Научная статья на тему 'Использование новых информационных технологий в педагогическом процессе для обучения детей с особыми образовательными потребностями'

Использование новых информационных технологий в педагогическом процессе для обучения детей с особыми образовательными потребностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
951
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нарзулаев С. Б., Похоруков О. Ю., Добрянская З. И.

С.Б. Нарзулаев, О.Ю. Похоруков, З.И. Добрянская. Использование новых информационных технологий в педагогическом процессе для обучения детей с особыми образовательными потребностями Многоцелевой компьютерный класс в специализированной школе для слабослышащих и глухонемых детей является самостоятельной под-программой и ставит своей целью с использованием отечественного и международного опыта построить как воспитательный, так и учебный процесс на основе новых информационных технологий. Задача включает в себя как разработку концептуальных основ использования современной компьютерной техники и новых информационных технологий, так и саму постановку учебного и воспитательного процесса.S.B.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нарзулаев С. Б., Похоруков О. Ю., Добрянская З. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование новых информационных технологий в педагогическом процессе для обучения детей с особыми образовательными потребностями»

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК 796.01:61; 796.01:57

С.Б. Нарзулаев, О.Ю. Похоруков, З.И. Добрянская

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Томский государственный педагогический университет

В общеобразовательных и профессиональных школах компьютерный класс, оборудованный подчас современной электронно-вычислительной аппаратурой, создается и используется, как правило, для обеспечения стандартного курса «Информатика и вычислительная техника».

Это примитивный подход, часто не рационально потраченные деньги и тормоз к развитию действительно перспективного направления «Новые компьютерные образовательные технологии».

Развитие системы специального образования тесно связано с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, политикой государства по отношению к детям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования в целом, уровнем развития дефектологической науки как интегративной области знания на стыке медицины, психологии, педагогики и лечебной физкультуры, мировым историко-педагогическим процессом.

До сих пор в отечественной дефектологии развивались только отдельные направления специального образования - сурдо-, тифло- и олигофренопедагогика, логопедия, при этом происходило становление научных взглядов на те или иные формы аномального развития ребенка и способы их психолого-педагогической коррекции (А.Г. Басова, А.Н. Граборов, А.И. Дьячков, Х.С. Замский, А.И. Скребицкий, В.А. Феоктистова и др.). Развитие отечественной системы специального образования в целом никогда не было предметом комплексного анализа, вводящего национальную систему специального образования в контекст мирового процесса [1-6].

В последнее десятилетие под влиянием социально-политических изменений в стране произо-

шел резкий перелом в ценностных ориентациях государства: стали переосмысливаться права человека, ребенка, инвалидов; началось освоение обществом новой философии - признание неделимости общества на «полноценных» и «неполноценных», признание единого сообщества, состоящего из разных людей с различными проблемами. Государство провозглашает антидискриминационную политику по отношению к инвалидам. В этом контексте резко изменилась оценка обществом и государством состояния системы специального образования и перспектив ее развития, оно стало характеризоваться как кризисное.

Одновременно на федеральном и региональном уровнях начинают возникать инициативы по внедрению в практику нетрадиционных методов психо-лого-педагогической коррекции, новых форм организации специального обучения, новые методики физического развития, калькирующие современные западные модели обучения детей с нарушениями в развитии.

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с нарушениями в развитии, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, УВ. Ульенкова и др.). Уже в дошкольном возрасте дети с нарушениями в развитии не справляются с программными требованиями детского сада и не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению к моменту поступления в школу. У детей этой категории наряду с нарушениями различных психических функций в той или иной степени оказываются не-сформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что,

С.Б. Нарзулаев, О.Ю. Похоруков, З.И. Добрянская. Использование новых информационных..

в свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей. Отставание в физическом развитии, расстройство функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности, становятся в будущем причиной нетрудоспособности. Базовое физкультурное образование детей с ослабленным здоровьем сопряжено с освоением минимума знаний, достаточного для повседневной жизни, для укрепления остаточного здоровья, развития физических способностей, формирования новых, прежде всего жизненно необходимых двигательных навыков.

Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция нарушений у детей с нарушениями в развитии именно в дошкольном возрасте являются необходимым условием подготовки этой категории детей к школьному обучению [7-9].

В настоящее время решение проблемы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья - важная задача коррекционной педагогики, специальной психологии и лечебной физической культуры. Система специального образования, действующая в нашей стране, решает задачи в создании наиболее благоприятных условий коррекции аномального развития ребенка, его социальной адаптации. Знание коррекционной педагогики, специальной психологии и лечебной физической культуры поможет найти пути преодоления затруднений в воспитании ребенка как в специальных коррекционных образовательных учреждениях, так и в условиях массового обучения.

Коррекционная педагогика изучает теоретические основы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в условиях специальных дошкольных учреждений. Коррекционная педагогика обучает, воспитывает, корригирует.

Предметом исследования коррекционной педагогики как отрасли научного познания являются дети с физическими, психическими недостатками и проблемы их обучения и воспитания. Коррекционная педагогика объединяет ряд самостоятельных отраслей: сурдопедагогику, изучающую вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха; тифлопедагогику - вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения; олигофренопедагогику - вопросы воспитания и обучения умственно отсталых детей; логопедию - вопросы изучения и исправления недостатков речи. Специальная психология - отрасль психологии, изучающая психо-лого-педагогические особенности детей с нарушениями развития (аномальных детей).

Специальная психология изучает особенности развития детей, нуждающихся в специальных усло-

виях обучения и воспитания. К ним относятся дети с нарушениями анализаторов, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, с различными интеллектуальными нарушениями.

Тренировочные комплексы лечебной физкультуры укрепляют и развивают скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительно облегчает работу аппарата кровообращения, благотворно влияет на нервную систему, помогает детям справляется со значительными психическими и физическими нагрузками.

Выделение отношения к лицам с отклонениями в развитии как объекта исследования обусловило необходимость выхода за рамки традиционных исследований в области истории дефектологии. Актуальным является сравнительное изучение процесса развития отношения к людям с ограниченными возможностями в разных странах. Важной проблемой становится разработка методологии, адекватной изучению процесса становления и изменения отношения к людям с отклонениями в развитии, а также проблемы подготовки квалифицированных педагогических кадров для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Таким образом, анализ изучения данной проблемы показывает, что, несмотря на определенный уровень ее теоретической и практической разработанности, в отечественной и зарубежной литературе недостаточно рассмотрены аспекты подготовки специалистов для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

В настоящее время в науке, с одной стороны, созданы предпосылки, необходимые для ее решения, с другой стороны, педагогическое осмысление проблемы свидетельствует о наличии ряда противоречий между:

- социальным запросом общества подготовки специалистов для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, и недостаточной педагогической разработанностью данной проблемы;

- возрастающими тенденциями использования потенциала дефектологической науки как интегративной области знания на стыке медицины, психологии и педагогики и отсутствием научно обоснованной модели подготовки специалистов в этих условиях;

- огромными возможностями современной электронно-вычислительной техники и отсутствием соответствующих коррекционных компьютерных программ.

Программа курса «Основы компьютерной грамотности» в специальной (коррекционной) школе рассчитана на учащихся 4—9-х классов. Данный курс является коррекционным, поскольку способствует развитию личности ребенка, укреплению

психических и физических способностей. Появилась возможность в условиях класса обеспечить каждому ребенку адекватный лично для него темп и способы усвоения знаний, а также возможность реализовать себя в самостоятельной продуктивной работе. Курс составлен таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для учащихся уровне.

Задачи курса:

1) общекультурная - ознакомление учащихся с компьютерами, распространенной частью «культурного ландшафта» - среды обитания современного человека - и формирование мировоззрения ребенка;

2) технологическая - приобретение навыков работы на клавиатуре в текстовом редакторе;

3) коррекционная - способствует развитию высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения);

4) общепедагогическая - определяется фактом наличия компьютерного класса в школе как новой «педагогической культуры», т.е. происходит обновление содержания, методов и организационных форм учебной работы.

В специальной коррекционной школе изучение компьютера приобретает большую ценность в связи с тем, что расширяется поле методов и приемов коррекционно-развивающего обучения (обучение чтению, грамотности, счетным операциям и т.д.).

Курс «Основы компьютерной грамотности» следует концентрическому принципу в размещении материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий и потом происходит ежегодный повтор и усложнение тренинга. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для детей с проблемой в обучении дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу.

Многоцелевой компьютерный класс в специализированной школе для слабослышащих и глухонемых детей является самостоятельной подпрограммой и ставит своей целью с использованием отечественного и международного опыта построить как воспитательный, так и учебный процесс на основе новых информационных технологий. Задача включает в себя как разработку концептуальных основ использования современной компьютерной техники и новых информационных технологий, так и саму постановку учебного и воспитательного процесса.

В этом плане можно определить следующие концептуальные основы организации многоцелевого компьютерного класса в специализированной школе для слабослышащих и глухонемых детей.

В специализированной средней школе для слабослышащих и глухонемых детей компьютерный класс должен быть многофункциональным и должен обеспечивать решение следующих задач:

1. Изучение основ компьютерной техники, пользователь персонального компьютера: школьники всех возрастных групп под руководством преподавателя шаг за шагом могут познакомиться с персональным компьютером, освоить работу с клавиатурой на примере специализированных обучающих игровых программ. Практика показала, что ученики средних классов через 5 (пять!) минут уже могут рисовать на экране дисплея довольно сложные цветные (порой талантливые!) картины. Следующим шагом должны быть лекции по основам компьютерной техники, причем ученики слушают преподавателя и выполняют синхронно задания «на рабочем месте пользователя персонального компьютера».

2. Развивающие детские игровые программы: богатый набор игровых программ позволяет знакомить ученика с компьютером, уверенно работать с «мышкой», клавиатурой, развивать реакцию, умение сосредоточить внимание на поставленной задаче, получить начальные знания по английскому языку, географии, природоведению, истории, живописи, музыке и т.д. (речь идет об игровых программах для детей разного возраста, а не о специальных обучающих программах «поддержки» всех предметов школьного учебного плана).

3. Тестирование успехов и диагностика причин отставания (программы текущего и итогового контроля знаний, статистическая обработка результатов, выявление причинно-следственных связей) -это специальная задача для школьного психолога, социолога, зав. учебной частью.

На первом этапе это может быть банк данных и оперативные сводки, отчеты по различным вопросам учебного процесса школы, а затем - научный анализ ситуации, выводы и рекомендации.

4. Программирование: знакомство с языком программирования для специализирующихся учеников - практикум по программированию.

5. Изучение информатики с использованием персональных компьютеров: наряду с изучением теоретических основ информатики (школьная программа) показать возможности компьютерной техники и телекоммуникационных связей для накопления, систематизации информации и ее оперативного обмена.

6. Поддержка всех учебных курсов (математика, естествознание, история, мировая культура, физи-

Г.Н. Попов, Е.В. Ширенкова, О.З. Серазетдинов. Критерии здоровья: адаптация..

ческая культура и т.д.): система мультимедиа позволяет преподавателю широко использовать обучающие и информационные программы для подготовки и проведения уроков по всем предметам естественно-научного, гуманитарного и общественно-политического циклов.

7. Изучение английского языка с использованием обучающих компьютерных программ: в стандартном учебном плане для школы слабослышащих и глухонемых детей не предусмотрено изучение английского языка, однако английский язык, как язык международного общения и «компьютерный», может (и должен) быть включен в программу индивидуальной образовательной траектории тем ученикам, которые будут специализироваться на получении профессии, связанной с использованием компьютерной техники. Обучающие СБ-программы позволят эффективно дать начальные знания английского.

8. Специализированные компьютерные программы для развития речи: компьютерное изучение звукового состава речи, «визуализация» звуков, специализированные программы для обучения «говорению» в режиме «диалога» с компьютером и т.д.

9. Специализация (в старших классах) с целью получения профессий, связанных с использованием персональных компьютеров:

а) оператор персонального компьютера;

б) оператор-программист;

в) младший специалист по компьютерной полиграфии;

г) секретарь-референт со знанием персонального компьютера и оргтехники;

д) навигатор ШТЕКМЕТ.

Кроме того, по дистантной форме обучения ученики выпускного класса могут «получить» специальный курс по своей индивидуальной программе непосредственно из любого учебного заведения, которые уже связаны в телекоммуникационную сеть.

10. Электронная почта (включение школы в сеть ШТЕКЫЕТ, оперативная связь, обеспечение системы дистантного обучения) способствует решению деловых и организационных задач деятельности школы.

11. Малая издательская лаборатория: практика для специализирующихся учеников по компьютерной полиграфии, издательские услуги внутри школы, услуги сторонним заказчикам.

12. Использование материалов мировых библиотек.

Конечно, этот перечень далеко не исчерпывает возможности, открывающиеся перед учениками в школьном компьютерном классе, если он правильно организован, оптимально оборудован с расчетом на модернизацию и расширение.

Поступила в редакцию 18.12.2006

Литература

1. Басова А.Г. История обучения глухонемых / Под ред. Ф.А. Рау. М., 1940.

2. Граборов А.Н. Вспомогательная школа: (Школа для умственно отсталых детей). М.-Пг., 1923.

3. Дьячков А.И. Системы обучения глухих детей. М., 1961.

4. Замский Х.С. История олигофренопедагогики. 2-е изд. М., 1980.

5. Скребицкий А.И. Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе. СПб., 1903.

6. Феоктистова В.А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей. Л., 1973.

7. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.

8. Лебединская К.С. Клинические варианты задержки психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.

1980. № 3.

9. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. М., 1990.

УДК 796.01:61; 796.01:57

Г.Н. Попов, Е.В. Ширенкова, О.З. Серазетдинов

КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ: АДАПТАЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

Томский государственный педагогический университет

Существуют медицинская, биомедицинская, биосоциальная и ценностно-социальная модели здоровья. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает следующее определение здоровья: «Здоровье - это состояние полного физического, духов-

ного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (1985), рассматривая здоровье как отсутствие болезни и отклонений в биологических структурах или процессах в организме. В.П. Казначеев трактует здоро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.