Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОФИСНОГО ПАКЕТА ПРИЛОЖЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОФИСНОГО ПАКЕТА ПРИЛОЖЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
офисный пакет приложений / Microsoft Word / Microsoft Excel / образовательная деятельность / практическая деятельность / office suite of applications / Microsoft Word / Microsoft Excel / educational activities / practical activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Игоревна Голдина, Григорий Александрович Иовлев

В статье рассмотрено применение в образовательной и практической деятельности наиболее используемых офисных пакетов приложений Microsoft Office для операционных систем Windows: Microsoft Word (для создания документов различной сложности), Microsoft Excel (для работы с электронными таблицами), Microsoft PowerPoint (для подготовки и просмотра презентаций). Приведены примеры применения данных приложений в проведении лабораторных работ, подготовке выпускных квалификационных работ (ВКР). Представлен опыт использования приложения Microsoft Excel в практической деятельности, в частности при планировании и контроле технического обслуживания и ремонта на конкретном эксплуатационном предприятии (сельскохозяйственной организации, автотранспортном предприятии). Сделаны выводы об эффективности применения пакетов приложений в образовательной и практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирина Игоревна Голдина, Григорий Александрович Иовлев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the Office Package of Applications in Educational Activities and Production

The article discusses the use in educational and practical activities of the most used office suites of Microsoft Office applications for Windows operating systems: Microsoft Word (for creating documents of varying complexity), Microsoft Excel (for working with spreadsheets), Microsoft PowerPoint (for preparing and viewing presentations). Examples of the application of these applications in laboratory work, preparation of final qualification works (WQR) are given. The experience of using the Microsoft Excel application in practice is presented, in particular, when planning and monitoring maintenance and repair at a specific operating enterprise (agricultural organization, motor transport enterprise). Conclusions are drawn about the effectiveness of application packages in educational and practical activities.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОФИСНОГО ПАКЕТА ПРИЛОЖЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕ»

УДК 631.158:658.3

Голдина И. И., Иовлев Г. А.

Уральский государственный аграрный университет (г. Екатеринбург)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОФИСНОГО ПАКЕТА ПРИЛОЖЕНИЙ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕ

В статье рассмотрено применение в образовательной и практической деятельности наиболее используемых офисных пакетов приложений Microsoft Office для операционных систем Windows: Microsoft Word (для создания документов различной сложности), Microsoft Excel (для работы с электронными таблицами), Microsoft PowerPoint (для подготовки и просмотра презентаций). Приведены примеры применения данных приложений в проведении лабораторных работ, подготовке выпускных квалификационных работ (ВКР). Представлен опыт использования приложения Microsoft Excel в практической деятельности, в частности при планировании и контроле технического обслуживания и ремонта на конкретном эксплуатационном предприятии (сельскохозяйственной организации, автотранспортном предприятии). Сделаны выводы об эффективности применения пакетов приложений в образовательной и практической деятельности.

Ключевые слова: офисный пакет приложений, Microsoft Word, Microsoft Excel, образовательная деятельность, практическая деятельность.

Ирина Игоревна Голдина - старший преподаватель Уральского государственного аграрного университета. 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 42. E-mail: ir.goldina@mail.ru

Григорий Александрович Иовлев- кандидат экономических наук, заведующий кафедрой, доцент Уральского государственного аграрного университета. 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. К.Либкнехта, 42. E-mail: gri-iovlev@yandex.ru

Using the Office Package of Applications in Educational Activities and

Production

The article discusses the use in educational and practical activities of the most used office suites of Microsoft Office applications for Windows operating systems: Microsoft Word (for creating documents of varying complexity), Microsoft Excel (for working with spreadsheets), Microsoft PowerPoint (for preparing and viewing presentations). Examples of the application of these applications in laboratory work, preparation of final qualification works (WQR) are given. The experience of using the Microsoft Excel application in practice is presented, in particular, when planning and monitoring maintenance and repair at a specific operating enterprise (agricultural organization, motor transport enterprise). Conclusions are drawn about the effectiveness of application packages in educational and practical activities.

Key words: office suite of applications, Microsoft Word, Microsoft Excel, educational activities, practical activities.

Irina Goldina - senior lecturer at the Ural State Agrarian University. 620075, Russian Federation, Yekaterinburg, st. K. Liebknecht, 42. E-mail: ir.goldina@mail .ru

Grigory Iovlev - Candidate of Economic Sciences, Head of the Department, Associate Professor of the Ural State Agrarian University. 620075, Russian Federation, Yekaterinburg, st. K. Liebknecht, 42. E-mail: gri-iovlev@yandex.ru

Для цитирования

Голдина И. И., Иовлев Г. А. Использование офисного пакета приложений в образовательной деятельности и производстве // Аграрное образование и наука. 2023. № 3. С. 13.

В образовательной, а также в практической деятельности, при подготовке специалистов, для использования в техническом сервисе, можно использовать офисный пакет приложений Microsoft Office для операционных систем Windows. Для этого необходимо использовать «текстовый процессор», «электронные таблицы». Дополнительно могут быть использованы следующие приложения:

1. Программа подготовки презентаций.

2. Графический редактор.

3. Редактор формул.

4. Электронная почта.

В составе пакета наиболее используемыми являются Microsoft Word (для создания документов различной сложности), Microsoft Excel (для работы с электронными таблицами), Microsoft PowerPoint (для подготовки и просмотра презентаций). Кроме того, дополнительные приложения позволяют редактировать изображения (графический редактор), оформлять математические формулы (редактор формул), осуществлять электронные коммуникации (электронная почта).

Тарифными планами предусмотрено использование любым потребителем в т.ч. и образовательными учреждениями, нацеленными на пользователей в сфере высшего образования, а также студентами и преподавателями [Михелькевич, Овчинникова 2022]. Так тарифным планом для высших учебных заведений предусмотрено использование шести приложений: Word, Excel, PowerPoint, OneNote, Outlook, Publisher.

В учебном процессе, при подготовке специалистов по направлениям подготовки 23.03.03. «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» и 35.03.06 «Агроинженерия» в Уральском ГАУ разработаны и

применяются учебно-методические пособия по проведению лабораторных работ, по подготовке выпускных квалификационных работ (ВКР) с использованием приложений Microsoft Office, таких как Word, Excel, дополнительного приложения - редактора формул.

При изучении дисциплины «Технологии и оборудование в АПК» разработан виртуальный лабораторный практикум на основе Windows c использованием графической карты NVIDA Ge Force 210. Алгоритм работы виртуального лабораторного стенда моделирует поведение и процессы в реальных устройствах. Программа позволяет получить экспериментальные данные, не прибегая к натуральному физическому опыту. Пользовательская среда программы имитирует реальную лабораторию, оборудование и сельскохозяйственные машины.

Достоинства виртуального практикума способствуют большей эффективности учебного процесса, позволяют сформировать учебно-методический комплекс, отвечающий современным требованиям инновационного образования. Автоматизированный лабораторный практикум включает в себя одинаково структурированные лабораторные работы по пяти темам теоретического курса преподаваемой дисциплины (семь лабораторных работ). Интерфейс и однообразная структура лабораторных работ обеспечивают удобство и позволяют легко ориентироваться при использовании данного программного продукта. Технологические операции по производству сельскохозяйственных культур представлены от «вспашки» до «уборки зерновых культур».

После выполнения технологической операции компьютер «выдаёт» время выполнения технологической операции и расход топлива. Обработка данных производится в программе Microsoft Excel. Для примера представим обработку данных при выполнении технологической операции по основной обработке почвы - вспашке.

Рассчитываются следующие показатели: время обработки 1 га - ВЭхСЭ; расход топлива на 1 га - Е3хС3; сменная производительность агрегата -U3хD3; сменный расход топлива - F3хG3; сравнительный анализ производительности для различных вариантов - сравнительный

анализ сменного расхода топлива для различных вариантов - О3-Р4 ^5^6); экономическая эффективность того или иного варианта по производительности агрегата - ((В^4)Л3) х100%; экономическая эффективность того или иного варианта по расходу топлива - ((О3-Р4)/О3) х100%; комплексный показатель - I3хO3 ^4хР4) или L5хR5 (M6хS6); экономическая эффективность того или иного варианта по комплексному показателю - ((Х3-Х4)/Х3) х100% {(^^^х^ОГо} или (^5^6)^5) х100% {((Y6-Y5)/Y6) х100%}.

Результаты работы подгруппы на лабораторном занятии по основной обработке почвы представлены на рис. 1-4.

Из представленного анализа на рис. 1-4 видно, что наиболее эффективно технологическая операция «вспашка» выполнена обучающимся по варианту №4, с наименьшей эффективностью - вариант №3. Результаты работы обучающегося по всем переделам работ (по семи лабораторным работам) учитываются при выведении итоговой оценке по дисциплине.

В 1 С 0 ЕР й Н 1 | .1 К 1 М | N 0 Р 0 й Б Т и V Ш X У 1

Расчет показателей пол а&ораторной работе [ кновная об работка)

Время проведения опыта К-т перевода площади виртуального поля Б площадь равную 1 га Время обработки 1 га Опытный расход топлива Расход топлива на 1 га Сменная производительность агрегата Сменный расход топлива Сменная производительность агрегата с оборотным плугом Сменная производительность плугом Разность в производительности между вариантами с оборотным и Сменная производительность плугом по одному аврианту Сменная производительность агрегата с безоборотным плугом по другому аврианту Разность в производительности между плугом по разным вариантам Сменный расход топлива Сменный расход топлива Разность в расходе топлива между вариантами с оборотным и безоборотным Сменный расход топлива плугом по одному аврианту Сменный расход топлива плугом по другому аврианту Разность в расходе топлива между вариантами с : £ Экономическая эффективность варианта по производительности эффективность варианта по расходу топлива Комплексный показатель по одному варианту Комплексный показатель по другому варианту N 1 ь Л п о 5 3 £ г о ф Ц !»!

0,17 6.7 1.139 11 73.7 /.02 617,65 7,02 ■0.25 0 _517.5 30.3/43 0 8 -0.03545 0.0587 3636.8 0.025304

0,19 6.7 1.10 _1о| 67 7.272727273 487,27 7.2727273 0.25 0 487,27 -30.374 0 8 0.03424 -0.0623 3543.8 -0.02696

0,19 6.7 1.273 9 60,3 6.284367636 378,95 6,28437 -2.24 0 378,947 -243.62406 8 -0.36714 -0.6587 2381.445 -1.25113

0,14 6.7 0,935 _Щ 73.7 8.528784648 628,67 8,53 2.24 0 628,571 243.62406 8 0.26316 0.3971 5360.95 0.555779

0,21 6.7 _М04 _Щ 83,8 6.638426435 634,61 5,70 -1.76 0 534,6 134.606 0 8 -0.30338 0.2518 30«,9 0.020307

0,16 6.7 1,072 8 53.6 7.462686567 _400 7,4626866 1.76 0 _400 -134.61 0 8 0.23628 -0.3366 2985,1 -0.02073

_0.159 6.7 1,066 8 53.6 7.503621703 402,62 0 7,60962 1.5631747 0 402,516 44.306768 8 0.20836 0.1101 3022.741 0.236023

0,201 6.7 _1Д7 9 60,3 6.340447013 368,21 0 5,94045 ■1.563175 0 358,209 44.306768 8 -0.26415 -0.1237 2127,921 -042051

0,173 6.7 1.136 7 ад,з 6.321312178 324,64 6,92 0.38 0 324,6 -113.1/ 0 8 0.141/3 -0.3486 2247.1 -0.15/33

0,201 6.7 1.347 11 73.7 6.340447013 437,81 5,940447 -0.38 0 437,81 113.173 0 8 -0.16522 0.2585 2600,8 0 0.135383

Рисунок 1. Результаты работы подгруппы на лабораторной работе - «Основная обработка

почвы»

Рисунок 2. Результаты работы подгруппы по показателю «Сменная производительность

агрегата»

Рисунок 3. Результаты работы подгруппы по показателю «Сменный расход топлива»

Рисунок 4. Результаты работы подгруппы по показателю «Экономическая эффективность

варианта»

При подготовке ВКР по теме «Организация технического обслуживания и ремонта на предприятиях АПК» также используется приложение Microsoft

Excel. Для реализации темы ВКР необходимо определить: количество технических воздействий по каждому виду транспортно-технологических машин (тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов, автомобилей); трудоёмкость технических воздействий; распределить трудоёмкость работ между объектами ремонтно-обслуживающей базы (РОБ); количество работающих на объектах РОБ; количество технологического оборудования для реализации технологий технического сервиса; площадь и компоновку производственного корпуса.

Для примера приведём расчёт количества технических воздействий для тракторов типа ХТЗ-17221-21 с использованием приложения Microsoft Excel (рисунок 5).

Капитальный ремонт - E6XB6/B24.

Текущий ремонт - (E6XB6/C24) -В42.

Техническое обслуживание №3 - (E6XB6/D24) -B42-C42.

Техническое обслуживание №2 - (E6XB6/E24) -B42-C42-D42.

Техническое обслуживание №1 - (E6XB6/F24) -B42-C42-D42-E42.

Приведём расчёт годовой трудоёмкости технических воздействий на примере трактора ВТ-100 (рисунок 5).

Капитальный ремонт (КР) - B43XB61.

Текущий ремонт (ТР) - C43XC61.

Техническое обслуживание №3 (ТО-3) - D43XD61.

Техническое обслуживание №2 (ТО-2) - Е43 XE61.

Техническое обслуживание №1 (ТО-1) - F43XF61.

При расчёте производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту (ТО и Р) зерно- и кормоуборочных комбайнов, автомобилей необходимо учитывать существующую систему ТО и Р данных видов транспортно-технологических машин (ТТМ).

РАЗМЕТКА СТРАНИЦЫ ФОРМУЛЫ ДАХМ

В H •>- с*- Я- •

ГЛАВНАЯ ВСТАВКА

РАЗМЕТКА СТРАНИЦЫ ФОРМУЛЫ ДАННЫЕ

21 22

25 J 2*',

ИСХОДНЫ« Д4ИИЫ« 37

Выработка "J 1 >т. Трактор, га 142$ 38 39 количество технических воздействий

Характеристика машинно-тракторного парка марка Вид технических воздействий

Марка Кол-ао, ед К-т перееодае >т. Тракторы кол-во ЭТ. тракторов, ед наработка на1фи|. трактор, эт. га 40 КР ТР ТО-3 ТО-2 ТО-1

41 42 К-744Р2. К-701Р, К-701 2 3 6 34

К-744Р2. КЛИР. к-701 8 1.6 12.8 2284,8 ХТЗ-17221-21. Т 150К 2 3 37

43 44 ВТ-100 0 1 9

ХТЗ-17221-21. Т 150К 8 1.05 8.4 1499,4 ДТ-75МЛ 1 2 19

45 46 Беларус1221 1 1 13

ВТ-100 0.97 1.94 1385.16 Беларус 1025 0 1 6

ДТ-75МЛ 0.71 2.84 1013.88 47 48 49 50 51 52 53 54 55 Беларус 921, Беларус 82.1, МТЗ-82.1 11 21 32 64 385

Беларус 1221 0.8 1.6 1142.4

Беларус 1025 0.7 0,7 999,6

Беларус 921. Беларус 82.1. МТЗ-82.1 61 0.59 35.99 842.52 ЮМЗ-6 1 2 3 19

ВТЗ-ЗОСШ. Т-16МГ. Т-25 1 1 2 4 21

ЮМЗ-6 0/47 1.41 671.16 J09320 0 0 0 1 4

ВТЗЗОСШ. Т-16МГ. T-2S 0.2 1 285.6 JD8430 0 0 0 1 5

CASE IH MAGNUM 0 0 0 1 5

J 09320 2.13 2.13 3041.64

J08430 1.72 1.72 2456.16 Temon ATM 5280 0 0 0 1 4

CASE IH MAGNUM 1.75 1.75 2499

MANITOU 0 1 1 2 13

Temon ATM

5280 1.59 1.59 2270.52 56 57 58 Трудоемкость технических воздействий, чел.ч

MANITOU 0.52 1.04 742.56 марка Вид технических воздействий

КР ТР ТО-3 ТО-2 ТО-1

Периодичность технически* воздействий, га К-744Р2, К-701Р. К-701 562 340 31.5 12.5 3.6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Марка Вид технических воздействий 59

КР ТР ТО-3 ТО-2 ТО-1

К-744Р2. К. 701». К-701 18430 6400 3200 1600 400 (0 61 62 63 64 65 66 ХТЗ-17221-21. Т 150« 478 277 33 13.7 4,5

ВТ-100 478 277 33 13.7 4.5

ХТЗ-17221-21. Т 150К 11060 3840 1920 960 240 ДТ-75МЛ 299 128 26 10.2 2.5

Беларус1221 287 173 27 11.4 2.8

ВТ-100 11060 3840 1920 960 240 Беларус 1025 247 149 23.25 9.8 2.3

ДТ-75МЛ 7370 2560 1280 640 160 Беларус 921. Беларус 82.1, МТЗ-82.1 239 144 22.5 9.5 2.2

Беларус 1221 «250 2080 1040 520 130

Беларус 1025 5470 1820 910 455 115

Беларус 921. ЮМЗ-6 239 144 22.5 9.5 2.2

Рисунок 5. Количество технических воздействий, трудоёмкость технических воздействий

Распределение трудозатрат по объектам РОБ приведём на примере трактора К-744Р2 (рисунок 6).

Трудоёмкость КР (В222), цифровое значение С222 принимаем по индексу В77/2 (по количеству тракторов), переносим в D222 (ремонтно-механическая мастерская - РММ).

Трудоёмкость ТР (В223), цифровое значение С223 принимаем по индексу С77/2 (по количеству тракторов), переносим в Б223 (РММ).

Трудоёмкость ТО-3 (В224), цифровое значение С224 принимаем по индексу D77/2 (по количеству тракторов), переносим в D224 (РММ).

- трудоёмкость ТО-2 (В225), цифровое значение С225 принимаем по индексу Е77/2 (по количеству тракторов), переносим в Е225 (пункт технического обслуживания - ПТО).

- трудоёмкость ТО-1 (В226), цифровое значение С226 принимаем по индексу F77/2 (по количеству тракторов), переносим в Е226 (ПТО).

В результате получаем следующие данные: общую трудоёмкость работ по ТО и Р, чел.ч.; трудоёмкость работ по РММ, трудоёмкость работ по ПТО.

Расчёт количества работающих (рисунок 6):

- Всего В414/Е414;

- ЦРМ С414/Е414;

- ПТО D414/Е414.

ГЛАВНАЯ 8СТА8КА Р АЗ МСТХА СТРАНИЦЫ ФОРМУЛЫ ДАННЫС

ГЛАВНАЯ ВСТАВКА РАЗМЕТКА СТРАНИЦЫ ФОРМУЛЫ

* - /х

217

218 Распределение трудозатрат по объектам РОБ

219 Трудо- Объекты РОБ

220 Марка Вид ТО и Р затраты, чел.ч РММ ПТО Гараж |ПТО)

221 1 отделение

ггг КР 278.7 278.7

223 ТР 316,9 316.9

224 ТО-3 45.0 45.0

22$ ТО-2 35.7 35.7

22« К-744Р2 ТО-1 61.7 «1.7

227 КР 129.6 129.6

228 ТР 141.2 141.2

229 ТО-3 25.8 25.8

230 ТО-2 21.4 21.4

231 ХТЗ-17221-21. Т ТО-1 42.2 42.2

232 КР

233 ТР

234 ТО-3 23.8 23.8

235 ТО-2 19.8 19.8

236 вт-юо ТО-1 39.0 39.0

237 КР 82.3 82.3

238 ТР 66.2 66.2

239 ТО-3 20.6 20.6

240 ТО-2 16.2 16.2

241 ДТ-75М ТО-1 23.8 23.8

242 КР

243 ТР 63.4 63.4

244 ТО-3 14.8 14.8

245 ТО-2 12.5 12.5

246 Беларус 1221 ТО-1 18.5 18.5

247 КР 1048.3 1048.3

248 ТР 1188.2 1188,2

249 ТО-3 284.4 284.4

250 ТО-2 240.1 240.1

251 Беларус 82.1 ТО-1 333.6 333,6

252 КР 43.5 43.5

253 ТР 49.3 49.3

254 ТО-3 11.8 11.8

255 ТО-2 10.0 10,0

256 Э02621 ТО-1 13.8 13.8

<14

416 » 4|7| 418™ 419™ 4" I

421 42' '( 423™

424 I

425] 426 >

427 42« I

Исходные данные Общая трудоемкое тъ ТО и Р (црм<пто) Трудоемкое ть по ЦРМ Трудоемкость по ПТО Годовой фонд рабочего времени 1 чел

21042 18387 2656 1688

1968

Количество работающих

Всего ЦРМ ПТО

12 11 2

Распределение трудоемкости по ЦРМ по «идам работ, формирование

Вид работы рудоемкост Количество работавши X

Слесарные 9193 5

Токарные 7355 4

Ремонт »лектрообору дования 1655 1

Сварочные 1103 1

Кузнечные 919 1

Испытательно-регулировочн ые 1103 1

Медницко-жестянницкие 735 0

Шиноремонтные 1103 1

429 J

430

43' Распределение трудоемкости слесарных работ по видам работ

Количество

Вид работы рудоемкост работавши

432 X

433 Мойка 552 0,3

434 Диагностика 552 0.3

435 Разборка 1747 1.0

436 ДефФектовка 735 0.4

437 Ремонт 1195 1

439 Комплектовка 735 0.4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

439 сборка 3677 2

Рисунок 6. Распределение трудоёмкости работ между объектами ремонтно-обслуживающей базы (РОБ), количество работающих на объектах РОБ

С использованием приложения Microsoft Excel производится распределение работающих по видам работ и формируется штат на объектах РОБ, производится расчёт технологического оборудования, определяется количество постов для технического обслуживания, рабочих мест для ремонта ТТМ, определяются площади производственных помещений.

Для разработки графика загрузки производственного корпуса в программе Microsoft Excel рассчитываем число человеко-месяцев на каждый вид технических воздействий (рисунок 7).

Для тракторов типа К-744Р2 следующий алгоритм расчёта:

КР В77/Е414Х12;

ТР С77/Е414Х12

ТО-3, ТО-2 (077+Е77)/Е414х12

ТО-1 F77^414x12.

При конструкторских расчётах нагрузочных режимов можно также использовать приложение Microsoft Excel. Для проведения прочностных расчётов необходимо знать параметры, определяющие предельные нагрузочные режимы работы узлов и агрегатов, в нашем случае это крутящий момент и передаваемая мощность.

Мощность С527xD527xF527/9550;

Момент С526 XD527/D526;

Передаточное отношение D527/D526.

Все расчёты в Microsoft Office выполняются в редакторе формул Equation Editor 3.0 разработки компании Design Science, который был удалён в январе 2018 года из-за проблем с безопасностью. Пользователям Equation Editor 3.0 рекомендован переход на редактор MathType от того же разработчика.

Определённый интерес вызывает использование приложения Microsoft Excel в практической деятельности, в частности при планировании и контроле технического обслуживания и ремонта на конкретном эксплуатационном

предприятии (сельскохозяйственной организации, предприятии) [Некрасова, Овчинникова 2019].

автотранспортном

Рисунок 7. Расчёт графика загрузки производственного корпуса

Для примера рассмотрим планирование и контроль технических воздействий (технического обслуживания и ремонта) для трактора Беларус 82.1. Для планирования и расчётов принята годовая наработка на трактор 1040 эт. га (по данным из одной сельскохозяйственной организации Свердловской области).

На основании представленных данных (годовой наработки, периодичности и годового количества рабочих дней) составлен план-график

технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) (рисунок 8), где представлены вид технического обслуживания и плановая дата проведения ТО.

■ЩД ГЛАВНАЯ SCT4KA P43Mf TÎA СТРАНИЦЫ ФССЫУЛЫ ДАННЬЧ г[Ц[мЗЦГОЕ.И|И[ îrU

- \Х V & II

А И С □ . е j ¥ G И J 1 _ L M IN 0 fr 1 Û H 5 T Ü V W X T 1

1 Янмр*. Фсцрвлк Март Апрель М*й Коль AsrytT

г *UJH/дг MAW -1Û Fll-iC! 21-31 1-10 Г11-20 21-21 1-10 ril-ZD 21-51 1-10 rïl-20 21-50 1-Ï.O "ll-M 21-31 1-10 "II-ZG 2E-W 1-10 11-20 21-3 2 1-10 Г11-20 21-31

s ЬчйТО то-s _то-1 ТО-1 то-г то-i TO-Î Tfrl •to-s TO-i TChl

LDQ I I 200 24 Dl| ll7D2 300 ■400 900 600 TCO £00 900 1ÇÛ0

4 Ць-амбатнн. ГЙ 13 Dl 06.04 30.04 24 DS 37 06 11.07 DJ CA 20 C-3-

Рисунок 8. Фрагмент план-графика ТО и Р (январь-август)

Для более детального планирования и контроля постановки трактора на техническое обслуживание разработаны помесячные план-графики ТО и Р, где представлены плановые ежедневные наработки и ячейки для фиксирования фактической наработки всего парка тракторов типа Беларус 82.1. При разработке помесячных план-графиков учтены регламентированные ГОСТом 20793-2009 «Тракторы и машины сельскохозяйственные. Техническое обслуживание», п. 4.4. требование о том, что допускается изменение периодичности ТО при проведении технического обслуживания №1 и №2 на ±10%, технического обслуживания №3 - ±5%.

Поэтому для проведения первого ТО-1 предусмотрен диапазон наработки от 91,7 эт. га до 108,3 эт. га, для второго ТО-1 диапазон от 191,7 эт. га до 208,4 эт. га и т.д.

Для демонстрации возможностей приложения Microsoft Excel, при планировании и контроле технического обслуживания, воспользуемся разработанными помесячными план-графиками ТО и Р, на примере января и февраля.

С помощью вкладки «главная» открываем команду «стили», далее раздел «условное форматирование», в диалоговом окне «создание правил форматирования» пункт «создать правило...». Далее используем поле (тип правила) «форматировать только ячейки, которые содержат», используем поле «форматировать ячейки, которые «между.» (в нашем случае интервал 91,7108,3 для первого ТО-1, выделенный синим цветом; 191,7-208,4 для второго

ТО-1, выделенный фиолетовым цветом. Рисунок 9). Цвет выбираем через «формат ячеек» в окне «заливка». По окончании форматирования применяем «применить».

Для примера представим сформатированный план-график ТО и Р для тракторов Беларус 82.1.

Рисунок 9. План-график технического обслуживания и ремонта тракторов Беларус 82.1.

На данном рисунке в стоках «9» и «14» представлена «Плановая наработка, эт. га», где первое ТО-1 предусмотрено в период с 22 января по 26 января, проведение второго ТО-1 - с 15 февраля по 19 февраля. В строках «10» и «15» представлена «Фактическая наработка, эт. га 1 вариант» (трактора №1) с годовой наработкой меньше плановой на 10%, т.е. 936 эт. га, где первое ТО-1 предусматривается уже в период с 25 января по 28 января, проведение второго ТО-1 - с 21 февраля по 24 февраля. В строках «11» и «16» представлена «Фактическая наработка, эт. га 2 вариант» (трактора №2) с годовой наработкой, превышающей планируемую на 5% - 1092 эт. га. В этом случае первое ТО-1 предусматривается в период с 21 января по 24 января, проведение второго ТО-1 - с 13 февраля по 16 февраля.

Данный алгоритм можно использовать для любого количества тракторов данного типа, для тракторов любых других марок и моделей.

Специалисты автотранспортных предприятий, станций технического обслуживания и др. могут применять данный алгоритм для обработки и

анализа цифровой информации, управления базами данных, решения задач в профессиональной деятельности [Ковшов, Салимова 2020].

Выводы. Из представленного материала видно, что возможности офисного пакета приложений Microsoft Office можно использовать в образовательной и практической деятебльности. Кроме документов любой сложности, профессорско-преподавательскому составу, обучающимся, с помощью Microsoft PowerPoint, можно готовить презентации своих лекций, выступления на конференциях и круглых столах. Это обеспечивает доступность и восприятие информации.

Данные приложения во взаимодействии с другими приложениями позволяют разрабатывать виртуальные лабораторные практикумы по техническим дисциплинам, что позволяет исключить практический эксперимент, практическое выполнение технологических операций по возделыванию сельскохозяйственных культур, по диагностике и техническому обслуживанию транспортно-технологических машин (ТТМ) [Голдина, Иовлев, Зорков 2023].

Использование приложения Microsoft Excel при подготовке выпускной квалификационной работы (ВКР) позволяет обучающемуся проводить исследования и анализировать влияние входных параметров (наработки, трудоёмкости, возрастной и количественный состав парка и т.д.) на конечные результаты проектирования (на размер ремонтно-обслуживающей базы, на технологии технического обслуживания и ремонта, на расположение цехов, участков, зон). Кроме того, использование приложения Microsoft Excel позволяет более качественно за более короткие сроки подготовить и защитить ВКР.

Использование приложения Microsoft Excel в практической деятельности, в техническом сервисе, позволит поднять на более высокий уровень техническую готовность парка ТТМ, через контроль периодичности

технического обслуживания, через соблюдение межремонтных сроков [Иовлев, Голдина 2021].

Список литературы:

Голдина И. И., Иовлев Г. А., Зорков В. С. Актуальные вопросы образования и подготовки кадров для АПК: тенденции и перспективы // Аграрное образование и наука. 2021. № 2.

Иовлев Г. А., Голдина И. И. Система подготовки кадров для инновационной модели сельского хозяйства // Аграрное образование и наука. 2021. № 4. С. 10.

Ковшов В. А., Салимова Г. А. Применение интерактивных методов обучения в условиях развития цифровой экономики // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. № 1 (86). С. 118 -126.

Михелъкевич В. Н., Овчинникова Л. П. Развитие мотивации к инновационной профессиональной деятельности у студентов технических вузов в процессе обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2022. Т. 24. № 83. С. 59 - 66.

Некрасова И. И., Овчинников Р. А. Автоматизация инженерных расчетов и построений как инструмент оптимизации решения профессиональных задач инженером путей сообщения // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2019. № 4 (51). С. 12 - 21.

Рецензент: Б. А. Воронин, Уральский ГАУ, Екатеринбург

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.