Научная статья на тему 'Движущая сила самостоятельного познавательного процесса учащихся'

Движущая сила самостоятельного познавательного процесса учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / EDUCATION TECHNOLOGY / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / TEACHING METHODS / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CREATIVE THINKING / АНАЛИЗ / ANALYSIS / СИНТЕЗ / SYNTHESIS / ЗАПОМИНАНИЕ / ДВИЖУЩАЯ СИЛА / MOTIVE FORCE / СИСТЕМАТИКА / SYSTEMATICS / MEMORIZING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курманкулов Шекербек Жанышбаевич

В данной работе рассмотрены причины безуспешной деятельности самостоятельной работы учащихся в сельских средних школах Кыргызстана. Показана потребность и необходимость организации самостоятельного познания учащихся средних школ. Для создания систематики самостоятельного познания учащихся определены рычаги и движущая сила самостоятельного обучения и познания учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The motive force of independent cognitive process of pupils

The paper considers the reasons of unsuccessful self-study of the pupils at rural secondary schools in Kyrgyzstan. The need and necessity to organize independent learning of pupils at secondary schools is shown. Leverage to systematize the independent cognition of pupils and the motive force of independent learning and cognition are defined.

Текст научной работы на тему «Движущая сила самостоятельного познавательного процесса учащихся»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 1 (08). Март 2016 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 370.12.53 ББК 74.261.7 К933

Ш. Ж. Курманкулов Талас, Кыргызстан

ДВИЖУЩАЯ СИЛА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧАЩИХСЯ

В данной работе рассмотрены причины безуспешной деятельности самостоятельной работы учащихся в сельских средних школах Кыргызстана. Показана потребность и необходимость организации самостоятельного познания учащихся средних школ. Для создания систематики самостоятельного познания учащихся определены рычаги и движущая сила самостоятельного обучения и познания учащихся.

Ключевые слова: технология обучения; методы обучения; познавательная деятельность; компетентность; творческое мышление; анализ; синтез; запоминание; движущая сила; систематика.

Sh. Zh. Kurmankulov Talas, Kyrgyzstan

THE MOTIVE FORCE OF INDEPENDENT COGNITIVE PROCESS OF PUPILS

The paper considers the reasons of unsuccessful self-study of the pupils at rural secondary schools in Kyrgyzstan. The need and necessity to organize independent learning of pupils at secondary schools is shown. Leverage to systematize the independent cognition of pupils and the motive force of independent learning and cognition are defined.

© Курманкулов Ш. Ж., 2016

Key words: education technology; teaching methods; cognitive activity; competence; creative thinking; analysis; synthesis; memorizing; motive force; systematics.

Для того чтобы предвидеть события будущего, надо сделать вывод, сравнивая настоящее с прошедшим, анализируя, взвешивая все обстоятельства жизни. В сельских школах в Кыргызстане, до последних 4-х, 5-ти лет, не происходили серьезные изменения. За двадцать лет независимости Кыргызстана изменилось общество, общественные отношения, с приходом рыночной экономики изменилась психология и детей, и взрослых. Учебно-воспитательная методика в школе долгое время оставалось прежней, не обновлялась. Возникли кризисные обстоятельства, ученики не хотят учиться как прежде, учителя не могут обучать эффективно [Иптаров, 2013, с. 6]. Основываясь на этом, можно отметить, что в данном случае причина не одна, а несколько.

Профессор Э. Мамбетакунов, тщательно анализируя, отражал в массовой информации десятки причин снижения качества знаний на примере физики [Мамбетакунов, 2010, с. 8]. Объект изменился, если в связи с этим изменится орудие труда, то результат будет эффективнее. Конечно, бесспорно, что у традиционной технологии обучения есть незаменимое превосходство и свои принципы. Но, в то же время, модернизация каждого метода - одна из важнейших задач сегодняшнего дня. Встречаются моменты традиционного обучения, где обучение противостоит свободным чувствам, желаниям, изменившемуся мышлению, изменившемуся объекту.

В работе [Мамбетакунов, 2004, с. 191] отмечено, что для улучшения качества обучения в школах, средних и высших учебных заведениях необходим следующий механизм деятельности:

- донести до сознания учащихся систему образования, а не фактов, говоря на языке естественных предметов, необходимо восстановить в сознании учащихся систему научных понятий;

- необходимо активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Из этого следует то, что мы должны уделять больше внимания

на самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Бесспорно, что в тесной связи находятся развитие мышления учащихся и проблема познания понятий учащимися.

Автор указанной статьи [Син, 2014, с. 163] подчеркивает: «Как правило, не всегда совпадают ценности учащихся с требованиями школы. Понятно, что ученик в школе реализует свои ценности, интересы и мотивы. А школа предлагает свои обязанности. Если они совпадают, то обучение можно вести на основе доверия». Поэтому необходимость изменения традиционного обучения заключается в образовательном направлении, которое решает реальные вопросы, самостоятельные интересы и собственные ценности, отстраняясь от простых комбинаций умений и навыков и образовательных сведений.

Основная цель национального куррикулума Кыргызской Республики направлена на приобретение компетентностей учащимися и на применение знаний на практике [Рамочный куррикулум, 2008, с. 42]. В данном случае одним из основных компонентов рассматривается «организация самостоятельной деятельности и решение вопросов». Отсюда следует, что необходимо особое внимание уделять на самостоятельную деятельность учащихся в учебном процессе. Поэтому при организации обучения учителям приходится изменять задачи, потому что со временем все актуальнее становится помощь учащимся в реализации своих видений, нежели давать готовые образцы готовых явлений. Здесь мы должны понять то, что мы оцениваем самостоятельную деятельность учащихся.

Напомним высказывание физика Галилео Галилея о самостоятельной работе: «Обучающих не надо учить чему-то, нужно помочь сделать самостоятельные выводы». Положительные результаты самостоятельной деятельности, безусловно, приносят удовлетворение от своей работы, стимулируют учащихся. В данном случае учитель является «катализатором» самостоятельной работы учащихся.

Как говорится, истинное воспитание - это воспитание самого себя, и основу истинного обучения составляет доведение учащихся до самостоятельной дея-

тельности. Причины безуспешной деятельности данного направления: не разработана систематика самостоятельной работы учащихся; наличие малого количества учебных пособий, направленных на самостоятельную деятельность, на развитие мышления, на самостоятельную работу учащихся для сельских национальных школ.

При организации самостоятельного познания учащихся нужны потребность и необходимость, основываются на следующем:

- по данным учёных, в мире каждые 15 лет информация растёт вдвое больше [Сарымсакова, 2008, с. 19];

- творческая работа начинается с самостоятельной деятельности;

- развитие личности всю жизнь сопровождается самостоятельным обучением;

- основу истинного обучения учащихся составляет самостоятельное обучение и др.

Основная цель данной работы - создать систематику самостоятельного познания, определить рычаги и движущую силу самостоятельного обучения и познания учащихся. Основываясь на поиски и мышление, составленная систематика самостоятельного познания учащихся представлена на рис. 1.

Мысль человека связана с языком. На каком языке говоришь, на таком и языке мыслишь и думаешь. Если произносимое выражение не будет соответствовать мыслям человека, то оно будет непонятным. Каждый может мыслить, но не каждому дана способность логического мышления. Познание тоже тесно связано с самостоятельной мыслительной деятельностью. Творческое мышление самостоятельного познания не должно быть беспорядочным, а должна быть упорядоченная систематика на основе закономерности. Как показано на рис. 1, если мышление или мечта не будут сопровождаться с деятельностью, то это превратится в бессмысленную мечту, т. е. фантазию. Если мышление сопровождается деятельностью, то это возможно перейдет в же-

лание. Выбор желания - это уже решение. Если решительное желание возникло

Рис. 1. Систематика самостоятельного познания учащихся от потребности или необходимости, то это порождает (вызывает) интерес. Если информация, полученная учеником, относится к интересному для него объекту, тогда эта информация усваивается с большим желанием и легко воспринимается материал, т. е. ученик понимает материал на определенном уровне. Интерес - это стимул концентрации мышления учащегося. Внутреннее мышление способствует развитию сознания ученика. Умственное развитие усиливает возможность анализировать учебный материал, предмет, ситуацию. Если учащийся воспринимает информационный материал на основе анализа, то создается возможность глубоко понять изучаемый материал. Поэтому на стрелке соединения анализа поставлена точка разрыва (на рисунке отмечено цифрой 10), т. е. не всегда понятие сопровождается с анализом. Здесь можно понять, что учащийся воспринимает интересующий его материал в определенном объеме, хотя не умеет анализировать. В этом случае понимание может быть знанием в краткосрочном времени. Как говорил А. Эйнштейн, истинное знание - это остаток

знаний, которые надолго запоминаются после обучения. Механизм перехода понимания на долгосрочное запоминание - это повторение, как говорят: «Повторение - мать ученья». Повторение является рычагом постоянного запоминания пройденных материалов и постоянных знаний.

Наличие внутренней концентрации учащихся помогает выработать интеллектуальное старание, порядочность и систематичность, упрямство, тем самым укрепляет волю учащихся. Воля контролирует действие самих учащихся. Воля учащихся в соотношении с внутренней концентрацией улучшает повторяющую работоспособность учащихся. Своевременным и правильным повторением можно формировать долговечное знание. Знания успешно усваиваются и закрепляются при их применении. Применение полученного знания на основе нужды или необходимых навыков способствует повышению умений.

Оценивание применения - это нелегко, для этого надо, чтобы творческое мышление присутствовало для нужного результата. В данном случае понимание материала учащимися, если даже не на уровне синтеза, можно применить в деятельности на основе необходимых навыков, по стандартным образцам. Поэтому здесь тоже на стрелке синтеза поставлена точка разрыва. Если понимание доходит до уровня синтеза, то соотношение синтеза с творческим мышлением дает глубокое оценивание применению. На этой основе от доходчивого оценивания создается собственное творческое применение, учащийся по развитию может достичь самостоятельного создания чего-то. Уверен в том, что для учащихся ypoвeнь созидания - это высшая планка обучения, самостоятельного познания.

На основе вышеизложенного можно констатировать, что движущей силой самостоятельного познания учащихся могут стать следующие три аспекта (на рисунке отмечены 3-мя звёздочками):

- порождение интереса учащихся с усилением их внутренней концентрации;

- укрепление воли учащихся на основе различных методов;

- создание необходимости применения полученных знаний на практике.

Правильное отношение учителя к вышеизложенным трем аспектам может создать «усиленный ритм» при собственном познании в обучении учащихся. В успешном процессе данной систематики трудно сказать, что отсутствует запредельное торможение, потому что не каждый учитель умеет заинтересовать в своем предмете, воспитать волю ребенка, раскрыть практическое значение полученных знаний. Такие творческие учителя в сельских школах сегодня нужны как воздух, к сожалению, их мало.

Библиографический список:

1. Иптаров С. Билим беруунун абалы: манызы жана майнабы // Кут Билим. Бишкек. 2013. № 41.

2. Мамбетакунов Э. Физикалык билимдин сапаты неге томондоодо? / Э. Мамбетаку-нов, Б. Мурзаибраимова // Кут билим. Бишкек, 2010. №33.

3. Мамбетакунов Э. Физиканы окутуу теориясы жана практикасы. КР ББМ, Ж Баласа-гын атындагы КУУ, НМУ. Б.: «МОК» басма борбору, 2004. 4906.

4. Рамочный национальный куррикулум среднего образования КР // Известия Кыргызского академия образования КР. Бишкек, 2008. № 4.

5. Син Е. Е. Подготовка будущих учителей к преподаванию в классах с углубленным изучением предмета // Известия вузов. Бишкек, 2014. № 45. С. 163-165.

6. Сарымсакова Р. К. Современные тенденции развития химического образования // Вестник Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына. Бишкек, 2008. Вып. 2. Серия 6. С. 17-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.