Научная статья на тему 'Применение новых информационных технологий в педагогическом процессе для обучения детей с особыми образовательными потребностями'

Применение новых информационных технологий в педагогическом процессе для обучения детей с особыми образовательными потребностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Добрянская Зинаида Ивановна, Похоруков Олег Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение новых информационных технологий в педагогическом процессе для обучения детей с особыми образовательными потребностями»

УДК 371.315.7

3. И. Добрянская, О. Ю. Похоруков

ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Развитие системы специального образования тесно связано с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, политикой государства по отношению к детям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования в целом, уровнем развития дефектологической науки как интегративной области знания на стыке медицины, психологии и педагогики, мировым историко-педагогическим процессом.

До настоящего времени, в отечественной дефектологии развивались только отдельные направления специального образования - сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, при этом происходило становление научных взглядов на те или иные формы аномального развития ребенка и способы их психолого-педагогической коррекции (А. Г. Басова, А. Н. Граборов, А. И. Дьячков, X. С. Замский. А. И. Скребицкий, В. А. Феоктистова и др.). Развитие отечественной системы специального образования в целом никогда не было предметом комплексного анализа, вводящего национальную систему специального образования в контекст мирового процесса.

В последнее десятилетие под влиянием социально-политических изменений в стране произошел резкий перелом в ценностных ориентациях государства: стали переосмысливаться права человека, права ребенка, права инвалидов; началось освоение обществом новой философии: признание неделимости общества на «полноценных» и «неполноценных», признание единого сообщества, состоящего из разных людей с различными проблемами. В этом контексте резко изменилась оценка обществом и государством состояния системы специального образования и перспектив ее развития, оно стало характеризоваться как кризисное.

Одновременно на федеральном и региональном уровнях начинают возникать инициативы по внедрению в практику нетрадиционных методов психолого-педагогической коррекции, новых форм организации специального обучения, калькирующих современные западные модели обучения детей с нарушениями в развитии.

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с нарушениями в развитии, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности (Т. А. Вла-

сова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, У. В. Ульенкова и др.). Уже в дошкольном возрасте дети с нарушениями в развитии не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказываются несформированны-ми речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей. Так, у дошкольников с нарушениями в развитии наблюдается целый ряд пробелов в развитии фонетической стороны речи. Задержка в формировании фонетического уровня у дошкольников с такой аномалией развития к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с нарушениями в развитии именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки этой категории детей к школьному обучению.

В настоящее время решение данной проблемы - воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья - важная задача коррекционной педагогики и специальной психологии. Система специального образования, действующая в нашей стране, решает задачи в создании наиболее благоприятных условий коррекции аномального развития ребенка, его социальной адаптации. Знание коррекционной педагогики и специальной психологии поможет найти пути преодоления затруднений в воспитании ребенка, как в специальных коррекционных образовательных учреждениях, так и в условиях массового обучения.

Коррекционная педагогика изучает теоретические основы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, в условиях специальных дошкольных учреждений. Коррекционная педагогика обучает, воспитывает, корригирует.

Предметом исследования коррекционной педагогики, как отрасли научного познания, являются дети с физическими, психическими недостатками и проблемы их обучения и воспитания. Коррекционная педагогика объединяет ряд самостоятельных отраслей: это сурдопедагогика, изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха; тифлопедагогика - вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения; олигофренопедагогика - вопросы воспитания и обучения умственно отсталых детей; логопедия - вопросы изучения и исправления недостатков речи. Специальная психология - отрасль психологии, изучающая психолого-педагоги-ческие особенности детей с нарушениями развития (аномальных детей).

Специальная психология изучает особенности развития детей, нуждающихся в специальных условиях обучения и воспитания. К ним относятся дети с нарушениями анализаторов, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, различными интеллектуальными нарушениями.

Выделение отношения к лицам с отклонениями в развитии как объекта исследования обусловило необходимость выхода за рамки традиционных исследований в области истории дефектологии. Актуальным является сравнительное изучение процесса развития отношения к людям с отклонениями в развитии в разных странах. Важной проблемой становится разработка методологии, адекватной изучению процесса становления и изменения отношения к людям с отклонениями в развитий, а так же проблемы подготовки квалифицированных педагогических кадров для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Таким образом, анализ изучения данной проблемы показывает, что несмотря на определенный уровень ее теоретической и практической разработанности, в отечественной и зарубежной литературе недостаточно рассмотрены аспекты подготовки специалистов для работы с детьми имеющими особые образовательные потребности.

Программа курса «Основы компьютерной грамотности» в специальной (коррекционной) школе рассчитана на учащихся 4-9х классов. Данный курс является коррекционным, т. к. способствует развитию личности ребенка. Появилась возможность в условиях класса обеспечить каждому' ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения знаний, а также возможность реализовать себя в самостоятельной продуктивной работе. Курс составлен таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для учащихся уровне.

Задачи курса:

1. общекультурные - ознакомление учащихся с компьютерами, распространенной частью «культурного ландшафта» - среды обитания современного человека - и формирование мировоззрения ребенка;

2. технологические - приобретение навыков работы на клавиатуре в текстовом редакторе;

3. коррекционные - развитие высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения);

4. общепедагогические - определяются фактом наличия компьютерного класса в школе, как новой «педагогической культуры», т. е. происходит обновление содержания, методов и организационных форм учебной работы.

В специальной коррекционной школе изучение компьютера приобретает большую ценность в связи с тем, что расширяется поле методов и приемов коррекционно-развивающего обучения (обучение чтению, грамотности, счетным операциям и т. д.).

Курс «Основы компьютерной грамотности» следует концентрическому принципу в размещении материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение тренинга. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для детей с проблемой в обучении дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу.

Многоцелевой компьютерный класс в специализированной школе для слабослышащих и глухонемых детей является самостоятельной подпрограммой и ставит своей целью с использованием отечественного и международного опыта построить как воспитательный, так и учебный процесс на основе новых информационных технологий. Задача включает в себя как разработку концептуальных основ использования современной компьютерной техники и новых информационных технологий, так и саму постановку учебного и воспитательного процесса.

В этом плане можно определить следующие концептуальные основы организации многоцелевого компьютерного класса в специализированной школе для слабослышащих и глухонемых детей.

В специализированной средней школе для слабослышащих и глухонемых детей компьютерный класс должен быть многофункциональным и должен обеспечивать решение следующих задач.

1. Изучение основ компьютерной техники, персонального компьютера: школьники всех возрастных групп под руководством преподавателя шаг за шагом могут познакомиться с персональным компьютером, освоить работу с клавиатурой на примере специализированных обучающих игровых программ. Практика показала, что ученики средних классов через 5 (пять!) минут уже могут рисовать на экране дисплея довольно сложные цветные (порой талантливые!) картины. Следующим шагом должны быть лекции по основам компьютерной техники, причем ученики слушают преподавателя и выполняют синхронно задания «на рабочем месте пользователя персонального компьютера».

2. Развивающие детские игровые программы: богатый набор игровых программ позволяет знакомить ученика с компьютером, уверенно работать с «мышкой», клавиатурой, развивать реакцию, умение сосредоточить внимание на поставленной задаче, получить начальные знания по английскому языку, географии, природоведению, истории, живописи, музыке ит. д. (речь идет о игровых программах для детей разного возраста, а не о специальных обучающих программах «поддержки» всех предметов школьного учебного плана).

3. Тестирование успехов и диагностика причин отставания (программы текущего и итогового контроля знаний, статистическая обработка результатов, выявление причинно-следственных связей): это специальная задача для школьного психолога, социолога, зав. учебной частью.

На первом этапе это может быть банк данных и оперативные сводки, отчеты по различным вопросам учебного процесса школы, а затем - научный анализ ситуации, выводы и рекомендации.

4. Программирование: знакомство с языком программирования для специализирующихся учеников - практикум по программированию.

5. Изучение информатики с использованием персональных компьютеров: наряду с изучением теоретических основ информатики (школьная программа) показать возможности компьютерной техники и телекоммуникационных связей для накопления, систематизации информации и ее оперативного обмена.

6. Поддержка всех учебных курсов (математика, естествознание, история, мировая культура и т.д.): система мультимедиа позволяет преподавателю широко использовать обучающие и информационные программы для подготовки и проведения уроков по всем предметам естественно-научного, гуманитарного и общественно-политического циклов.

7. Изучение английского языка с использованием обучающих компьютерных программ: в стандартном учебном плане для школы слабослышащих и глухонемых детей не предусмотрено изучение английского языка, однако, английский язык, как язык международного общения и «компьютерный», может (и должен) быть включен в программу индивидуальной образовательной траектории тем ученикам, которые будут специализироваться на получение профессии, связанной с использованием компьютерной техники. Обучающие СП-программы позволят эффективно дать начальные знания английского.

8. Специализированные компьютерные программы для развития речи: компьютерное изучение звукового состава речи, «визуализация» звуков, специализированные программы для обучения «говорению» в режиме «диалога» с компьютером и т. д.

9. Специализация (в старших классах) с целью получения профессий, связанных с использованием персональных компьютеров:

а) оператор персонального компьютера;

б) оператор-программист;

в) младший специалист по компьютерной полиграфии;

г) секретарь-референт со знанием персонального компьютера и

оргтехники;

д) навигатор ГМТЕМЖТ;

Кроме того, по дистантной форме обучения ученики выпускного класса могут «получить» специальный курс по своей индивидуальной программе

непосредственно из шобого учебного заведения, которые уже связаны в телекоммуникационную сеть.

10. Электронная почта: включение школы в сеть INTERNET, оперативная связь, обеспечение системы дистантного обучения, что способствует решению деловых и организационных задач деятельности школы.

11. Малая издательская лаборатория: практика для специализирующихся учеников по компьютерной полиграфии; издательские услуги внутри школы; услуги сторонним заказчикам;

12. Услуги населению и соседним школам.

Приведенный перечень далеко не исчерпывает возможности, открывающиеся перед учениками в школьном компьютерном классе, если он правильно организован, оптимально оборудован с расчетом на модернизацию и расширение.

Библиографический список

1. Басова, А. Г. История обучения глухонемых / Под ред. Ф. А. Рау. - М.: Учпедгиз, 1940. - 128 с.

2. Власова, Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. -М., 1973.

3. Винарская, Е. Н, Богомазов Г. М. Возрастная фонетика. Книга для логопеда. - Томск, 2001. — 284 с,

4. Вспомогательные школы для отсталых детей: Сб. / Под ред. Е, В. Терье, Н. В. Чехова. - М.: Задруга, 1923. - 171 с.

5. Граборов, А. Н. Вспомогательная школа: (Школа для умственно отсталых детей). - М. - Пг: Госиздат, 1923. - 328 с.

6. Джурниский, А. Н. Основные течения в буржуазной педагогике // Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце XIX — начале XX вв.: Сб. науч. тр. - М., 1980. - С. 12-35.

7. Дьячков, А. И. Системы обучения глухих детей. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-247 с.

8. Замский, X. С. История олигофренопедагогики. -2 изд. - М.: Просвещение, 1980.-398 с,

9. Лебединская, К. С. Клинические варианты задержки психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 1980. - № 3.

10. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г. В. Чиркиной- М.: АРКТИ, 2005.

11. Скребицкий, А. И. Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе. - СПб., 1903.- 1024 с.: ил.

12. Специальное образование в развитии: Сб. ст. / Под ред. К. Рейсвека / Пер. с англ. - СПб, 1996. - 150 с.

13. Тойнби, А. Д. Цивилизация перед судом истории: Сб. / Пер. с англ. - М.: Издат группа «Прогресс»: Культура; СПб.: Ювента, 1995. — 477с.

14. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с ЗПР. - М., 1990.

15. Уорд, А. Д. Новый взгляд. Задержка в психическом развитии: правовое регулирование. — Тарту, 1995. —245 с.

16. Феоктистова, В. А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей. - Л., 1973. - 119 с.

17. Филичева, Т. Б.3 Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно - методическое пособие. М.: «Издательство ГНОМ и Д », 2000 г.

18. Филичева, Т. Б., Чевелева И. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. -М.: Просвещение, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.