4. Golomazov, S. and Chirva, B.G. (2019), Theory and practice of football. Vol. 1, Technique of the game: study guide, TVT Division, Moscow.
5. Kovtunenko, A.I. (1975), "Some statistical patterns in football", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 20-22.
6. Chirva, B.G. (2006), "Analytical patterns of playing football as a basis for choosing the tactics of the game and building the technical and tactical training of qualified football players", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 28-29.
7. Chirva B.G. (2014), Football. Gaming drills with the contiguous goals for play technique training: educational-methodical manual, TVT Division, Moscow.
8. Chirva B.G. (2015), Football. Training in the "technique of game episodes" that begin after stopping the game, TVT Division, Moscow
Контактная информация: wadimkozlov@mail.ru
Статья поступила в редакцию 16.11.2020
УДК 799.3
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОРМАТИВОВ ВИДА СПОРТА «ПРАКТИЧЕСКАЯ СТРЕЛЬБА» ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анатолий Иванович Кондрух, кандидат педагогических наук, Федерация практической стрельбы России, Москва; Игорь Николаевич Дешевых, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный лингвистический университет; Олег Геннадьевич Семенов, соискатель, Дмитрий Михайлович Нецепляев, соискатель, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье предлагаются направления и приемы совершенствования огневой подготовки военнослужащих разведывательных подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации. В частности, изменение нормативной базы оценки огневой подготовленности военнослужащих-разведчиков на основе контрольных тест-нормативов (нормативы для инструкторов-тренеров по практической стрельбе) вида спорта «практическая стрельба».
Ключевые слова: военнослужащий-разведчик, огневая подготовленность, нормативы оценивания.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p238-242
APPLYING THE STANDARDS OF "PRACTICAL SHOOTING" SPORT TO DETERMINE THE WEAPONS TRAINING LEVEL OF RECONNAISSANCE TROOPS
OF THE RUSSIAN ARMED FORCES Anatoly Ivanovich Kondrukh, the candidate of pedagogical sciences, The Russian Federation of Practical Shooting, Moscow; Igor Nikolaevich Deshevyh, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Linguistic University; Oleg Gennadievich Semenov, the competitor, Dmitry Mikhailovich Netseplyaev, the competitor, Military Institute of Physical
Culture, St. Petersburg
Abstract
The article is concerned with areas and methods of improving the weapons training of reconnaissance troops of the Russian Armed Forces. In particular, the changes in the regulatory framework for assessing the weapons training level of personnel of the reconnaissance units, which are based on check test standards (standards for instructors and trainers in practical shooting) of Practical Shooting.
Keywords: reconnaissance officer, weapons training, criteria for assessments.
Огневая подготовка военнослужащих разведывательных подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, является одной из важнейших составляющих успешного ведения ими боевых действий в современных условиях новых оперативных требований. Она позволяет:
- осуществить обучение военнослужащих-разведчиков искусному применению штатного оружия, наиболее эффективному использованию его боевых возможностей для нейтрализации (выведения из строя) противника в кратчайшие сроки и с ограниченным количеством боеприпасов в различных условиях современного боя;
- сформировать стрессоустойчивость, уверенность в себе и осознание своих возможностей в противостоянии ассиметричным (как правило, превосходящим по численности и вооружению) силам противника;
- привить активность и самостоятельность в решении огневых задач;
- выработать предельный автоматизм всех движений на уровне инстинкта.
Необходимость постоянного совершенствования огневой подготовки с использованием инновационных подходов, систем, комплексов и приемов у специалистов не вызывает сомнения [4; 5; 6; 7; 8].
Учитывая современный характер боестолкновений в ходе разведывательных действий, задачей огневой подготовки (за исключением снайперов) становится поражение противника на дальности прямого выстрела до 300 метров. Однако чаще в стесненных условиях населенных пунктов, когда военные цели могут быть смешаны с мирным населением, а противник появляется неожиданно, специалисты работают на более коротком расстоянии (от 3 до 30 метров). Аналогичные дистанции предусмотрены правилами вида спорта «практическая стрельба». Из карабинов спортсмены стреляют по целям на расстоянии до 300 метров, из пистолета - до 30 метров.
Успех в подобном боестолкновении, как никогда ранее, теперь зависит от индивидуальной огневой подготовленности военнослужащего-разведчика. Как следствие, для огневой подготовки все дальности боевой стрельбы для подобного боестолкновения считаются равнозначными. Однако особый акцент в огневой подготовке делается на ближнее боестолкновение. Инновационную огневую подготовку военнослужащих разведывательных подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации целесообразно построить на модульном принципе с нарастающей сложностью каждого последующего модуля. Каждый из модулей огневой подготовки содержательно должен отражать те или иные особенности ведения стрельбы в бою.
В настоящей публикации не ставилась задача представить развернутое содержание инновационной модульной программы огневой подготовки для военнослужащих разведывательных подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации. Мы лишь кратко изложим нашу позицию по отдельному элементу модуля «Оценка и подтверждение огневой подготовленности военнослужащего-разведчика», который позволяет осуществлять оценку и самооценку уровня огневой подготовленности с помощью ряда диагностических средств как при переходе от одного модуля к другому, так и по завершению цикла огневой подготовки. А именно: переводных и заключительных нормативов определения огневой подготовленности военнослужащего-разведчика.
В этой связи, «опыт боевых действий локальных конфликтов показывает, что в среднем прицельная дальность из специального оружия составляет до двухсот метров, а готовность открыть огонь - три секунды, а значит, каждый профессионал должен знать, что за это время он способен сделать» [1, с. 141]. По общему мнению военных экспертов, хорошо подготовленный военнослужащий-разведчик обязан затрачивать около секунды на два точных выстрела (стрельба в стиле «флеш») в цель на дальности 5 метров и от 1 секунды до 2 секунд - на дальности 10-15 метров. При этом необходимо отметить, что оружие (пистолет или автомат) находятся в состоянии готовности. Совершенно очевидно, что во время тренировочного режима для ведения такой скоростной стрельбы необходи-
мо применять электронные приборы (в практической стрельбе применяют таймер времени) для замера времени, затраченного на выстрел. Время засекается от момента поступления команды до выстрела с точностью до сотых долей секунды. Секундомер и тем более оценка «на глаз» совершенно не годятся. Приведем пример: квалифицированный спортсмен по практической стрельбе (уровень мастера спорта) после подачи звукового сигнала поражает металлическую тарелку на дистанции 10 метров за время меньше, чем одна секунда (в стартовом положении пистолет находится в кобуре, руки опущены и не касаются оружия). Особо отметим, что разница во времени выполнения вышеуказанного теста у разных спортсменов примерно одинаковой квалификации будет составлять десятые или сотые доли секунды. Но это лишь усредненный контрольный показатель. Для каждого из особых условий ведения стрельбы они могут варьироваться. Но в какой степени допустима вариация?
Результаты наших исследований показывают, что существующие контрольные нормативные требования, по нашему мнению, не в полной мере отражают уровень огневой подготовленности военнослужащих-разведчиков с учетом различных этапов огневой подготовки в процессе их срочной службы. Некоторые из них завышены, а некоторые -занижены. Более того, установлено отсутствие части нормативных требований.
В ходе непосредственного наблюдения и экспертного оценивания результатов стрельб военнослужащих-разведчиков нами было выявлены ряд недостатков их огневой подготовленности. Отметим, что особое внимание следует уделить стабильности временного интервала выполнения того или иного технического движения в ходе стрелковых упражнений, а также иррациональности двигательных действий военнослужащего-разведчика при ведении огня. В этой связи актуально совершенствование нормативной базы, определяющей огневую подготовленность военнослужащих-разведчиков, внедрение современной модели двигательных действии в ходе стрельбы.
Для решения поставленной задачи мы предлагаем использовать после небольшой адаптации: «боевую модель двигательных действий практической стрельбы» [3, с. 261], контрольные тест-нормативы вида спорта «практическая стрельба» [2, с. 90-166].
В качестве примера ниже, в таблице 1 показаны контрольно-переводные нормативы огневой подготовленности военнослужащего-разведчика по освоению одного из макроэлементов огневой подготовки «Выхватывание пистолета и производство первого выстрела» модуля «Оценка и подтверждение огневой подготовленности военнослужащего -разведчика».
Таблица 1 - Контрольно-переводные нормативы огневой подготовленности военнослужащего-разведчика по освоению макроэлемента огневой подготовки «Выхватывание пистолета и производство первого выстрела» модуля «Оценка и подтверждение огневой
Этапы огневой подготовки военнослужащего-разведчика Условия выполнения контрольно-переводного норматива Время выполнения норматива (сек.)
Первый этап огневой подготовки Выхватывание пистолета из поясной кобуры и поражение стальной тарелки диаметром 30 см на расстоянии 10 метров с досыланием патрона в патронник 3
Второй этап огневой подготовки Выхватывание пистолета из поясной кобуры и поражение стальной тарелки диаметром 30 см на расстоянии 10 метров с патроном в патроннике 2,8
Третий этап огневой подготовки Выхватывание пистолета из поясной кобуры и поражение стальной тарелки диаметром 30 см на расстоянии 10 метров с патроном в патроннике 2,5
Четвертый этап огневой подготовки Выхватывание пистолета из поясной кобуры и поражение стальной тарелки диаметром 30 см на расстоянии 10 метров с досыланием патрона в патронник 1,5-2,0
Пятый этап огневой подготовки Выхватывание пистолета из поясной кобуры и поражение стальной тарелки диаметром 30 см на расстоянии 10 метров с патроном в патроннике 1,5-1,4
Шестой этап огневой подготовки Выхватывание пистолета из поясной кобуры и поражение стальной тарелки диаметром 30 см на расстоянии 10 метров с патроном в патроннике 1,2-1,4
Апробированный в ходе эксперимента комплекс контрольных нормативов, частично заимствованный из вида спорта «Практическая стрельба», отчетливо показал его преимущество по сравнению с нормативами, которые широко используются в практике огневой подготовки военнослужащих-разведчиков в войсках. Аналогичные результаты были получены в исследованиях В.А. Тороповым, посвященных повышению эффективности огневой подготовленности другой категории испытуемых средствами прикладного стрелкового вида спорта [9, с. 214], прежде всего, «практической стрельбы».
Данные нормативы, разработанные и экспериментально проверенные нами, позволяют объективно оценивать уровень огневой подготовленности военнослужащих разведывательных подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации на всех этапах огневой подготовки. Предлагаемые нововведения позволяют своевременно вносить коррективы для достижения необходимого результата.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ефимова А.Б. Технология огневой подготовки как элемент профессиональной подготовки военнослужащих подразделений разведки и специального назначения к ведению ближнего боя / А.Б. Ефимова, А.Д. Хомяков, А.Б. Яблочкин // Наука и военная безопасность. -2018. - № 1. - С. 140-143.
2. Кондрух А.И. Основы практической стрельбы из пистолета : научно-методическое пособие / А.И. Кондрух. - Москва : Спорт, 2016. - 168 с.
3. Кондрух А.И. Практическая стрельба как вид спорта, прикладная дисциплина, боевое искусство / А.И. Кондрух // Личность. Культура. Общество. - 2015. - Том XIII, Выпуск 3-4 (87-88). - С. 261-265.
4. Попов А.В. Огневая подготовка в системе обучения военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел / А.В. Попов // Молодой ученый. - 2019. - № 13. - С. 27--279.
5. Подготовка войскового разведчика / П.Я. Поповских, А.В. Кукушкин, В.Н. Астанин, П.Ф. Юрченко, В.М, Савостьянов. - Москва : ФАИР, 2016. - 236 с.
6. Сюзев И. Ю. Инновации в обучении и проблемы их внедрения в учебный процесс по огневой подготовке / И. Ю. Сюзев // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии : материалы XX Всерос. научно-методической конференции. - Иркутск, 2015. - С. 163-167.
7. Тарас А.Е. Подготовка разведчика: система спецназа ГРУ / А.Е. Тарас, Т.А. Ефимович, Ф.Д. Заруцкий. - Москва : Харвест, 1998. - 608 с.
8. Торопов В.А. Научно-педагогические основы обучения стрельбе из боевого оружия : учебное пособие / В.А. Торопов. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет МВД России; Военный институт физической культуры, 2001. - 220 с.
9. Торопов В.А. Результаты исследования эффективного обучения сотрудников внутренних дел средствами прикладного вида спорта / В.А. Торопов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 2 (62). - С. 211-214.
REFERENCES
1. Efimova, A. B., Khomyakov, A.D. and Yablochkin, A.B. (2018), "Technology of weapons training as an element of professional training of military reconnaissance personnel and special purpose units to conduct close combat", Science and military security, No. 1, pp. 140-143.
2. Kondrukh A I. (2015), "Practical shooting as a sport, applied discipline, martial art", Personality. Culture. Society, Vol. 13, No. 3-4, pp. 261-265.
3. Kondrukh, A.I. (2016), Fundamentals of practical shooting from a pistol: Scientific and Advisory Manual, Sport, Moscow.
4. Popov A.V. (2019), "Weapons training in the system of training of military personnel and employees of Internal Affairs agencies", Young scientist, No. 13, pp. 277-279.
5. Popovskikh, P.Ya., Astanin, V.N., Kukushkin, A.V., Yurchenko, P.F. and Savostyanov, V.M. (2016), Training of a military reconnaissance officer, FAIR, Moscow.
6. Syuzev, I.Yu. (2015), "Innovations in training and problems of their implementation in the educational process of fire training", Training of personnel for law enforcement agencies: modern trends and educational technologies: Mat. of XX the All-Russian conf., Irkutsk, pp. 163-167.
7. Taras, A E., Efimovich T.A. and Zarutsky F.D. (1998), Training of scout: the GRU special forces system, Harvest, Moscow.
8. Toropov, V.A. (2001), Scientific and pedagogical bases of training in shooting from combat weapons, Saint Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia; Military Institute of physical culture, St Petersburg.
9. Toropov, V.A. (2014), "Results of research on effective training of employees of Internal Affairs by means of applied sports", Bulletin of the Saint Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia, No. 2 (62), pp. 211-214.
Контактная информация: olegsemenoff@bk.ru
Статья поступила в редакцию 23.10.2020
УДК 796.412.2
АНАЛИЗ КОМПОНЕНТА ТРУДНОСТИ ТЕЛА В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ЛУЧШИХ ПРЕД-ЮНИОРОК РОССИИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ГИМНАСТИКЕ
Лилия Александровна Коновалова, кандидат педагогических наук, доцент, Анастасия Анатольевна Маловичко, студент, Леонид Александрович Лопатин, кандидат педагогических наук, доцент, Гульшат Равильевна Шамгуллина, старший преподаватель, Валентина Викторовна Косулина, старший преподаватель, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань
Аннотация
Прошедший в 2019 году в г. Москва первый в истории Чемпионат Мира по художественной гимнастике среди юниоров, очевидно, окажет влияние на ускорение темпов подготовки не только ближайшего, но и отдаленного резерва сборной России. В статье представлены результаты педагогического наблюдения за соревновательной деятельностью гимнасток, вошедших в рейтинг 10-ки лучших пред-юниорок России 2020 г. Выявлены количественные и качественные показатели технической подготовленности гимнасток 11-12 лет, которые могут являться целевыми индикаторами для подготовки юных спортсменок на начальных этапах подготовки.
Ключевые слова: художественная гимнастика, резерв сборной, техническая подготовленность, компонент Трудности тела.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p242-249
ANALYSIS OF THE COMPONENT OF BODY DIFFICULTY IN INDIVIDUAL PROGRAMS OF THE BEST PRE-JUNIORS OF RUSSIA IN RHYTHMIC
GYMNASTICS
Liliya Alexandrovna Konovalova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ana-stasiya Anatolyevna Malovichko, the student, Leonid Alexandrovich Lopatin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Gulshat Ravilevna Samigullina, the senior teacher, Valentina Viktorovna Kosulina, the senior teacher, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan
Abstract
The world junior championship in rhythmic gymnastics was held for the first time in history in 2019 in Moscow. It will have an impact on accelerating the pace of training not only the nearest, but also the remote reserve of the Russian national team. The article presents the results of pedagogical observation of the competitive activity of female gymnasts included in the rating of the 10 best pre-juniors of Russia in 2020. The quantitative and qualitative indicators of technical readiness of 11-12 year old female gymnasts are revealed. They can be target indicators for the preparation of young female athletes in the initial stages of training.
Keywords: rhythmic gymnastics, national team reserve, technical readiness, body Difficulty component.