УДК 372.851
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ MOODLE В РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
© 2016
Картузова Татьяна Вячеславовна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Высшая математика и теоретическая механика им. С.Ф. Сайкина» Мерлина Надежда Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Дискретная математика и информатика» Селиверстова Людмила Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Высшая математика и теоретическая механика им. С.Ф. Сайкина» Чувашский государственный университет, Чебоксары (Россия)
Аннотация. В рамках выполнения Федеральной программы развития образования в области разработки и реализации информационных образовательных технологий и методов обучения на заочном отделении Чувашского государственного университета с 2014 учебного года осуществляется обучение студентов с использованием дистанционных образовательных технологий. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - это технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя. Целью использования университетом ДОТ является предоставление студенту возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства (или временного пребывания) в удобное для него время и в удобном для него темпе. Данная статья посвящена преподаванию студентам заочного отделения математических дисциплин с применением элементов системы Moodle. Заочное обучение с применением дистанционных образовательных технологий дает возможность достигнуть наилучших результатов в преподавании дисциплин, оптимизирует работу преподавателя и студента. Также этому способствует разработанный электронный учебно-методический комплекс, состоящий из рабочей программы дисциплины, теоретического материала и практических заданий по каждой теме, слайдов, списка рекомендуемой литературы, глоссария и методических указаний к контрольной работе.
Ключевые слова: система Moodle, глоссарий, дистанционное обучение, задание, тест, электронный учебно-методический комплекс, балльно-рейтинговая система.
USE OF SOME ELEMENTS OF SYSTEM MOODLE WORKING WITH PART-TIME STUDENTS AT STUDYING MATHEMATICAL DISCIPLINES
© 2016
Kartuzova Tatyana Vyacheslavovna, candidate of physical and mathematical sciences, associate Professor of "Higher mathematics and theoretical mechanics named after S.F. Saikin" Merlina Nadezhda Ivanovna, doctor of pedagogical Sciences, Professor of "Discrete mathematics and informatics" Seliverstova Lyudmila Vyacheslavovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of "Higher mathematics and theoretical mechanics named after S.F. Saikin" Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, Cheboksary (Russia)
Abstract. In the framework of the Federal program of education development in the development and implementation of educational technologies and teaching methods at the correspondence department of Chuvash State University since 2014 academic year provides training for students using distance learning technologies. Distance educational technology (DET) is a technology realized through applications of information and telecommunication technologies in the process of distant and remote interaction of the student and the teacher. The purpose of using the DET at the University is to provide students with opportunities to get education directly at the place of residence (or temporary residence) at a convenient time and at a convenient pace. This article is devoted to providing students mathematical disciplines using elements of Moodle. Distance learning with the use of distance learning technologies allows to achieve the best results in the teaching process, optimizes the work of a teacher and a student. And developed electronic educational-methodical complex consisting of the working program of the discipline, theoretical material and practical tasks for each topic, slides, suggested references, glossary and methodological instructions control achievement contributes to this.
Keywords: Moodle, glossary, distance learning, assignment, test, electronic educational-methodical complex, rating system.
Система заочного образования построена таким образом, что на аудиторные занятия отводятся только 10% всего времени обучения. Остальной материал студенты должны осваивать самостоятельно. Практика показывает, что даже при наличии списка дополнительной литературы у студентов «не хватает времени» на ее изучение. Таким образом, необходим контроль над самостоятельной работой студентов.
На данном этапе одним из средств, позволяющих добиться хороших результатов в освоении материала, является использование электронной системы обучения Moodle, располагающейся на сайте ЧГУ им. И.Н. Ульянова или по адресу [1]. Система обучения Moodle предоставляет возможность рационализации и оптимизации труда преподавателя (рисунок).
- заголовок курса (название дисциплины, ФИО пре-
Для создания курса используются минимальные требования (положения), включающие в себя:
подавателя, должность, контактные данные (электронная почта для студентов, куда будут отправлены для проверки лабораторные, контрольные работы и т.д.);
- инструкцию к курсу (в которой обязательно указывается: что должен изучить студент и в какие сроки, программа дисциплины; что должен выполнить студент и в какие сроки; формы итогового контроля (зачет или экзамен); сроки проверки знаний);
- темы занятий (текст лекции, презентация, видеолекция (можно использовать видеоматериал с интернет-ресурсов), глоссарий, дополнительная литература, вопросы по пройденному материалу, практические задания, методические указания к выполнению лабораторных работ, автоматизированные тесты, зачет, экзамен).
При разработке и использовании соответствующих оценочных средств и осуществлении общего мониторинга за ходом процесса обучения используется электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) по дисциплине, включающий в себя следующие материалы: рабочая программа дисциплины; список тем, которые необходимо освоить студенту; по каждой теме: методические указания к контрольной работе, теоретические материалы (лекции), практические занятия, слайды; список рекомендуемой литературы, глоссарий. Авторами составлены и апробированы ЭУМК по следующим предметам: линейная алгебра, математика, математический анализ, теория вероятностей и математическая статистика, теория игр и др.
В каждом ЭУМК материал четко структурирован, разбит на блоки (разделы, темы), последовательность и содержательная часть которых соответствуют рабочим программам дисциплин. Отдельный блок (раздел, тема) содержит все необходимые теоретические и практические сведения, контрольные задания и методические указания к ним (в случае необходимости). Кроме того, приводится примерный вариант тестового задания, который может быть использован как образец экзаменационного или зачетного билета.
Доступ к электронным ресурсам [1] возможен в любое время суток и с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. Доступ к ЭУМК ограничен, каждый преподаватель вправе подключиться к определенному паролю. После прикрепления к электронному курсу у студента появляется персональный профиль, с которого он осуществляет работу с материалами ЭУМК, взаимодействует с преподавателем. Студент может задать интересующие его вопросы, используя функцию «Обмен сообщениями». Если преподаватель находится в это время на сайте, а это всегда отображается в профиле студента, то он, как правило, получает ответы на свои вопросы сразу (возможны и on-line консультации), также студент может отправить выполненные задания на проверку преподавателю в электронном варианте через электронную систему. При этом отпадает «ручная работа» приема и фиксирование контрольных работ. Студенту-заочнику, который проживает или находится в далеке от места учебы, нет необходимости приезжать в учебное заведение для консультации и сдачи контрольной работы в указанный срок.
В качестве «Заданий» на данном этапе рассматриваются аудиторные и домашние контрольные работы, лабораторные работы и расчетно-графические работы, если они предусмотрены рабочей программой соответствующей дисциплины. С целью регламентации процесса обучения в настройках «Заданий», как правило, указываются сроки выполнения, требования к оформлению, критерии оценивания, размер и количество файлов, которые может отправить студент, наличие отзыва преподавателя. Для облегчения работы при оформлении контрольных работ в электронном виде (одно из требований) студентам-заочникам дается шаблон решения и оформления одного варианта.
По каждой теме вместо вопросов для самопроверки приводятся тестовые задания. При составлении вопро-
сов для тестирования используются следующие типы вопросов:
- множественный выбор. На вопрос студент выбирает ответ из нескольких представленных вариантов;
- верно/неверно. Ответ на вопрос студент выбирает между двумя вариантами «Верно» и «Неверно»;
- короткий ответ. Ответом на вопрос является слово или короткая фраза. Допускается несколько правильных ответов с различными оценками;
- числовой. С точки зрения студента Числовой вопрос выглядит так же, как короткий. Отличие в том, что числовой ответ допускает погрешность в ответе;
- вычисляемый. Такой вопрос предлагает вычислить значение по формуле. Формула представляет из себя шаблон, в который при каждом тестировании подставляются случайные значение из указанных диапазонов.
- на соответствие. Список подвопросов отображается вместе со списком ответов. Студент должен сопоставить каждый подвопрос с соответствующим ответом.
Тесты содержат по 10 вопросов, оцениваемых в 10 баллов. Оценка выставляется по процентному соотношению числа баллов, полученных за правильные ответы, к общему числу баллов, которые можно набрать за тест, т.е. как и за задание, оценка за тест переводится в 100-балльную систему. Результат выводится на экран сразу после завершения процесса тестирования и автоматически вносится в журнал оценок.
«В режиме тестов можно проверить теоретические (если включить теоретические вопросы с выбором ответов) и практические знания (если включить задачи без выбора ответов)» [2]. Настройки тестирования устанавливаются преподавателем по своему усмотрению: период тестирования, длительность прохождения теста, количество попыток, набор вопросов (случайный выбор из банка вопросов), порядок следования вопросов и ответов к ним, уровень доступности информации по результатам тестирования для каждого студента (баллы, правильность ответов, комментарии к неправильным ответам). Если для прохождения теста предусмотрена одна попытка, то студент, входя в тест, в обязательном порядке получает соответствующее напоминание. Более того, при установке ограничения на длительность прохождения теста у него есть возможность следить за временем. При желании преподаватель может назначить повторное тестирование как с выставлением новой оценки (предыдущая попытка просто удаляется), так и с выставлением высшего или среднего балла по нескольким попыткам. Таким образом, настройки системы тестирования позволяют каждому преподавателю выбирать те варианты, которые наиболее целесообразны в текущий момент. В зависимости от предназначения теста: контроль или самопроверка, тестирование можно проводить как в присутствии преподавателя, так и без него (в этом случае студент выбирает любое удобное для данной процедуры время и место).
К достоинствам системы Moodle в процессе прохождения тестирования следует отнести возможность просмотра действий студента во время тестирования: когда он начал и завершил процесс, сколько потратил времени, как ответил, какие ошибки допустил. Кроме того, выдается статистика выполненных заданий по группам, используя которую преподаватель имеет возможность корректировать вопросы, темы, добавлять дополнительные материалы для самостоятельного изучения. Все изменения в ЭУМК автоматически отражаются в профиле студента.
Экзамен, несмотря на достаточно богатые возможности системы Moodle, проводится «по старинке», т.е. традиционным способом, в письменном виде. Билет содержит от 15 до 20 вопросов, которые включают в себя теоретические и практические вопросы. Теоретические вопросы приводятся с выбором варианта ответа (1/3 части билета), а практические вопросы — с полным решением, так как есть возможность проследить за ходом
решения и предупредить арифметическую ошибку, которую в электронном тестовом режиме не смогли бы заметить и оценить.
Анализ результатов опытной апробации ЭУМК по дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика» как на заочном, так и на очном отделении показывает, что использование рассмотренных возможностей и инструментов электронной системы обучения Moodle в условиях реализации балльно-рейтинговой системы оценивания достижений студентов способствует активизации регулярной самостоятельной работы студентов, а также повышению качества усвоения ими изучаемого материала [2].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Система дистанционного обучения ЧГУ имени И.Н.Ульянова http://moodle.chuvsu.ru
2. Мерлина Н.И., Селиверстова Л.В., Ярдухина С.А. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. №3 (12). С. 58-61