Научная статья на тему 'Использование нетрадиционных техник рисования в процессе адаптации детей 3-го года жизни в ДОУ'

Использование нетрадиционных техник рисования в процессе адаптации детей 3-го года жизни в ДОУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1052
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / АДАПТАЦИЯ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА / ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Артюхина Лариса Ивановна

В статье анализируются проблемы адаптации детей раннего дошкольного возраста. Рассматривается возможность использования нетрадиционной техники рисования в работе с детьми раннего возраста для облегчения прохождения периода адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование нетрадиционных техник рисования в процессе адаптации детей 3-го года жизни в ДОУ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕ ТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ В ДОУ Артюхина Л.И.

Артюхина Лариса Ивановна - воспитатель, дошкольное подразделение, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Карлинская средняя школа, г. Ульяновск

Аннотация: в статье анализируются проблемы адаптации детей раннего дошкольного возраста. Рассматривается возможность использования нетрадиционной техники рисования в работе с детьми раннего возраста для облегчения прохождения периода адаптации.

Ключевые слова: анализ, адаптация, изобразительное творчество, нетрадиционная техника, педагогика.

Дошкольный возраст - уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему: чувство психологической защищенности; доверие к миру; эмоциональное благополучие; формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности. В настоящее время процесс адаптации рассматривается как одна из наиболее актуальных проблем педагогической науки. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям. Детский сад - это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптированные возможности ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития [1, с. 5].

Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении занимает сейчас умы научных и практических работников. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребёнка к условиям существования в группе [3, с. 15]. На сегодняшний день исследования по данной проблеме проводят современные психологи и психотерапевты такие как: А. И. Захарова, А. Я. Варги, А. С. Спиваковский и т.д.

Адаптацию следует рассматривать по следующим параметрам:

1. Создание эмоционально благоприятной сферы.

2. Создание условий, комфортных для пребывания детей.

3. Ребёнок должен получать удовлетворение от общения со взрослыми и сверстниками.

Исходя из вышесказанного, можно поставить следующую цель: создание организационно-педагогических условий для адаптации детей раннего возраста.

В ходе педагогической деятельности можно заметить, что изобразительное творчество детям доставляет большое удовольствие и приносит много радости. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, поддержка и развитие интереса детей к творчеству, является необходимым средством для облегчения процесса адаптации у детей раннего возраста. Изобразительное творчество приносит положительные эмоции, а положительные эмоции составляют основу психологического здоровья и благополучия детей.

Для реализации цели были поставлены задачи:

1. Проанализировать психо лого-педагогическую литературу по адаптации детей раннего возраста к ДОУ;

2. Определить возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста;

3. Определить возможности использования нетрадиционных техник рисования для адаптации детей раннего возраста. Разработать и апробировать на практике мероприятия по использования нетрадиционных техник рисования в процессе адаптации детей 3 -го года жизни;

4. Проверить эффективность предложенной методики.

На начальном этапе работы по определению особенности адаптации детей раннего возраста было выявлено, что лёгкая адаптация у 30% детей, средняя у 50% детей, тяжёлая у 20% детей.

На основе проблемно-ориентированного анализа уровня адаптации у детей раннего возраста, нами была разработана система педагогической работы в период адаптации детей раннего возраста через нетрадиционные виды изобразительной деятельности.

В разработанной нами модели формирования предпосылок творчества детей 3 -го года жизни предусматриваются следующие направления работы: развитие интереса к действиям с различными изобразительными материалами, формирование умения видеть ассоциативный образ в пятнах, мазках и линиях, создавать образ по замыслу.

На первом этапе детей знакомят с изобразительными материалами, живописными и графическими, отобранными с учетом возрастных возможностей малышей. Первый этап «адаптационный период» складывается из двух циклов занятий: каждый направлен на знакомство с красками, гуашью.

Основу игр-занятий составили «художественные опыты», в ходе которых дети знакомились с названными изобразительными материалами, осваивали действия с ними. Мы не обучали детей рисованию, потому что в нашей методике рисование детьми 3-го года жизни - это предметная деятельность; причем в качестве предметов используем безопасные художественные материалы.

На втором этапе включили два вида нетрадиционной техники: рисование ладонями («цветные ладошки») и рисование пальчиками (пальцеграфия).

Работа предполагает развитие интереса к пальчиковым краскам и обучение рисованию ими ладонью и пальцами. Почему пальчиковыми красками и не кисточкой? Пальчиковые краски привлекают малышей яркостью и красочностью; кроме того, в раннем возрасте дети лучше чувствуют и познают предметы (краски -это тоже предметы) руками. Пальчиковые краски обеспечивают большую свободу и разнообразие действий, чем действия с кистью.

Вначале проводятся индивидуальные занятия. Когда каждый ребенок овладеет техникой работы с краской, организуются занятия с двумя-тремя детьми (обратите внимание: дети могут работать как правой, так и левой рукой). В ходе занятий они воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения.

Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений. Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. Движения ладонью и пальцами по листу бумаги вызывают неподдельный восторг!

Однако «рисование» пальцами и ладонями является лишь одним из приемов, с помощью которых можно изображать только отдельные предметы и явления. По мнению исследователей детского изобразительного творчества (Т.Г. Казакова, Г.Г. Григорьева), кисть, в отличие от руки, более универсальна и несет в себе большие

изобразительные возможности, поэтому ребенку уже с раннего возраста необходимо дать возможность освоить этот инструмент.

На третьем этапе включили ознакомление детей с гуашевыми красками и кистью. В этом цикле были проведены следующие игровые действия: «Веселый листопад», «Праздничные шары», «Шаловливые сосульки», «Красивые цветы», «Сильный ветер», «Золотистую землю», «Любопытные листочки», «Наливные яблоки»; слиянием двух цветов - «Веселую картинку», «Чудесную фантазию», «Красивое чудо», «Яркие блики».

Не всегда лист бумаги оказывается заполненным, даже если интерес детей к рисованию еще не иссяк. Это происходит «потому, что поле зрительного охвата в данном возрасте невелико и ребенок большой лист бумаги охватывает по частям». Рассматривание кистей проводится в игровой форме. В начале игр-занятий детям предлагают поиграть с кисточкой: ею можно пощекотать руки, погладить ладошки и лист бумаги, подвигать по листу бумаги сухим ворсом, «попрыгать» по ней (прием примакивания). Таким образом, занятия позволяют развить у детей интерес к действиям пальчиковыми красками как к предмету в виде изобразительного материала и, что особенно важно, способствуют отделению «рисования» от других двигательных игр. А занятия с использованием кисти позволяют развивать мелкую моторику рук и помогают обучению предметным действиям. Во время выполнения заданий на каждом занятии малыши также закрепляют цвета: красный, жёлтый, синий, зелёный.

По результатам проделанной работы было выявлено, что тяжёлая адаптация на 10% уменьшилась у детей раннего возраста. Таким образом, разная степень влияния на определенные условия, а также проведение занятий по изобразительной деятельности, выстроенной по предложенным организационно педагогическим критериям, влияют на адаптацию.

Использование нетрадиционной техники рисования в работе воспитателей по адаптации детей в ДОУ будет эффективной даже при тяжелой степени. Мы можем сделать вывод что, результативность проведённой работы можно считать оптимальной.

Список литературы

1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж: Учитель, 2004. 123 с.

2. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Л.И. Каплан. М.: Просвещение, 1983. 146 с.

3. Заводчикова О.Г. «Адаптация ребёнка в детском саду». Москва «Просвещение», 2007. 245 с.

4. Лапина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад». Волгоград: Учитель, 2010. 89 с.

5. Казакова Т.Г. Актуальные проблемы развития детской художественно-изобразительной одаренности: Монография. 2-е изд. М., 2004. 254 с.

6. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995. 148 с.

7. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1994. 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.