Использование мультимедийных средств наглядности в преподавании истории
М.И. Мальцева ([email protected])
МОУ «Советская средняя общеобразовательная школа № 2», п. Советский
Опыт использования медиаобразовательных технологий в процессе обучения выявил большое значение методических приемов по использованию средств наглядности. Использование Интернет-ресурсов, различных обучающих и развивающих электронных программ делают уроки насыщенными с точки зрения наглядности, что способствует расширению кругозора учащихся.
Использование средств наглядности в медиаобразовательных технологиях позволяет повысить уровень обучения: значительно увеличивается наглядность курса, т.к. в своей работе учитель сегодня сталкивается с серьезной проблемой отсутствия материальной базы наглядности: карты устарели, тематические картины практически не выпускаются, диафильмы не актуальны и т.д.
В таких условиях на помощь учителю в преподавании могут придти компьютерные технологии. Можно выделить некоторые преимущества проведения уроков с ИКТ:
1.Решается вопрос с созданием, дополнением, расширением материальной базы наглядности.
2. Составление презентации урока, подбор материала, можно осуществить непосредственно в соответствии с программой. Привлекая учащихся к такому роду деятельности, учитель стимулирует их познавательный интерес к урокам истории.
Презентация охватывает весь необходимый наглядный материал урока истории от схем, картин, тематических карт и до наиболее важных выводов. Но при этом сохраняется возможность для любого варьирования материала в зависимости от особенностей класса, его подготовленности и настроя.
Мультимедийные презентации прочно вошли в школьную жизнь. Почти каждый учитель, имеющий практические навыки владения информационными технологиями, использует их в своей повседневной работе. Презентация может иметь различные формы, применение которых зависит от знаний, подготовленности как учителя, так и ученика, а так же предполагаемой аудитории. Наиболее эффективно использовать презентации при проведении лекции, практического занятия, самостоятельной работы, тестирования.
По ходу урока поэтапно выводится необходимый материал на экран и рассматриваются основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания учитель может организовать обсуждение поставленного вопроса и подвести его итоги. В случае необходимости учитель может заменить текст, рисунок или просто скрыть ненужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе.
Возможно сопровождение урока не только путем показа хороших презентаций, но и привлечение звукового сопровождения. Можно использовать на уроке материалы из сети Internet.
Современные средства обучения на основе медиатехнологий могут обладать уникальными свойствами и функциями наглядности, которые способны изменить весь процесс обучения. Цифровые образовательные ресурсы позволяют объединять огромное количество изобразительных, звуковых, условно-графических, видео и анимационных материалов. Наглядные материалы должны отвечать общедидактическим, эргономическим и методическим требованиям, от соблюдения которых может зависеть скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний. Так, наглядные средства обучения должны быть:
- ориентированы на мотивацию обучения, вызывать интерес и увлекать познавательной деятельностью;
- доступными, то есть соответствовать возрастным особенностям учащихся. Каждому учителю хорошо известно, что школьникам можно давать только такой материал, который они готовы воспринимать;
- содержательными с позиций современной науки и для передачи смысловой полноты теоретического материала. Теоретическое изложение наглядного материала позволяет обеспечивать системность, последовательность и прочность усвоения изучаемой темы;
- интерактивными, способными организовывать коммуникативные ситуации. В компьютерных средствах обучения, в технологии которых изначально заложен принцип интерактивности (то есть обратной связи), это требование часто используется на самом простом уровне. Цифровые технологии позволяют создавать и более интересные обучающие ситуации с помощью визуальных тестов, проблемных вопросов, и иных коммуникативных ситуаций;
Обобщение педагогического опыта использования ИКТ.
151
- иллюстративными, когда используется разного вида материалы в трудных для понимания содержания текста. Но здесь надо очень осторожно использовать образность наглядного материала, так как чрезмерное увлечение представления информации может увести учащихся от основной идеи автора наглядного пособия;
- дозированными с оптимальным использованием наглядности. Наверное, каждый педагог может привести пример использования готовых средств обучения, в которых огромное количество информации. С одной стороны, это хорошо, но с другой - переизбыток информации может привести и к обратному эффекту. Внимание обучающихся будет отвлекаться на посторонние детали, а учителю сложно выстроить занятие.
Однако дидактический принцип наглядности, являющийся ведущим в обучении, следует понимать несколько шире, нежели возможность зрительного восприятия. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают более полное представление образа или понятия, что способствует более прочному усвоению материала. Наглядность способствует развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к приобретае -мым знаниям. Проводя самостоятельные задания, учащиеся могут убедиться в реальности тех процессов и яв -лений, о которых узнают от учителя. А это, в свою очередь, позволяет ребенку убедиться в истинности полученных сведений, что ведет к осознанности и прочности знаний. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.
Мультимедийные средства наглядности позволяют создавать новые формы визуальной информации, которая представляет интерпретацию моделей изучаемых явлений. И именно в этом заключается большой резерв повышения эффективности обучения.
Результат учебно-воспитательного процесса во многом зависит от того, насколько он обеспечен разнообразными средствами обучения. Трудно представить себе современного учителя, не использующего дополнительных методических пособий, кроме учебника. Довольно сложно оспорить тот факт, что наглядность в обучении занимает далеко не последнее место.
В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер. Применение компьютеров в учебном процессе увеличивает объем информации, сообщаемой ученику на уроке, активизирует, по сравнению с обычными уроками, организацию познавательной деятельности учащихся.
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства в паре с компьютерами.
Учитель, который широко использует презентации на уроках истории, повышает интерес к изучению предмета.
Использование мультимедийной наглядности на уроках истории помогает и учителю в преподавании, и ученику в освоении предмета.
Можно выделить наиболее существенные преимущества использования мультимедийных средств обучения в преподавании истории:
во-первых, мультимедийные учебные пособия в состоянии представить исторические факты, события во взаимосвязи. Во многом обогащают знания и другие приемы, такие как, рисунки, звуковые анимации, портреты и т.д.;
во-вторых, ведущей целью применения мультимедийного оборудования на уроке является достижение более глубокого запоминания исторического материала через образное восприятие, обеспечение «погружения» в изучаемую эпоху. Усвоение исторических знаний на базе мультимедиа реализуется при помощи всех каналов восприятия.
Практически любой учитель истории при желании может использовать мультимедийные пособия или создать свои электронные презентации (именно по той теме, которая необходима на уроке), а также создавать тесты для своих уроков (именно с теми вопросами, которые необходимы учителю). Именно использование современных технологий позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся, а также проверить их знания.
Наглядность средств обучения в преподавании играет важную роль в формировании информационно-интегрированной образовательной среды, в которой учитель самостоятельно конструирует и направляет процесс обучения, решает целый комплекс современных дидактических, методических, психологических вопросов.
Поэтому внедрение эффективных и продуктивных инноваций по наглядности предопределяет профессионализм педагогов и творческую деятельность учеников.
Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории.
Литература
1. Жилкин, В.В. Информационно-технологические средства в профессиональной деятельности педагога / В.В. Жилкин // Материалы Интернета по адресу: http://center.fio.ru в рубрике «В помощь учителю».
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М., 1999.
Использование векторного редактора CORELDRAW
в деятельности учителя-предметника
Н.Г. Матвеева ([email protected])
Информационно-аналитический центр города Волжска Республики Марий Эл
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» с января 2008 года началась реализация проекта по обеспечению лицензионной поддержки СБППО для ОУ Российской Федерации. Целью проекта стало формирование необходимых условий для эффективного использования педагогами ОУ стандартного базового пакета программного обеспечения. В данный пакет вошла одна из лучших программ векторной графики для персонального компьютера CorelDRAW Graphics Suite X3.
CorelDRAW Graphics Suite X3 уверенно продвигает вперед любой графический проект, воплощает идеи в профессиональные результаты: от красочных логотипов, схем, графиков до привлекательной Web-графики.
CorelDRAW Graphics Suite X3 дает возможность учителю-предметнику воспользоваться средствами объем -ности изображения, динамики и применить в своей деятельности, независимо от предмета.
Данный редактор активно используют для подготовки к урокам в школах города Волжска (СОШ № 12,
I СОШ № 10). На сайте «Первая Помощь» (http://slikola.edu.ru/) этот графический пакет пользуется спросом у учителей (по рейтингу закачек: 5 из 5). Причина в том, что программа позволяет реализовать идеи, самостоятельно готовить мультимедийный материал для уроков, с легкостью нарисовать картинку, отретушировать фотографию для использования в учебной деятельности. Овладение навыками работы с графическим редактором повышает уровень информационной культуры учителей в их работе. Благодаря программе реализуются такие принципы: развитие как цель обучения, совместный труд и творчество учителя и ученика, их самовыражение. При изучении редактора совершенствуются знания, формируется новый стиль деятельности, а также отношение к компьютеру как инструменту созидания, творчества.
Но перед учителем встает задача разработать методику обучения векторной графике для учащихся в организации их проектной деятельности. Для стимулирования мотивации к изучению учебного материала и создания условии для развития творческих способностей в школе можно организовать выставки работ учителей, учащихся на стендах школы, отбор самых оригинальных и лучших работ для публикации в школьной газете, размещения на сайте школы, поздравление родителей и педагогов открытками, сделанными в CorelDRAW.
Я думаю, что учителя и учащиеся, освоившие данную программу, становятся специалистами, которые способны создавать высокие современные технологии. Перед ними раскрыты двери в мир дизайна и графики. Конечно, жаль, что лицензионные ключи действуют только до декабря 2010 года. К хорошему привыкаешь очень быстро.
С нови ■ гш»> Лный ио)>ог,
ТвоН уО^НОй Wl> IDA,
О л ндоннй. тн>ел.дН, И (kitif>t'iai
С Willi - mko ц>ный jtfoHO*, Сновл - н<7Ф'ый iffioic Первый что iьныЛ TlUIHtlllfifHHtrl fl