Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 1 (08). Март 2016 (http://ce.if-mstuca.ru)
УДК 378.1:37.0 ББК 74 К933
Ш. Ж. Курманкулов
Талас, Кыргызстан Л. А. Сатаева
Талас, Кыргызстан
«НЕОБХОДИМЫЕ» И «ДОСТАТОЧНЫЕ» УСЛОВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОМИЕТЕНТНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ КЫРГЫЗСТАНА
В данной статье рассмотрен вопрос: «Каким должен быть специалист, соответствующий современным требованиям в Кыргызстане?» Определено, что для подготовки компетентных кадров нужно создание «необходимых» и «достаточных» условий для образовательной системы. Показано, из каких элементов состоят эти условия и чем они дополняют друг друга.
Ключевые слова: система обучения; технология обучения; качество знания; креативность; компетенция; компетентность; способ обучения.
Sh. Zh. Kurmankulov Talas, Kyrgyzstan L. A. Sataeva Talas, Kyrgyzstan
"NECESSARY" AND "SUFFICIENT" CONDITIONS PROVIDING COMPETENCE-BASED LEARNING OF KYRGYZSTAN'S PUPILS
The article deals with the question "What qualities must a specialist possess to meet modern requirements in Kyrgyzstan?" The authors state that the training of
© Курманкулов Ш. Ж., Сатаева Л. А., 2016
competent cadres requires "necessary" and "sufficient" conditions for the educational system. Components of the conditions and their complementarity are shown.
Key words: educational system; learning technology; quality of knowledge; creativity; competence; competency; medium of instruction.
Современное развитие техники и технологии вызвало у подрастающего поколения небывалый живой интерес к этим изменениям. Вместо чтения учебников или художественной литературы молодежь предпочитает: заниматься сотовым телефоном, смотреть DVD фильмы, играть в компьютерные игры. Есть и такие ученики, у которых нет никакого желания ходить в школу. Растет число учащихся, которые с малых лет только и делают, что играют в развлекательные игры. По словам ученых, каждые 15 лет информационный рост в технике, науке, быту возрастает в 2 раза [Сарымсакова, 2008, с. 19]. По разным объективным и субъективным причинам традиционная система обучения советских времен на сегодняшний день не соответствует требованиям современного образования. Поэтому, в целях оптимизации эффективного процесса обучения в подготовке кадров будущего, возникает необходимость использования новых технологий обучения. Потому что подготовка современных, творчески развитых, дальновидных специалистов могла бы дать государству, да и самому учащемуся широкие возможности обустроиться, найти соответствующее рабочее место, улучшить жизненные условия.
Всестороннее развитие общества требует коренных изменений и в требованиях к кадрам. Если в советском обществе (в СССР) на первый план выходило качество знаний специалиста, то в данный период такая оценка не соответствует современным требованиям. На сегодняшний день в Кыргызстане созрели две основных проблемы: Каким должен быть специалист, соответствующий современным требованиям? Как подготовить таких специалистов? В данной статье рассмотрены эти проблемы.
Каким должен быть специалист будущего? В Европе на этот вопрос уже долгое время ищут ответ. Программа ЮНЕСКО «Открытая система образова-
ния XXI века» на сегодняшний день внедряется во многих государствах. В данной программе специалисту дается возможность освоить научные знания, которые направлены на развитие нового мышления в профессиональной деятельности, рациональные умения, способности креативно использовать приобретенные знания. Специалист будущего в своей профессиональной деятельности помнит, что необходимо работать над собой, углублять знания, сочетая их с практикой.
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: «Специалист, отвечающий сегодняшним спросам и требованиям, должен быть компетентным». Понятие компетентности не отрицает значимость «знаний», «умений» и «навыков», считавшихся до этого необходимостью в обучении, наоборот, это есть всеохватывающее широкое понятие [Касенова, 2008, с. 228].
По словам автора данной статьи [Ногаев, 2013, с. 113], «компетентность специалиста с высшим образованием, в первую очередь, - его способность в профессиональной деятельности творчески использовать свои знания, умения, навыки и личные качества. Осознать социальное значение своих обязанностей, быть ответственным и стремиться к развитию своих умений».
В данной статье [Иванов, 2008,с. 10] говорится, что «компетенция - это готовность личности к употреблению знаний, умений, стремления и личные качества в характере, способствующие содержательному росту деятельности определенном направлении». Автор указанной работы отметил [Баялиева, 2013, с. 223], что огромный поток информации на сегодняшний день показал, что знания, получаемые в школе учениками, не соответствуют их общему развитию. Поэтому, учащиеся должны научиться непрерывно, самостоятельно заниматься, развивать свои знания. Для этого они должны обладать универсальной ключевой компетенцией. Такая компетенция достигается в результате освоения ряда учебных предметов. Основное требование общества перед образовательной системой сегодня - это обладание личности ключевыми компетенциями. По мнению автора указанной работы [Хуторский, 2003, с. 61], было доказано, что универсальная ключевая компетенция состоит из следующих 7 со-
ставляющих компонентов: общая культура, учебно-познавательная, информационная, коммуникабельная, целостно-абстрактное мышление, социально-трудовая компетентность и самосовершенствование.
В Европе компетентность характеризуется лаконично многозначным словом. Компетентность рассматривается как комплекс развития основополагающих ценных способностей личности. Личность формируется в зависимости от гибкости своих личностных качеств. Независимо, в каком обществе живет человек, какое социальное положение он занимает, его личностные качества, способности являются основным средством в достижении поставленных целей.
По мнению авторов, если компетенции дать нижеследующее определение, то можно было бы полностью раскрыть её значение. Компетентность - это совокупность личных качеств и знаний для продуктивного решения различных проблем, возникших в научной и практической (житейских) деятельности, как дальновидного специалиста.
Очень большие требования на сегодняшний день к подготовке компетентных кадров. По мнению авторов, для выполнения таких требований необходимо иметь следующие «необходимые» и «достаточные» условия (рис. 1). Эти условия никак нельзя рассматривать раздельно друг от друга. Здесь мы не можем не обратить внимание на одну горькую правду. Потому что подготовка полноценно-компетентного специалиста вызывает сомнения, пока не будут выполнены условия «достаточности». Как видно на рисунке, необходимое условие состоит из трех компонентов. Формирование компетентного специалиста не зависит от односторонних стараний преподавателя. При подготовке компетентного специалиста необходимо, чтобы ученик обладал компетентностью школьного уровня (1). Мы считаем, при подготовке компетентного специалиста деление образовательной системы на высшие, средние и начальные уровни есть пустая трата времени и усилий. Есть еще одно важное необходимое условие -обеспеченность образовательной системы материально-технической базой, отвечающей современным требованиям (2).
Рис. 1. Условия для подготовки компетентного специалиста
При обучении, направленном на компетентность, было бы абсурдно считать правильным отрицание педагогики традиционного обучения (советское), попытку его искоренения, стремление создать совершенно новый особый способ обучения. Модернизируя и усовершенствуя методы и методику, разработанные на протяжении долгого времени, мы могли бы добиться успешных результатов. Поэтому, обеспеченность эффективным использованием традиционных технологий обучения и новыми технологиями дополняют необходимые условия (3).
При подготовке компетентного специалиста «необходимые» и «достаточные» условия, дополняя друг друга, объединяются в одну огромную целенаправленную силу. В компоненте «достаточные условия», позволяющие работать преподавателям креативно и ответственно, основное место занимают социально-экономические условия (4). Пока эти условия не будут выполнены, нельзя требовать от учителей повышенной трудоспособности и ответственности. Нельзя забывать обязанности родителей, обеспечивающих своих детей учебниками и учебными средствами. А также они могут и имеют право проверять качество преподаваемых уроков. Но, к сожалению, в сельских местностях родители этого не делают. У родителей, которые равнодушно относятся к будущему своих детей, нет никакой ответственности. Не разработаны нормативные акты, законы, определяющие такую ответственность. Такой нормативный
закон был бы составляющим достаточным условием (5). Мы уверены, только тогда, когда вышеуказанные необходимые и достаточные условия будут целиком выполнены, проблема подготовки компетентных специалистов полностью разрешиться.
Библиографический список
1. Баялиева Э. Ж. Инновационные технологии и методы обучения в образовании // Вестник Кыргызского государственного педагогического университета им. И. Арабаева // 2013. № 3. С. 221-226.
2. Иванов Д. А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Завуч. 2008. № 1. С. 8-11.
3. Касенова С. Ш. К вопросу о компетентностном подходе в высшем профессиональном образовании // Вестник Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына. 2008. Вып. 2. Серия 6. С. 227-230.
4. Ногаев М. А. Современные инновационные технологии в образовании и обучении / М. А. Ногаев, С. К. Кадышева // Вестник Ошского государственного университета. 2013. № 2. Выпуск 3. С. 112-116.
5. Сарымсакова Р. К. Современные тенденции развития химического образования // Вестник Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына, 2008. Вып. 2. Серия 6. С. 17-20.
6. Хуторский А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2 С. 58-64.