Список литературы
1. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2011. 240 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗНЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВСЕРОССИЙСКИМ ОЛИМПИАДАМ - ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ Сидоренко Л.Н.
Сидоренко Людмила Николаевна - учитель истории и обществознания, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 2,
г. Вилючинск
Аннотация: в статье рассмотрен вопрос подготовки одаренных детей к олимпиадам, конкурсам, викторинам. Подробно изложены варианты заданий делового плана: ретроспективные и игровые. Даны рекомендации по распределению вариантов заданий на уроках истории, согласно психологической подготовке учащихся.
Ключевые слова: одаренные, познавательная деятельность, образные задания.
В свое время известный историк, автор исторических книг Нечкина Милиса Васильевна отмечала, что воспитательное значение истории как учебного предмета -помощь формированию специальных способностей (стать историком, археологом, архивистом и т.д.) у одаренных, склонных к этим наукам школьников и соответствующая их общая подготовка к избранной трудовой деятельности.
Современная практика школьного обучения истории свидетельствует о широком использовании учителями заданий, направленных на воссоздание прошлого в образной форме. Эти задания носят различные названия: творческие сочинения, образные задания, персонифицированные сочинения, игровые задания. В современных условиях идея творческих сочинений получила новое прочтение. Более разнообразными стали не только их темы, но и формы выполнения, соответствующие эпохе и характеру изучаемого материала. На уроках даю задания по составлению рассказов об исторических событиях от имени их участников, свидетелей, современников; моделируются диалоги, озвучиваются исторические картины, ведутся дневники путешественников, составляются речи политических деятелей, статьи археологов [1]. Я бы хотела остановиться на такой разновидности заданий, где в комплексе используются приемы персонификации, драматизации и стилизации. На уроках мы начинаем словами «Представь, что ты - ...». Для эффективного использования образных заданий в их вводную часть необходимо включать опорные сведения о персонаже, а также вводить с целью стилизации общеупотребительные слова и выражения соответствующей эпохи. Игровые задания могут применяться в качестве заданий для самостоятельной работы, предназначенных как для отдельных учеников, так и для группы учеников, проявляющих особый интерес к истории. В зависимости от их направленности и характера предлагаемых ролей, игровые задания мы подразумеваем на деловые и ретроспективные.
В заданиях делового плана ученику предлагается роль современного человека, специалиста в той или иной области знаний: современного историка, журналиста, археолога, дипломата, артиста и т.д.
В ретроспективных заданиях моделируется ситуация отдаленного прошлого, и ученики получают роли представителей тех социальных групп, которые исчезли с
80
исторической арены: в 5 классе ученики с интересом получают роли и представителей аристократии и демоса, патриция и плебея [2]; в 6 - 7 классах - представителей феодалов, крепостных крестьян, посадских людей, купцов. При этом речь идет не о конкретных личностях, а о типажах эпохи, так как типизация рождает так необходимый для учеников эффект присутствия в изучаемых исторических событиях.
В структуре игровых заданий выделяют вводную и предписывающую части. Вводная часть задания содержит сведения о человеке, с которым ученику предстоит себя идентифицировать. Предписывающая часть игровых заданий включает конкретную учебную задачу и рекомендуемые способы ее выполнения.
Особое место в системе ретроспективных заданий таким игровым заданиям, которые предусматривают при оценке исторических событий «взгляд со стороны», обеспечивающийся, как правило, предложенной ученикам ролью иностранца. Примером может служить задание, применяющееся при изучении политического устройства России во времена правления Ивана IV и направленное на осуществление учеником аналитического описания усиления царской власти [3].
Другим видом ретроспективных заданий являются такие, где предполагается оценка одного и того же исторического события с позиций представителей противоположных сторон. Эти задания способствуют пониманию учениками многомерности и альтернативности исторического процесса. Пример: задания к теме «Окончание Смутного времени». Первое задание выполняется от имени ополченца, сторонника Минина и Пожарского, а второе задание предполагает оценку этих же событий представителем польско-литовского войска.
Приведу пример делового задания, которое учитель может использовать при изучении этого же материала. «Представьте, что вы - историк, занимающийся исследованием Смутного времени в России в начале XYП века, и вам предлагается выступить на конференции, посвященной Дню .... В докладе (примерный объем 2.5 страницы рукописного текста) предложено охарактеризовать изученные источники и литературу, посвященные этому событию, показать значение победы Второго ополчения для истории России [4].
Весьма специфическим видом ретроспективных игровых заданий, созданных на материале военной истории, являются на описании чувств рядовых участников битв и сражений. Пример: «Представь, что ты - Иван, сын Данилов гренадер Новгородского полка, участник Полтавского сражения, о которой сказано, что совершенная виктория одержана «через его царского величества славное оружие и храбрость начальных и солдат».
Какое участие в содержании виктории принимал ты, простой русский солдат Иван Данилов? Опиши запомнившиеся тебе эпизоды этого сражения и те чувства, которые ты испытал во время его победоносного завершения».
В процессе выполнения подобных заданий ученик пытается понять психологию своих предков в переломные для страны моменты, выразить его чувства по отношению к событиям прошлого. На примере игровых заданий ретроспективного плана ученики подводятся к осознанию того, что в прошлом действовали не только сильные личности, но и «рядовые истории».
В историко-культурном блоке деловые задания, по моему мнению, преобладают над ретроспективными. В деловых заданиях ученикам могут быть предложены роли экскурсоводов, историков, искусствоведов, представителей обществ по охране или возрождению памятников истории России.
Опыт показывает, что применение игровых заданий не должно быть ограничено каким-либо содержательным блоком, они органично вписываются в процесс изучения экономического, политического, историко-культурного материала и могут рассматриваться как одно из эффективных средств активизации познавательной деятельности учеников на уроках истории.
Так как публичное выражение своих чувств не свойственно подросткам, предлагаю письменное исполнение задания.
Список литературы
1. Вяземский Е.Е., Стрелкова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. Москва, «Просвещение», 2000.
2. Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе. Москва. «Просвещение», 1985.
3. Манфред А.З., Нечкина М.В. Проблемы истории общественной мысли и историографии. Москва. «Наука», 1976.
4. Щуркова Н.Е., Мухин М.И., Желаннова А.В. Новое воспитание в новой школе. Москва. АРКТИ, 2012.
ТЬЮТОРСТВО В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ Кинзябаева Ф.И.
Кинзябаева Фания Ишбулдовна - учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Баймакский лицей-интернат, г. Баймак Республика Башкортостан
Аннотация: работа с детьми с ОВЗ (дети с ограниченными возможностями здоровья) в настоящее время - одна из самых актуальных задач современного общества, но и одновременно одна из самых сложных, поэтому статья посвящена некоторым особенностям тьюторской работы.
Ключевые слова: работа с детьми с ОВЗ, тьюторство, приемы и формы работы.
Работа с детьми с ОВЗ (дети с ограниченными возможностями здоровья) в настоящее время - одна из самых актуальных задач современного общества, но и одновременно одна из самых сложных. Ведь состояние здоровья некоторых детей препятствует возможностям их обучения без использования специальных программ, а также особых условий. В связи с этим характерной особенностью развития образования является тьюторство в дистанционном образовании.
Итак, что такое тьюторство? В основном, тьюторство - это способ реализовать идею индивидуальной образовательной программы, которая включает в себя ёмкое понятие « компетентность», где главной составляющей является использование профессиональных знаний, навыков и опыта работы учителя, выраженных в технологии решения задач средствами современных информационных и коммуникационных технологий. Если обратиться к «Словарю иностранных слов»[1.684], слово «тьютор» образовано от английского tutor, лат- tutor-это куратор, опекун, наставник, воспитатель в учебном заведении. Слово пока еще новое для русской лексикологии, поэтому многие задаются вопросом: « В чем заключается особенность работы тьютора?». Попытаемся ответить на этот вопрос.
Все мы знаем, чтобы не стать придатком машины, человек должен делать то, что сегодня недоступно машине: создавать пространственные образы и оперировать ими, заниматься рефлексией, то есть мыслить, поэтому тьютор должен, во-первых, не давать готовую информацию своим подопечным, а организовывать деятельность по «добыванию» этой информации.
Таким образом, тьютор помогает постигать знания собственным опытом, то есть «спотыкаясь, падая, вставая». Словом, доходит до всего собственным умом. Во-вторых, тьютор не должен излагать готовый материал, а должен отвечать на вопросы, возникающие в конкретном процессе учебной деятельности, т.е. ребенок во время занятий не опирается на чужие знания. В-третьих, не должен выдавать готовый