики, но никак не для самих жильцов, которых интересует только то, что затрагивает лично их. Другие же данные, которые управляющие компании по Стандарту обязаны им предоставлять, о тарифах (ценах) для потребителей, о перечне коммунальных ресурсов, закупаемых управляющей компанией, относятся к числу широко известных сведений. Как правило, данные о принятых соответствующими орга-

5 Утвержден Постановлением Правительства РФ 23. 09. 2010 г. № 731- ФЗ// КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.

нами тарифах публикуются в открытой печати, в СМИ. Их управляющие компании чаще всего и не стремятся засекретить. В части этих сведений Стандарт повторяет ранее действовавшее законодательство. Во многом Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, повторяет содержание Части 2 статьи 165 Жилищного Кодекса РФ, действующего с 2005 года и предусмотревшего, что органы местного самоуправления и управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах и тарифах на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с этими ценами и тарифами, об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ, а также о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг. Данная статья действует уже более пяти лет, однако проблемы в части предоставления потребителям коммунальных услуг информации по-прежнему сохраняются. Существует опасность, что и широко разрекламированный в СМИ Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, может повторить судьбу 165-ой статьи Жилищного Кодекса РФ, что он просто не будет давать эффекта, которого от него ожидают. Сведения общего характера (например, сведения о средних тарифах на коммунальные ресурсы) предоставлялись потребителям еще до вступления в силу Жилищного Кодекса РФ. По большому счету, Часть 2 ст. 165 ЖК РФ ничего нового в практику деятельности управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций не внесла. И вышеупомянутый Стандарт, к сожалению, идет по тому же пути гарантий предоставления гражданам общих сведений, которые они наверняка знают и из других источников. Другое дело - сведения о непосредственных расчетах управляющих компаний с ресурсоснабжающими организациями по конкретным домам, по конкретным приборам учета. Их управляющая компания действительно заинтересована скрывать всеми способами. По опыту автора, реальные показания коллективных приборов учета прячут, как военную тайну высокого класса секретности, придумывают при этом массу уловок и объяснений.

После установки коллективных приборов учета тепла жильцы могут столкнуться и еще с одной проблемой: после установки и подключения приборов в квартирах становится либо просто холодно, либо очень холодно. Уровень теплоснабжения, его температура резко снижается6. После жалоб жильцов в управляющую компанию на некоторое время становится чуть теплее, затем история повторяется. При этом сотрудники управляющей компании придумывают множество объяснений, почему в этот раз холодно. Каждый раз объяснения разные, зачастую просто ска-

6 Зорина А. А у нас в доме счетчик. А у Вас?// Время (газета). 2010. 7 декабря.

зочные: например, один из жильцов подъезда выгуливал собаку и забыл закрыть дверь в подъезд на несколько часов, поэтому батареи во всем подъезде на всех пяти этажах разморозились (?!!!) и т. д. До установки общедомовых приборов учета таких проблем не было и в помине. Очевидно, что управляющая компания идет на различные уловки, значительно снижает уровень теплоснабжения в целях получения ею дополнительных прибылей. Ведь она оплачивает коммунальные ресурсы по реальным показаниям приборов учета, а значит, заинтересована снизить потребление тепла. Поскольку повлиять на потребление жильцами других коммунальных ресурсов управляющая компания не может, она старается хотя бы благодаря теплу получить максимум выгоды. В подобной ситуации управляющие компании ссылаются на то, что, снижая уровень теплоснабжения в квартирах, они все же соблюдают минимальный температурный режим, предусмотренный ГОСТом. Чаще всего они оперируют цифрой в 20 градусов выше нуля, что якобы такую температуру в жилых помещениях они должны обеспечить. Государственный Стандарт Российской Федерации «Жилищно - коммунальные услуги. Общие технические условия»7 действительно устанавливает нормативы, показатели микроклимата помещений. Для жилых помещений в районах с температурой наиболее холодной пятидневки в году - 31° и ниже (Иркутская область относится к такому району) температура в жилых помещениях должна быть не ниже +20°, в угловых жилых помещениях температура должна быть на 2° выше, то есть +22°. Для помещений в домах престарелых и семей с инвалидами показатели температур должны быть по ГОСТу на 2° выше. Среди многоквартирных, многоэтажных, густонаселенных жилых домов сложно найти дом, где не проживало бы ни одного человека, имеющего инвалидность. Температура в +20°, таким образом, не является единственным нормативом, на который обязаны ориентироваться организации, предоставляющие потребителям услуги по теплоснабжению. Кроме того, в таблице № 4 ГОСТа указаны допустимые по ГОСТу отклонения показателей характеристик услуг по отоплению от нормативных, то есть приведенных выше:

-допустимое снижение температуры в жилых домах, коммунальных гостиницах и прочих коммунальных местах проживания в ночное время суток (от 0 до 5 ч.) не более чем на 3°.

- допустимое превышение нормативных значений температуры отапливаемых помещений от указанных выше не более чем на 4°.

Таким образом, ГОСТ устанавливает «коридор», верхние и нижние границы колебания температур воздуха в жилых помещениях: от + 17° в обычных жилых помещениях (+ 19° в угловых жилых помещениях) в ночное время суток до + 24° (+ 26 ° в угловых жилых

7 Введен в действие Постановлением Госстандарта России от 19 июня 2000 г. № 158- СТ. Дата введения - 1 января 2001

года // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.

помещениях). Кроме того, ГОСТ не является единственным нормативным актом, регламентирующим требования к температурному режиму в системах центрального отопления. Есть и другие нормативные акты. В частности, существуют нормативы температуры воды в радиаторах отопительных приборов, установленные Постановлением Госстроя РФ от 27. 09. 2003 г. № 1708. Данный документ предусматривает целую таблицу показателей температуры в трубах центрального отопления в разных системах отопления. К сожалению, минимальная температура наружного (уличного) воздуха, для которой прописаны обязательные требования к температуре в отопительных приборах, в этом документе ограничена температурой -5°. Для климатических условий России отсутствие нормативов температур в трубах центрального отопления при более низких температурах является серьезным упущением в законодательстве. Но если ориентироваться на показания таблицы при температуре наружного воздуха - 5°, очевидно, что температура в трубах центрального отопления в описываемой выше ситуации (сознательного ограничения уровня теплоснабжения, его температурного режима управляющей компанией с целью занижения показаний коллективных общедомовых счетчиков тепла и получения тем самым ею дополнительной прибыли) серьезно занижена даже от прописываемого этим нормативным актом уровня.

Показания термометров в жилых помещениях (домов, где управляющие компании установили коллективные приборы учета тепла и с этого момента стали занижать уровень теплоснабжения) демонстрируют, что и упомянутая выше по ГОСТу температура (+20°) в жилых помещениях не соблюдается, а если и удается ее достичь, то лишь благодаря индивидуальным обогревателям, работающим от электричества, либо путем включения газовых печей на кухнях на протяжении длительного периода времени (что само по себе создает пожароопасную обстановку). Но каким образом потребителям зафиксировать, что температурный режим жилых помещений значительно снижен? К сожалению, в действующем законодательстве отсутствует не просто регламентация порядка проведения таких замеров, а гарантии их проведения как независимого от управляющих компаний исследования. Ведь очевидно, что управляющие компании, как организации, постоянно контактирующие с органами публичной власти, обладают значительным административным ресурсом и для оказания давления на экспертов, и просто для того, чтобы заранее получить неофициальное предупреждение от государственных органов, обладающих правом производить проверки санитарного состояния жилых помещений, о готовящейся проверке. Надо ли говорить, что во время проверки управляющая компания заранее обеспечит в помещении температурный режим, который будет соответствовать всем санитарным нормам? Возмож-

8 Постановление Госстроя России № 170 от 27. 09. 2003 г. об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.

ность же проведения независимых экспертных исследований на этот счет, порядок фиксации показаний приборов в этом случае законом не предусмотрены. Отсутствие же прямого указания на этот счет в законодательстве будет использоваться организациями, осуществляющими управление жилищным фондом и оказывающими коммунальные услуги, в своих интересах.

Вместе с тем, жалобы граждан на холод в квартирах домов являются одной из самых распространенных категорий жалоб по вопросам жилищно - коммунального хозяйства. Они затрагивают конституционное право всех граждан Российской Федерации на благоприятные и безопасные условия жизни, без угрозы для здоровья и даже жизни9. Давно назрела необходимость в детальной правовой регламентации самой процедуры рассмотрения и проверки наиболее распространенных жалоб граждан по вопросам ЖКХ с учетом административных возможностей управляющих компаний воспрепятствовать ее проведению. Детальная регламентация в нормативном акте необходима, чтобы заинтересованные организации (управляющие компании, ресурсоснабжающие организации) не могли и далее бездействовать в ответ на такие жалобы граждан, ссылаясь на то, что законодательством не предусмотрено проведение каких-то конкретных действий, стандартного их набора при подаче гражданами жалоб, и не нести при этом никакой ответственности. Подробная регламентация списка обязательных действий по проверке даст возможность легче получать доказательства виновности соответствующих организаций, позволит легче привлекать их к административной, гражданской, уголовной ответственности за допущенные нарушения, а значит, будет заставлять их более добросовестно относиться к своей работе.

Подобная регламентация необходима еще и для того, чтобы потребители получили возможность воспользоваться своим правом на изменение размера оплаты за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества, установленные действующим законодательством10. К сожалению, на сегодня граждане не смогут в полной мере воспользоваться этой возможностью, поскольку не смогут доказать факты нарушений со стороны за-

9 Часть 3-я ст. 41 Конституции и ст. 42 Конституции РФ. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года, в ред. изм. и доп. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.

10 Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 были утверждены Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.

интересованных организаций (управляющих компаний, ресурсоснабжающих компаний и т. д.). К сожалению, жильцы многоквартирных жилых домов чаще всего лишены возможности самостоятельно регулировать уровень тепла в квартире. Они вынуждены потреблять то, что им навязывает управляющая компания, и оплачивать не по реальному потреблению, даже в условиях, когда установлены общедомовые приборы учета, а по нормативам или тем показаниям приборов учета, которые им соблаговолит сообщить управляющая компания.

Из-за того, что подавляющее большинство многоквартирных жилых домов на территории Российской Федерации строились с вертикальной разводкой труб центрального отопления, установка индивидуальных (поквартирных) счетчиков тепла в большинстве случаев невозможна по сугубо техническим причинам. Последующая замена вертикальной разводки труб отопления на горизонтальную разводку требует значительных финансовых ресурсов. Поэтому индивидуальные приборы учета тепла устанавливаются в новых строящихся многоквартирных жилых домах. Для остального жилья выходом могло бы стать использование так называемых распределителей тепла, приборов учета, устанавливаемых непосредственно на отопительные приборы в квартирах. Однако единичные попытки установки таких приборов в квартирах вызывают противодействие и управляющих компаний, и местных ресурсоснабжающих организаций, опасающихся в этой связи за свое финансовое положение. Считаем необходимым это небольшое отступление еще и по той причине, что действующее законодательство об энергосбережении, стремящееся сделать использование приборов учета энергоресурсов всеобъемлющим, содержит одно единственное исключение из принципа обязательности использования приборов учета. Это исключение касается индивидуальных приборов учета тепла. Согласно части 5 статьи 13 Федерального Закона «Об энергосбережении», до 01 января 2012 года собственники жилых помещений в многоквартирных жилых домах, введенных в эксплуатацию до введения в действие данного Федерального Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов коллективными приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. То есть обязанность установки в указанный срок индивидуальных приборов учета тепла в квартирах многоквартирных жилых домов не предусмотрена. Вероятнее всего, не предусмотрена именно по техническим причинам, из-за невозможности применения стандартных счетчиков тепловой энергии в многоквартирных жилых домах с вертикальной разводкой домовых тепловых сетей, которых в России подавляющее большинство.

Конечно, в приведенном выше примере с занижением показателей тепла в жилых помещениях можно вести речь о совершении управляющей компанией мошеннических действий в целях получения дополнительных прибылей, то есть такие действия в принципе должны быть уголовно наказуемыми. Однако как на

практике доказать наличие именно умысла руководителей управляющей компании на занижение показателей теплоснабжения в жилых помещениях? Несомненно, что руководство управляющей компании в ответ на подобные обвинения приведет тысячу других объективных причин, почему они занижали уровень теплоснабжения в жилых помещениях: начиная от требований безопасности (аварийные сети и т. д.) и заканчивая соблюдением ими Федерального Закона «Об энергосбережении». На практике нередко даже акт судебной экспертизы по делам о нарушениях, допускаемых в деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса, вынесенный учреждением, обладающим всеми организационными и техническими возможностями для проведения надлежащей экспертизы, не служит для суда основанием для вынесения решения в пользу собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах. Хорошо известная в российском ЖКХ личность Лидия Ивановна Евсеева, которая уже несколько десятилетий защищает в судебных и иных инстанциях права потребителей энергоресурсов, приводит такой пример из своей практики. Будучи инженером - теплотехником по профессии, она постоянно использует для обоснования своей позиции по делу технические данные, в том числе акты экспертиз (технических, теплотехнических и других), поскольку другие объективные доказательства вины организаций ЖКХ зачастую получить просто невозможно. В одном из дел, которые она вела, судом была назначена экспертиза в Академии жилищно-коммунального хозяйства в г. Москве11. Экспертиза дала заключение об имевших место нарушениях технических нормативов со стороны организаций ЖКХ. Однако суд положил в основу решения не акт экспертизы, вынесенный в строгом соответствии с нормами материального и процессуального права, а справку, представленную в суд заинтересованной стороной уже после вынесения экспертами своего Заключения. Справку, с процессуальной точки зрения не обладающую никакой юридической силой. Можно рассуждать об использовании организациями ЖКХ административного ресурса, но факт остается фактом: организации жилищно-коммунального комплекса обладают немалыми административными и иными возможностями, позволяющими им уходить от ответственности даже в тех случаях, когда допущенные ими нарушения подтверждаются в установленном законом порядке.

Сейчас управляющие компании используют данный Федеральный Закон как щит для защиты своих интересов, доказывая, что согласно ему жильцы сами обязаны утеплять жилые помещения, что всегда и во всех случаях неблагоприятных условий проживания виноваты жильцы. Несомненно, что, будучи заинтересованными в получении максимальных прибылей, управляющие компании продолжат использовать этот Закон в своих корпоративных (и материальных) интересах. На рядовых потребителей к тому же перекла-

11 Пересчитывая цифры в коммунальных платежках. [Электронный ресурс] / http://www.province.ru/newspapers/img/24/ 20(505^^ (дата обращения: 11. 12. 2010 г.).

дываются затраты на потери тепла и других энергоресурсов в процессе их транспортировки, все те проблемы, что имеют место в нынешнем жилищно-коммунальном секторе Российской Федерации. А проблемы весьма и весьма серьезные. В частности, Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 го-ды»12 прямо указывает на то, что «по состоянию на 1 января 2009 года физический износ основных фондов котельных составил 55%, центральных тепловых пунктов - 50,1%, тепловых сетей - 62,8%, тепловых насосных станций - 52,3%, требуют немедленной перекладки около 16% теплопроводов и 30 процентов сетей водоснабжения и канализации»13. Многолетнее отсутствие капитальных ремонтов систем теплоснабжения, водоснабжения и канализации не могло не привести к подобным печальным результатам. Очевидно, что коммунальные сети в таком состоянии просто не могут эффективно и с минимумом потерь довести до потребителей энергоресурсы. То, что затраты на потери при транспортировке закладываются и в тарифы для потребителей, известно давно. Однако формулировка Правил оказания коммунальных услуг гражданам о том, что в первый год после установки приборов учета потребители должны платить не по показаниям приборов, а по нормативам, не стимулирует управляющие компании, другие организации, занимающиеся управлением жилищным фондом, проводить мероприятия по обновлению, реконструкции коммунальных сетей, находящихся в пределах ответственности этих организаций. Зачем нести дополнительные издержки, не только материальные, но и организационные, создавать себе сложности, выполнять лишнюю работу, когда можно просто переложить все издержки на потребителей? По меньшей мере, в первый год после установки приборов учета это возможно. В данном случае на потребителей перекладываются издержки уже не в рамках установленного государственным органом тарифа, а вторично, еще и в объемы потребления энергетических ресурсов (наряду с тарифами) закладываются издержки, вызываемые ненадлежащим состоянием тех сетей, которые находятся в ведении организаций, осуществляющих управление жилищным фондом.

Управляющие компании в последние годы стараются взять на обслуживание коммунальные сети, в том числе и ранее находившиеся в ведении ресурсо-снабжающих организаций. Например, управляющая компания старается взять на обслуживание тепловые сети, которые ранее обслуживала местная Теплосбы-товая компания, взять на обслуживание сети водоснабжения, которые ранее обслуживал Водоканал и т. д. Это осуществляется по сугубо коммерческим соображениям. Естественно, что поддержание этих сетей в надлежащем состоянии также требует затрат. И

12 Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 2 февраля 2010 года № 102-р // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.

3 Там же.

управляющей компании легче не проводить мероприятия по их реконструкции, капитальному ремонту, а переложить на потребителей потери энергоресурсов, вызываемые отсутствием таких мероприятий. У нее нет материальных стимулов для их проведения. В условиях предельной закрытости реальных сведений о потреблении тепла в многоквартирных жилых домах приборы учета обогащают, прежде всего, управляющие компании, рядовые же потребители вынуждены довольствоваться в лучшем случае тем, что для них сумма оплаты за потребляемую услугу не выросла по сравнению с предыдущим годом или чуть-чуть уменьшилась. Ни о какой реальной энергоэффективности для потребителей от использования коллективных приборов учета при этом говорить не приходится. В такой ситуации требования Федерального Закона «Об энергосбережении» об обязательной установке приборов учета воспринимаются с раздражением как каприз властей в целях обогащения управляющих компаний и иных структур, близких к местным политическим элитам, каприз, за который граждан заставляют платить. Особенное раздражение и обиду вызывают призывы экономить энергию, тепло, утеплять помещения, то есть самим себе создавать более-менее терпимые условия существования за свой счет, чтобы управляющая компания могла и дальше получать сверхприбыли за счет разницы цен и разницы температур в трубах теплоснабжения. Отсутствие проработанных механизмов реализации на практике норм Федерального Закона «Об энергосбережении», отсутствие возможностей для рядовых потребителей использовать приборы учета во благо себе, а не только управляющей компании, дискредитирует сам этот Закон.

Очевидно, что, пока не будут приняты изменения и дополнения в подзаконные акты, обеспечивающие реализацию Закона в части предоставления потребителям возможности оплачивать потребленные ими энергоресурсы с момента подключения и ввода в действие приборов учета энергоресурсов, а не по истечении длительного периода времени, пока отсутствует в законодательстве сама возможность для потребителей отслеживать показания общедомовых (коллективных) приборов учета, пока, наконец, не прописана сама процедура их допуска как к приборам учета, так и к другому общедомовому оборудованию, будут сохраняться лазейки для извлечения организациями, осуществляющими управление жилыми домами, сверхприбылей в ущерб интересам потребителей и, тем самым, будет сводиться к нулю эффективность Федерального Закона «Об энергосбережении». Представляется необходимым и скорейшее принятие ряда поправок в законодательные и подзаконные акты, регулирующие порядок использования приборов учета энергетических ресурсов, в части более четкого урегулирования процедуры установки, использования приборов учета и других вопросов, без разрешения которых реализация Федерального Закона «Об энергосбережении» будет и далее серьезно затруднена. В связи с вышеизложенным можно прийти к выводу, что само по себе использование приборов учета энергетиче-

ских ресурсов не является панацеей, универсальным способом обеспечить права и законные интересы потребителей этих ресурсов, снизить платежи граждан, как это зачастую считается. Использование приборов учета - лишь один из технических способов контроля

потребления этих ресурсов. Без детальной правовой регламентации порядка их использования, без инициативы со стороны самих граждан на этот счет приборы не принесут того эффекта, который от них ожидают и потребители, и государство.

УДК 796: 005.591.6

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА СИБИРСКОГО РЕГИОНА

Э.Г. Шпорин1, В.Ю. Лебединский2, М.М. Колокольцев3

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова,83.

Проанализирована деятельность кафедры физической культуры Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета по совершенствованию системы повышения качества физического воспитания студентов и развитию массового спорта в вузе. С позиций системного анализа представлена и рассмотрена характеристика физической культуры и спорта. Показано, что интегративные технологии, используемые в учебном и учебно-тренировочном процессах по физической культуре и при занятиях спортом повышают качество образовательного процесса студенческой молодежи. Использование научно-методических разработок сотрудников кафедры позволило тренерам добиться значительных результатов в выступлениях сборных команд университета на соревнованиях различного уровня. Ил. 3. Табл. 1. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: студенты технического вуза; интегративные инновационные технологии; физическое воспитание, массовый спорт.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITY OF THE DEPARTMENT OF PHYSICAL TRAINING OF A TECHNICAL HIGH SCHOOL OF SIBERIAN REGION E. G. Shporin, V.Yu. Lebedinsky, M.M. Kolokoltsev

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article analyses the activities of the Department of Physical Training of the National Research Irkutsk State Technical University on perfection of the system to improve the quality of students' physical education and development of mass sports in a high school. The characteristic of physical training and sport is presented and discussed from the viewpoint of the system analysis. It is shown that integrative technologies used in educational and training processes of physical training and under going in for sports improve the quality of the educational process of students. The use of scientific and methodological developments of the department staff has allowed coaches to achieve significant results of all-university teams at the competitions of different levels. 3 figures. 1 table. 10 sources.

Key words: students of a technical high school; integrative innovative technologies; physical education; mass sport.

Формирование современной концепции укрепления и поддержки физического здоровья молодежи предусматривает поиск прогрессивных технологий, методов рефлексии коллективной деятельности, коррекции и оценочной деятельности при занятиях физической культурой в вузе [4, 8].

Анализ психолого-педагогических источников [1, 3, 6, 7] показывает, что понятие «педагогическая технология» (от греческого techne - «искусство, мастерство,

умение, ремесло» и logos - «учение») начало применяться в педагогической практике еще в начале 60-х гг. прошлого века. В современной педагогике в связи с поисками и разработками научных подходов к организации эффективного учебного процесса технология инноваций приобретает все более широкое применение.

Среди современных педагогических технологий особое место занимает интегративная технология

1Шпорин Эдуард Григорьевич, зав. кафедрой физической культуры, декан факультета физической культуры и спорта, доцент, тел.: (3952) 405022, е-mail: shporin@istu.irk.ru

Shporin Eduard, Head of the Department of Physical Training, Dean of the faculty of Physical Training and Sports, Associate Professor, tel.: (3952) 405022, e-mail: shporin@istu.irk.ru

2Лебединский Владислав Юрьевич, зам декана по НИР факультета физической культуры и спорта, доктор медицинских наук, профессор, е-mail: lebedinskiy@istu.edu

Lebedinsky Vladislav, Deputy Dean for Research of the faculty of Physical Training and Sports, Doctor of Medicine, Professor, e-mail: lebedinskiy@istu.edu

3Колокольцев Михаил Михайлович, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, е-mail: mihkoll@mail.ru

Kolokoltsev Mikhail, Doctor of Medicine, Professor of the Department of Physical Training, e-mail: mihkoll@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.