важного двигательного качества, как ловкость, эти знания не будут лишними. Ведь ловкость и координационные способности являются мощным и надежным фундаментом обучения техническим приёмам в любом виде спорта и в любой работе.
Литература
1. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -168 с.
2. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. — М.: Физкультура и спорт, 1991. -288 с. с ил.
The use of «popular revolutions» in the Kyrgyz Republic for the formation and development of scientific outlook of pupils in teaching physics Sultankulov D.
Использование «народных революций» в Кыргызской Республике для формирования и развития научного мировоззрения учащихся в
обучении физике Султанкулов Д. И.
Султанкулов Дуйшоналы Итибаевич /Sultankulov Duishonaly - старший преподаватель, кафедра менеджмента образования, Кыргызская академия образования, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: рассмотрены и проанализированы аналогичность исторических событий и фактов с точки зрения физических явлений, происходящих в природе, определены пути использования их в учебно-воспитательном процессе средней школы. Abstract: considered and анализированы analogicalness ofhistorical events and facts from the point of view of thephysical phenomena in what be going on in the wild, theways of the use of them are certain in the учебно-воспитательном process of high school.
Ключевые слова: анологичность, исторические события, физические явления «порядок из хаоса», «народная революция», синергетика.
Keywords: analogicalness, historical events, physicalphenomena «order from chaos», «folk revolution», synergetics.
Подробно о «Народной революции» в Кыргызстане - учащиеся должны знать не только причины возникновения, процесс развития этих исторических событий, но и иметь собственные аналитические взгляды, личные мнения о причинах, результатах революции, иметь определенные научные понятия об историческом событии, приведшем народ к освобождению от авторитарного режима и семейно-кланового управления властью в Кыргызской Республике.
В этом историческом событии участвовал народ, а движущей силой революции являлось социальная несправедливость, семейно-клановое управление и совершенно по-бандитски осуществленная приватизация государственного и частного имущества в Кыргызстане.
Общественное развитие и эти исторические события можно считать тоже саморазвивающимся процессом на основе законов диалектики. Конечно, в этот процесс нельзя прямо перенести законы и теорию естественных наук как метод. Но
можно относительно сравнить изменения общественного процесса в целом и физических явлений, процессов в учебно-воспитательном процессе как фундаментально-научной основы исторического события. А с точки зрения философии ход общественного развития, как саморазвивающейся системы, зависит от уровня научного мировоззрения людей и их понимания основ фундаментальных наук. Поэтому общественное развитие нужно рассматривать как общее развитие диалектического процесса в целом. При обучении и сравнении исторического события с физическими явлениями надо учитывать внутренние закономерности развития общественного процесса и при этом не абсолютизировать законы и теории естественных наук. При обучении и сравнении вопросов исторического события и общественного развития справедлива теория относительности А. Эйнштейна.
При сравнении следует сосредоточить внимание учащихся старших классах на целях и причинах революционных ситуаций для свободного, самостоятельного, творческого исследования, чтобы сформировать личное мнение о результатах «народных революций». С точки зрения научного мировоззрения основа фундаментальной науки заключается в том, чтобы уточнить, определить причины возникновения народных революций (2005, 2010 гг.) в Кыргызстане. При этом нужно развивать у учащихся навыки самостоятельно-мыслительной, творческой деятельности. Эту идею особенно подчеркивал творец теории относительности А. Эйнштейн: свобода разума заключается в независимости мышления от ограничений, налагаемых авторитетами и социальными предрассудками, а также от шаблонных рассуждений и привычек [2. 256].
Часто мы полагаем, что общественными процессами должны заниматься только общественные науки. Нет, не только общественные науки и естественные науки. Общественный процесс развития - это динамически развивающейся, более того, саморазвивающийся процесс. Поэтому мы недооцениваем роли естественных наук, не обращаем внимания на то, что общественные движения, события развиваются естественным путем т. е. Зас чет внутренней силы саморазвивающегося синергетического процесса, который тесно связан с законами диалектики. Самоорганизация мыслится как эволюционный процесс. Поэтому основополагающая идея синергетики состоит в том, что неравновесность мыслится источником появления новой организации, т. е. порядка (поэтому главный труд И. Пригожина и И. Стенгерс назван «Порядок из хаоса»). Зарождение упорядоченности приравнивается к самопроизвольной самоорганизации материи [2. 171]. Научная основа природы общественного движения заложена в синергетической системе. А также часто можно встретить аналогию изменений исторического события в механическом и тепловом процессе физической науки. А задача естественных предметов сравнить относительность, найти особенность, аналогичность, причины возникновения общественного развития и исторических событий, сравнивая с физическими явлениями, процессами, теориями, законами.
При обучении и во внеклассных воспитательных мероприятих следует особое внимание обращать на то, что общественные процессы связаны с законами диалектики. Развитие общества основывается на саморазвивающихся синергетических системах, подчиняется фундаментальным законам и теориям природы, но относительно. Общественные события могут менятся по всякому и в любое время сответственно изменениям политических, социально-экономических и других ситуаций, т. е. зависят от изменений общественных параметров. В этом заключается большая связь фундаментальной науки с общественным развитием. Не зря говорят, что наука фундаментальна, т. е. в основном она предопределяет научную основу общественно-исторического события, пути развития политических, экономических и социальных процессов в обществе.
Конечно, мы должны всегда помнить при сравнении про относительность, абсолютность, специфические особенности и связи общественного развития с
изменениями физических явлений и процессов. Поэтому молодежь должна не только знать, но и заранее принимать меры и найти пути решения закономерностей исторических событий, переворотов и революционных ситуаций в обществе. В этом и состоит актуальность изучения естественных предметов при изучении исторических событий и фактов. Научное обоснование исторических событий и фактов формирует и развивает научное мировоззрение молодежи. И имеет немаловажное значение в воспитании и образовании учащихся и студентов.
Приведу пример сравнения: если в закрытом стекляном сосуде воду довести до кипения, то со временем пар выбивает пробку. Этот процесс нам хорошо известен. Здесь и для ребят нетрудно сравнивать аналогичность, особенности переворотов, революционных ситуаций с физическим процессом в закрытом сосуде (смотрите табл. 1 и 2).
Эти сравнения могут служить рычагом для углубления научного понятия и сущности теоретической части физических явлений и процессов и одновременно понять причины, цели и развития революционного процесса т. е. в сознании учащихся тоже создается психологическая ситуация для саморазвивания. Таким образом, эти же рычаги могут являться для обеих обучающих целей опорной основой. Эти двойные рычаги друг друга взаимоподдерживают в осуществлении дидактической цели учебно-воспитательного процесса. Здесь самая главная задача: учащийся, хорошо усваивая учебный материал и опираясь на теории и законы физики, сможет сравнить, понять причины возникновения и развития революционного процесса общества в целом. Такой комплексный подход в учебно-воспитательном процессе воспитывает аналитические качества, творческий характер, компетентность, формирует и развивает мыслительную деятельность и научное мировоззрение учащихся. Это важно для личной жизни учащихся и для развития общества. Задача обучения физике не в подготовке будущих «революционеров», а дать знания учащимся, чтобы сформировались реформаторские качества, чтобы они влияли на общественное развитие, чтобы они в дальнейшей жизни провели умственную революцию по развитию социально-зкономической жизни страны и общества.
С другой стороны, такая организация учебно-воспитательного процесса, считаю, дает более глубокую связь физики с жизнью. Мы часто считаем, что связь физики с жизнью - это практическое применение физической науки на производстве, технике и в быту, да, но это только в младших классах. Мы должны в обучении физике в старших классах научить, чтобы учащиеся начали мыслить и вникали в глобальные проблемы государства и общества. Так как в будущем они будут управлять государством, заниматься и решать глобальные проблемы человечества. Поэтому после окончания школы они должны вести себя как взрослые люди не только по поведению, но и по уму. Вот такая задача стоит перед школой. Чтобы они были готовы решать проблемы не только в личной жизни, а смело и уверенно стремились решать проблемы общества. В данное время многие выпускники школ ведут себя как дети, они не то что решать проблемы общества, не могут решить свои личные проблемы без помощи других. Это не совсем правильно в организации учебно-вопитательного процесса в целом системы образования и родителей. В школьные годы учащимся полноценно не прививаем такие качества, как самостоятельность, творчество, самодеятельность, самоуверенность, самокритичность. Хочу отметить, что в обучении учащихся сравнительному анализу формируются вышеуказанные человечские качества. Эти качества воспитывают в учащихся будущих созидателей общества, а не разушителей («революционеров»).
Для этого надо обучать, чтобы учащиеся перед собой смогли сами ставить цели, и чтобы возникли внутренние стремления решить проблемы общества (на себя брали ответственность), а учителя возбудили желания и уверенность (фундаментальные знания) в этом. Поэтому знания в будущем для учащихся должны стать силой для личностного и общественного развития.
Как известно, при изучении всех предметов осуществляется связь с жизнью и тем более с историческими событиями, фактами. Поэтому мы не должны игнорировать эти исторические события в учебно-воспитательном процессе, как прекрасный инструмент формирования мировоззрения учащихся. С другой стороны - это история развития нашего государства и всего народа. В учебных заведениях в качестве патриотического воспитания молодежи часто проводятся различные воспитательные мероприятия. Патриотическое воспитание надо начинать с исследования причин возникновения и процесса переворота, его результатов, создания проекта перспективного стратегического развития страны и т. д. А в учебном процессе для этого целесообразно выбрать конкретные темы и учесть, при каких условиях и какие методические приемы и технологии им соответствуют. А во внеклассных воспитательных мероприятиях (круглый стол, дискуссионный клуб, конференции и т. д.), определяя цели и задачи мероприятий, составить планы, программы, сценарии и т. д.
Примерная программа проведения дискуссии «Народные революции в Кыргызстане и наше отношение к ним».
Ход дискуссии:
1. Свободный микрофон: личные мнения и взгляды участников дискуссий о «народных» революциях в Кыргызстане.
2. Для дискуссий предлагаются следующие вопросы:
а) причина возникновения «народной революции». Какие аналогии и особенности с физическими явлениями и процессами вы здесь видите? Свою точку зрения обоснуйте;
б) можно ли сказать, что это революции: ответ обоснуйте с точки зрения физики;
в) как вы считаете, достигли ли эти революции своих целей и задач?
1. Отметить активность участников дискуссий.
Эти исторические события должны оставлять след в душах учащихся. Потому что они могут служить источником знаний и помогают понять исторические события. Такой подход в обучении развивает мыслительную деятельность учащихся, совершенствует мотивации учебно-воспитательного процесса в целом.
Мы знаем, что знания и мировоззрение человека формируются и развиваются только путем сравнения. Естественно, в учебном процессе при сравнении учащиеся классифицируют: определяют особенности, главную сущность, аналогии и различия между прошлыми и настоящими революциями в разное время в разных странах мира и т. д. Этот революционный процесс можно понять как общественный процесс развития на уроках истории и обществоведения. В процессе обучения физики можно сравнить и объяснить термодинамическими, механическими и другими процессами (колебание и волны) причины возникновения, движущие силы революционных ситуаций и аналогичность революций в обществе. На уроках физики можно более ясно, четко и доступно сравнить разные физические процессы (тепловые явления, термодинамические процессы). Развитие общества тесно связано с общественным сознанием фундаментальными знаниями. Поэтому государство должно больше уделять внимания предметам, формирующим мировоззренческие знания. Естественнонаучные предметы развивают у учащихся конкретность, творческий подход, мыслительную деятельность и реформаторские качества. Одна из главных задач физического образования - формирование научного мировоззрения учащихся. Основная задача фундаментальных дисциплин «открыть глаза» учащихся, т. е. умение познать окружающий мир, развивать в себе уверенность, самостоятельность, формировать научный подход к политическому, экономическому и социальному развитию общества.
Ход изменения температуры воды Ход процесса революционных ситуаций
1. Источник тепла 1 Социальная несправедливость (низкая зарплата, безработица, семейно-клановое управление государством, казнокрадство, «прихватизация» и т. д.)
2. Процесс кипения 2. Психологическая ситуация (сбор лидеров партий, общественных неправительственных организаций и подготовка к перевороту)
3. Вылетела пробка из сосуда 3. Осуществление переворота
4. Часть воды вылилась 4. Из-за переворота часть людей героически погибла
Таблица 2. Особенности двух процессов
Ход изменения теплового процесса Ход революционного процесса
Разница
1. После выбивания пробки температуры воды убывает 1. После переворота начинается революционный процесс (изменение, конституции, кадровой политики, стратегический курс концепции политического и экономического развития КР и т. д.), потому революцией управляют люди, развивается общество по всем параметрам. Процесс продолжается
Особенности
2. Стремление температуры воды к термодинамическому равновесию 2. Начинается переходной процесс в обществе
3. Тепловое равновесие 3. Продолжается революционный процесс. Движущая сила революции -интеллектуалы
Литература
1. Гуревич П. С. Введение в философию. - М.: Олимп, 1997.
2. Лешкевич Т. Г. Философия науки. - М.: Инфра, 2008.
3. Мамбетакунов Э. Физиканы окутуу теориясы жана практикасы. - Б.: ОСОО «Айат», 2004.
4. Мамбетакунов Э. Табият, билим жана мезгил. - Бишкек, «Университет», 2012.
5. Усова А. В. Теория и методика обучения физике: Общие вопросы. - Санкт -Петербург, «Медуза» 2002.