Н. В. Мех
(Астрахань)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается образовательный потенциал особо охраняемых природных территорий для формирования экологической культуры молодежи. Раскрывается сущность предложенной педагогической модели «экологическое воспитание детей для экологического просвещения взрослых», основанной на социально-ориентированном и практико-ориентированном подходе
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - это заповедники, национальные парки и другие природные территории России, имеющие особый режим охраны и использования. Основные задачи эколого-просветительской деятельности: расширение знаний и представлений о природе родного края, об уникальной ценности природных территорий, вовлечение в практическую исследовательскую и природоохранную деятельность, которая нацелена на развитие бережного и ответственного отношения к живой природе, формирование опыта взаимодействия с природой, углубление и конкретизация экологических и природоохранных знаний в непосредственном контакте с природными объектами, пробуждение положительных эмоций и ценностного отношения личности к природе [1, 3].
Каждый заповедник и национальный парк разрабатывает свою стратегию ведения эколо-го-просветительской работы, опираясь как на собственный эколого-образовательный потенциал, так и на реальные возможности региона, в котором он расположен. Под образовательным потенциалом (ОП) заповедника или национального парка понимается совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических ресурсов для экологического образования и просвещения населения. Образовательный потенциал с педагогической точки зрения можно рассматривать в единстве обучающего, воспитательного и развивающего компонентов.
В эколого-просветительской деятельности большинства заповедников приоритетной является работа со школьниками. Основным принципом эколого-просветительской работы со школьниками в Астраханском биосферном заповеднике является педагогическая модель «экологическое воспитание детей для экологи-
ческого просвещения взрослых». В основу этой модели заложен глубокий психологический и педагогический смысл. Как показывает опыт большинства охраняемых територий, экологопросветительская работа со взрослым населением не всегда приводит к изменению мировоззрения и стереотипов поведения. Взрослый человек представляет собой сформировавшуюся личность с определенными жизненными приоритетами и общественным статусом. В сознании взрослого человека экологические проблемы чаще всего занимают одно из последних мест, а основными жизненными приоритетами являются здоровье, семья, материальное благополучие семьи, забота о детях и их будущем. Многолетние исследования Фонда «Общественное мнение» показывают, что, если взрослым респондентам предлагают выбрать из общего перечня актуальных социальных проблем наиболее значимые для них, экологические проблемы отмечают около 13% опрошенных. Результаты опроса детей и взрослых, постоянно проживающих в селах, расположенных вблизи границ территории Дамчикского участка Астраханского заповедника, показали, что проблемы охраны природы совершенно не волнуют 53,9% взрослых респондентов, в то время как среди школьников никогда не задумывались над проблемой сохранения природы только 6,5% юных сельчан. Большинство опрошенных детей в качестве своего природоохранного вклада по традиции «сажают деревья» (68,9%), «участвуют в различных природоохранных акциях» (65,6%), «стараются производить меньше мусора» (52,5%), «экономят воду, тепло, электричество» (19,7%), а также «помогают спасать молодь рыб» (18,0%). Во многом такой активной природоохранной деятельности детей способствует систематическая эколого-просветительская работа, которая проводится Астраханским запо-
ведником в сотрудничестве с сельскими школами. Однако такая очевидная пассивность взрослого населения, на наш взгляд, не является непреодолимым препятствием для продвижения природоохранных идей. При проектировании образовательной среды и разработке экологопросветительских и природоохранных проектов следует учитывать также и «особенности коммуникативного взаимодействия между субъектами образовательной среды и, в первую очередь, учащихся между собой, с педагогами и родителями» [2]. Именно семейные, общественные, производственные и другие отношения людей имеют большое значение в становлении и развитии личности. Семья как структурообразующая система общественной жизни («ячейка общества») фокусирует все кардинальные изменения, происходящие в обществе, в семье происходит модернизация, адаптация и возникновение новых социальных образцов поведения. Так постепенно, в ходе практической деятельности (познавательных, хозяйственных, обучающих и иных практик) формируются и фиксируются в нормативно-ценностных системах культура и социальный опыт личности. Однако не только семья и общество оказывают воздействие на формирование личности, но и сама личность способна оказывать воздействие на семью и общество. Именно этот педагогический феномен используется в практике эколо-го-просветительской работы Астраханского заповедника как модель «экологическое воспитание детей для экологического просвещения взрослых». Этот подход соответствует представлениям о том, что экологическое образование должно давать не знания как таковые, а формировать мировоззрение и способствовать формированию «экологичной» и социально активной личности, обладающей гражданской позицией и способной воздействовать на свое социальное окружение в интересах охраны природы и рационального природопользования.
Дети, в отличие от взрослых, имеют недостаточно сложившуюся систему представлений и стереотипов поведения, максимально восприимчивы и в то же время обладают уникальной возможностью неформального социального и психологического воздействия на взрослых. Педагогический опыт показывает, что в семье и своем обычном социальном окружении дети делятся своими впечатлениями и новыми знаниями и таким образом «транслируют» их на окружающих сверстников и взрослых. Овладев новыми моделями поведения и деятельности в природной среде, они могут не только сами принимать активное участие в решении ло-
кальных экологических проблем, но и стать «носителями» и «пропагандистами» норм ответственного отношения к природе в своем социуме (семье, классе, селе и др.). Этот педагогический прием позволяет не только повысить эффективность эколого-просветительской деятельности, но и налаживает «коммуникативную» связь между учеными-экологами и местным населением - родителями, родственниками, соседями, друзьями обучаемых школьников.
Кроме того, образовательный потенциал эколого-просветительской деятельности имеет свои специфические особенности по сравнению с другими образовательными субъектами, осуществляющими образовательную и экологопросветительскую деятельность.
Каждый российский заповедник и национальный парк является уникальным природным эталоном на фоне окружающей среды, измененной в процессе антропогенной деятельности. В каждом регионе заповедники и национальные парки отражают уникальность местной природы и культуры, многообразие природных и культурных особенностей России.
Образовательный потенциал заповедников позволяет реализовать принцип научности. Во многих регионах России они выступают в качестве носителя наиболее актуальной научной и объективной природоохранной информации, а мнение «заповедных» ученых является авторитетным в природоохранных кругах, так как основано на многолетних систематических полевых исследованиях. В отличие от системы общего образования изучение природных процессов и экологических проблем на базе заповедников происходит не «по книгам», а непосредственно в «полевых условиях» или на основе результатов «полевых исследований».
Однако непосредственное использование заповедников в качестве объекта для организации познавательной, исследовательской и природоохранной деятельности учащихся имеет некоторые ограничения, связанные с режимом охраны этих территорий. В этой связи в практике их эколого-просветительской работы широко используется просветительская, исследовательская и природоохранная деятельность со школьниками на сопредельных территориях в тесном сотрудничестве с другими природоохранными организациями, а также с учреждениями образования и культуры. В рамках этого сотрудничества происходит внедрение в образовательный процесс актуальной природоохранной информации, накопленной специалистами в рамках научной, охранной и экологопросветительской деятельности.
В эколого-просветительской практике используется широкий спектр отечественных и зарубежных приемов и методов работы с различными возрастными и социальными группами населения. Большое значение при этом уделяется социально-экологическому аспекту взаимодействия человека с окружающей природной средой. Это связано с необходимостью переориентации прагматичного отношения общества к природным ресурсам от позиции «неисчерпаемости» к позиции «рациональности». В целом система эколого-просветительской работы направлена на развитие духовного, эстетического и природоохранного восприятия личностью окружающего мира, стимулирование позитивных изменений в развитии экологического сознания детей и взрослых, формировании экологической культуры населения. Именно в этом выражается воспитательный и развивающий компоненты образовательного потенциала охраняемых территорий.
Определяя особенности формирования экологической культуры личности, мы придерживаемся мнения О. Н. Яницкого [4, с.17] о том, что экологическая культура «формируется в ходе практического освоения мира человеком (познавательных, хозяйственных, обучающих и иных практик) и фиксируется в нормативноценностных системах», и точки зрения Г. А. Па-путковой [5], которая считает, что для её формирования необходимо «не просто репродуктивное усвоение экологических знаний обучающимися, а реальное формирование у них в процессе обучения практической способности и готовности применять эти знания в конкретной социальной деятельности на основе экологически ориентированной системы мировоззренческих представлений и ценностей».
Очевидно, что внешним проявлением экологической культуры является способность личности пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в повседневной бытовой и профессиональной деятельности. Без соответствующего уровня культуры личность может обладать знаниями, но не владеть ими. Это означает, что экологическая культура человека кроме экологического сознания должна включать также и экологическое поведение. В. А. Яс-вин определяет экологическое поведение как «совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использование природных ресурсов». При этом «экологическое поведение человека определяется уровнем его экологического
сознания и освоенными практическими умениями в области природопользования» [6].
При планировании эколого-просветитель-ской деятельности следует выбирать наиболее эффективные формы и методы работы с различными группами населения. Основным направлением эколого-просветительской работы Астраханского заповедника является проектная деятельность как один из наиболее эффективных видов учебно-исследовательской работы учащихся, в ходе которой происходит не только углубление экологических знаний, но и совершенствование исследовательских, природоохранных и коммуникативных умений, реализация которых возможна как в учебном процессе, так и в обычном социальном окружении. Использование проектных технологий в образовательной и просветительской деятельности позволяет наиболее эффективно использовать образовательный потенциал заповедников и способствует переводу ученика из пассивного объекта обучения в полноправного участника педагогического процесса, где он сам становится деятельной и творческой личностью. Весь образовательный процесс ориентирован на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств, творческих способностей и социальной адаптации в обществе через исследовательскую, природоохранную и социальную деятельность. Педагогический опыт показывает, что интерес ребенка к любому виду деятельности во многом определяется тем, насколько он уверен в конечном успехе и в своей личной роли в его достижении. Основной предпосылкой для развития интереса у школьников к участию в проектной деятельности является то, что каждый проект должен быть направлен на решение вполне конкретной локальной экологической проблемы. Мы согласны с мнением Д. С. Ермакова (2009), что «результат современного экологического образования не может ограничиваться лишь осведомленностью об экологических проблемах» и что «система экологического образования должна быть переструктурирована с целью содействия решению конкретных экологических проблем, практическому улучшению состояния окружающей среды» [7, с.104]. Проектная деятельность, направленная на решение местных социальноэкологических проблем, может быть основой для развития социального партнерства в сфере охраны природы, развития эффективного сотрудничества между заповедниками и местными жителями.
Опыт работы с местным населением показал, что для того, чтобы это сотрудничество
стало для местных жителей действительно интересным, необходимо исходить из понимания того, что само понятие «сотрудничество» предполагает учет интересов обеих сторон. Заповедник или национальный парк для местного населения должен быть не только «организацией, охраняющей природу», но и организацией, защищающей интересы местного сообщества.
К путям развития такого сотрудничества относятся выявление местных экологических проблем и поддержка местных инициатив в решении проблем, связанных с охраной природы и улучшением социально-экономических условий. Этот этап является началом любого «экологического проекта». Важно выявить эти проблемы и инициативы вместе с детьми, поручив им провести опрос общественного мнения или проведя с ними самими беседу, «мозговой штурм» или тренинг. После определения «круга проблем» организуется обсуждение. Сначала потенциальные участники проекта узнают о проблеме в целом и о возможных путях ее решения. В ходе последующей беседы они получают возможность выразить свою точку зрения о причинах проблемы в каждом конкретном случае (например, в их селе) и предложить свои пути решения проблемы. Такая форма общения вызывает большой интерес, особенно у школьной аудитории. Учащиеся Полдневской средней школы - участники одного из таких мероприятий - так оценили его результаты: «Было приятно, что с нами говорили о таких серьезных проблемах на равных и по-взрослому». Уже получив самую начальную информацию о проблеме, каждый ребенок в дальнейшем имеет возможность применения своих экологических знаний в общественной жизни, воздействуя на свое социальное окружение в интересах охраны природы и рационального природопользования.
Для достижения главной цели проекта необходимо ставить учащихся в условия, близкие к жизненной и профессиональной практике, готовить их к активному включению в реальную природоохранную деятельность. Следующий этап проектной деятельности представляет собой разработку стратегии решения выявленной проблемы. Если предыдущие этапы (выявление и изучение проблемы) были в большей степени основаны на использовании и пополнении теоретических знаний, то этот этап основывается на изучении существующего практического опыта и выработке на его основе технологии дальнейшего развития проекта. Вместе с детьми определяются промежуточные задачи, основные мероприятия, реализация которых по-
зволит приблизиться к достижению цели и решению выявленной проблемы.
В качестве примера такого долгосрочного социально-экологического проекта, реализуемого Астраханским биосферным заповедником, можно привести проект «Если мусор разделить - можно свалки победить!», который начинался при поддержке Всемирного фонда дикой природы (ШМЛ7) с опросов общественного мнения о причинах загрязнения берегов реки бытовыми отходами и проведения ежегодных акций «Очистим дельту от мусора вместе!» по раздельному сбору пластиковых отходов по берегам рек. В 2010 году в рамках гранта социальных проектов нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» начался эксперимент по организации систематического раздельного сбора полимерных отходов у населения 12 сел Камызякского района Астраханской области. Особенностью этого проекта является то, что с самого его начала активными участниками продвижения идеи раздельного сбора полимерных отходов стали именно сельские школьники. В рамках проекта силами школьников проводились опросы общественного мнения, распространение среди жителей информационных листков, выступления агитбригад, выставки детских поделок «Альтернатива», в СМИ были опубликованы сочинения школьников на тему «Как бы я решил проблему мусора на селе, если бы был главой сельсовета». Экспериментальный сбор полимерных отходов также внедрялся в семьях сельчан при участии школьников, которые не только сами собирали полимерные отходы, но и убеждали своих родителей, друзей и соседей не выбрасывать различную пластиковую тару, пакеты на свалку, а собирать их отдельно. В ходе акций и экспериментального раздельного сбора полимерных отходов в 2009-2010 гг. жители собрали около 7,5 тонн полимерных отходов, которые были вывезены на переработку. За этим стоит большая совместная работа юных жителей села и сотрудников заповедника.
Таким образом, учебная проектная деятельность является одним из эффективных средств подготовки учащихся к решению реальных проблем в сфере экологии. В рамках проектной деятельности учащиеся приобретают опыт организации собственной деятельности. Эколого-про-светительские и природоохранные проекты имеют в основном прикладной характер и могут быть использованы для решения экологических проблем локального масштаба (на уровне села, участка реки, отдельного природного объекта и т.п.). Большое значение имеет обязательное публичное представление результатов
проектной деятельности учащихся: в СМИ, на конференциях, в виде издания информационной эколого-просветительской продукции с использованием детских работ. Участвуя в проектной деятельности, школьники, с одной стороны, сами приобретают новые знания, умения и навыки в сфере охраны природы и рационального природопользования, а с другой стороны, передают эти знания, «транслируя» результаты своих исследований и практической деятельности внутри своего социального окружения, тем самым способствуя формированию общественного экологического сознания внутри своего социума. Мы считаем, что привлечение молоде-
жи к участию в проектной эколого-просвети-тельской и природоохранной деятельности способствует формированию у подрастающего поколения ответственного отношения к природе, развивает умение анализировать экологические проблемы и прогнозировать последствия деятельности человека в природе, формирует активную гражданскую позицию, основанную на чувстве сопричастности к решению социально-экологических проблем и ответственности за состояние окружающей среды. Все это в совокупности является основой для формирования экологической культуры личности и общества в целом.
Литература
1. Шпиленок Н. В. Формирование экологической культуры подростков в комплексе «Школа - Национальный парк» : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - Кострома, 2007. - 222 с.
2. Панов В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. - М.: Наука, 2004. - 197 с.
3. Реймерс Н. Ф. Природопользование : словарь-справочник. - М.: Мысль, 1990. - 484 с.
4. Яницкий О. Н. Экологическая культура: очерки взаимодействия науки и практики. - М.: Наука, 2007. - 272 с.
5. Папуткова Г. А. Компетентностно-ориентированное профессиональное экологическое образование студентов в вузе : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - Нижний Новгород, 2008. - 367 с.
6. Ясвин В. А. Формирование экологической культуры. Пособие по региональной экологической политике. - М.: Акрополь ; ЦЭПР, 2004. - 196 с.
7. Ермаков Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся. - М.: МИОО, 2009.